НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Смоленской области от 19.03.2021 № А62-10144/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

26.03.2021                                                                    Дело № А62-10144/2020

                          Резолютивная часть решения оглашена 19.03.2021

                                   Полный текст решения изготовлен 26.03.2021

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Ерохина А. М.

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Скосаревой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

индивидуального предпринимателя Алексеевой Юлии Викторовны (ОГРН 306673123400053; ИНН 673004385196)

Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (ОГРН 1106731005260; ИНН 6732000017)

о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении мер поддержки,

при участии:

от заявителя: лично Алексеева Ю.В., паспорт;

от ответчика: Азарова М.В. – представитель по доверенности

У С Т А Н О В И Л:

индивидуальный предприниматель Алексеева Юлия Викторовна (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением (в редакции уточнения, принятого судом) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску, в котором просило ( с учетом уточнений, принятых судом):

признать незаконным отказ в выдаче субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции незаконным,

обязать ИФНС России по г. Смоленску выплатить субсидию за апрель и май 2020 по количеству сотрудников в соответствии с порядком предоставления субсидии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 на выплату заработной платы.

внести предпринимателя в реестр предприятий, которым предоставляется субсидия субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции,

признать право на получение льготы пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции отраслям в виде освобождения по сборам в ПФР, ОМС, ОМС за второй квартал 2020.

Как следует из материалов дела, ИП Алексеева Ю.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 22.08.2006 с присвоением ОГРНИП 306673123400053.

В качестве предполагаемого основного вида экономической деятельности, от которого ИП Алексеева Ю.В. планировала извлекать основную часть выручки, при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя был указан код ОКВЭД - 52.47 «Розничная торговля книгами».

Помимо основного вида деятельности, при регистрации ИП Алексеевой Ю.В. в 2006 году были заявлены и дополнительные виды экономической деятельности, в том числе и вид деятельности по коду ОКВЭД 85.41 - «Образование дополнительное детей и взрослых».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 ИП Алексеева Ю.В. подала заявления в Инспекцию о предоставлении субсидии за апрель 2020 года.

По состоянию на 01 марта 2020 в качестве основного вида деятельности ИП Алексеевой Ю.В. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей заявлен - «Образование профессиональное дополнительное» (ОКВЭД - 85.42).

Согласно данным, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, указанный ОКВЭД 88.91 «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми» был включен в ЕГРИП ИП Алексеевой Ю.В. в качестве дополнительного 15.06.2018.

31.07.2020 смена ОКВЭД на 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых» произведена ИП Алексеевой Ю.В. на основании заявления по форме Р24001, поданного в регистрирующий орган 24.07.2020, т.е. после 01 марта 2020 года.

Таким образом, с 31.07.2020 в ЕГРИП в качестве основного вида деятельности ИП Алексеевой Ю.В. указан код ОКВЭД 85.41 - «Образование дополнительное детей и взрослых».

ИП Алексеева Ю.В. обратилась 06.05.2020 в Инспецию с заявлением о предоставлении субсидии за апрель 2020 года.

Заявителем получено сообщение из Инспекции об отказе в предоставлении субсидии, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (л.д.15). Причиной отказа послужило невыполнение условий правил предоставления субсидии, а именно - по состоянию на 01 марта 2020 года отрасль, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей не входит в перечень отраслей российской экономики, требующих поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Общество, считая решение инспекции об отказе в предоставлении субсидии от 18.05.2020 незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Инспекция в отзыве заявленные требования не признала, считает оспариваемые действия и решение законными и обоснованными.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - реестр) в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее соответственно - получатель субсидии, субсидия).

В целях Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.

Согласно пункту 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются: а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика), или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление); б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил; г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц; д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии; е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - Постановление N 409) осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей наиболее пострадавшей сфере определяется по коду ОКВЭД основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.

Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 основной вид деятельности заявителя по ОКВЭД являлся код "Образование профессиональное дополнительное" (код 85.42).

Постановлением N 434 утвержден перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

В данный перечень «Образование профессиональное дополнительное»  (код 85.42) не входит.

Запись об изменении основного кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ с 85.42 «Образование профессиональное дополнительное» на 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых» произведена 31.07.2020 на основании заявления Общества от 24.07.2020, то есть изменения внесены после 1 марта 2020 года и после опубликования Правил N 576.

Таким образом, предпринимателем не соблюдены условия пункта 1 Правил N 576 в части соответствия по состоянию на 1 марта 2020 года кода ОКВЭД, входящего в перечень, утвержденный Постановлением N 434, в связи с чем Общество не вправе претендовать на получение субсидии в соответствии с Правилами N 576.

В Письме ФНС России от 07.07.2020 N БС-19-11/148@ сделаны аналогичные выводы о том, что в случае, если осуществляемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) вид деятельности по коду ОКВЭД не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года, установлено невыполнение требований абзаца второго пункта 1 Правил N 576, что исключает возможность получения указанным юридическим лицом субсидии

В Письме ФНС России от 10.07.2020 N БВ-4-3/11186@ обращается внимание на то, что в случае, если осуществляемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вид деятельности по коду ОКВЭД не является его основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года, относящимся к сферам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции, устанавливается невыполнение требований пункта 2 Постановления N 409 и абзаца 2 пункта 1 Правил N 576, что исключает возможность получения соответствующих мер государственной поддержки.

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения и документы о индивидуальном предпринимателе, в том числе коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности

В силу пункта 5 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ если иное не установлено настоящим Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "о", "р", и индивидуальный предприниматель в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 2 настоящей статьи сведений, за исключением сведений, указанных в подпунктах "м", "н", "п", а также за исключением случаев изменения паспортных данных и сведений о месте жительства учредителей (участников) юридического лица - физических лиц, лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуального предпринимателя, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства. В случае, если изменение указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в единый государственный реестр юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном главой VI настоящего Федерального закона.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 Правил, налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе.

Таким образом, налоговый орган осуществляет проверку соответствия получателя субсидии критериям, указанным в пункте 3 Правил.

Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять получателя субсидии по результатам проверки его экономической деятельности, в том числе с использованием данных фонда социального страхования, и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, Правилами не предусмотрено.

При таких обстоятельствах, если сведения об изменении основного вида деятельности своевременно не были внесены в ЕГРИП, основным видом деятельности в целях получения субсидии в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 будет являться основной вид деятельности, указанный в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.

При этом суд учитывает тот факт, что согласно пункту 5 Правил N 576, в компетенцию инспекции входит исключительно осуществление проверки информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр. Инспекция не наделена полномочиями по изменению условий предоставления субсидий, а также законодательной инициативой.

Надлежащих доказательств того, что основным видом деятельности предпринимателя всегда являлась деятельность, которая относится к отрасли по коду ОКВЭД 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых», в материалы дела не представлено.

При этом, суд учитывает, что Правилами N 576 прямо предусмотрено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором уже содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года, что в данном случае применительно к виду экономической деятельности у общества отсутствует.

В связи с изложенным, судом поддерживается вывод инспекции об отсутствии оснований для предоставления предпринимателю субсидии, поскольку материалами дела не подтверждено, что предприниматель относилась к перечню отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции.

Статьей 2 Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что включенные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в связи с созданием в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года или на основании налоговой отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень), имеют право на меры поддержки, предусмотренные данным законом, а именно освобождение от исполнения обязанности уплатить налог:

    - на прибыль организаций - в части ежемесячных авансовых платежей,
подлежащих уплате во втором квартале 2020 года; авансовых платежей,
подлежащих уплате в бюджет за отчетные периоды четыре месяца, пять
месяцев, шесть месяцев 2020 года, за минусом ранее начисленных сумм
авансовых платежей за отчетный период три месяца; авансовых платежей,
подлежащих уплате в бюджет за полугодие 2020 года, за минусом ранее
начисленных сумм авансовых платежей за первый квартал;

-  по транспортному налогу - в части налога и авансовых платежей по этому
налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня
2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых
(предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;

- в том числе предусмотренных статьей 3 данного закона в виде пониженного тарифа по страховым взносам во 2 квартале 2020 года в размере 0%.

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 (далее - Перечень) с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.04.2020 N 479, от 18.04.2020 N 540, от 12.05.2020 N 657, от 26.05.2020N 745, от 26.06.2020 N927.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" осуществление деятельности в сфере, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.

Вопрос о включении вида экономической деятельности в указанный Перечень сфер деятельности в компетенции налогового органа отсутствует. Инспекция исключительно осуществляет проверку информации и не наделена полномочиями по изменению условий предоставления субсидий и мер поддержки, а также законодательной инициативой.

Анализ первичной документации Заявителя, его деклараций, договоров и т.д. в рамках процедуры предоставления субсидий и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Правилами не предусмотрен.

Осуществление данного анализа в рамках настоящего дела ведет к расширению круга субъектов, определенных Правительством Российской Федерации для получения средств ассигнований резервного фонда, что не относится к полномочиям арбитражного суда.

Порядок применения данных пониженных ставок детализирован в письмах ФНС России. В частности, письмом ФНС России от 09.06.2020 № БС-4-11/9528 установлены специальные коды тарифа плательщика страховых взносов и коды категории застрахованного лица, учитывающие положения нормы Закона № 172-ФЗ, подлежащие применению плательщиками страховых взносов при представлении расчета по страховым взносам за полугодие 2020 года (до внесения соответствующих изменений в порядок заполнения расчета по страховым взносам, утвержденным приказом ФНС России от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@).

Исходя из приведенных писем следует, что право на применение пониженного тарифа реализуется плательщиком страховых взносов посредством представления расчета по страховым взносам за полугодие 2020 года с нулевыми начислениями страховых взносов за апрель, май, июнь.

Рассматриваемое положение статьи 3 Закона № 172-ФЗ представляет собой меру налоговой поддержки. Согласно пояснительной записке к законопроекту № 959325-7, а также заключению ответственного комитета (Комитет Государственной Думы по бюджетам и налогам) изменения, внесенные Законом № 172-ФЗ, направлены на снижение налоговых издержек организаций и ИП, наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, и представляют собой реализацию поручений Президента, изложенных в перечне поручений по итогам совещания о санитарно-эпидемиологической обстановке (утв. Президентом РФ 15.05.2020 № Пр-818). Согласно п. 2 данного Перечня Правительству РФ поручается обеспечить списание подлежащих начислению за II квартал 2020 г. страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организациям, осуществляющим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

Таким образом, целью введения положений ст. 3 Закона № 172-ФЗ являлось предоставление определенной категории плательщиков страховых взносов налогового преимущества по сравнению с иными плательщиками, выразившегося в возможности применения нулевого тарифа в отношении страховых взносов за апрель, май, июнь 2020 года.

На основании ст. 81 НК РФ при обнаружении плательщиком в поданном им в налоговый орган расчете недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик вправе внести необходимые изменения в такой расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет.

Таким образом, в случае если плательщик, соответствующий условиям, установленным ст. 3 Закона № 172-ФЗ, первоначально представил расчет с суммовыми значениями исчисленных страховых взносов, ему нужно пересчитать страховые взносы по тарифу 0% и направить в налоговый орган уточненный расчет.

С учетом изложенного заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Алексеевой Юлии Викторовны (ОГРН 306673123400053; ИНН 673004385196) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                  А.М. Ерохин