АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
30 апреля 2018 года
Дело № А57-1470/2018
Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2018 года
Полный текст решения изготовлен 30 апреля 2018 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И, при ведении протокола секретарем судебного заседания Омаровой Б.Т., рассмотрев заявление
Индивидуального предпринимателя ФИО1, ИНН <***>,
Заинтересованные лица:
Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова, ИНН <***>,
МРИ ФНС № 19 по Саратовской области
о признании незаконными действия ГУ – УПФ РФ в Заводском районе, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 – 2015 гг., обязать МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области вернуть предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы за 2014 год в размере 52 597,71 руб., за 2015 год в сумме 51 950,88 руб., а всего 104 548,59 руб.
при участии:
от заявителя – ФИО1, паспорт,
от Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова – ФИО2, по доверенности, ФИО3, по доверенности,
МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области – ФИО4, по доверенности,
установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратился индивидуальный предприниматель ФИО1 с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании незаконными действия ГУ – УПФ РФ в Заводском районе, выразившиеся в отказе в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014 – 2015 гг., обязать МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области вернуть предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы за 2014 год в размере 52 597,71 руб., за 2015 год в сумме 51 950,88 руб., а всего 104 548,59 руб.
Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
В обоснование заявленных требований предприниматель ссылается на то, что при исчислении суммы страховых взносов ошибочно применил общую сумму дохода, полученного за 2014-2015 г.г, без учета произведенных в данном отчетном периоде расходов, в связи с чем, произвел уплату страховых взносов за указанные периоды в большем размере.
13.12.2017 г. ИП ФИО1 обратился с ГУ – УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов: за 2014 г. в размере 52 597,71 руб., за 2015 г. – в размере 51 950,88 руб., однако получил отказ Уведомлением № 145 от 09.01.2018 г., № 145/1 от 09.01.2018 г., который заявитель считает неправомерным.
В связи с тем, что с 01.01.2017 г. администратором страховых взносов является налоговая инспекция, заявитель уточнил требования и просит налоговый орган осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов.
Заинтересованные лица требования заявителя оспорили по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывают на то, что страховые взносы за 2014, 2015 г.г. исчислены и уплачены законно и обоснованно, оснований для их возврата не имеется.
Дело рассмотрено по существу заявленных требований.
Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель ФИО1 зарегистрированный 11.10.2010 г. в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <***>), находится на общей системе налогообложения, не производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, поставлен на налоговый учет в МРИ ФНС № 19 по Саратовской области.
10.03.2016 г. налогоплательщиком в МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области представлена налоговая декларация по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) за 2014 г., в которой в строке 10 (общая сумма дохода) отражена сумма 5 559 770,58 руб., в строке 040 (сумма налоговых вычетов) – 5 463 389,31 руб.
Заявителем были исчислены и уплачены за 2014 год страховые взносы без учета расходов в размере: страховой взнос на ОПС за 2014 год в сумме 17 328,48 руб. (пл.поручение № 1 от 12.01.2015 г.); страховой взнос на ОМС за 2014 год в сумме 3 399,05 руб. (пл.поручение № 2 от 12.01.2015 г.); страховой взнос на ОПС в размере 1% от суммы превышения величины дохода за 2014 г. в размере 52 597,71 руб., который был рассчитан без учета расходов ((5 559 770,58 – 300 000)/100*1), согласно платежному поручению № 22 от 20.05.2015 г.
07.04.2016 г. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) за 2015 год, в которой в строке 010 (общая сумма дохода) отражена сумма 6 091 176,24 руб., в строке 040 (сумма налоговых вычетов) - 5 195 088,38 руб.
Заявителем были исчислены и уплачены страховые взносы без учета расходов в размере: страховой взнос в на ОПС за 2015 год в сумме 18 610,80 руб. (пл.поручение № 92 от 30.12.2015 г.); страховой взнос на ОМС за 2015 год в сумме 3 650,58 руб. (пл.поручение № 93 от 30.12.2015 г.); страховой взнос на ОПС в размере 1% от суммы превышения величины дохода за 2015 год в размере 57 911,76 руб., который был рассчитан без учета расходов (6 091 176,24 – 300 000)/100*1, согласно платежному поручению № 44 от 29.03.2016г.
По утверждению страхователя, им излишне уплачены страховые взносы за 2014 год в сумме 52 597,71 руб. (расчет дохода за 2014 г. 96 381,27 руб., строка 060 (налоговая база для начисления налога) налоговой декларации по НДФЛ за 2014 г., в связи с чем, страховые взносы следовало исчислять с суммы 96 381,27 руб. В связи с тем, что доход не превышает сумму 300 000 руб., у предпринимателя отсутствовала обязанность уплаты страховых взносов в размере 1 % от суммы превышения величины дохода.
В связи с тем, что страховые взносы за 2014 г. в размере 52 597,71 руб. уплачены платежным поручением № 22 от 20.05.2015 г., следовательно, страховые взносы за 2014 год излишне уплачены в размере 52 597,71 руб.
За 2015 год страховые взносы излишне уплачены в сумме 51 950,88 руб., расчет которых должен быть следующим: доход за 2015 г. составил 896 087,86 руб., строка 060 (налоговой декларации по НДФЛ за 2015 г.), страховые взносы следует исчислять с суммы 896 087,86 руб., страховой взнос в размере 1 % от суммы превышения величины дохода 300 000 руб. за 2015 г. составляет: 5 960,88 руб. ((896 087,86 руб. – 300 000)/100*1).
Страховые взносы за 2015 год уплачены в сумме 57 911,76 руб. платежным поручением № 44 от 29.03.2016 г, следовательно, излишне уплаченные страховые взносы за 2015 год составят 51 950,88 руб. (57 911,76 руб. – 5 960,88 руб.).
Заявитель утверждает, что не имеет задолженности по страховым взносам. Имеющаяся у него задолженность по пени в размере 723,22 руб. была уплачена им 07.02.2017 г., платежным поручением № 8 от 07.02.2017 г.
По состоянию на 10.01.2018 г. у предпринимателя не имеется неисполненной обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, что по утверждению заявителя, подтверждается Справкой № 7153 о состоянии расчетов с бюджетом от 17.01.2018г.
13.12.2017 г. ИП ФИО1 обратился с ГУ – УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов: за 2014 г. в размере 52 597,71 руб., за 2015 г. – в размере 51 950,88 руб., однако получил отказ Уведомлением № 145 от 09.01.2018 г., № 145/1 от 09.01.2018 г., который заявитель считает неправомерным, просит в судебном порядке осуществить возврат излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 гг.
ГУ - УПФР по Заводскому району г. Саратова считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи с отсутствием на то правовых оснований.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рамках настоящего дела рассматривается требование о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014, 2015г., в связи с чем, применяется законодательство, действующее на момент возникновения спорных правоотношений.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах урегулированы Законом № 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) и подпункта 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
Согласно части 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно части 9 статьи 14 Закона № 212-ФЗ налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемые в соответствии с ч. 8 данной статьи (для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации), не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона № 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 11 статьи 14 Закона № 212- ФЗ).
Частью 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
С 01.01.2014 МРОТ составляет 5554 рублей; тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ - 26%, п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, С 01.01.2015 г. МРОТ – 5 965 руб., тариф 26%.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что размер страховых взносов неправомерно исчислен исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период без учета произведенных расходов, связанных с извлечением доходов.
При рассмотрении данной позиции сторон, арбитражный суд исходит из следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 постановления N 27-П указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).
Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Как следует из материалов дела, 10.03.2016 г. налогоплательщиком в МРИ ФНС России № 19 по Саратовской области представлена налоговая декларация по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) за 2014 г., в которой в строке 10 (общая сумма дохода) отражена сумма 5 559 770,58 руб., в строке 040 (сумма налоговых вычетов) – 5 463 389,31 руб.
Заявителем были исчислены и уплачены за 2014 год страховые взносы без учета расходов в размере: страховой взнос на ОПС за 2014 год в сумме 17 328,48 руб. (пл.поручение № 1 от 12.01.2015 г.); страховой взнос на ОМС за 2014 год в сумме 3 399,05 руб. (пл.поручение № 2 от 12.01.2015 г.); страховой взнос на РПС в размере 1% от суммы превышения величины дохода за 2014 г. в размере 52 597,71 руб., который был рассчитан без учета расходов ((5 559 770,58 – 300 000)/100*1), согласно платежному поручению № 22 от 20.05.2015 г.
07.04.2016 г. в налоговый орган была представлена налоговая декларация по НДФЛ (форма 3-НДФЛ) за 2015 год, в которой в строке 010 (общая сумма дохода) отражена сумма 6 091 176,24 руб., в строке 040 (сумма налоговых вычетов) - 5 195 088,38 руб.
Заявителем были исчислены и уплачены страховые взносы без учета расходов в размере: страховой взнос на ОПС за 2015 год в сумме 18 610,80 руб. (пл.поручение № 92 от 30.12.2015 г.); страховой взнос на ОМС за 2015 год в сумме 3 650,58 руб. (пл.поручение № 93 от 30.12.2015 г.); страховой взнос на ОПС в размере 1% от суммы превышения величины дохода за 2015 год в размере 57 911,76 руб., который был рассчитан без учета расходов (6 091 176,24 – 300 000)/100*1, согласно платежному поручению № 44 от 29.03.2016г.
Таким образом, предпринимателем излишне уплачены страховые взносы за 2014 год в сумме 52 597,71 руб. (расчет дохода за 2014 г. 96 381,27 руб., строка 060 (налоговая база для начисления налога) налоговой декларации по НДФЛ за 2014 г., в связи с чем, страховые взносы следовало исчислять с суммы 96 381,27 руб. В связи с тем, что доход не превышает сумму 300 000 руб., поэтому отсутствовала обязанность уплаты страховых взносов в размере 1 % от суммы превышения величины дохода.
В связи с тем, что страховые взносы за 2014 г. в размере 52 597,71 руб. уплачены платежным поручением № 22 от 20.05.2015 г., следовательно, страховые взносы за 2014 год излишне уплачены в размере 52 597,71 руб.
За 2015 год страховые взносы излишне уплачены в сумме 51 950,88 руб., расчет которых должен быть следующим: доход за 2015 г. составил 896 087,86 руб., строка 060 (налоговой декларации по НДФЛ за 2015 г.), страховые взносы следует исчислять с суммы 896 087,86 руб., страховой взнос в размере 1 % от суммы превышения величины дохода 300 000 руб. за 2015 г. составляет: 5 960,88 руб. ((896 087,86 руб. – 300 000)/100*1).
Страховые взносы за 2015 год уплачены предпринимателем в сумме 57 911,76 руб. платежным поручением № 44 от 29.03.2016 г, следовательно, излишне уплаченные страховые взносы за 2015 год составят 51 950,88 руб. (57 911,76 руб. – 5 960,88 руб.).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что предприниматель не имеет задолженности по страховым взносам. Имеющаяся у него задолженность по пени в размере 723,22 руб. была уплачена им 07.02.2017 г., платежным поручением № 8 от 07.02.2017 г.
По состоянию на 10.01.2018 г. у предпринимателя не имеется неисполненной обязанности по уплате налогов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, что подтверждается Справкой № 7153 о состоянии расчетов с бюджетом от 17.01.2018г.
Заинтересованными лицами факт оплаты страховых взносов в указанном размере не оспаривается.
С учетом всего вышеизложенного, названные отказы признаются судом необоснованными, в связи с чем, действия территориального органа ПФР по отказу в возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 гг. в заявленной сумме подлежат признанию незаконными по правилам ст.201 АПК РФ.
При таких обстоятельствах арбитражный суд приходит к выводу о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2014-2015 гг. в размере 104 548,59 руб. являются излишне уплаченными.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ, действовавшего до 01.01.2017, плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 14 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" решение о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня получения заявления плательщика страховых взносов о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и этим плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась.
13.12.2017 г. ИП ФИО1 обратился с ГУ – УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов: за 2014 г. в размере 52 597,71 руб., за 2015 г. – в размере 51 950,88 руб., однако получил отказ Уведомлением № 145 от 09.01.2018 г., № 145/1 от 09.01.2018 г.
В связи с тем, что в досудебном порядке возврат излишне уплаченных страховых взносов предпринимателю не произведен, последний обратился в арбитражный суд.
Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Вместе с тем указанная норма, с учетом пункта 3 статьи 79 Кодекса, не препятствует налогоплательщику обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, вопрос определения момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности, причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, а также других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
При этом излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные периоды. Право налогоплательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет, что подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями (распоряжениями) налогового органа, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. Данная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2006 N 11074/05.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Закона N 250-ФЗ).
На основании частей 1, 3 и 4 статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Указом Президента РФ от 15 января 2016 года №13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом РФ, Фондом социального страхования РФ, и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования», принятым Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральным законом от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», полномочия по администрированию страховых взносов были переданы с 01 января 2017 года ФНС России и её соответствующим территориальным органам.
В связи с передачей функций по администрированию страховых взносов налоговым органам, обязанность произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов возлагается на МРИ ФНС № 19 по Саратовской области.
При этом, задолженность по оплате страховых взносов у заявителя отсутствует, что подтверждается Справкой № 7153 о состоянии расчетов с бюджетом от 17.01.2018г.
Таким образом, излишне уплаченные страховые взносы за 2014-2015 гг. в размере 104 548,59 руб. подлежат возврату заявителю на основании судебного акта.
С учетом вышеизложенного, арбитражный суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Расходы по уплате госпошлины, понесенные заявителем при подаче настоящего иска, следует возложить на ГУ – УПФ РФ в Заводском районе г. Саратова в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 110, 117, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконными действий Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заводском районе г. Саратова, выразившиеся в отказе возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов за 2014-2015 годы.
Обязать МРИ ФНС №19 по Саратовской области вернуть индивидуальному предпринимателю ФИО1 ИНН <***>, рег.№073-040-037711 излишне уплаченные страховые взносы за 2014 год в сумме 52597,71 руб., за 2015 год в размере 51950,88 руб., а всего 104548,59 руб.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Заводском районе г.Саратова в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257-259 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области апелляционной жалобы в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента принятия решения, в порядке ст.ст. 273-276 АПК РФ путем подачи через Арбитражный суд Саратовской области кассационной жалобы в Арбитражный суд Поволжского округа в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Полный текст решения будет изготовлен в течение пяти дней с момента оглашения резолютивной части решения и направлен сторонам по делу в порядке ст.177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Т.И. Викленко