НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 21.07.2009 № А57-6847/09

Арбитражный суд Саратовской области

410002 г. Саратов, Бабушкин взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Саратов Дело № А57-6847/2009

Резолютивная часть решения оглашена 21 июля 2009г.

Полный текст решения изготовлен 24 июля 2009г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Н.В. Дружининой,

при ведении протокола судебного заседания судьей

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Муниципального учреждения культуры «Дворец культуры химиков», г. Саратов

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова, Прокуратуре Заводского района г.Саратова

об отмене постановления по делу об административном правонарушении № 52 от 06.05.2009г.

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – директор Исакова И.В. – приказ от 25.12.2007г. № 595 лс

от инспекции – Пашаева С.М. – доверенность от 30.03.2009г. № 04-09/юр

Кульков Д.С. – служебное удостоверение № 366956

от прокуратуры – Зверев Е.В. – служебное удостоверение № 062042

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось с заявлением Муниципальное учреждение культуры «Дворец культуры химиков», г. Саратов (далее по тексту МУК «Дворец культуры химиков»), заинтересованное лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Заводскому району г. Саратова (далее по тексту ИФНС России по Заводскому району) об отмене постановления № 52 от 06.05.2009г.

Определением арбитражного суда Саратовской области от 28.05.2009 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Прокуратура Заводского района г.Саратова.

Как видно из материалов дела, 17.04.2009 г. в МУК «Дворец культуры химиков» по адресу: г.Саратов, ул.Азина, 34, должностными лицами ИФНС России по Заводскому району г.Саратова и прокуратурой Заводского района г.Саратова проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций за период с 01.01.2009 г. по 17.04.2009 г.

По результатам проверки заместителем прокурора Заводского района г.Саратова 24.04.2009 г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении МУК «Дворец культуры химиков» по ст. 15.1 КоАП РФ.

06.05.2009 г. начальником ИФНС России по Заводскому району г. Саратова вынесено постановление № 52 по делу об административном правонарушении, о признании МУК «Дворец культуры химиков» виновным в совершении административного правонарушения по ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, предусматривающей нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с заявлением о его отмене.

Налоговый орган и Прокуратура Заводского района г.Саратова с заявленными требованиями не согласны; в удовлетворении заявления просят отказать.

Дело рассматривается в порядке ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 14.07.2009 г. до 21.07.2009 г. до 12 час. 00 мин.

Исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании доводы и возражения представителей сторон, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии с п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу п.7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии со ст. 15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение порядка работы с денежными средствами и порядка ведения кассовых операций, выразившеесяв осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверхустановленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденного Решением Совета директоров Центрального Банка России 22.09.1993г. № 40 предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

В соответствии с пунктом 1.4 Устава МУК «Дворец культуры химиков» учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных кредитных учреждениях.

Проверкой установлено, что при получении наличных денежных средств МУК «Дворец культуры химиков» применяло квитанции - форма № 244 утвержденная Минфином Российской Федерации (письмо от 20.04.1995г. № 16-00-30-35) бланки № 088751-088758 в количестве 8 штук, на сумму 1600 руб. за период с января 2009г. по апрель 2009г. В бланке квитанции отсутствует дата, а именно день когда были приняты наличные денежные средства.

Кассовая книга в МУК «Дворец культуры химиков» на момент проверки отсутствовала.

03.06.2008г. МУК «Дворец культуры химиков» был заключен договор на бухгалтерское обслуживание, согласно которому МБУ «Централизованная бухгалтерия комитета по культуре» осуществляет ведение бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов МУК «Дворец культуры химиков» по бюджетным средствам, полученным от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, его финансовых обязательств и их движения, а также всех видов деятельности, предусмотренных Уставом МУК «Дворец культуры химиков».

В нарушение ст. 9 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, в которых указывается дата составления документа. Эти документы служат первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Однако в нарушение указанных требований в приходных кассовых ордерах за январь-апрель 2009г. отсутствует дата их составления.

В соответствии с п. 39 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, ответственность за его соблюдение возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров.

В силу п. 13 указанного Положения, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом кассира или оттиском кассового аппарата).

Согласно п. 22 и п.23 данного Положения все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющем его документы. Ежедневно в конце рабочего дня кассир рассчитывает итого за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира, второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) оформленными приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Из указанного следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств. При этом основным критерием установления факта неоприходования ( неполного оприходования) денежной наличности в кассу предприятия является разница между показателями контрольно-кассовой техники (документ строгой отчетности) и кассовой книги предприятии, основаниями внесения записей в которую являются приходные кассовые ордера.

В связи с вышеизложенным, суд не принимает во внимание доводы представителя МУК «Дворец культуры химиков» об отсутствии события административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ст. 25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Как видно из материалов дела при вынесении постановления № 52 от 06.05.2009г. по делу об административном правонарушении присутствовал директор МУК «Дворец культуры химиков» Исакова И.В., которая не представила своих возражений, подписала и получила вышеуказанное постановление лично.

При рассмотрении настоящего дела суд пришел к выводу о том, что при вынесении постановления начальником ИФНС России по Заводскому району г. Саратова соблюдены общие правила назначения административного наказания, предусмотренные ст. 4.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Так в силу п. 1 ст. 4.1. Кодекса об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу п. 3 ст. 4.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Кроме того, административным органом учтено, что МУК «Дворец культуры химиков» является бюджетным учреждением, и заинтересованным лицом Учреждению назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 15.1 КоАП РФ для юридических лиц.

В силу ч.1 и 2 ст. 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд считает, что налоговым органом вынесено законное и обоснование постановление, оснований к его отмене у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований Муниципального учреждения культуры «Дворец культуры химиков», г. Саратов об отмене постановления № 52 от 06.05.2009г. по делу об административном правонарушении, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова - отказать.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья арбитражного суда

Саратовской области Н.В. Дружинина