НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 25.02.2021 № А57-20743/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

02 марта 2021 года

Дело №А57-20743/2020

Резолютивная часть решения оглашена 25 февраля 2021года

Полный текст решения изготовлен 02 марта 2021 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи А.И. Михайловой, при ведении протокола секретарем судебного заседания О.И. Подушкиной, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Общества с ограниченной ответственностью «Белисар», г. Саратов

заинтересованные лица:

Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области, г.Саратов

УФНС России по Саратовской области

о признании недействительными решений Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №1409 от 02.04.2020, № 2289 от 06.08.2019, № 3130 от 30.09.2019, № 3129 от 30.09.2019;

о признании недействительными решения УФНС России по Саратовской области от 30.09.2020, в части привлечения ООО «Белисар» к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по НДС за 3 квартал 2019 г. в виде взыскания штрафа размере 8 654 руб.,

при участии:

от заявителя – Пономарева Я.А, по доверенности от 24.07.2020, диплом о ВЮО обозревался,

от Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области - Александров А.Ю. по доверенности от 05.11.2019, диплом о ВЮО обозревался,

от УФНС России по Саратовской области - Александров А.Ю. по доверенности от 27.11.2019, диплом о ВЮО обозревался

у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью «Белисар» с вышеуказанным заявлением.

Представить заявителя поддержал заявленные требования и ходатайствует о снижении штрафных санкций.

Представитель налогового органа оспорил требования заявителя по основаниям, изложенным в отзывах, считает обжалуемые решения законным и обоснованными.

Дело рассмотрено по существу заявленных требований по имеющимся в деле документам по правилам главы 24 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и позиции заявителя, Обществом 29.03.2019 в Межрайонную ИФНС России № 8 по Саратовской области представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2018 год.

Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки установлен факт несвоевременного перечисления в бюджет удержанного за 2018 год НДФЛ в размере 99 237 руб.

По итогам проведения камеральной налоговой расчета сумм налога на НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2018 год, Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 26.06.2019 № 1675.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 06.08.2019 № 2289 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 123 Кодекса, в виде штрафа в размере 4961,85 руб. (с учетом смягчающих вину обстоятельств, размер штрафных санкций снижен в 4 раза).

Обществом 22.10.2019 в Инспекцию представлен расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма №6-НДФЛ) за 9 месяцев 2019 года.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что Обществом, в нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 Кодекса, несвоевременно оплачен в бюджет удержанный за 9 месяцев 2019 года НДФЛ в размере 118 789 руб.

Итоги камеральной проверки оформлены актом от 22.01.2020 № 260.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 02.04.2020 № 1409 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения», в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 23 758 руб.

Обществом в Инспекцию 30.04.2019 представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за февраль 2019 года, с суммой НДПИ в размере - 1 476 106 руб. В соответствии с представленной уточненной налоговой декларацией за указанный период сумма налога составила 1 637 244 руб.

Обществом до подачи уточненной налоговой декларации сумма недостающего налога в размере 161 138 руб. (1 637 244 - 1 476 106) не оплачена, тем самым, по мнению налогового органа не выполнены условия пункта 4 статьи 81 Кодекса.

По итогам налоговой проверки составлен акт от 13.08.2019 № 2511.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 30.09.2019 № 3129 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Обществом в Инспекцию 30.04.2019 представлена налоговая декларация по НДПИ за январь 2019 года. Согласно данной декларации сумма налога к оплате составила 1 276 534 руб. В соответствии с уточненной налоговой декларацией за указанный период сумма налога к оплате составила 1 445 840 руб.

До подачи уточненной налоговой декларации сумма недостающего налога в размере 169 306 руб. Обществом не оплачена, тем самым, по мнению налогового органа не выполнены условия пункта 4 статьи 81 Кодекса.

По итогам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт 13.08.2019 №2563.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 30.09.2019 № 3130 «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». В соответствии с данным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 33 861,20 руб.

Решением УФНС России по Саратовской области от 30.09.2020 жалоба Общества удовлетворена в части.

Налоговый орган принял новое решение по делу о налоговом правонарушении, в виде взыскания с Общества штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ в размере 8 654 руб. за несвоевременное представление декларации по НДС за 3 квартал 2019 г. При этом УФНС России по Саратовской области сообщило, что налогоплательщик не представил доказательств в подтверждение указанных им обстоятельств смягчающих ответственность.

Считая решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 1409 от 02.04.2020, № 2289 от 06.08.2019, № 3130 от 30.09.2019, № 3129 от 30.09.2019, а также решение УФНС России по Саратовской области от 30.09.2020, в части привлечения ООО «Белисар» к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ незаконными, заявитель в порядке гл. 24 АПК РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В силу положений части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решения государственного органа незаконным суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие решения государственного органа закону или иному нормативному правовому акту; нарушение решением государственного органа прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В соответствии со статьей 24, пунктами 1, 6 статьи 226 НК РФ, Общество признается налоговым агентом по НДФЛ, в связи с чем, обязано перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода.

В иных случаях налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода.

Как следует из материалов проверки, Обществом 29.03.2019 в Межрайонную ИФНС России № 8 по Саратовской области представлен расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2018 год.

Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки установлен факт несвоевременного перечисления в бюджет удержанного за 2018 год НДФЛ в размере 99 237 руб., чем нарушены нормы подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 Кодекса. Данное правонарушение предусматривает ответственность установленную пунктом 1 статьи 123 Кодекса.

По итогам проведения камерального налогового расчета сумм налога по НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2018 год, Инспекцией составлен акт налоговой проверки от 26.06.2019 № 1675, который 26.06.2019 направлен в адрес Общества посредством телекоммуникационных каналов связи и получен Обществом 26.06.2019.

Общество извещением от 26.06.2019 № 3359 уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Данное извещение в адрес Общества направлено по ТКС 26.06.2019 и получено адресатом 26.06.2019.

Направление Инспекцией вышеуказанных документов в адрес Общества по ТКС подтверждается технологическим электронным документом «Подтверждение даты отправки», полученным от специализированного оператора связи АО «Калуга Астрал», факт получения подтверждается квитанцией о приеме.

Рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки назначено на 05.08.2019. Обществом 03.07.2019 в Инспекцию представлено ходатайство о снижении штрафных санкций.

Рассмотрение материалов налоговой проверки и ходатайства о снижении штрафных санкций состоялось 05.08.2019 в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, что отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 05.08.2019.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 06.08.2019 № 2289 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 123 Кодекса, в виде штрафа в размере 4 961,85 руб. (с учетом смягчающих вину обстоятельств, размер штрафных санкций снижен в 4 раза). Указанное решение направлено в адрес Общества посредством ТКС 08.08.2019 и получено 13.08.2019, о чем свидетельствуют квитанции подтверждения даты отправки и приема.

Из материалов проверки следует, что Обществом 22.10.2019 в Инспекцию представлен расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 9 месяцев 2019 года в сумме 185 089 руб.

08.10.2019 налогоплательщиком уплачено 66 300 руб. за июль, август, сентябрь 2019 года.

В ходе проверки Инспекцией установлено, что Обществом в нарушение подпункта 1 пункта 3 статьи 24, пункта 6 статьи 226 Кодекса, несвоевременно оплачен в бюджет, удержанный за 9 месяцев 2019 года НДФЛ в размере 118 789 руб. (185 089 - 66 300).

Итоги камеральной проверки оформлены актом от 22.01.2020 № 260, который направлен в адрес Общества по ТКС 22.01.2020 и получен 22.01.2020.

Извещением от 22.01.2020 № 590 Общество уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, которое назначено на 02.03.2020. Данное извещение в адрес Общества направлено по ТКС 24.01.2020 и получено Обществом 27.01.2020.

Факт направления и получения вышеуказанных документов подтверждается квитанциями специализированного оператора связи.

В связи с неявкой лица, участие которого необходимо для рассмотрения материалов налоговой проверки, Инспекцией 02.03.2020 принято решение № 1047 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки. Назначено новое рассмотрение на 02.04.2020. Извещение от 02.03.2020 № 1981 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки и решение от 02.03.2020 № 1047 об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в адрес Общества направлено заказной почтовой корреспонденцией с присвоением идентификационного номера 41097243628419. Согласно официальному сайту Почты России корреспонденция получена 25.03.2020.

Рассмотрение материалов налоговой проверки состоялось 02.04.2020, в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, что отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 02.04.2020.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 02.04.2020 № 1409 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 23 758 руб.

Данное решение в адрес Общества направлено заказной почтовой корреспонденцией с присвоением почтового идентификатора 41097243656221. Согласно информации официального сайта Почты России указанная корреспонденция вручена адресату 24.04.2020.

ООО «Белисар» в силу статьи 334 Кодекса является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ).

Согласно пункту 2 статьи 343 Кодекса сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому, если настоящей статьей не установлен иной порядок исчисления налога.

Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых, согласно пункту 2 статьи 345 Кодекса, представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, в соответствии со статьей 344 Кодекса уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 81 Кодекса при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 81 Кодекса, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях: представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Из материалов налоговой проверки следует, что Обществом в Инспекцию 30.04.2019 представлена налоговая декларация по НДПИ за февраль 2019 года, с суммой НДПИ в размере - 1 476 106 руб. В соответствии с представленной уточненной налоговой декларацией за данный период сумма налога составила 1 637 244 руб.

Обществом до подачи уточненной налоговой декларации сумма недостающего налога в размере 161 138 руб. (1 637 244 - 1 476 106) не оплачена, тем самым не выполнены условия пункта 4 статьи 81 Кодекса.

По итогам данной налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 13.08.2019 №2511, который направлен в адрес Общества по ТКС 20.08.2019 и получен адресатом 21.08.2019.

О времени и месте рассмотрения материалов проверки Общество уведомлено извещением от 20.08.2019 № 5204, которое направлено по ТКС 20.08.2019 и получено Обществом 21.08.2019.

Факт направления и получения вышеуказанных документов подтверждается квитанциями специализированного оператора связи.

Рассмотрение материалов налоговой проверки, назначенное на 27.09.2019, состоялось в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, что отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 27.09.2019.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 30.09.2019 № 3129 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 32 227,60 руб.

Решение направлено в адрес Общества по ТКС 01.10.2019 и получено Обществом 02.10.2019, о чем свидетельствуют квитанции об отправке и приеме.

Обществом 30.04.2019 в Инспекцию представлена налоговая декларация по НДПИ за январь 2019 года. Согласно данной декларации сумма налога к оплате составила 1 276 534 руб. В соответствии с уточненной налоговой декларацией за данный период сумма налога к оплате составила 1 445 840 руб.

До подачи уточненной налоговой декларации сумма недостающего налога в размере 169 306 руб. Обществом не оплачена, тем самым не выполнены условия пункта 4 статьи 81 Кодекса.

По итогам камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт 13.08.2019 №2563, который в адрес Общества направлен по ТКС 16.08.2019 и получен - 19.08.2019, о чем свидетельствуют квитанции об отправке и приеме.

Извещением от 20.08.2019 № 5205 Общество уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Указанное извещение в адрес Общества направлено по ТКС 20.08.2019 и получено 21.08.2019, о чем свидетельствуют квитанции об отправке и приеме.

Рассмотрение материалов налоговой проверки, назначенное на 27.09.2019, состоялось в отсутствие надлежащим образом извещенного налогоплательщика, что отражено в протоколе рассмотрения материалов налоговой проверки от 27.09.2019.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 30.09.2019 № 3130 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. В соответствии с данным решением Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде штрафа в размере 33 861,20 руб. Указанное решение направлено в адрес Общества по ТКС 01.10.2019 и получено 02.10.2019, что подтверждается квитанциями об отправке и получении.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Согласно абзацу 2 пункта 14 статьи 101 Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Материалами камеральных проверок (расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ) за 2018 год, за 9 месяцев 2019 года; налоговых деклараций по НДПИ за январь, февраль 2019 года) подтверждается, что Общество во всех вышерассмотренных случаях уведомлено о времени и месте рассмотрения материалов проверок.

В рассматриваемых случаях Инспекцией не допущено нарушений существенных условий рассмотрения материалов налоговых проверок, поскольку Обществу были вручены акты проверок, и обеспечена Обществу возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечена возможность представить объяснения.

Следовательно, Общество не было лишено возможности участвовать в рассмотрении материалов проверок, представлять документы в обоснование своей позиции, возражения на акты проверок.

В соответствии со статьей 146 Кодекса ООО «Белисар» является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 5 статьи 174 Кодекса налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Как следует из материалов налоговой проверки, ООО «Белисар» 06.12.2019 представило в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2019 года, с суммой, налога, подлежащей уплате - 86 538 руб.

Инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки установлено, несвоевременное представление указанной декларации. Уставленный срок представления налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 не позднее - 25.10.2019, дата фактического представления - 06.12.2019.

За данное правонарушение предусмотрена ответственность, установленная пунктом 1 статьи 119 Кодекса, в виде штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

По итогам камеральной проверки указанной декларации Инспекцией составлен акт от 12.02.2020 № 601.

Рассмотрение материалов налоговой проверки, назначенное на 26.03.2020, состоялось в отсутствие налогоплательщика.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 03.04.2020 № 1441 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Кодекса, в виде штрафа в размере 8 654 руб.

Как следует из материалов дела, связь с Обществом возможна путем направления почтовых отправлений посредством ФГУП «Почта России», а также по ТКС. Указанный способ связи неоднократно использовался Инспекцией.

Однако, материалы проверки не содержат сведений о надлежащем уведомлении Общества о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, что является в силу пункта 14 статьи 101 Кодекса основанием для отмены решения Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области от 03.04.2020 № 1441 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Инспекция при вынесении решения от 03.04.2020 № 1441 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения нарушила право Общества представить пояснения и возражения, что является основанием для отмены решения в соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса, в связи с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

В соответствии с пунктом 5 статьи 140 Кодекса, вышестоящий налоговый орган, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, вправе отменить такое решение, рассмотреть указанные материалы, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу (апелляционную жалобу), дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы), и материалы, представленные нижестоящим налоговым органом, в порядке, предусмотренном статьей 101 Кодекса, и вынести решение, предусмотренное пунктом 3 статьи 140 Кодекса.

Подпунктом 4 пункта 3 статьи 140 Кодекса установлено, что по итогам рассмотрения жалобы на решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе отменить решение налогового органа полностью и принять по делу новое решение.

С целью всестороннего рассмотрения жалобы и в целях обеспечения права Общества на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки, и представления пояснений, в адрес Общества направлено уведомление от 16.09.2020 № 15-17/017366@ с приглашением ООО «Белисар» или его представителя 30.09.2020 в 16 часов 00 минут по адресу: г. Саратов, ул. Рабочая, 24, каб. 1105 на рассмотрение, в порядке статьи 140 Кодекса, материалов жалобы, а также для рассмотрения материалов камеральных налоговых проверок. Согласно информации, размещенной на сайте «Почта России», уведомление получено Обществом 10.09.2019.

Жалоба, а также материалы камеральных налоговых проверок, в том числе полученные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля, рассмотрены в присутствии генерального директора ООО «Белисар» Егорова А.В.

Относительно доводов о снижении штрафных санкций судом установлено следующее.

Налоговая санкция является мерой ответственности за конкретное налоговое правонарушение, совершенное участником налоговых правоотношений.

Статьей 112 Кодекса установлено право налоговых органов и судов при вынесении решения о привлечении налогоплательщика к ответственности применять смягчающие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Кодекса обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Таким образом, перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств является открытым и неограниченным.

Как определено пунктом 3 статьи 114 Кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства, размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса и пунктом 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ» если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Кодекса), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее, чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.

Из приведенных норм следует, что налоговый орган при рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности обязан выяснять наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность налогоплательщика, и учитывать данные обстоятельства при определении суммы штрафа.

Меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения налогоплательщика и иных существенных обстоятельств.

Однако снижение штрафа не должно быть произвольным, следует учитывать, что штраф является наказанием за совершенное правонарушение. Он должен создавать имущественное обременение для нарушителя, иметь профилактическое значение для не недопущения в будущем подобных нарушений.

Оценивая обстоятельства, на которые ссылается заявитель, в качестве смягчающих ответственность, в соответствии со статьями 112, 114 Кодекса, суд отмечает следующее.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах основано на презумпции добросовестного поведения налогоплательщика, следовательно, добросовестность является нормой поведения в налоговых правоотношениях.

Совершение налогового правонарушения впервые само по себе не является обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку это противоречило бы требованию неотвратимости наказания любого лица, впервые допустившего нарушение закона, вопреки принципу порицания за виновные действия. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, то есть виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое налоговым законодательством установлена ответственность.

Согласно статье 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах к числу обязательных признаков состава налогового правонарушения относит вину, которая может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности (статья 110 Кодекса).

Таким образом, суд считает несостоятельным довод заявителя об отсутствии у него умысла в совершении налогового правонарушения, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 110 Кодекса виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние, в том числе по неосторожности, то есть Кодексом предусмотрена ответственность за совершение налогового правонарушения независимо от формы вины.

Судом проверены все доводы заявителя, но отклонены как противоречащие материалам дела и не подтвержденные доказательствами.

Обстоятельства для уменьшения размера санкции в ходе судебного разбирательства не доказаны и не установлены судом.

В силу ст. 13 ГК РФ ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применим части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действия незаконным является одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В рассматриваемом случае указанных оснований судом не установлено, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

При принятии заявления к производству, Обществу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. Судебные расходы подлежат распределению в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Белисар» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 12 000 руб.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи жалобы через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области А.И. Михайлова