НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Смоленской области от 18.03.2021 № А62-6099/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск

31.03.2021 Дело № А62-6099/2020

Резолютивная часть решения объявлена 18.03.2021

Полный текст решения изготовлен 31.03.2021

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Бажановой Е.Г. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безруковой И.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (ОГРН 1026700929210; ИНН 6725002430)

к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (ОГРН 102670447816; ИНН 6731010703),

третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью "Неруд" (ОГРН 1076731013040; ИНН 6731010703),

Липовское сельское поселение Рославльского района Смоленской области в лице Администрации Липовского сельского поселения Рославльского района Смоленской области (ОГРН 1056700023060; ИНН 6725011748),

о признании частично недействительным представления № 63- 1.10-12/1.20-2136 от 26.05.2020,

при участии:

от истца: Третьякова Л.Г. - представитель по доверенности;

от ответчика: Попкова С.В. - представитель по доверенности;

от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще;

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального образования «Рославльский района» Смоленской области (далее также – заявитель, Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Смоленской области (далее также – ответчик, Управление) о признании частично недействительным представления от 26.05.2020 № 63-1.10-12/1.20-2136 (далее – Представление), а именно:

- пункта 1 в отношении возложения на Администрацию обязанности устранить бюджетные нарушения путем принятия мер, предусмотренных законодательством, по исполнению невыполненных объемов работ или возмещению средств, полученных за фактически невыполненные работы в общей сумме 171625,37 руб.;

- пункта 2 в отношении возложения на Администрацию обязанности принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений по пунктам 6 и 7 текста представления.

Определением суда от 20.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Неруд" (далее также – ООО "Неруд").

Определением суда от 19.10.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование Липовское сельское поселение Рославльского района Смоленской области в лице Администрации Липовского сельского поселения Рославльского района Смоленской области (далее также – Липовское поселение).

Как видно из материалов дела, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 322 утверждена государственная программа Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (далее – Государственная программа). В состав Государственной программы входит федеральная целевая программа "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 – 2020 годах" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2014 № 350) (далее – Федеральная целевая программа), целью которой является развитие водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов и защиту населения от наводнений и иного негативного воздействия вод.

В соответствии с Федеральной целевой программой между Федеральным агентством водных ресурсов и Администрацией Смоленской области заключены соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету Смоленской области на софинансирование в 2018 и 2019 годах мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов в рамках реализации Федеральной целевой программы по направлению "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений" (капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйственных гидротехнических сооружений)".

Указанными соглашениями предусмотрены объемы бюджетных ассигнований предусматриваемых в бюджете Смоленской области на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.

В рамках исполнения Федеральной целевой программы по итогам электронных аукционов Администрацией и ООО "Неруд" (подрядчик) были заключены два муниципальных контракта:

- от 15.06.2018 № 0163300017718000214-0229652-02/020 (далее – Контракт № 020) на выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения – дамба на реке Челкна у деревни Галеевка-1 Грязенятского сельского поселения Рославльского района Смоленской области; цена контракта 13541753,98 руб.; срок окончания работ – 31.07.2019, срок действия контракта - до 31.12.2019 (т.1 л.д.39-49); дополнительным соглашением от 27.08.2018 № 1 вносились изменения в отношении реквизитов сторон; Контракт № 020 выполнен подрядчиком в установленный срок; работы сданы и приняты Администрацией по актам приемки выполненных работ и справкам о стоимости выполненных работ и затрат от 28.07.2018 № 1, от 20.08.2018 № 2, от 06.06.2019 № 3, акту приемки выполненных работ 06.06.2019 № 1 на общую сумму 13541753,98 руб. и оплачены в полном объеме (т.1 л.д.23-24);

- от 09.07.2019 № 01633000177190001040001/040 (далее – Контракт № 040) на выполнение работ по капитальному ремонту гидротехнического сооружения пруда на реке Рыдыга у деревни Астапковичи Астапковичского сельского поселения Рославльского района Смоленской области; цена контракта 3838953,60 руб. (в редакции дополнительного соглашения от 23.07.2019 № 1); срок окончания работ – 30.09.2019, (т.1 л.д.50-60); Контракт № 040 выполнен подрядчиком в установленный срок; работы сданы и приняты Администрацией по акту приемки выполненных работ и справке о стоимости выполненных работ и затрат от 21.09.2019 № 1 на сумму 3838953,60 руб. и оплачены в полном объеме (т.1 л.д.25-26).

В соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Смоленской области от 17.03.2020 № 106 в период с 23.03.2020 по 03.04.2020 в отношении Администрации проведена плановая проверка предоставления и использования средств федерального бюджета, субсидий, межбюджетных субсидий "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах" государственной программы "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (в том числе, 24.03.2020 проведены контрольные обмеры на гидротехнических сооружениях) (идентификатор контрольного мероприятия: 2020-ПВ.015.1003-6300.009).

В ходе проверки Управлением были выявлен ряд бюджетных нарушений со стороны Администрации, в том числе: (т.1 л.д.14-15; 18-25):

- в нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ), пункта 2.6 Контракта № 020 Администрация приняла и оплатила фактически не выполненные работы по акту приемки работ от 06.06.2019 № 1 на общую сумму 171625,37 руб. (в том числе: по позиции 17 (за вычетом позиции 18) работа "укрепление откосов земляных сооружений посевом многолетних трав механизированным способом" – 36691 руб.; по позиции 19 (материал) "Семена газонных трав" – 30362,75 руб.; по позиции 20 (работа) "Установка столбиков сигнальных железобетонных" – 101614 руб.; по позиции 21 (материал) "Столбики сигнальные железобетонные" –2957,62 руб.) (пункт 1 текстовой части представления – т.1 л.д.14; акт выездной проверки т.1 л.д.24 (оборот), 46-49; акт контрольного замера (обмера) № 3 от 24.03.2020 – т.1 л.д.147-148);

- в нарушение пункта 2 статьи 72, пункта 5 статьи 161, абзацев 1, 2 пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в 2018 году Администрация, как получатель бюджетных средств, путём заключения Контрактов № 020 на сумму 13 541 753,98 руб. и от 02.07.2018 № 0163300017718000260-0229652-01/022 на сумму 33 498,60 руб. приняла два бюджетных обязательства на общую сумму 13 575 252,58 руб. при отсутствии на лицевом счёте Администрации № 03633010891 лимитов бюджетных обязательств по КБК 905040628002L0160243 (пункт 6 текстовой части представления т. 1 л.д.14 оборот - 15);

- в нарушение пункта 2 статьи 72, пункта 5 статьи 161, абзацев 1, 2 пункта 3 статьи 219 БК РФ в 2019 году Администрация, как получатель бюджетных средств, путём заключения Контрактов № 040 на сумму 3 841 957,25 руб. и от 16.08.2019 № 01633000177190002020001/042 на сумму 18 791,87 руб. приняла два бюджетных обязательства на общую сумму 3 860 749,12 руб. при отсутствии на лицевом счёте Администрации № 03633010891 лимитов бюджетных обязательств по КБК 905040628002L0160243 (пункт 7 текстовой части представления т. 1 л.д.15).

Заявитель указывает, что после получения от ответчика Акта выездной проверки от 03.04.2020 № 1.20-19/8 (т.1 л.д.16-31) в адрес Управления направлялись письма от 10.04.2020 № 1353 и от 18.05.2020 № 1738 (л.32-38 т.1) с возражениями и пояснениями относительно выявленных нарушений.

26.05.2020 Управлением в адрес Администрации вынесено представление № 63-1.10-12/1.20-2136 (т.1 л.д.14-15), которым Администрации предъявлены требования:

1. По пункту 1, 2 текста представления устранить бюджетные нарушения, путем принятия мер, предусмотренных законодательством, по исполнению невыполненных объемов работ и некачественно выполненных работ или возмещению средств, полученных за фактически невыполненные работы в общей сумме 171625,37 руб. и некачественно выполненные работы в общей сумме 15202,90 руб.подрядной организацией ООО "Неруд", и принять меры по устранению причин и условий данных нарушений.

2. По пунктам 3-7 текста представления принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений.

Администрация полагая, что указанное представление в части: пункта 1 (в отношении возложения на Администрацию обязанности устранить бюджетные нарушения путем принятия мер, предусмотренных законодательством, по исполнению невыполненных объемов работ или возмещению средств, полученных за фактически невыполненные работы в общей сумме 171625,37 руб.) и пункта 2 (в отношении возложения на Администрацию обязанности принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений по пунктам 6 и 7 текста представления) не соответствует требованиям закона нарушает ее экономические права и интересы, обратилась в суд с настоящим заявлением.

В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее.

Все работы по Контракту № 020, в том числе, отраженные в акте приемки работ от 06.06.2019 № 1 в позициях 17, 19, 20, 21, были выполнены. Обстоятельства выявленного при проверочном осмотре отсутствия очевидных следов работ по позициям 17, 19 связано с тем, что на той же дамбе в период после выполнения Контракта № 020, но до проверки Управления, осуществлялись работы по ремонту и реконструкции дорожного полотна, проложенного по дамбе, поэтому откосы поверх ранее произведенной отсыпки и посева многолетних трав были покрыты песчано-гравийной смесь и остатками других строительных материалов, хотя даже с учетом этого травянистое покрытие откосов просматривается на фотоматериалах Управления (муниципальный контракт от 31.07.2019 на строительство (реконструкцию) автомобильной дороги д.Галеевка-1 до д.Грязенять через р.Челкна, срок окончания работ 01.12.2019 – т.3 л.д.22-38; фотоматериалы Управления - т.2 л.д. 42-53; 82-88). Сигнальные столбики были установлены в полном объеме, предусмотренном в локальном сметном расчете № 02-02-02 (позиции 19, 20) (размещен на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) (том 2 л.д.78-79), что также подтверждается случайно сделанными в июне 2019 года частными фотографиями (т.3 л.д.51-52); в последующем они были украдены (материалами уголовного дела № 12001660008000429); лицо, укравшее сигнальные столбики, возместило ущерб в размере 171625,37 руб. (т.3 л.д.5-9), данная сумма перечислена в федеральный бюджет (т.3 л.д.10, 39-44).

Относительно принятия Администрацией двух бюджетных обязательства на общую сумму 13 575 252,58 руб. при отсутствии на ее лицевом счёте лимитов бюджетных обязательств заявитель ссылается на то, что на дату заключения контрактов до него уже были доведены суммы межбюджетных трансфертов из областного бюджета для предоставления субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений Рославльского муниципального района (уведомления Департамента бюджета и финансов Смоленской области от 16.03.2018 № 8070018, от 22.03.2018 № 8070019, от 01.04.2019 № 8070011; соглашение от 28.03.2019 № 66636000-1-2019-001 между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и Администрацией о предоставлении субсидии местному бюджету из субъекта Российской Федерации – т.3).

Управление заявленные требования не признало, ссылается на результаты визуального осмотра гидротехнических сооружений, возбуждение уголовного дела уже после завершения проверки; указывает, что согласно положениям бюджетного законодательство надлежащее доведение лимитов бюджетных ассигнований осуществляется расходными расписаниями (на 2018 год – от 19.09.2018 № 198; на 2019 год – от 11.11.2019 № 155), а контракты заключены ранее получения указанных финансовых документов.

Грязенятское сельское поселение Рославльского района Смоленской области упразднено законом Смоленской области от 20.12.2018 с включением к 01.01.2019 всех входящих в его состав населенных пунктов в Липовское сельское поселение Рославльского района Смоленской области. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Администрация Липовского поселения является правопреемником Администрации Грязенятского сельского поселения Рославльского района Смоленской области (запись от 31.12.2019).

Оценив доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации (далее – АПК РФ), определив относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно части 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), финансовых органов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с настоящим Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения (часть 2 статьи 269.2БК РФ).

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (подпункт 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 23 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что, оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

В силу части 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется, в том числе в целях соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Пунктом 2 статьи 269.2 БК РФ установлено, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания.

Под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчётности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период (пункт 2 статьи 267.1 БК РФ).

Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Согласно пункту 5 статьи 270.2 БК РФ в представлениях и предписаниях органа государственного (муниципального) финансового контроля не указывается информация о нарушениях, выявленных по результатам внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, при условии их устранения.

Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 269.2 БК РФ).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (в редакции, действовавшей на дату проведения контрольных мероприятий и вынесения оспариваемого представления) (далее - Порядок) Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Решение о проведении проверки, ревизии или обследования оформляется приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) (пункт 18 Порядка).

Должностные лица наделены правом выдавать представления, предписания об устранении выявленных нарушений в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (подпункт "г" пункта 10 Постановления № 1092).

С учетом изложенного, Управление наделено полномочия по составлению и выдаче представлений объектам контроля в ходе осуществления контрольных мероприятий.

Таким образом, контрольные мероприятия осуществлены в установленном порядке, оспариваемое преставление вынесено уполномоченным лицом.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя: приёмку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с данным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (её результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Как следует из части 2 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с данной статьёй.

По правилам статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.

По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 340 ГК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Кодекса по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату

Основанием для возникновения у заказчика обязательств по оплате выполненных работ, в порядке, установленном договором подряда, является сдача подрядчиком и принятие заказчиком результатов работ в установленном законом и договором порядке (статьи 711 и 746 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится согласно статье 711 ГК РФ, т.е. за фактически выполненный (переданный заказчику) результат работ.

Пунктами 12, 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 № 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" разъяснено, что наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не исключает права представить возражения по объему, стоимости и качеству выполненных работ.

Из акта выездной проверки следует, что ответчик к невыполненным по Контракту № 020 работам отнёс следующие объёмы работ, отражённые в Акте о приёмке выполненных работ от 06.06.2019 № 1 (т.1 л.д. 17 оборот,140-146);

- по позиции 17 "Укрепление откосов земельных сооружений посевом многолетних трав механизированным способом, площадь 11400 кв.м" (за вычетом позиции 18 "Земля растительная, объём 180,1 куб.м" на сумму 36691 руб.;

- по позиции 19 "Семена газонных трав (семена), вес 30,78 кг" на сумму 30362,75 руб.;

- по позиции 20 "Установка столбиков сигнальных железобетонных, количество 160 шт." на сумму 101614 руб.;

- по позиции 21 "Столбики сигнальные железобетонные СС-1, объём 0,368 куб.м" на сумму 2957,62 руб.;

Вместе с тем, как следует из материалов дела, указанные выводы сделаны Управлением по результатам визуального осмотра территории дамбы 24.03.2020, т.е. по истечении значительного периода времени после завершения указанных работ и без учета обстоятельств, случившихся за этот прошедший период.

Заявителем в материалы дела представлены доказательства выполнения подрядчиком вышеуказанных объёмов работ в июне 2019 года: Акт о приёмке выполненных работ от 06.06.2019, подписанный не только подрядчиком в лице директора ООО "Неруд" Харченкова А.П. и заказчика в лице Главы муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области Новикова В.М., но и представителем Администрации Грязенятского сельского поселения Рославльского района Смоленской области в лице Главы муниципального образования Липовского сельского поселения Рославльского района Смоленской области Мамонтова Г.И. и председателем комитета по строительству и архитектуре администрации "Рославльский район" Смоленской области Косых С.А.; причём комиссия заказчика не выявила на 06.06.2019 расхождений выполненных работ по локальному сметному расчёту и приняла без замечаний все работы, в том числе и по позициям 17, 19, 20, 21 Акта о приёмке выполненных работ от 06.06.2019.

Отсутствие (незаметность) на откосах дамбы следов растительной земли и посева многолетних трав на момент проведения Управлением контрольных замеров (обмеров) может являться следствием проведения в период с 31.07.2019 по 01.12.2019 строительства (реконструкции) автомобильной дороги через реку Челкна в деревне Галеевка-1 до деревни Грязенять после сдачи выполненных работ по Контракту № 020. Указанное обстоятельство подтверждено заключённым между Администрацией Грязенятского сельского поселения Рославльского района Смоленской области и ООО "Мастер" муниципальный контракт от 31.07.2019 № 01633000177190001860001 (т.3 л.22-38).

С учётом того, что указанным муниципальным контрактом при строительстве дороги предусматривалось обустройство тротуара, укрепительных полос и установка опор уличного освещения, т.е. ведение работ в зоне откосов дороги, суд приходит к выводу о недоказанности ответчиком невыполнения ООО "Неруд" работ, отражённых в позициях 17 и 19 Акта о приёмке выполненных работ от 06.06.2019 № 1.

Также заявителем указано, что после сдачи выполненных работ по Контракту № 020 в конце августа - начале сентября 2019 года имело место хищение с дамбы на реке Челкна у деревни Галеевка-1 железобетонных столбиков в количестве 160 шт.; в материалы дела представлено постановление о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон от 05.08.2020 (т.3 л.6-8). По результатам примирения ущерб был оценен в 171 625,37 руб. Подозреваемое лицо добровольно возместило причинённый ущерб и платёжным поручением от 04.08.2020 № 522467 оплатило Администрации указанную сумму (т.3 л.10); указанные денежные средства были перечислены Администрацией в федеральный бюджет (т.3 л.д.14-17).

Довод ответчика о том что, при рассмотрении заявленных требований не должно приниматься в качестве относимого постановление о прекращении уголовного дела, поскольку оно вынесено после вынесения оспариваемого представления, отклоняется судом за несостоятельностью. Администрация заявила о краже до вынесения представления, кроме того, работы по муниципальному контракту от 31.07.2019 № 01633000177190001860001 осуществлялись, в том числе, и в зоне расположения спорных сигнальных столбиков, следовательно, они могли быть демонтированы и в процессе работ по реконструкции автомобильной дороги.

Однако, муниципальным контрактом предусмотрен материал в объеме 16 сигнальных столбиков, что признано и не оспаривается лицами, участвующими в деле. Согласно пояснений заявителя и третьего лица, 144 сигнальных железобетонных столбика приобретены ООО "Неруд" за свой счет.

В позиции 19 локального сметного расчета № 02-02-02 (т.2 л.д.78) допущена техническая ошибка: указано, что единицей измерения (колонка № 3 расчетной таблицы) является 100 шт., то есть (с учетом указания в колонке № 4 расчетной таблицы размера 1,6) необходимо произвести работы по установке 160 сигнальных столбиков; однако, в позиции 20 этого же локального сметного расчета указана единица измерения кв.м. и с учетом указанного в колонке № 4 расчетной таблицы объема 0,368, количество материалов составляет всего 16 штук с учетом размера столбика по ГОСТ Р 50970-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения."

По запросу суда заявителем были представлены копии счетов-фактур на закупку 160 сигнальных столбиков. Согласно представленным документам закуплено 16 таких столбиков (счет-фактура от 11.09.2018 № 148); по второму представленному счету-фактуре от 14.06.2019 № 14060117501 осуществлена закупка перемычек.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Управлением в нарушение положений статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено надлежащих доказательств фактического невыполнения работ (материалов) по позициям 17, 19, 20 (относительно работ по установке 16 сигнальных столбиков), 21 акта о приемке выполненных работ № 1 от 06.06.2019; следовательно, в указанной части требования заявителя подлежат удовлетворению

В соответствии с пунктом 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утверждённым в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Заключение и оплата казённым учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счёт бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведённых казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учётом принятых и неисполненных обязательств (пункт 5 статьи 161 БК РФ).

Согласно абзацам 1, 2 пункта 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведённых до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путём заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии с пунктом 3.1 Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня (утвержден приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н) главные распорядители и распорядители бюджетных средств доводят бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств расходным расписанием (ф. 05031722) через органы Федерального казначейства.

Таким образом, только с момента доведения до заявителя вышеназванными расходными расписаниями данных лимитов бюджетных обязательств, Администрация вправе была принимать бюджетные обязательства и заключать рассматриваемые муниципальные контракты по капитальному ремонту гидротехнических сооружений в пределах указанных сумм. Однако муниципальные контракты заключены были ранее этих дат.

Лимиты бюджетных обязательств доведены до Администрации расходными расписаниями:

- на 2018 год расходным расписанием от 19.09.2018 № 198; указанные в пункте 6 текстовой части представления контракты заключены соответственно 15.06.2018 и 02.07.2018;

- на 2019 год расходным расписанием от 11.11.2019 № 155; указанные в пункте 7 текстовой части представления контракты заключены соответственно 09.07.2019 и 16.08.2019.

Вывод Управления о заключении контрактов ранее доведения лимитов бюджетных обязательств подтвержден материалами дела. В указанных действиях Администрации имеется нарушение требований пункта 2 статьи 72, пункта 5 статьи 161, абзацев 1, 2 пункта 3 статьи 219 БК РФ.

Вместе с тем, несмотря на наличие формального состава указанного нарушения, определяя требование о необходимости Администрации принять меры по устранению причин и условий таких нарушений (по пунктам 6 и 7 Представления) ответчиком не было учтено следующее.

В соответствии с федеральной целевой программой "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350, между Федеральным агентством водных ресурсов и Администрацией Смоленской области были заключены соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету Смоленской области на софинансирование в 2018 и 2019 годах мероприятий региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов по направлению "Защита от негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, капитальный ремонт и ликвидация бесхозяйственных гидротехнических сооружений)".

Согласно пункту 21.3 приложения № 32 к Закону Смоленской области от 21.12.2017 №145-з "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и пункту 18.3 приложения № 34 к Закону Смоленской области от 20.12.2018 № 132-з "Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" распределён объёма субсидий местным бюджетам из областного бюджета по осуществлению капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, на 2018 год – 7 773 400,00 руб., и на 2019 год – 10 919 400,00 руб., соответственно.

В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 19.02.2018 № 90 "Об утверждении распределения на 2018 год субсидий для софинансирования расходов бюджетов муниципальных районов Смоленской области, бюджетов городских округов Смоленской области в рамках реализации областной государственной программы "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в Смоленской области" на 2014 - 2020 годы на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности" размер вышеуказанной субсидии на 2018 год для муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области на капитальный ремонт гидротехнического сооружения – дамбы на реке Челкна у деревни Галеевка-1, составил 7 773 400,00 руб.

В соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 26.03.2019 № 146 вышеуказанная субсидия на 2019 год для муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области на капитальный ремонт гидротехнического сооружения – дамбы на реке Челкна у деревни Галеевка-1, составила 4 788 170,00 руб., на капитальный ремонт гидротехнического сооружения пруда на реке Рыдыга у деревни Астапковичи - 3 568 402,26 руб.

Уведомлениями о предоставлении субсидии, субвенции, иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое значение на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов (от 16.03.2018 № 8070018, от 22.03.2018 № 8070019) и на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (от 01.04.2019 № 8070011, от 08.07.2019 № 8070032/1, от 08.07.2019 № 8070032/2, от 08.07.2019 № 8070032/3, 09.10.2019 № 8070047) от Департамента бюджета и финансов Смоленской области Рославльскому муниципальному району из областного бюджета доведена сумма межбюджетного трансферта для предоставления субсидии на капитальный ремонт гидротехнических сооружений.

В соответствии с областной государственной программой ответственным исполнителем подпрограмм является Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

Между Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и Администрацией были заключены соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету из субъекта Российской Федерации от 12.04.2018 № 66636000-1-2018-001 и от 28.03.2019 № 66636000-1-2019-001

До муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области уведомлениями Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 16.03.2018 № 8070018 и от 01.04.2019 № 8070011 были доведены следующие размеры субсидий: на 2018 год – 7 773 400,00 руб., на 2019 год – 8 416 465,13 руб., соответственно.

Учитывая, что проведение работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений планировалось Администрацией в благоприятный для этого период года (до 31.08.2018 и до 31.09.2019 года), заключение муниципальных контрактов было осуществлено заявителем вынуждено до фактического доведения лимитов бюджетных обязательств расходными расписаниями.

Как указывалось выше, лимиты бюджетных обязательств были доведения до Администрации расходными расписаниями только 19.09.2018 и 11.11.2019.

Причиной нарушения заявителем пункта 2 статьи 72, пункта 5 статьи 161, абзацев 1, 2 пункта 3 статьи 219 БК РФ стало, прежде всего, несвоевременное доведение лимитов бюджетных обязательств по КБК 905040628002L0160243, без учета сезонного характера работ по капитальному ремонту на гидротехнических сооружениях и завершения финансового года 31 декабря.

Одним из главных принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств (статья 28 БК РФ).

Согласно статье 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В рассматриваемом случае, заключение указанных контрактов только после доведения лимитов бюджетных обязательств (соответственно расходными расписаниями от 19.09.2018 и от 11.11.2019) с учетом временного периода, необходимого для соблюдения процедуры закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ, повлекло бы практическую невозможность выполнения необходимых работ в осенний/зимний период и в пределах соответствующего финансового года; что однозначно повлекло бы еще более "злостное" нарушение бюджетного законодательства и неэффективность использования бюджетных средств.

Требуя только от Администрации принятие мер по устранению причин и условий рассматриваемого нарушения (пункт 2 представления), когда в таких случаях нарушение уже невозможно устранить без еще большего нарушения бюджетного законодательства, Управление должно было исходить из того, что при указанных обстоятельств одними действиями Администрации устранить причины и условия такого нарушения невозможно.

Таким образом, в оспариваемой части пункт 2 представления нельзя признать обоснованным.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать недействительным представление № 63- 1.10-12/1.20-2136 от 26.05.2020Управления Федерального казначейства по Смоленской области (ОГРН 102670447816; ИНН 6731010703) в части:

- пункта 1 в отношении возложения на Администрацию муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (ОГРН 1026700929210; ИНН 6725002430) обязанности устранить бюджетные нарушения путем принятия мер, предусмотренных законодательством, по исполнению невыполненных объемов работ или возмещению средств, полученных за фактически невыполненные работы в общей сумме 80172,77 руб. (в том числе: по акту о приемке выполненных работ № 1 от 06.06.2019: по позиции 17 (за вычетом позиции 18) (работа) "укрепление откосов земляных сооружений посевом многолетних трав механизированным способом" – 36691 руб.; по позиции 19 (материал) "Семена газонных трав" – 30362,75 руб.; по позиции 20 (работа) "Установка столбиков сигнальных железобетонных" – 10161,40 руб.; по позиции 21 (материал) "Столбики сигнальные железобетонные" –2957,62 руб.);

- пункта 2 в отношении возложения на Администрацию муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (ОГРН 1026700929210; ИНН 6725002430) обязанности принять меры по устранению причин и условий бюджетных нарушений по пунктам 6 и 7 текста представления.

В удовлетворении остальной части требований Администрации муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области (ОГРН 1026700929210; ИНН 6725002430) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья Е.Г. Бажанова