НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Смоленской области от 29.06.2020 № А62-1014/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

24.07.2020                                                                     Дело № А62-1014/2020

Резолютивная часть решения оглашена 29.06.2020

Полный текст решения изготовлен 24.07.2020

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Каринской И. Л.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Раставецкой В.Э.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Монолит Плюс» (ОГРН 1106714000447; ИНН 6714031020)

к Департаменту государственного строительного и технического надзора Смоленской области (ОГРН 1066731118244; ИНН 6730067390)

об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 31.01.2020 № 17,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Костенкова Т.А. – представитель по доверенности от 03.02.2020;

от ответчика: Хасанова О.В. – представитель по доверенности от 17.12.2019;

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Монолит Плюс» (далее – заявитель, Общество, ООО «Монолит Плюс») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области (далее – ответчик, Департамент, административный орган) от 31.01.2020 № 17, согласно которому Общество  привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.

Как следует из материалов дела, на основании договора подряда № 05-01/2020-П от 04.01.2020 лицом, осуществляющим строительные работы на объекте капитального строительства  «Реконструкция объекта незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой», расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Рославльская, д. 18, является ООО «Монолит Плюс».

Департаментом на основании письменного обращения граждан, сведений, поступивших из телекоммуникационной сети Интернет, а также сообщений в средствах массовой информации, произведено изучение поступивших в адрес Департамента 21.01.2020 материалов видеофиксации процесса осуществления строительно-монтажных работ при реконструкции объекта незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой», расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Рославльская, д. 18.

В ходе изучения административным органом поступивших материалов видеофиксации процесса осуществления   строительно-монтажных работ на вышеуказанном объекте капитального строительства установлено совершение следующих нарушений:

1.Лица, находящиеся на строительной площадке и осуществляющие монтаж элементов опалубки перекрытия 10-го этажа блок-секции № 2 в осях Н1-Л/12-16, в нарушение требований проекта организации строительства (Лист 13 7/2019-ПОС.ТЧ) не обеспечены защитными касками. В соответствии с требованиями пункта 5.13 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются;

2.На основании пункта 6.2.16 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов. Вместе с тем, согласно пункту 6.2.18 вышеназванного СНиП, при невозможности или экономической нецелесообразности применения защитных ограждений согласно пункту 6.2.16 допускается производство работ с применением предохранительного пояса для строителей, соответствующего государственным стандартам, и оформлением наряда-допуска. Лица, находящиеся на строительной площадке и осуществляющие монтаж элементов опалубки перекрытия 10-го этажа блок-секции № 2 в осях Н1-Л/12-16, в нарушение требований проекта организации строительства (Лист 13 7/2019-ПОС.ТЧ) не обеспечены предохранительными поясами. Работы по монтажу элементов опалубки перекрытия 10-го этажа блок-секции № 2 в осях Н1-Л/12-16 осуществляются в непосредственной близости от границы перепада по высоте более 1,3 м, защитные или страховочные ограждения отсутствуют;

3.    В соответствии с требованиями проектной документации 7/2019, получившей положительное заключение негосударственной экспертизы № 67-2-1-2-024903-2019 от 18.09.2019, при строительстве объекта капитального строительства в качестве защитной системы применяется защитно-улавливающая сетка. В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия» защитно-улавливающая сетка - это защитная система, предназначенная для дополнительной защиты работающих на высоте и улавливания падающих с высоты строительных отходов в монолитном домостроении (далее - ЗУС).

Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия» ЗУС должна использоваться, начиная с третьего этажа здания от нулевой отметки или от минусовой отметки, и передвигаться вверх в процессе возведения здания (сооружения). ЗУС должна быть установлена таким образом, чтобы расстояние по высоте между поверхностью ее установки и монтажным горизонтом, где работают люди, включая рабочие места на опалубках или других элементах здания, не превышало 7 метров.

Из материалов видеофиксации следует, что ЗУС закреплена в горизонтальной плоскости уровня 8-го этажа здания, на высотной отметке +19,820. Работы по монтажу сборных элементов опалубки перекрытия 10-го этажа блок-секции № 2 в осях Н1-Л/12-16 осуществлялись в монтажном горизонте уровня 10-го этажа здания, на высотной отметке +25,620. Таким образом, разница высотных отметок между уровнем установки ЗУС и монтажным горизонтом, на котором осуществлялись работы по монтажу сборных элементов опалубки перекрытия 10-го этажа, составляла 5,8 метра. Вместе с тем, высотная отметка верхних элементов опалубки - деревянных ригелей находилась в уровне перекрытия 10-го этажа и составляла +28,220. Учитывая вышеизложенное, разница по высоте между уровнем установки ЗУС и верхними элементами опалубки перекрытия 10-го этажа составляла 8,4 метра (28,220-19,820), что является нарушением требований, указанных в пункте 6.1 ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия»;

4. На основании части 6 ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия» применение ЗУС должно осуществляться в соответствии с проектом организации строительства (ПОС) в целом для конкретного возводимого здания и проекта производства работ (ППР) на установку ЗУС. ППР должен быть разработан организацией, разрабатывающей конструкцию ЗУС, или аттестованной ею профильной организацией, в том числе специалистами организации - потребителя ЗУС. Перед началом разработки ППР необходимо ознакомиться детально с конструктивным решением здания, а также с условиями установки ЗУС непосредственно на строящемся объекте.

ППР должен содержать:

- детальную схему установки ЗУС на данном конкретном объекте;

- координаты мест сверления отверстий в элементах здания для прикрепления опор и способы прикрепления сеток;

- шаг перестановки сеток по высоте;

- ведомость с указанием перечня сеток и опор, приспособлений, устройств, инструмента для монтажа и демонтажа;

- перечень средств индивидуальной защиты работников от падения с высоты.

Для обеспечения безопасности работников, осуществляющих монтаж, демонтаж и эксплуатацию ЗУС, в ППР необходимо с помощью рисунков и схем указать места и способы закрепления работника предохранительным поясом на высоте, включая дополнительные устройства, применяемые для обеспечения возможности удобного и надежного закрепления поясом.

Представленный на момент составления протокола проект производства работ, разработанный на реконструкцию объекта капитального строительства «Реконструкция объекта незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой», расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Ново-Рославльская, д. 18, не содержит вышеперечисленных текстовых и графических материалов, что является нарушением требований, указанных в части 6 ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия»;

5. 21 января 2020 в 10 часов 43 минуты, при монтаже элементов опалубки перекрытия 10-го этажа блок-секции № 2 в осях HI-Л/12-16 произошло обрушение части элементов опалубки с падением деревянного ригеля опалубки, телескопической металлической стойки и металлической треноги для стойки на территорию смежного земельного участка с кадастровым номером 67:27:0030607:13, на котором расположена детская игровая площадка многоквартирного жилого дома № 9 по ул. Ново-Рославльская г. Смоленска.

Согласно пункту 7.1.1 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» при приготовлении, подаче, укладке и уходе за бетоном, заготовке и установке арматуры, а также установке и разборке опалубки (далее - выполнении бетонных работ), необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

-расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более;

-движущиеся машины и передвигаемые ими предметы;

-обрушение элементов конструкций;

-шум и вибрация;

-повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

На основании пункта 7.1.3 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» при монтаже опалубки, а также установке арматурных каркасов следует руководствоваться требованиями раздела 8 "Монтажные работы" настоящих норм и правил.

В соответствии с пунктом 8.1.1 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» при монтаже железобетонных и стальных элементов конструкций, трубопроводов и оборудования (далее - выполнении монтажных работ) необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

-расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более;

-передвигающиеся конструкции, грузы;

-обрушение незакрепленных элементов конструкций зданий и сооружений;

-падение вышерасположенных материалов, инструмента;

-опрокидывание машин, падение их частей;

-повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

Учитывая вышеизложенное, обрушение элементов опалубки с их частичным падением на территорию смежного земельного участка возникло вследствие нарушения требований техники безопасности, предусмотренных СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», а также нарушений, допущенных при монтаже защитной улавливающей сетки.

Усмотрев в указанных действиях (бездействии) Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Департаментом в адрес ООО «Монолит Плюс» направлено уведомление от 22.01.2020 о необходимости явиться 23.01.2020 в 11-00 час. для составления протокола об административном правонарушении. Данное уведомление получено представителем Общества 22.01.2020, что подтверждается соответствующей отметкой о вручении.

23.01.2020 в отношении ООО «Монолит Плюс» заместителем начальника управления государственного строительного надзора Департамента Петровым С.В. составлен протокол № 16 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии представителя Общества. Копия протокола вручена представителю Общества  Григорченкову А.И. 23.01.2020, что подтверждается соответствующей записью в протоколе.

Определением от 27.01.2020рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 31.01.2020. Копия указанного определения вручена представителю Общества 28.01.2020.

30.01.2020 в адрес Департамента от ООО «Монолит Плюс» поступило ходатайство, в котором Общество, не оспаривая факт совершения выявленного административного правонарушения, просило в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ применить к нему наказание в виде предупреждения.

Постановлением от 31.01.2020 № 17 ООО «Монолит Плюс» признано виновным в совершении выявленного административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществлялось в присутствии директора ООО «Монолит Плюс» Потапова А.В.

Копия постановления от 31.01.2020 № 17 вручена представителю Общества31.01.2020, что подтверждается соответствующей записью в постановлении.

Считая названное постановление незаконным, ООО «Монолит Плюс» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Департамент в представленном отзыве полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

Оценив в совокупности по правилам статей 71, 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все представленные документы и доказательства, заслушав доводы представителей заявителя и административного органа, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).

Частью 4 вышеприведенной нормы установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

На основании части 2 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Объективной стороной правонарушения является несоблюдение обязательных требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, повлекшее наступление указанных в этой норме последствий.

Субъектами правонарушения являются лица, осуществляющие строительство (застройщик, либо подрядная (субподрядная) организация, непосредственно осуществляющая строительные работы).

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство, которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); под строительством подразумевается создание зданий, строений, сооружений; реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов; застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке  или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.

На основании части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Согласно пункту 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.

         В соответствии с требованиями пункта 5.13 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски. Работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.

На основании пункта 6.2.16 СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования» рабочие места и проходы к ним, расположенные на перекрытиях, покрытиях на высоте более 1,3 м и на расстоянии менее 2 м от границы перепада по высоте, должны быть ограждены защитными или страховочными ограждениями, а при расстоянии более 2 м - сигнальными ограждениями, соответствующими требованиям государственных стандартов. Согласно пункту 6.2.18 вышеназванного СНиП, при невозможности или экономической нецелесообразности применения защитных ограждений согласно пункту 6.2.16 допускается производство работ с применением предохранительного пояса для строителей, соответствующего государственным стандартам, и оформлением наряда-допуска.

В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия» защитно-улавливающая сетка - это защитная система, предназначенная для дополнительной защиты работающих на высоте и улавливания падающих с высоты строительных отходов в монолитном домостроении.

Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия» ЗУС должна использоваться, начиная с третьего этажа здания от нулевой отметки или от минусовой отметки, и передвигаться вверх в процессе возведения здания (сооружения). ЗУС должна быть установлена таким образом, чтобы расстояние по высоте между поверхностью ее установки и монтажным горизонтом, где работают люди, включая рабочие места на опалубках или других элементах здания, не превышало 7 метров.

В силу пунктов 6.2, 6.3, 6.4 ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия» применение ЗУС должно осуществляться в соответствии с проектом организации строительства (ПОС) в целом для конкретного возводимого здания и проекта производства работ (ППР) на установку ЗУС. ППР должен быть разработан организацией, разрабатывающей конструкцию ЗУС, или аттестованной ею профильной организацией, в том числе специалистами организации - потребителя ЗУС. Перед началом разработки ППР необходимо ознакомиться детально с конструктивным решением здания, а также с условиями установки ЗУС непосредственно на строящемся объекте.

ППР должен содержать:

- детальную схему установки ЗУС на данном конкретном объекте;

- координаты мест сверления отверстий в элементах здания для прикрепления опор и способы прикрепления сеток;

- шаг перестановки сеток по высоте;

- ведомость с указанием перечня сеток и опор, приспособлений, устройств, инструмента для монтажа и демонтажа;

- перечень средств индивидуальной защиты работников от падения с высоты.

Для обеспечения безопасности работников, осуществляющих монтаж, демонтаж и эксплуатацию ЗУС, в ППР необходимо с помощью рисунков и схем указать места и способы закрепления работника предохранительным поясом на высоте, включая дополнительные устройства, применяемые для обеспечения возможности удобного и надежного закрепления поясом.

Согласно пункту 7.1.1 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» при приготовлении, подаче, укладке и уходе за бетоном, заготовке и установке арматуры, а также установке и разборке опалубки (далее - выполнении бетонных работ) необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

-расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более;

-движущиеся машины и передвигаемые ими предметы;

-обрушение элементов конструкций;

-шум и вибрация;

-повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

На основании пункта 7.1.3 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» при монтаже опалубки, а также установке арматурных каркасов следует руководствоваться требованиями раздела 8 "Монтажные работы" настоящих норм и правил.

В соответствии с пунктом 8.1.1 СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство» при монтаже железобетонных и стальных элементов конструкций, трубопроводов и оборудования (далее - выполнении монтажных работ) необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению воздействия на работников следующих опасных и вредных производственных факторов, связанных с характером работы:

-расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более;

-передвигающиеся конструкции, грузы;

-обрушение незакрепленных элементов конструкций зданий и сооружений;

-падение вышерасположенных материалов, инструмента;

-опрокидывание машин, падение их частей;

-повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

В соответствии с заключенным между ООО «Метрум» (заказчик) и ООО «Монолит Плюс» (подрядчик) договором подряда от 04.01.2020 № 05-01/2020-П, подрядчик принял на себя обязательства выполнить своими силами общестроительные работы по объекту «Реконструкция объекта незавершенного строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями и подземной автостоянкой по ул. Ново-Рославльской, 18 в г. Смоленске».

В соответствии с пунктом 5.1.6 данного договора подряда подрядчик несет полную ответственность за соблюдение техники безопасности на объекте.

Согласно пункту 4.6 СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» при осуществлении строительства на основании договора одной из базовых организационных функций подрядчика (генподрядчика) как лица, осуществляющего строительство, является обеспечение безопасности труда на строительной площадке, безопасности строительных работ для окружающей среды и населения.

На основании пункта 6.2.12 вышеназванного СП производство работ должно выполняться методами (способами), не приводящими к появлению новых и (или) интенсификации действующих опасных природных процессов и явлений и исключающими возникновение угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Таким образом, заявитель является субъектом вменяемого правонарушения.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 23.01.2020 № 16, договором подряда от 04.01.2020 № 05-01/2020-П.

Исследовав и оценив в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фактические обстоятельства, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд пришел к выводу о доказанности Департаментом вышеназванных фактов нарушения Обществом обязательных требований в области строительства, что свидетельствует о наличии события вмененного обществу административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и привлекается к административной ответственности, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о том, что заявитель принял все зависящие от него меры по недопущению совершения правонарушения, в материалах дела не имеется. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности выполнить обязательные требования в области строительства, не представлены.

Доводы Общества о приобретении им защитных касок и монтажных поясов и обеспечении ими работников для использования при проведении общестроительных работ на спорном объекте суд отклоняет, поскольку факт осуществления указанных работ при отсутствии у работников защитных касок и предохранительных поясов подтвержден материалами дела.

При этом, в силу пункта 7.8 СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004" на ООО «Монолит Плюс» как на подрядной организации лежит обязанность по соблюдению на строительной площадке требований по охране труда, безопасности строительно-монтажных работ для окружающей территории и населения.

Доводы заявителя о неверном определении в оспариваемом постановлении высотной отметки при указании линии монтажного горизонта, на котором осуществлялись работы по монтажу сборных элементов опалубки перекрытия 10 этажа (+28,220 вместо верного +25,620, суд полагает необоснованными.

Согласно пункту 6.1 ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия» ЗУС должна использоваться, начиная с третьего этажа здания от нулевой отметки или от минусовой отметки, и передвигаться вверх в процессе возведения здания (сооружения). ЗУС должна быть установлена таким образом, чтобы расстояние по высоте между поверхностью ее установки и монтажным горизонтом, где работают люди, включая рабочие места на опалубках или других элементах здания, не превышало 7 метров.

  Материалами дела подтверждено и участвующими в деле лицами не оспорено, что работы по монтажу сборных элементов опалубки перекрытия 10-го этажа блок-секции № 2 в осях Н1-Л/12-16 осуществлялись ООО «Монолит Плюс» в монтажном горизонте уровня 10-го этажа здания, на высотной отметке +25,620. Вместе с тем, высотная отметка верхних элементов опалубки - деревянных ригелей находилась в уровне перекрытия 10-го этажа и составляла +28,220. В связи с чем, административным органом сделан обоснованный вывод о том, что разница по высоте между уровнем установки ЗУС и верхними элементами опалубки перекрытия 10-го этажа составляла 8,4 метра (28,220-19,820), что является нарушением требований, указанных в пункте 6.1 ГОСТ Р 12.3.051-2017 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Строительство. Конструкции защитно-улавливающих сеток. Технические условия».

Процедура производства по делу об административном  правонарушении соблюдена, проверочные мероприятия осуществлены уполномоченными лицами в установленном законом порядке, постановление об административном правонарушении вынесено уполномоченным лицом, процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ об административном правонарушении.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ) не установлено.

В силу части 1 статьи 9.4 КоАП РФ нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Часть 2 статьи 9.4 КоАП РФ предусматривает, что действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, которые повлекли отступление от проектных значений параметров зданий и сооружений, затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей или безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, либо которые повлекли причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, либо которые создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Те вменяемые обществу правонарушения, не могут быть признаны малозначительными, поскольку совершены в сфере обеспечения безопасности работ при строительстве и напрямую представляют угрозу жизни и здоровью людей. Кроме того, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 г. N 4-П, что касается обстоятельств, не имеющих непосредственного значения для оценки самого административного правонарушения, а характеризующих особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица либо его постделиктное поведение, в том числе добровольное устранение негативных последствий административного правонарушения, то они, как таковые, не могут служить основанием для признания административного правонарушения малозначительным.

С учетом изложенного оснований для применения малозначительности суд не усматривает.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II данного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В силу части 2 статьи 4.3 КоАП РФ Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оснований для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением не установлено.

Согласно положениям частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Исследуя характер вмененного Обществу нарушения, суд учел отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, наличие у Общества статуса субъекта малого предпринимательства, а также совершение Обществом административного правонарушения впервые, и приходит к выводу о возможности снижения назначенного административного штрафа ниже низшего предела, то есть до 150 000 руб.

По мнению суда, данный размер штрафа будет отвечать принципу справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению, учитывая то, что размер административного наказания не должен носить карательный характер.

Таким образом, суд полагает, что постановление о назначении административного наказания от 31.01.2020 № 17 подлежит изменению в части снижения размера штрафа до 150 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Департамента государственного строительного и технического надзора Смоленской области (ОГРН 1066731118244; ИНН 6730067390  от 31.01.2020 № 17 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «Монолит Плюс» (ОГРН 1106714000447; ИНН 6714031020) административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 300 000 руб. изменить в части назначения наказания, снизив размер штрафа до 150 000 руб.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней  после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула) и в кассационном порядке в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции и имеются основания, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                  И.Л. Каринская