АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Большая Советская, д. 30/11, г. Смоленск, 214001
http:// www.smolensk.arbitr.ru; e-mail: info@smolensk.arbitr.ru
тел. 8 (4812)24-47-71; 24-47-72; факс 8 (4812) 61-04-16
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
город Смоленск
10.02.2021 Дело № А62-9970/2020
Резолютивная часть решения объявлена 3 февраля 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2021 года
Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пудова А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фроловой Т.Я. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
Управления войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН 1166733071922; ИНН 6732134420)
к обществу с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Барс» (ОГРН 1146733014856; ИНН 6732077651)
заинтересованное лицо Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр» (ОГРН 1027739334479, адрес: 117997, г. Москва, Дербеневская набережная, д. 7, стр. 15)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
с участием:
от заявителя – представитель Дашдамиров С.М. (доверенность, служебное удостоверение, диплом),
от ответчика – представитель Внуков А.Е. (доверенность, паспорт, удостоверение адвоката),
от заинтересованного лица – представитель Кудрявцев А.М. (доверенность, паспорт),
установил:
Управление войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области (далее по тексту также – заявитель, административный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью«Частное охранное предприятие «Барс» (далее по тексту также – ответчик, общество, ООО «ЧОП «Барс») к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное унитарное предприятие «Главный радиочастотный центр» (ОГРН 1027739334479) (далее по тексту также - ФГУП «ГРЧЦ»).
Как следует из материалов дела, ООО «ЧОП «Барс» имеет выданную УМВД России по Смоленской области лицензию от 05.07.2016 № 337 на осуществление частной охранной деятельности сроком действия до 31.10.2024. В перечень разрешенных видов услуг, указанных в приложении к лицензии, пунктом 7 включена охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I«О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» осуществление федерального государственного контроля (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной охранной и частной детективной деятельности возложено на Росгвардию.
17.11.2020 в ходе проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований старшим инспектором отдела лицензионно-разрешительной работы Управления Дашдамировым С.М. был выявлен факт оказания обществом охранных услуг (охрана объектов и имущества, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов и т.п.) по договору от 26.06.2019 № 0000000009619Р01002/8670-19-0022, заключенному с ФГУП «ГРЧЦ», на станции технического радиоконтроля в г. Смоленске (Смоленская область, Смоленский район, Корохоткинское с.п., севернее д. Магалинщина, на расстоянии 1000 м).
Полагая, что указанная станция относится к числу объектов федеральных органов исполнительной власти, которые не могут охраняться сотрудниками частных охранных организаций, и что при оказании охранных услуг ООО ЧОП «Барс» грубо нарушило лицензионные требования, должностное лицо, проводившее проверку, составило в отношении общества протокол № 67ЛРР44217112000127 от 17 ноября 2020 г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Названный протокол вместе с заявлением о привлечении ООО ЧОП «Барс» к административной ответственности направлен Управлением в Арбитражный суд Смоленской области.
Ответчиком и заинтересованным лицом представлены отзывы, в которых они указывают, что станция технического радиоконтроля в г. Смоленске закреплена на праве хозяйственного ведения за ФГУП «ГРЧЦ», которое является коммерческой организацией и не входит в систему федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, как отмечается в отзывах, аналогичная проверка проводилась сотрудниками Управления в августе 2019 года; тогда же и мог быть выявлен факт заключения договора от 26.06.2019 № 0000000009619Р01002/8670-19-0022. При этих обстоятельствах, по мнению ООО ЧОП «Барс», в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, а также истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту также - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за совершение указанного правонарушения, дело о котором рассматривается судьей, составляет 3 месяца.
Вменяемое обществу оказание охранных услуг с грубым нарушением лицензионных требований является длящимся, было выявлено 17.11.2020, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности на день рассмотрения настоящего дела не истек.
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с положениями статьи 11.2 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту также – Закон № 2487-I), пункта 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту также - Закон № 99-ФЗ) частная охранная деятельность подлежит лицензированию.
Статья 3 Закона № 99-ФЗ определяет лицензионные требования как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
В перечень лицензионных требований, с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), могут быть включены следующие требования: 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами; 5) иные требования, установленные федеральными законами.
Согласно части 11 статьи 19 Закона 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. № 498 (в ред. от 26.06.2018) утверждено Положение о лицензировании частной охранной деятельности (далее по тексту также – Положение № 498), в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг.
В силу пункта 10 Положения № 498 грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении охранной деятельности являются:
а) охрана объектов, предусмотренных Федеральным законом «О государственной охране», а также иных объектов, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации охранная деятельность не распространяется;
б) нарушение частной охранной организацией правил оборота оружия и (или) специальных средств, установленных законодательством Российской Федерации, при наличии в частной охранной организации оружия и (или) специальных средств при осуществлении услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
в) неиспользование работниками частной охранной организации средств пассивной защиты (жилетов и шлемов защитных) при осуществлении охраны объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны и (или) принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию;
г) иные нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно абзацу третьему статьи 11 Закона № 2487-Iчастная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее по тексту также - Перечень № 587).
В пункте 1 Перечня № 587 указаны здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти (за исключением зданий (помещений), строений, сооружений, прилегающих к ним территорий Управления делами Президента Российской Федерации, территориальных органов Федеральной налоговой службы), иных государственных органов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят:
- федеральные министерства,
- федеральные службы,
- федеральные агентства.
Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 21 «Об утверждении структуры федеральных органов исполнительной власти» утверждена (новая) структура федеральных органов исполнительной власти, в которую входит и Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных, и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ установлена обязанность лиц, участвующих в деле, доказать обстоятельства, на которые они ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 4 статьи 210 АПК по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
В случае непредставления административным органом, составившим протокол, доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанного органа по своей инициативе.
Статьей 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд приходит к следующим выводам.
Материалами дела, в том числе Уставом (утв. Роскомнадзором 16.08.2017, рег. № 162), подтверждается, что ФГУП «ГРЧЦ» создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2000 № 1002 «О государственной радиочастотной службе при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации» и распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 14.03.2001 № 627-р «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Главный радиочастотный центр».
ФГУП «ГРЧЦ» осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 №126-ФЗ «О связи», Положением о радиочастотной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2014 № 434, иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом.
ФГУП «ГРЧЦ» является специально уполномоченной службой по обеспечению регулирования использования радиочастот и радиоэлектронных средств и находится в ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее -Роскомнадзор).
Полномочия собственника имущества ФГУП «ГРЧЦ» осуществляют Роскомнадзор и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее – Росимущество) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФГУП «ГРЧЦ» является коммерческой организацией.
Согласно статье 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту также – ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» установлен исчерпывающий перечень полномочий, которые осуществляют федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий:
а) утверждение устава предприятия (за исключением федерального казенного предприятия), внесение в него изменений, в том числе утверждение устава в новой редакции;
б) назначение на должность руководителя предприятия, заключение, изменение и прекращение в установленном порядке трудового договора с ним;
в) мероприятия по обеспечению проведения аттестации руководителя предприятия;
г) согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключения, изменения и прекращения трудового договора с ним;
д) утверждение в установленном порядке стратегии развития предприятия на срок от 3 до 5 лет, программы деятельности предприятия, а также утверждение сметы доходов и расходов федерального казенного предприятия;
е) согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;
ж) согласование совершения сделок, в которых имеется заинтересованность руководителя предприятия;
з) согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
и) согласование создания филиалов и представительств;
к) утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетов руководителя предприятия;
л) согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества;
м) согласование списания федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства), принадлежащего предприятию;
н) принятие решений, предусматривающих перечисление в федеральный бюджет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей (без учета доходов и расходов от переоценки обращающихся на рынке ценных бумаг акций обществ и относящегося к указанным доходам и расходам налога на прибыль организаций), уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 50 процентов величины прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей (без учета доходов и расходов от переоценки обращающихся на рынке ценных бумаг акций обществ и относящегося к указанным доходам и расходам налога на прибыль организаций), если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации. В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации на предприятие возложена обязанность по составлению финансовой отчетности, в том числе консолидированной, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяемая в соответствии с настоящим подпунктом, не может быть менее 50 процентов величины чистой прибыли, определенной по данным такой отчетности. Если указанная сумма превышает величину чистой прибыли, определенную по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности такого предприятия, то для перечисления в федеральный бюджет части прибыли предприятия используется нераспределенная прибыль.
Из указанного перечня не следует, что федеральные органы исполнительной власти при осуществлении своей деятельности наделены полномочиями по использованию имущества унитарных предприятий, а именно это обстоятельство, по смыслу пункта 1 Перечня № 587, имеет определяющее значение для отнесения того или иного объекта к числу объектов федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
ФГУП «ГРЧЦ», являясь юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, выражающий и обеспечивающий имущественное обособление и организацию имущественной самостоятельности юридического лица (статья 58 ГК РФ).
Основной целью ФГУП «ГРЧЦ» как коммерческой организации является извлечение прибыли (пункт 1 статьи 50 ГК РФ).
Таким образом, ни принадлежность на праве собственности Российской Федерации имущества, закрепленного за ФГУП «ГРЧЦ», ни подведомственность последнего Роскоманадзору не дают оснований утверждать, что станция технического радиоконтроля в г. Смоленске, в отношении которой ООО ЧОП «Барс» осуществляет оказание услуг охраны, относится к числу объектов федеральных органов исполнительной власти.
Действующее законодательство не содержит положений о том, что государственной или ведомственной охране подлежит все имущество, находящееся в федеральной собственности, поэтому суд отклоняет доводы Управления о грубом нарушении ответчиком лицензионных требований.
Суд отмечает, что представителем ФГУП «ГРЧЦ» Кудрявцевым А.М. приобщен паспорт безопасности объекта «Центр радиоконтроля РЭС наземных и спутниковых служб радиосвязи», согласованный должностными лицами компетентных органов, в том числе начальником ФГКУ Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области, датированный мартом 2020 года. В паспорте указано в качестве подразделения охраны ООО «ЧОП «Барс», и содержится вывод о том, что силы и средства охраны для выполнения мероприятий по антитеррористической защищенности объекта соответствуют предъявляемым требованиям.
При таких обстоятельствах суд не усматривает в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отзывает в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил :
в удовлетворении заявления Управления войск национальной гвардии Российской Федерации по Смоленской области (ОГРН 1166733071922; ИНН 6732134420) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Частное охранное предприятие «Барс» (ОГРН 1146733014856; ИНН 6732077651) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ отказать.
Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в апелляционном порядке в течение десяти дней после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.
Судья : Пудов А.В.