НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Смоленской области от 26.11.2020 № А62-8518/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел. 8 (4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

03.12.2020 Дело № А62-8518/2020

Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2020 года

Решение в полном объеме изготовлено 3 декабря 2020 года

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного помощниками судьи Фроловой Т.Я., Скосаревой М.В. рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Департамента Смоленской области по образованию и науке (ОГРН 1086731006955; ИНН 6730076740)

к индивидуальному предпринимателю Комбаровой Вере Александровне (16.05.1979 г.р.; место рождения: г. Смоленск, Смоленская область; место регистрации: Смоленская область, Смоленский район, д. Липуны, д. 3; место жительства: Смоленская область, Смоленский район, п. Печерск, ул. Автодорожная, д. 12, кв. 69; паспорт гражданина Российской Федерации серия 66 11 № 621850, выдан 19.03.2012 отделением УФМС России по Смоленской области в Смоленском районе; ОГРНИП 31967330033426; ИНН 671402141621)

о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

с участием:

от заявителя – представитель Фокина Л.В. (доверенность, паспорт, диплом),

от ответчика – ИП Комбарова В.А., ее представитель Рисс Е.А. (доверенность, паспорт, диплом бакалавра, диплом магистра),

установил :

Департамент Смоленской области по образованию и науке (далее по тексту также – заявитель, административный орган, Департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Комбаровой Вере Александровне (далее по тексту также – ответчик, предприниматель, ИП Комбарова В.А.) о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ).

Определением судьи от 01.10.2020 заявление принято, возбуждено производство по делу.

Как следует из материалов дела, в адрес Департамента поступило письмо их Управления экономической безопасности и противодействия коррупции (далее по тексту – УЭБиПК) УМВД России по Смоленской области от 18.09.2020 № 3/568 с информацией об осуществлении детским клубом развития «Kvil`-Mond», расположенным по адресу: Смоленская область, Смоленский район, с. Печерск, ул. Пионерская, д. 8, образовательной деятельности в сфере коллективного развития детей от 6 до 12 лет без лицензии на осуществление образовательной деятельности. Указанный детский клуб принадлежит ИП Комбаровой В.А.

Департаментом была организована предварительная проверка фактов, изложенных в письме УЭБиПК, в ходе которой установлено, что специалистами детского клуба развития «Kvil`-Mond» осуществляется образовательная деятельность в сфере коррекционного развития (занятия с логопедом), дошкольная подготовка (обучение счету, чтению, письму детей в возрасте 5-8 лет), обучению иностранным языкам детей в возрасте 4-16 лет.

При этом у предпринимателя отсутствует лицензия на данный вид деятельности.

По результатам проверки консультантом отдела государственного надзора управления по надзору и контролю в сфере образования Департамента Фокиной Л.В. в отношении ИП Комбаровой В.А. был составлен протокол № 12 от 29.09.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, который вместе с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности направлен Департаментом в Арбитражный суд Смоленской области в соответствии с компетенцией, установленной частью 1, абзацем четверым части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьей 203 АПК РФ.

В представленном в суд отзыве представитель ответчика указывает, что детский клуб развития «Kvil`-Mond» организован ИП Комбаровой В.А. для занятий скорочтением, каллиграфией, погружения в математическую среду и т.д.; в детском клубе развития «Kvil`-Mond» образовательная деятельность не ведется, а оказываются услуги по дневному уходу за детьми с организацией их досуга без реализации образовательных программ, что не образует состава административного правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу положений части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

В примечании к статье 2.4 КоАП РФ указано, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту также – Закон о лицензировании) предусмотрено лицензирование образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра «Сколково»).

Особенности ее лицензирования установлены статьей 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту также – Закон об образовании), согласно которой лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 Закона об образовании.

В соответствии со статьей 7Закона об образовании к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия:

1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Федерального закона), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Федерального закона), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций;

3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 данного Федерального закона), а также расположенных в других субъектах Российской Федерации филиалов указанных организаций;

4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

Пунктом 3 статьи 2 Закона об образовании определено, что обучение – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни, а образование (согласно пункту 1 статьи 2 Закона об образовании) - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В силу части 1 статьи 75 Закона об образовании дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

Согласно пункта 3 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 (ред. от 30.09.2020) (далее по тексту также - Порядок), образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам должна быть направлена на:

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию обучающихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки;

социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры обучающихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.

Занятия, представленные на сайте детского клуба развития «Kvil`-Mond», а именно: «читаем за 20 уроков», «математика для дошкольников», «постановка почерка, коррекция», «иностранные языки», «помощь школьнику» и др., направлены на формирование духовно-нравственного развития ребенка, а также на удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, т.е. соответствуют требованиям вышеуказанного Порядка.

В объяснениях, данных оперуполномоченному 3-го отдела УЭБиПК УМВД России по Смоленской области Филатову А.А., ИП Комбарова В.А. подтвердила, что по адресу Смоленская область, Смоленский район, с. Печерск, ул. Пионерская, д. 8 у нее имеется детский клуб развития «Kvil`-Mond», в котором проводятся детские кружки по направлениям: раннее развитие, творческая мастерская, кружки по развитию речи, кружок по погружению в иностранную среду и др.; клуб посещают три группы общей численностью 21 ребенок.

Допрошенный в качестве свидетеля в судебном заседании 23.11.2020 оперуполномоченный 3-го отдела УЭБиПК УМВД России по Смоленской области старший лейтенант полиции Филатов А.А. показал, что при проведении оперативных мероприятий по месту нахождения детского клуба развития «Kvil`-Mond» он видел, как в клуб приходили дети и размещались в классах (кабинетах); в беседе с ним ИП Комбарова В.А. не отрицала проведение с детьми развивающих занятий.

Согласно пункту 7 Порядка организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, мастерские, школы).

В выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП) основным видом деятельности ИП Комбаровой В.А. указана деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества. Код ОКВЭД - 90.04.3. Данный код является подгруппой и включен в раздел «Деятельность в области культуры, спора, досуга и развлечений» (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014, утвержденный приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

90- класс «Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений». Эта группировка включает предоставление услуг в сфере культурно-развлекательного досуга клиентов.

Неосновным видом деятельности ответчика в выписке указано предоставление услуг по уходу за детьми. Код ОКВЭД - 88.91, который является группой и включен в раздел «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг».

Таким образом, деятельность, которую осуществляет ИП Комбарова В.А., не соответствует ОКВЭД, указанным ею в ЕГРИП. Занятия, предлагаемые предпринимателем, относятся к программам дополнительного образования детей и соответствуют коду ОКВЭД - 85.4 (образование дополнительное).

Предлагаемые на сайте занятия и предложения о записи на пробное занятие вкупе с другими доказательствами по делу (материалами проверки УЭБиПК, показаниями Филатова А.А.) свидетельствуют об осуществления ответчиком образовательной деятельности, которая в силу статьи 91 Закона об образовании и статьи 12 Закона о лицензировании является лицензируемой.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ определено, что лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

КоАП РФ не конкретизирует форму вины, при которой наступает административная ответственность по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.Указанное административное правонарушение может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности.

Следовательно, индивидуальный предприниматель несет ответственность по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в том числе, в случае, если он не принял всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований законодательства в соответствующей сфере деятельности. Само по себе незнание указанного законодательства не освобождает индивидуального предпринимателя от ответственности за его нарушение.

ИП Комбарова В.А., допустив занятия образовательной деятельностью без соответствующей лицензии, совершила тем самым административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом, что подтверждается Положением об управлении по надзору и контролю в сфере образования, утвержденным приказом Департамента Смоленской области по образованию и науке № 393-ОД от 02.06.2020, и перечнем должностных лиц управления по надзору и контролю в сфере образования, утвержденным приказом Департамента № 319-УНК/16 от 22.07.2016.

Проверочные мероприятия осуществлены и протокол № 12 от 29.09.2020 об административном правонарушении составлен уполномоченными лицами в установленном законом порядке.

Срок давности привлечении к административной ответственности за указанное административное правонарушение составляет 1 год (статья 4.5 КоАП РФ), и этот срок в данном случае не истек.

Суд не находит оснований для квалификации содеянного как малозначительного правонарушения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 г. № 10 (ред. от 21.12.2017) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения как малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Такие обстоятельства, как например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении наказания.

В деле отсутствуют и предпринимателем не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, не усматривается.

В соответствии с предписаниями части 2 статьи 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного ИП Комбаровой В.А. административного правонарушения, ее личность, имущественное положение, отсутствие смягчающих и/или отягчающих ответственность обстоятельств, и назначает ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей, которое отвечает принципам разумности и справедливости, соразмерно тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

Согласно статье 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлено? что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 указанного закона, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

По данным из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП Комбарова В.А. включена в указанный реестр 10.10.2019.

Также в материалах дела отсутствуют сведения о причинении вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В связи с изложенным представляется возможным на основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ заменить административное наказание в виде административного штрафа предупреждением.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил :

заявление Департамента Смоленской области по образованию и науке (ОГРН 1086731006955; ИНН 6730076740) удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Комбарову Веру Александровну (ОГРНИП 31967330033426; ИНН 671402141621) к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, назначив ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Заменить указанный штраф на предупреждение.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья : Пудов А.В.