НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Смоленской области от 11.06.2020 № А62-2464/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Большая Советская, д. 30/11, г.Смоленск, 214001

http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru

тел.8(4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8(4812)61-04-16

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

город Смоленск                                                                     

19.06.2020                                                                     Дело № А62-2464/2020

Резолютивная часть решения оглашена 11.06.2020

Мотивированный текст решения изготовлен 19.06.2020

       Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Печориной В. А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Первушовой К.Г.,  рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Баранова Михаила Степановича  (ОГРНИП 312673208700126; ИНН 672900222378)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску  (ОГРН 1106731005260; ИНН 6732000017)

о признании недействительным  решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2019 № 3094

лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежаще,

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Баранов Михаил Степанович (заявитель, предприниматель) обратился в суд с заявлением  о признании недействительным  решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Смоленску (ответчик, налоговый орган) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2019 № 3094.

Как следует из материалов дела, 25.10.2019 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Смоленску вынесено решение о привлечении индивидуального предпринимателя Баранова Михаила Степановича  к ответственности за совершение налогового правонарушения № 3094.

В соответствии с решением заявителю назначен штраф за несвоевременную сдачу декларации по ЕНВД за 1 квартал 2019 года.

Поскольку с принятым по результатам камеральной проверки решением заявитель не согласился  ввиду того обстоятельства, что акт налоговой проверки вручен ему по истечении пятидневного срока, установленного пунктом 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ, что является существенным нарушением процедуры привлечения к налоговой ответственности, обратился в суд с настоящим заявлением.

До начала судебного заседания от ответчика поступил отзыв на заявление, в котором указывает на то, что поскольку заявителем возражений на акт налоговой проверки от 06.08.2019 № 1741 в установленный пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ месячный срок представлено не было, принятое налоговым органом решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2019 № 3094 является законным и обоснованным.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, до начала судебного заседания Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Смоленску представлено ходатайство, в котором просит суд рассмотреть дело без участия представителя, в связи с вышеизложенным суд признал стороны надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства и, руководствуясь  статьей 123 АПК РФ, рассмотреть дело в их отсутствие.

 Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса  Российской  Федерации   все   имеющиеся   в   материалах дела документы, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

В силу статьи 346.30 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается квартал.

Как следует из материалов дела, налогоплательщик представил в ИФНС России по г. Смоленску налоговую декларацию по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) за 1 квартал 2019 года 23 апреля 2019 года, с суммой налога, подлежащей к уплате, в размере 164502 рубля. Налог уплачен в бюджет 08.04.2019 в полном объеме.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен нормативный срок представления декларации в налоговый орган, за что предусмотрена ответственность установленная пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 100 Кодекса акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено указанным пунктом.

В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

Срок окончания камеральной налоговой проверки представленной заявителем налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2019-23.07.2019.

По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации составлен акт № 1741 от 06.08.2019.

14.08.2019 вышеуказанный акт направлен налогоплательщику по почте заказным письмом.

Следовательно, Инспекция допустила нарушение названных выше норм законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок вручения акта камеральной налоговой проверки.

Вместе с тем, нарушение должностными лицами Инспекции установленных законом сроков вручения акта камеральной налоговой проверки не лишает налогоплательщика прав, предоставленных Налоговым кодексом РФ лицу, в отношении которого проводилась проверка, в том числе, представлять в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям после получения акта камеральной налоговой проверки, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя, представлять объяснения.

На основании пункта 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованностьсвоих возражений.

Возражения по акту налоговой проверки от 06.08.2019 № 1741 в установленный пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации месячный срок заявителем не представлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Кодекса акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка (пункт 2 статьи 101 НК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 НК РФ заявитель о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки извещен, что подтверждается извещением № 2153 от 21.08.2019, которое направлено налогоплательщику заказным письмом 23.08.2019.

Налогоплательщик для рассмотрения материалов проверки не явился, в связи с чем, Инспекцией принято решение № 1276 от 26.09.2019 об отложении рассмотрения материалов проверки в связи с неявкой лица, участие которого необходимо для их рассмотрения, а так же решение о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки № 1203 от 26.09.2019.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов (абзац 4 пункт 2 статьи 101 Кодекса).

В соответствии с пунктом 7 статьи 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1)о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков в указанном решении может содержаться указание о привлечении к ответственности одного или нескольких участников этой группы;

2)об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

25.10.2019  ИФНС  России   по  г.   Смоленску  вынесено  решение  о привлечении к ответственности №3094 от 25.10.2019.

Статьями 100 и 101 Кодекса установлены сроки, в течение которых налоговый орган обязан рассмотреть материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика, представленные на акт проверки, и вынести решение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Кодекса акт налоговой проверки, другие материалы налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При этом нарушение указанных сроков само по себе не является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для признания решения налогового органа недействительным.

Согласно абзацу 2 пункта 14 статьи 101 Кодекса безусловным основанием для отмены решения является только нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. К существенным относятся следующие условия:

1)обеспечение права проверяемого налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя;

2)обеспечение права налогоплательщика представлять объяснения.

По смыслу положений, установленных статьей 101 Кодекса, соблюдение проверяющими норм, закрепленных Налоговым кодексом Российской Федерации, направлено на обеспечение прав и законных интересов налогоплательщика, гарантированных ему при проведении в отношении него мероприятий налогового контроля и оформлении их результатов.

Нарушение процессуальных сроков вручения отдельных документов не привело к нарушению прав налогоплательщика по обеспечению возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечению возможности налогоплательщика представить объяснения.

Кроме того, необходимо отметить, что Инспекцией самостоятельно установлены обстоятельства, смягчающие ответственность и, соответственно, штраф по пункту 1 статьи 119 НК РФ снижен в два раза.

В связи с вышеизложенным судом не усматривается оснований для признания незаконным и отмене решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 25.10.2019 № 3094.

Руководствуясь статьями 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении предъявленных требований отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.  Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья                                                                                           В.А. Печорина