НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 28.09.2015 № А57-15647/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

05 октября 2015 года

Дело № А57-15647/2015

Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября   2015г.

Полный текст решения изготовлен 05 октября  2015г.

Судья Арбитражного суда Саратовской области Е.В. Сеничкина,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Л.А.Смирновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 97», город Саратов

Заинтересованные лица:

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, город Саратов,

Комитет по управлению имуществом г. Саратова,  г.Саратов

о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 03.04.20014 № 60-01-26/771.

при участии:

представителей заявителя – Кузьмина М.В. по доверенности № б/н от 04.08.2015г., Долгополова Т.А. по доверенности № б/н от 04.08.2015г., 

представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, город Саратов – Савенко С.В. по доверенности № 60-01-48/2100 от 02.09.2015г. сроком на один год,

представителя Комитета по управлению имуществом г. Саратова,  г.Саратов – Задкова Е.Н. по доверенности № 02-06/23857 от 21.09.2015г. сроком на три года

УСТАНОВИЛ:

            В Арбитражный суд Саратовской области обратилось с заявлением муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 97», город Саратов, заинтересованные лица: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, город Саратов, Комитет по управлению имуществом г. Саратова,  г.Саратов о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 03.04.20014 № 60-01-26/771.

            Как видно из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области (далее – Управление) на основании приказов Росфиннадзора от 10 февраля 2015 года № 19 «О проведении выездной
проверки» и от 13 февраля 2015 года № 19-1 «О продлении срока проверки»
с 11 февраля 2015 года по 18 февраля 2015 года в отношении муниципального
дошкольногообразовательного учреждения  «Детский сад  общеразвивающего вида № 97» (далее – МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №97) была проведена выездная проверка (ревизия) использования субсидий из федерального бюджета, представленных в 2014 году бюджетам субъектов РФ на реализацию программы «Развитие дошкольного общего и дополнительного образования детей» государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020г.» в части модернизации региональных систем дошкольного образования, о чём составлен акт выездной проверки (ревизии) от 13.03.2015г.

По результатам проверки заведующей МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№ 97» Т.Г. Клочковой вынесено представление о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения 03 апреля 2015 года № 60-01-26/771 (далее - Представление), в котором Управление требовало рассмотреть информацию об указанных в Представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих  бюджетные правоотношения, а также принять меры по устранению выявленных нарушений, их причин и условий в срок до 30 календарных дней, с даты получения Представления.

            Заявитель, считая данное Представление недействительным,  обратился в арбитражный суд с заявлением.

В судебном заседании в соответствии со статьёй 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв  с 22.09.2015г. до 28.09.2015г. до 17 час. 30 мин.

            После перерыва судебное заседание продолжено.

            Представители заявителя настаивают на заявленных требованиях, по основаниям, изложенным  в заявлении.

            Представитель Комитета по управлению имуществом г. Саратова поддержал позицию заявителя.

            Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

            Изучив представленные документы, выслушав представителей лиц, участвующих в деле,  арбитражный суд пришёл к следующему выводу.

            В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться  в арбитражный суд  за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Указанные требования заявлены в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому настоящее дело рассматривается в порядке рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

            Следовательно, бездействие подлежит признанию незаконным при наличии одновременно двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

  Арбитражным процессуальным законодательством установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании действия (бездействия) государственного органа арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого действия (бездействия) и устанавливает его соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которое совершило оспариваемое действие (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемое действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности совершения оспариваемого действия (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемого действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемого действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которое совершило действие (бездействие).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верхового Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение  указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учёта, а также информации, определённой федеральными и отраслевыми стандартами.

            В пункте 2 Приказа Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» указано, что бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учёта активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, их изменяющих (далее - хозяйственные операции), с учётом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учёта, в том числе признания, оценки, группировки объектов учёта, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н.

            Согласно пункту 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта от 01.12.2010г. № 157н счёт 10100 «Основные средства» предназначен для учёта операций с материальными объектами, относящимися в соответствии с положениями настоящей Инструкции к основным средствам.

Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учёту в качестве основных средств.

Материальные объекты имущества, за исключением периодических изданий, составляющие библиотечный фонд учреждения, принимаются к учёту в качестве основных средств независимо от срока их полезного использования.

Консервация объекта основных средств на срок более 3-х месяцев (расконсервация) оформляется первичным учётным документом - Актом о консервации (расконсервации) объектов основных средств, содержащим сведения об объекте учёта (наименование, инвентарный номер объекта, его первоначальная (балансовая) стоимость, сумма начисленной амортизации), а также сведения о причинах консервации и сроке консервации.

Объект основных средств, находящийся на консервации, продолжает числиться на соответствующих балансовых счетах Рабочего плана счетов учреждения в качестве объекта основных средств.

Отражение консервации (расконсервации) объекта основных средств на срок более 3-х месяцев отражается путём внесения в Инвентарную карточку объекта учёта записи о консервации (расконсервации) объекта, без отражения по соответствующим счетам аналитического учёта счёта 010100000 «Основные средства».

            Согласно пункту 130 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта от 01.12.2010г. №157н счёт 10601 «Вложения в основные средства» предназначен для учёта учреждениями (организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств) операций по формированию (выбытию) фактических вложений (инвестиций) в объекты нефинансовых активов, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда, прочих основных средств, а также драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей.

            Согласно пункту 127 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта от 01.12.2010г. №157н, счёт бухгалтерского учёта 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» предназначен для учёта вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учёту в качестве объектов нефинансовых активов.

Вложения в нефинансовые активы учитываются на счёте, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счёта, согласно пункту 37 настоящей Инструкции, и соответствующий аналитический код вида синтетического счёта объекта учёта: 1 «Вложения в нефинансовые активы»; 2 «Вложения в нематериальные активы»; 3 «Вложения в непроизведенные активы»; 4 «Вложения в материальные запасы».

Как видно из материалов дела, на основании распоряжения комитета по управлению имуществом г.Саратова от 31.12.2014г. № 6632р за МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97» закреплён на праве оперативного управления объект недвижимости – нежилое здание общей площадью 2906,9 кв.м, расположенное по адресу: г. Саратов, ул. им.Исаева Н.В., д.32, с оконченным строительством в 2014г., датой ввода в эксплуатацию 31.12.2014г., стоимостью 91000000 руб. Имущество принято согласно акту приёма-передачи от 31.12.2014г. №150 в полном объёме и передано на основании договора от 31.12.2014г. на ответственное хранение ООО «Стройресурс».

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97» считает, в связи с тем, что  Учреждением фактические вложения (инвестиции) в объект основных средств не производились, объект недвижимости   - нежилое здание принят на основании акта приёма-передачи от 31.12.2014г. № 150 с датой ввода в эксплуатацию 31.12.2014г., оснований для отражения объекта недвижимости на счёте бухгалтерского учёта 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» нет.

Однако, в ходе судебного разбирательства дела установлено и подтверждается материалами дела, что отражённое в акте о приёме-передаче здания (сооружения) от 31.12.2014г. № 150 заключение комиссии о том, что объект пригоден для эксплуатации, не подтверждено результатами проведённых инвентаризаций. На момент проведения инвентаризации по состоянию на 11.02.2015г.  в помещении, расположенном по адресу:

г. Саратов, ул. им. Исаева Н.В., д. 32, проводились строительные работы и в данном помещении отсутствовало оборудование.

Соответственно, в результате того, что объект находится в стадии завершения строительных работ, при этом оборудование не смонтировано и не установлено, по состоянию на 01 января 2015 года не было обеспечено создание 140 дополнительно вводимых мест в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97».

В результате принятия к учёту акта о приёме-передаче здания (сооружения) от 31.12.2014 № 150, содержащего недостоверную информацию об объекте, данные Баланса государственного (муниципального) учреждения на 01.01.2015г. (форма по ОКУД 0503730), подписанного заведующим МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97» Клочковой Т.Г., директором муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Волжского района города Саратова» Шидловским М.Э., на конец отчётного периода по строке 010 «Основные средства (балансовая стоимость, 010100000)» завышены на 91 000 000 рублей, а также по строке 090 «Вложения в нефинансовые активы (010600000)» занижены на 91 000 000 рублей, из них 73 059 300 рублей за счёт средств, источником финансового обеспечения, которых являлись средства федерального бюджета.

Таким образом, в ходе проведения проверки установлены следующие нарушения действующего законодательства:

-искажение отчётных данных на сумму 91 000 000  рублей, из них 73 059 300  рублей за счет средств, источником финансового обеспечения, которых являлись средства федерального бюджета;

-не обеспечено создание 140 дополнительно вводимых мест в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97» по состоянию на 01 января 2015 года, в результате того, что объект находится в стадии завершения строительных работ, при этом оборудование не смонтировано и не установлено.

В нарушение вышеуказанных норм, заведующим МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97» Клочковой Т.Г. не обеспечено достоверное представление информации о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленное МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 97»  требование не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если арбитражный суд, установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. 

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

            В удовлетворении требований муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 97», город Саратов, заинтересованные лица: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, город Саратов, Комитет по управлению имуществом г. Саратова,  г.Саратов о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения от 03.04.20014 № 60-01-26/771 отказать.

   Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья                                                                                                              Е.В. Сеничкина