АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
03 августа 2016 года
Дело № А57-11554/2016
Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2016 года
Полный текст решения изготовлен 3 августа 2016 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Степура С.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Боярищевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области, (г.Саратов)
к Федеральному казенному учреждению «Колония-поседение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области (ст.Паницкая Красноармейского района Саратовской области)
о взыскании задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию в сумме 242 310,51 руб.
при участии в судебном заседании: от истца ФИО1 представитель по доверенности от 02.03.2015 № 66/1/27-8 сроком до 31.12.2017; от ответчика – не явились, извещены;
установил: в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением обратилось Управление Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области к Федеральному казенному учреждению «Колония-поседение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Саратовской области о взыскании задолженности по перечислению денежных средств, удерживаемых из доходов осужденных к лишению свободы, для возмещения расходов по их содержанию в сумме 242 310,51 руб.
Истец поддержал заявленные требования в полном объеме.
Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку пропущен срок исковой давности в отношении заявленных требований.
В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлен перерыв до 10 час. 10 мин. 27.07.2016г. Информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещена на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области. После перерыва судебное заседание продолжено.
Дело рассмотрено по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в единый государственный реестр внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1026401732224.
Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осужденных к труду и создание условий для их моральной и материальной заинтересованности в результатах труда.
Согласно положениям пункт 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» обязано производить удержание и перечисление денежных средств из заработной платы осужденных, из пенсий осужденных в целях возмещения расходов по содержанию осужденных.
В связи с неисполнением заинтересованным лицом возложенной на него законодательством обязанности, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области на основании статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации как администратор поступлений в бюджет спорных платежей обратилось в арбитражный суд.
Согласно справки УФСИН России по Саратовской области от 10.05.2016 № 66/ТО/27 о задолженности ФКУ КП-20 УФСИН России по Саратовской области по перечислению денежных средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы в соответствии с частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации по состоянию на 01.04.2013 задолженность федерального казенного учреждения Колония - поселение № 20 УФСИН России по Саратовской области (далее - ФКУ КП-20 УФСИН России по Саратовской области) по перечислению средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации составляет за период с 01.08.2009 по 01.04.2013 года:
- за 2009 год по показателю «Удержано» - 102 789,19 руб., по показателю «Перечислено» - 47 094,04 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - 55 695,15 руб.;
- за 2010 год по показателю «Удержано» - 304 832,41 руб., по показателю «Перечислено» - 67 049,08 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - 237 783,33 руб.;
- за 2011 год по показателю «Удержано» - 562 852,76 руб., по показателю «Перечислено» - 827 684,76 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - минус 264 832,00 руб.;
- за 2012 год по показателю «Удержано» - 636 751,10 руб., по показателю «Перечислено» - 577 956,31 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - 58 794,79 руб.;
- за 2013 год по показателю «Удержано» - 154 869,24 руб., по показателю «Перечислено» - 0 руб., по показателю «Сальдо за месяц» - 154 869,24 руб.;
ФКУ КП-20 УФСИН России по Саратовской области за период с 01.08.2009 по 01.04.2013 начислено 1 762 094 рубля 70 копеек, перечислено в федеральный бюджет 1 519 784 рубля 19 копеек. Всего за период с 01.08.2009 по 01.04.2012 задолженность ФКУ КП-20 УФСИН России по Саратовской области составляет 242 310 рублей 51 копейка.
Всего за период с 01.08.2009 по 01.04.2013 задолженность ФКУ КП-20 УФСИН России по Саратовской области по перечислению средств, удержанных из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации составляет 242 310 рублей 51 копейку.
В обоснование заявления Управление ссылается на наличие у Учреждения обязанности по удержанию и перечислению в бюджет сумм из заработной платы, пенсий осужденных в возмещение расходов бюджета по содержанию осужденных, на факт администрирования указанных возмещений, на неисполнение Учреждением обязанности, на обоснованность заявленных требований и соответствие их действующему законодательству.
Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» не признаёт заявленные требования.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности с учётом мнения участвующих в деле, лиц, суд пришёл к выводу, что заявление Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области подлежит рассмотрению в арбитражном суде, требования заявителя подлежат отклонению ввиду обращения заявителя в суд после истечении срока давности.
Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» является учреждением уголовно-исполнительной системы, в соответствии с подпунктом 2.5.1 Устава учреждение должно обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации привлечение осужденных к труду.
Регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации от 08.01.1997 № 1 -ФЗ.
Как следует из статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.
Согласно положениям части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса PФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальные средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которых начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российское Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения (Определение Конституционного Cудa РФ от 27.05.2010 № 661-O-O).
Исходя из анализа статьи 107, части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что расходы по содержанию указанных категорий осужденных несет государство (федеральный бюджет), названные средства подлежат удержанию Учреждением исполнения наказаний из заработных плат или пенсий осужденных и перечислению Учреждением в федеральный бюджет.
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, созданным федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территории субъекта РФ для осуществления задач и функций в сфере исполнения уголовных наказаний, содержания находящихся под стражей лиц, руководства учреждениями, исполняющими уголовные наказания и т.п. (п. 1 Положения об УФСИН).
На основании приказа Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России) от 12.04.2006 №161 «Об администрировании и проведении мониторинга перечисления в доход федерального бюджета средств, удерживаемых из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных в подразделениях уголовно-исполнительной системы» за территориальными органами Федеральной службы наказаний закреплены полномочия администратора доходов федерального бюджета по отношению к подведомственным подразделениям уголовно-исполнительной системы по коду администратора доходов федерального бюджета 320.
Полномочия главного администратора доходов бюджета, общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации определяет Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
Приказом ФСИН России от 16.08.2010 №361 «об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» закреплены за территориальными органами ФСИН России полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы РФ, предусмотренные пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ по кодам главы администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета.
Следовательно, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области является администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ по кодам администратора доходов федерального бюджета 320, а также по кодам иных доходов федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов обладает полномочиями по взысканию задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам.
В ходе судебного рассмотрения установлено, что Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области в рамках предоставленных статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочий как администратор доходов бюджета предприняло меры по взысканию, образовавшейся у Учреждения за период с 01.01.2009 по 31.07.2009 годы задолженности по перечислению в федеральный бюджет удерживаемых из заработной платы, пенсий, иных доходов осужденных денежных средств в счёт возмещения затрат федерального бюджета на питание, содержание осужденных. В связи с невозможность урегулирования спора в обоюдном порядке, Управление обратилось в суд с заявлением взыскании суммы задолженности, образовавшейся за период с 01.08.2009 по 01.04.2013 года, которая по расчётам Управления составила 242 310,51 руб.
Из материалов дела следует, что Федеральное казенное учреждение Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» не оспаривается факт неполного перечисления удерживаемых у осужденных в счёт возмещения затрат на содержание денежных средств, однако, заинтересованным лицом заявлено о пропуске заявителем срока исковой давности для взыскания задолженности.
Судом в заседании установлено, что задолженность в размере 242 310,51 руб. образовалась за период с 01.08.2009 по 01.04.2013 годы, что подтверждается данными информации поступления доходов в федеральный бюджет, представленными заявителем копиями платёжных документов, бухгалтерской справкой заявителя.
В соответствии с положениями статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51 - ФЗ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
С заявлением №66/ТО/27 о взыскании задолженности образовавшейся за период с 01.08.2009 по 01.04.2013 годы, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области обратилось в арбитражный суд 13.05.2016г. следовательно, заявление Управления по взысканию задолженности, образовавшейся: период за период с 01.08.2009 по 01.04.2013 годы подано заявителем в арбитражный суд после истечения срока давности.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной спора, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске за указанный период.
С учётом изложенных обстоятельств, требования Управления о взыскании задолженности в размере 242 310,51 руб. удовлетворению не подлежат.
Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 20 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» зарегистрировано в качестве юридического лица, учредителем является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет Федеральная служба исполнения наказаний. Учреждение финансируется из федерального бюджета. Учреждение входит в уголовно-исполнительную систему и выполняет государственные функции органов по исполнению наказаний. В ходе рассмотрения настоящего спора судом установлено, что спор вытекает исключительно из правоотношений по исполнению данным учреждением функций государственного органа по исполнению наказаний, поскольку спор касается отчислений на содержание осужденных.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Учреждение освобождено в данном случае от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 27, 167-170, 176, 212-216 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение арбитражного суда первой инстанции в силу части 1 статьи 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-272, 273-291 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.
Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области С.М.Степура