НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 21.01.2011 № А57-12172/10

Арбитражный суд Саратовской области 410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации РЕШЕНИЕ

город Саратов Дело № А57-12172/2010

Резолютивная часть оглашена 21 января 2011 года   Полный текст изготовлен 28 января 2011 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горячевым А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Вольскцемент», Саратовская область, г.Вольск заинтересованное лицо:

Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г.Саратов УФНС России по Саратовской области, г.Саратов

о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 31.03.2010г. в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 8086097 руб. (п.3.1 резолютивной части решения), предложения уплатить недоимку по НДС в размере 1365258 руб. (п. 3.1 резолютивной части решения), предложения уменьшить НДС, предъявленный к возмещению из бюджета в сумме 510945 руб. (п. 5 резолютивной части решения), начисления и предложения уплатить соответствующие штрафы и пени (п. 1,2, 3.2, 3.3 резолютивной части решения).

при участии:

от ОАО «Вольскцемент» - Заусалин М.А., доверенность № 198 от 06.10.2010 г., сроком на 1 год.

от Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области - Кузьменко А.С., доверенность № 02-08/008655 от 30.09.2010 г. сроком на 3 года, Шепелев Э.Ю., доверенность б/н от 20.05.2010 г. сроком на 3 года.

от УФНС России по Саратовской области - Хрулева О. А., доверенность № 05-17/11, от 02.03.2009 г.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ОАО «Вольскцемент», Саратовская область, г. Вольск с заявлением к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г.Саратов, УФНС России по Саратовской области, г.Саратов (далее по тексту - налоговый орган) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области от 31.03.2010г. в части предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 8086097 руб., предложения уплатить недоимку по НДС в размере 1365258 руб., предложения уменьшить НДС, предъявленный к возмещению из бюджета в сумме 510945 руб., начисления и предложения уплатить соответствующие штрафы и пени.

Лица, участвующие в деле извещены о времени и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по правилам ст. 153 АПК РФ.

Судом установлено, что в рамках осуществления налогового контроля Межрайонной ИФНС по Саратовской области проведена выездная налоговая проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах ОАО «Вольскцемент», а также правильности исчисления и уплаты налогов и составлен акт от 04.03.2010 г. №02/08.

По результатам рассмотрения акта и возражений налогоплательщика к нему, Инспекцией 31.03.2010 г. вынесено решение за номером 03/08, согласно которому ОАО «Вольскцемент» привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Не согласившись с выводами, приведенными Инспекцией в решении № 03/08 от 31.03.2010 г. ОАО «Вольскцемент» обжаловал данное решение в УФНС России по Саратовской области.

Решением УФНС России по Саратовской области от 11.06.2010 г. отменено оспариваемое Решение МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области №03/08 от 31.03.2010 г. в части доначисления налога на прибыль в сумме 5 423 853 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 5 778 467 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафов.

Налогоплательщик, полагая, что Решение № 03/08 подлежит признанию недействительным в части налога на прибыль и НДС (п. 1, п. 2, п. 3.1, п. 3.2, п. 3.3 резолютивной части оспариваемого решения), обратился в суд с настоящим заявлением.

Налоговый орган с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзывах.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Налоговый орган по результатам проверки пришел к выводу о занижении ОАО «Вольскцемент» доходов от реализации и неполную уплату налога на прибыль в связи с применением цен по внешнеторговым контрактам по экспорту клинкера портландцементного с отклонением в сторону понижения более, чем на 20% от рыночных цен, что является нарушением ст. 40 НК РФ.

Судом установлено, что налогоплательщик осуществлял поставку на экспорт клинкер портландцементный в адрес контрагентов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: между взаимозависимыми лицами; по товарообменным (бартерным) операциям; при совершении внешнеторговых сделок; при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня пен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Согласно п. 11 ст. 40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках был привлечен специалист для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, что подтверждается договором № 08-2009 от 07.12.2009 г., заключенным с ЗАО АГ «Центр маркетинговых исследований и экспертиз».

В результате проведенных исследований специалист пришел к выводу, что международные специализированные справочные издания, публикующие ценовую информацию по мировому и региональным рынкам цемента и клинкера портландцементного, отсутствуют. В условиях отсутствия таких изданий официальной информацией для цели налогового контроля является внешнеторговая таможенная статистика стран контрагентов, осуществляющих экспортно-импортные поставки этой продукции или сведения международных организаций, собирающих аналогичные официальные данные.

Таможенная статистика, в том числе статистика цен на товары, экспортируемые из России, ведётся таможенными органами в соответствии с правовыми нормами Таможенного кодекса России. На основе данных таможенной статистики формируются информационные источники о мировых рыночных ценах.

Исходя из вышеизложенного следует, что официальным источником информации о рыночных ценах на клинкер портландцементный являются данные таможенной статистики стран контрагентов (импортёров и экспортёров данного товара), что позволяет сделать вывод о правильном применении инспекцией п. 11 ст. 40 НК РФ.

Суд полагает, что экспертное исследование ЗАО АГ "ЦМИ" проведено в соответствии с требованиями ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения определены на основе данных общепризнанных мировых источников информации о рыночных ценах - Eurostat (внешнеторговая статистика ЕС), в связи с чем, на основании п. 11 ст. 40 НК РФ, могут считаться официальными источниками информации о рыночных ценах.

Данная организация при определении рыночных цен на клинкер использовала стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта (спецификация клинкера, условия поставки, тарифы при транспортировке и т.д.), обоснование их использования при проведении оценки, перечень использованных при проведении оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки допущения.

ЗАО АГ "Центр Маркетинговых исследований и Экспертиз" при определении рыночных цен на клинкер и исследования конъюнктуры рынка с определенным временным шагом использовало данные внешнеторговой статистики стран-экспортеров и импортеров, позволяющих прослеживать динамику фактических объемов поставок и уровня цен по ним в агрегированном виде (помесячно, в разбивке по странам и т.д.).

В соответствии с п. 5 ст. 40 НК России рынком товаров признаётся сфера обращения этих товаров, определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар на ближайшей по отношению к покупателю территории в России и за её пределами.

Согласно исследованиям специалиста географическими границами рынка клинкера, который импортируется хозяйствующими субъектами Республики, Азербайджан является территория тех стран и соответственно регионов, из которых Азербайджан импортирует клинкер.

Учитывая высокий удельный вес транспортной составляющей в цене клинкера названные территории являются географическими границами рынка. В пределах территории который потребителям из Азербайджана целесообразно закупать клинкер исходя из экономической технической и прочей возможности.

Суд полагает, что для установления перечня государств - импортёров и экспортёров клинкера необходимо рассчитывать рыночную стоимость клинкера портландцементного по данным таможенной статистики.

Согласно п.п. 4 ст. 4 Федерального Закона от 26.07.2006 года № 135 -ФЗ «О защите конкуренции» товарным рынком является сфера обращения товара, который не может быть заменён другим товаром, в границах которого ( в том числе географических), исходя из экономической, технической и иной возможности или целесообразности, приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за пределами рынка. Исходя из принципов свободы экономической деятельности, закреплённой в нормах международного права, хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно выбирать контрагентов, в том числе по экспорту - импорту клинкера портландцементного.

Суд полагает, что утверждения налогоплательщика о том, что транспортная составляющая была рассчитана налоговым органом неверно ввиду того, что эксперт не указал, с каких регионов России осуществляется экспорт клинкера (например, из Поволжского округа или из Московской области), несостоятельны по следующим основаниям.

Математический метод расчёта цены на условиях FSA станция грузоотправителя предполагает учёт расстояния до Русско - Азербайджанской границы.

Судом исследованы представленные в дело материалы, из которых следует, что при расчёте географических границ рынка клинкера специалист руководствовался «Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», утверждённым приказом ФАС России от 28 апреля 2010 года (с изменениями и дополнениями). Приобретателем товара являются хозяйствующие субъекты Республики Азербайджан, то есть государства, имеющие специфичные экономические, технологические, природно - климатические, социальные, исторические особенности. В качестве продавцов были выбраны государства, у которых покупатели фактически приобретают клинкер.

ЗАО АГ "Центр Маркетинговых исследований и Экспертиз" при определении рыночных цен на клинкер, поставляемый в Азербайджан использовал данные Eurostat (внешнеторговая статистика стран ЕС) по средним импортным ценам на аналогичный товар, из которых вычиталась разница в расходах по транспортировке клинкера до Азербайджана.

Кроме этого специалистом были приведены рыночные цены Азербайджана на импортируемый клинкер на стандартных условиях CIF (54 дол. США) к контрактным условиям FCA (станция Клёны). Для этого специалист методом netback, (обратный счёт) последовательно вычел из цены CIF следующие ценообразующие элементы:

-Стоимость транспортировки клинкера цементного по железной дороге, согласно автоматизированной системе расчёта железнодорожного тарифа включен тариф на основе Прейскуранта 10-01 МПС России и аналогичных документов стран СНГ и Балтии, от станции Клёны до станции Самур, не менялась и составляла 369 рублей за тонну, то есть стоимость транспортных услуг в 2006 году составляла 14 долл. США за тонну.

-Скидка на финансовые условия поставки (обусловленная требованиями Российского законодательства по репатриации валютной выручки) - 2% от контрактной цены.

-Скидки на качество отсутствуют, так как продукция ОАО «Вольскцемент» соответствует требованиям мирового рынка.

-Скидка международному трейдеру или зарубежной торговой компании отсутствует при поставке клинкера в адрес ОАО «Гарадаг Цемент».

Исходя из вышеизложенного, рыночная цена клинкера портландцементного, экспортированного в 2006 году в ОАО «Гарадаг Цемент», приведённая к FCA, составила 39 долл. США за тонну.

Таким образом, суд полагает, что Инспекцией сделан правильный вывод об отклонении указанной цены от рыночной более чем на 20% .

По внешнеторговой сделке с ООО «Минерал» налоговым органом по методике netback (обратный счёт) рассчитана рыночная цена клинкера портландцементного, приведённая к условиям FCA.

Материалами дела подтверждается, что специалист последовательно вычел из цены CIF следующие ценообразующие элементы:

-Стоимость транспортировки клинкера цементного по железной дороге, согласно автоматизированной системе расчёта железнодорожного тарифа включен тариф на основе Прейскуранта 10-01 МПС России и аналогичных документов стран СНГ и Балтии, от станции Клёны до станции Самур, не менялась и составляла 369 рублей за тонну. То есть стоимость транспортных услуг в 2006 году составляла 14 долл. США за тонну.

-Скидка на финансовые условия поставки (обусловленная требованиями Российского законодательства по репатриации валютной выручки) - 2% от контрактной цены.

-Скидки на качество отсутствуют, так как продукция ОАО «Вольскцемент» соответствует требованиям мирового рынка.

-Скидка международному трейдеру или зарубежной торговой компании при поставке клинкера в адрес ООО «Минерал» предусмотрена в размере до 5 % от рыночной цены.

Таким образом, рыночная цена клинкера портландцементного, поставленного в ООО «Минерал», приведённая к условиям FCA, составила 36,3 долл. США.

Согласно условиям контракта с ООО «Минерал» цена одной тонны клинкера портландцементного определена в 24 долл. США в период с 01.01.2006 г. по 31.01.2006 г. (в другие периоды цены отклонялись менее чем на 20%). Суммарное отклонение цены сделки с ООО «Минерал» и рыночной цены составило 12,3 долл. США, что превышает допустимое отклонение в 20% (7,26 долл. США) от рыночной цены.

Довод Налогоплательщика о том, что выводы налогового органа необоснованны, так как он действовал в соответствии с законодательством о налогах и сборах ,судом не могут быть приняты по следующим основаниям.

Согласно материалам проверки установлено, что фактически контрактная цена клинкера налогоплательщиком (на которую ссылается налогоплательщик) определялась на основании данных счета 20 «основное производство» по цехам обжига - 2 и обжиг -3, в которых происходит производство клинкера.

Из представленных данных бухгалтерского и налогового учета установлено, что по цехам, в которых производится портландцементный клинкер в составе сокращённой себестоимости, калькулируются только следующие виды расходов.

Переменные затраты: топливо для обжига (газ), бензин (дизельное топливо), электроэнергия переменная, материалы для производства, изнашивающиеся части.

Постоянные затраты: материалы на содержание и ремонт, зарплата, прочие расходы на персонал, услуги третьих лиц, прочие затраты, амортизация.

По мнению ОАО «Вольскцемент», затраты, учитываемые на счетах бухгалтерского учёта 26 «общехозяйственные расходы» и 44 - «расходы на продажу», не должны включаться в производственную себестоимость реализуемого клинкера. Более того, налогоплательщик делает вывод о нецелесообразности включения в расчет себестоимости клинкера управленческих и коммерческих расходов лишь на том основании, что предприятием большинство этих расходов связано с продажей цемента.

Согласно пункта 4 Устава ОАО «Вольскцемент» основной целью Общества является получение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются производство и реализация цементов различных видов и марок, клинкера; производство и реализация строительных материалов и т.д.

С целью получения квалифицированной помощи по вопросам функционирования предприятия ОАО «Вольскцемент» заключались договоры на оказание консультационных услуг. Судом установлено, что в договорах отсутствуют ссылки о том, что консультации производятся только в отношении производства и реализации цемента. То же касается и услуг по управлению предприятием.

Согласно Положению об учетной политике, для целей бухгалтерского учета на 2006 г. (утв. 25.12.2005 г. Приказ № 95) затраты на производство подразделяются на условно-постоянные (дебет счетов 20 «основное производство», 23 «вспомогательное производство») и условно-переменные (дебет счета 26 «общехозяйственные расходы»). Затраты на производство учитываются при расчете себестоимости готовой продукции.

Налогоплательщик указывает себестоимость в целях бухгалтерского учета полуфабрикатов и готовой продукции (производственная себестоимость) в составе бухгалтерского баланса, однако данный показатель не отражает фактических затрат на производство продукции. Цена, рассчитанная на основании данных производственной себестоимости, не может покрыть все затраты, связанные с производством клинкера, что подтверждается формой № 2 к бухгалтерскому балансу.

Таким образом, утверждение налогоплательщика, о том, что контрактная цена клинкера включала рентабельность и покрывала все затраты, не соответствуют действительности.

Ссылка налогоплательщика на то, что при заключении договоров в 2004, 2005 годах Организация не могла предполагать изменения различного рода составляющих контрактной цены, и, следовательно, увеличение цены продукта после заключения контракта, является несостоятельной.

Как было установлено по результатам предыдущей выездной налоговой проверки ОАО «Вольскцемент» поставка клинкера осуществлялась с 2004 года по Контракту № 031/00282613/ 0003/374 - юр от 22.12.2004 года, заключенного между ОАО «Вольскцемент» и ОАО «Гарадаг Цемент», цена за одну тонну клинкера составила 20 долл. США (дополнительных соглашений на изменение цен в проверяемом периоде не заключалось) и по контракту № 031/00282613/0002 от 14.12.2004 года, между ОАО «Вольскцемент» и ООО «Минерал», цена за одну тонну клинкера составила 24 долл. США (дополнительных соглашений на изменение цен в проверяемом периоде не заключалось).

ОАО «Вольскцемент» как субъект экономических правоотношений обладает всеми правами и свободами, регламентированными законодательством Российской Федерации, имеет право регулировать уровень цен реализации клинкера в рамках соблюдения законодательства о налогах и сборах (ст. 40 НК РФ).

В соответствии с п 2.3. указанных выше контрактов, которые действовали в 2006-2007-2008 годах, налогоплательщик имел право на изменение цены контракта в случаях изменения цены на газ, электроэнергию, сырье, транспортировку, однако своим правом ОАО «Вольскцемент» не воспользовалось. Налоговый орган обратил внимание на регулярное изменение цены на реализацию цемента, что подтверждается прайс-листами, утвержденными генеральным директором ОАО «Вольскцемент», данный факт не помешал налогоплательщику иметь долгосрочные контракты с покупателями. Таким образом, налогоплательщик с учетом изменения конъюнктуры рынка и реальных затрат на производство воспользовался правом изменить цены на цемент.

По мнению налогоплательщика, налоговый орган при определении рыночной цены на клинкер не учёл возможность предоставления скидок, имеющих следующую экономическую природу: скидки за объем поставок; сезонного характера в цементной промышленности; условий оплаты.

Утверждение налогоплательщика о том, что налоговым органом не были учтены скидки, предоставленные ОАО «Гарадаг Цемент», не основан на материалах дела, так как рыночная цена клинкера портландцементного рассчитана с учётом положений предусмотренных пунктами 4-11 ст. 40 Налогового кодекса России на основе статистических данных Таможенных органов России и Азербайджана. Статистические данные названных государств унифицированы и гармонизированы со статистическими данными государств входящих в ЕС и ООН.

Суд полагает, что сумма названных скидок влияет на таможенную стоимость тонны клинкера. Таким образом, учтенные в составе таможенной стоимости скидки вошли в расчет рыночной цены тонны клинкера, установленной в ходе выездной налоговой проверки.

Кроме того, привлечённый специалист так же установил, что сезонный фактор не оказывает влияния на цену клинкера. Сезонный фактор оказывает влияние на цену цемента, реализуемого в розницу населению.

Налоговый Кодекс РФ дает возможность налогоплательщику регулировать цены на реализуемую продукцию, в том числе и путем предоставления скидок, бонусов, премий и т.д. в пределах 20% от уровня рыночных цен, установленных статьей 40 Кодекса. При отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, у налогового органа возникает право проверить правильность применения налогоплательщиком цен по указанным сделкам.

При проведении исследования рыночных цен на клинкер специалистом были учтены возможные скидки всех участников рынка. Исходя из выводов налогоплательщика, приведенных в заявлении, налоговый орган при проведении проверки должен был скорректировать рыночную цену на сумму предоставленных ОАО «Вольскцемент» скидок, уменьшив тем самым рыночную цен клинкера, что противоречит нормам Налогового Кодекса РФ.

Что касается доводов налогоплательщика относительно ЗАО «Кавказцемент», судом установлено следующее.

В рамках выездной проверки Налоговым органом проверялся вопрос о возможности использования информации о цене реализуемого клинкера ЗАО «Кавказцемент».

На основании данных налогового органа ЗАО «Кавказцемент» организация занимается производством цемента. Также ЗАО «Кавказцемент» является переработчиком давальческого сырья для производства портландцементного клинкера.

В соответствии с п. 9 ст. 40 НК РФ при определении рыночных цен товара, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях.

ОАО «Вольскцемент» переработкой давальческого сырья не занималось, таким образом использовать при проведении проверки данные по ценам ЗАО «Кавказцемент» противоречит требованиям ст. 40 НК РФ.

По мнению налогоплательщика, налоговый орган не принял во внимание то, что клинкер портландцементный вывозился из России не ОАО РЖД а организацией «Fashspedition Russia. DrLassmarm GmbH», у которой тарифы соответственно выше, чем у РЖД.

Судом установлено, что на территории России перевозку грузов по железной дороге осуществляет ОАО «РЖД», которое является монополистом. В связи с этим железнодорожный тариф регулируется государством. Тарифы, применяемые перевозчиками, рассчитываются на основании Прейскуранта 10-01 МПС России (с обновлениями и дополнениями) и аналогичных документов стран СНГ и Балтии. При этом цена в проверяемом периоде не менялась и составляла 369 рублей за тонну. То есть стоимость транспортных услуг в долларах США в 2006 году составляла 14 $ за тонну.

В соответствии с п. 13 ст. 40 Налогового кодекса России при реализации услуг по государственным регулируемым тарифам, установленным в соответствии с законодательством России, для целей налогообложения принимаются указанные тарифы. Таким образом, для целей налогообложения рыночной цены железнодорожного тарифа налоговый орган должен был учитывать железнодорожный тариф ОАО «РЖД».

Кроме того, условиями контракта предусмотрено, что обязанность по транспортировке клинкера берет на себя покупатель.

По мнению налогоплательщика, налоговый орган не учёл в составе железнодорожного тарифа стоимость прочих услуг оказываемых ОАО РЖД, а именно:

стоимость простоя вагонов на железнодорожных путях,

стоимость запирающих устройств вагонов,

стоимость порожнего пробега вагонов,

различные штрафные санкции, связанные с грузоперевозками,

стоимость страховки при перевозке грузов.

Суд полагает необоснованным довод налогоплательщика в данной части.

В соответствии с условиями контракта ОАО «Вольскцемент» не несет транспортных расходов, так как железнодорожный тариф оплачивает покупатель.

В силу того, что контракты заключены на условиях FCA, обязанность по доставке товаров на продавца не возлагалась, а ограничивалась передачей их перевозчику.

При вынесении оспариваемого Решения налоговым органом учтены существенные факторы, которые могут оказать какое-либо влияние на увеличение или занижение рыночной цены на клинкер.

Согласно заключению специалиста рыночная цена рассчитана путем приведения ее из условий поставки CIF к контрактным условиям поставки FCA. Для этого специалист методом netback (обратный счёт) последовательно вычел из цены CIF следующие ценообразующие элементы:

-Величину поправки на возможные различия в величине импортных таможенных пошлин для России и других контрагентов Азербайджана (отсутствует),

-Стоимость перевалки груза в порту на сухопутной границе (отсутствует),

-Стоимость транспортировки клинкера цементного по железной дороге согласно автоматизированной системы расчёта железнодорожного тарифа тариф на основе Прейскуранта 10-01 МПС России,

-При поставке клинкера в адрес ООО «Минерал» город Баку скидка международной торговой компании имела место, её размер был рассчитан налоговым органом самостоятельно,

- Страхование груза.

Согласно условий контракта, экспортная пошлина включена в стоимость товара. Таким образом, представленные доказательства позволяют сделать вывод о том, что заявителем занижен доход от реализации клинкера портландцементного на экспорт в республику Азербайджан за 2006 год в сумме 33 692 073, 16 руб., что привело к неуплате налога на прибыль в сумме 8 086 097, 55 руб.

Так же одним из доводов налогоплательщика явилось следующее: по состоянию на 01.01.2006 г. из-за сезонного характера производства, в запасах Общества скопилось большое количество (58756 тонн) не переработанного и не реализованного клинкера. Возможности по хранению полуфабриката ограничены наличием 11 клинкерных силосов и открытой площадки, скопившийся клинкер не мог быть переработан и обществу было выгодно его реализовать, чтобы избежать затаривания и порчи.

Судом указанные выше доводы ОАО «Вольскцемент» не принимаются, так как они не подтверждены какими-либо доказательствами.

Так, по данным бухгалтерского учёта ОАО «Вольскцемент» по состоянию на 01.01.2006 года в запасах общества имелось 58723,75 тонн клинкера портландцементного, в том числе: в « цеху «Обжиг -2» -7723 тн. и в цеху «Обжиг - 3»-51000,75» тн.

Для хранения произведённого клинкера ОАО «Вольскцемент» имеет клинкерные силосы в количестве двенадцати штук, и склады помола.

Средняя вместимость силосов и складских помещений для хранения клинкера составляет 130 201 тонн.

Таким образом, хранилища клинкера по состоянию на 01.01.2006 года заполнены на 45% (58723.75*100/130201).

Как следует из «Технических условий клинкера портландцементного ТУ 5739-002-00284339 -94» клинкер должен храниться в закрытых или открытых складских помещениях с твёрдым покрытием под навесом. Согласно технико - экономических характеристик оборудования по хранению клинкера, данных бухгалтерского учёта запасов клинкера, письменных пояснений налогоплательщика запасы клинкера в количестве 58723,75 тонн хранились в соответствии с требованиями технического регламента ТУ 5739-002-00284339-94 - в специальных складских помещениях для хранения клинкера.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в распоряжении предприятия имелись свободные складские помещении, специально предназначенные для хранения клинкера.

Производительность мельниц помола цемента составляет 393 тонны цемента в час, или 9432 тонны в сутки. В составе цемента клинкер составляет порядка 80%. То есть в сутки ОАО «Вольскцемент» может перемолоть порядка 7546 тонн клинкера 9432*0,8 =7546). Таким образом, имеющийся запас клинкера в количестве 58723.75 может быть переработан в цемент за 8 рабочих дней (58723,75/7546).

Кроме того, запас клинкера на восемь суток нельзя считать сверхнормативным запасом или «Большим количеством» как указывает налогоплательщик по следующим причинам: запас занимает 45% складских помещений специально оборудованных для хранения клинкера.

-Запас клинкера в объёмах, не превышающих объёмы складских помещений необходим для обеспечения безостановочной работы предприятия на случай аварий в карьере и цехах обжига.

Как следует из графика «корреляционной зависимости технико- экономических показателей производства ОАО «Вольскцемент» в течение периода времени с 01.01.2005 года по 31.12.2007 года объёмы производства цемента и клинкера регулировались объёмами добычи сырья. Кривая, отражающая остаток клинкера, не имеет выраженной зависимости от кривых производства цемента и клинкера.

В периоды времени с марта по сентябрь 2006 года и с марта по сентябрь 2007 года остатки клинкера снижались, а производство клинкера и цемента росло. Судом исследована технико-экономическая функция клинкера, что является «оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойное производство цемента». Запас должен обеспечить бесперебойную работу цехов помола в случае аварий на карьере или в печах обжига клинкера. При наличии собственного карьера минерального сырья запас клинкера зависит от технического состояния основных производственных фондов эксплуатирующихся в карьере и в цехах обжига.

На основании изложенного, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, так как налоговый орган правомерно применил к правоотношениям ст. 40 НК РФ и обоснованно доначислил налоги.

Из материалов дела следует, что ОАО «Вольскцемент» не согласно с решением Инспекции в части отказа в применении налоговых вычетов по НДС в размере 1 857 945 руб., связанных со строительством объектов недвижимости, а так же их охраной.

Суд полагает, что требования заявителя в указанной части удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В подпункте 2.2 решения Инспекции от 31.03.2010 г. № 03/08 указано, что ОАО «Вольскцемент» в нарушение пункта 2 статьи 171 НК РФ к налоговым вычетам в проверяемом периоде необоснованно предъявлен НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового Кодекса Российской Федерации в общей сумме 1 989 973 руб.

- Налог на добавленную стоимость в сумме 1 423 583 руб. по работам, выполненным в 2006 г. подрядной организацией ИП Агаджанян Мариетта Карапетовна при строительстве объектов, предназначенных для проживания физических лиц (коттеджи по адресу: г. Вольск, ул. Маяковского, д.6/2, д. 7, одноэтажного гостиничного дома по адресу: г. Вольск, ул. Маяковского, д. 6/1);

- Налог на добавленную стоимость в сумме 37 860 руб. по выполненным работам и услугам (согласование проектов и оформление документации, разрешение на проведение земляных работ, техническая инвентаризация объектов капстроительства, врезка и пуск газа), оказанным прочими организациями по указанным объектам;

- Налог на добавленную стоимость в сумме 396 502 руб. по охранным услугам, оказанным ООО ЧОП «Секьюрити 2000» и ООО ЧОП «Безопасность» в части охраны коттеджей и гостиничного дома.

Как следует из материалов дела в 2005 году ОАО «Вольскцемент» заключены договоры с ИП Агаджанян Мариеттой Карапетовной № 493 юр и 801-юр на капитальное строительство коттеджей и одноэтажного дома по адресу: г. Вольск, ул. Маяковского 6/1, 6/2, 7 ( том 2, л.д. 88-97).

В соответствии с информацией, полученной в ходе поведения выездной налоговой проверки от Управления федеральной регистрационной службы по Саратовской области следует, что земельные участки по адресам: г. Вольск, ул. Маяковского, д. 6/1 и д.6/2 находятся в постоянном (бессрочном пользовании) и выделены для жилищного строительства (записи в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 августа 2001 г. № 64-01/42-455/2001-124 и № 64-01/42-455/2001-125), земельный участок по адресу: г. Вольск, ул. Маяковского, д.7 является собственностью ОАО «Вольскцемент» и предназначен для строительства гостиницы (записи в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 8 декабря 2004 г. № 64-01/08-1480/2004-425).

Представитель ОАО «Вольскцемент» в судебном заседании пояснил, что коттеджи и гостиничный дом использовался предприятием для проживания работников и членов их семей, а также представителей акционеров налогоплательщика - ОАО «Альфа-цемент».

Из материалов выездной проверки следует также, что ОАО «Вольскцемент» в проверяемом периоде доходов от указанных объектов не получал.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что налогоплательщиком предъявлялся к вычету НДС в общей сумме 37 860 руб. по услугам согласования проектов и оформления документации, связанной со строительством жилых домов, дизайн-проекта, разрешения на проведение земляных работ, согласования проекта вновь вводимого узла учета газа, технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Суд полагает, что вычет по данным операциям не может быть представлен налогоплательщику, так как приобретались для осуществления операций, не признаваемых объектом налогообложения НДС.

При рассмотрении обоснованности отнесения к вычетам по налогу на добавленную стоимость 1 461 443 руб. судом установлено следующее.

Порядок применения сумм налога на добавленную стоимость к вычетам установлен статьей 171 НК РФ.

Как следует из содержания пунктов 1, 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении:

1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Согласно п. 2 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, в случае приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

Согласно пп. 10 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

Из буквального толкования приведенных выше норм, следует вывод, что работы по строительству коттеджей и гостиничного дома, а также проектные работы, произведенные ИП Агаджанян и иными организациями, приобретались ОАО «Вольскцемент» для не облагаемых НДС операций.

Таким образом, суммы НДС, предъявленные подрядчиками, не могут быть приняты к вычету, а должны учитываться в стоимости возведенных объектов (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Следовательно, при вынесении решения № 03/08 от 31.03.2010 г. в оспариваемой части налоговый орган правомерно исключил сумму налога 1461443 руб. из состава вычетов по налогу на добавленную стоимость по указанной операции.

В отношении услуг, оказанных ОАО «Вольскцемент» ООО ЧОП «Секьюрити 2000» и ООО ЧОП «Безопасность 2000» в части охраны объектов непроизводственной сферы, суд полагает, что выводы налогового органа, изложенные в пункте 3 решения № 03/08 от 31.03.2010 г. соответствуют материалам дела.

Суд установил, что гостиница, а также коттеджи не являются структурными подразделениями общества, деятельность которого направлена на получение дохода.

Согласно пункта 4 Устава ОАО «Вольскцемент» основной целью Общества является получение прибыли. Основными видами деятельности Общества являются производство и реализация цементов различных видов и марок, клинкера; производство и реализация строительных материалов и т.д. Строительство и реализация жилого недвижимого имущества, а также предоставление гостиничных услуг иные операции с жильем в учредительных документах ОАО «Вольскцемент» не заявлялись. Дохода, облагаемого НДС в соответствии с положениями ст. 146 НК РФ от предоставления жилья физическим лицам, налогоплательщик не получал, что подтверждается материалами дела и не оспаривается налогоплательщиком.

Таким образом, суд находит обоснованным довод налогового органа о том, что охрана данных объектов не направлена на осуществление производственной деятельности, а также на осуществление операций признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

Довод налогоплательщика об использовании объектов недвижимости в производственных целях судом не принимается, так как он не подтвержден доказательствами.

Как следует из п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В соответствии с п.п. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретение которых связано с осуществлением операций, признаваемых объектами налогообложения.

Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд пришел к выводу, что налоговый орган правомерно исключил сумму налога 396 502 руб. из состава вычетов по налогу на добавленную стоимость по услуге непроизводственного характера.

При рассмотрении вопроса обоснованности применения налоговых вычетов по экспедиторским услуга в размере 18 258 руб., оказанных ЗАО «Желдорэкспедиция-2000» судом установлено следующее.

Заявитель указывает, что налогоплательщик, уплативший НДС перевозчику за оказанные транспортные услуги, имеет право на его возмещение из бюджета. Кроме того, заявитель считает несостоятельным довод налогового органа о том, что общество не имеет права заявлять к возмещению НДС, уплаченный перевозчикам за транспортировку экспортного груза по ставке 18%, поскольку данные услуги облагаются по ставке 0%.

Как следует из материалов дела в 2007 году заявителем включались в налоговые вычеты суммы НДС по счетам-фактурам от ЗАО «Желдорэкспедиция-2000», которое осуществляло перевозки экспортного груза и оказывало экспедиторские услуги для ОАО «Вольскцемент» на основании договора транспортной экспедиции № 07/795 от 22.08.2007 г.

Согласно представленным счетам-фактурам № 00005102 от 30.09.2007 , № 00005106 от 30.09.2007 г, № 00005736 от 31.10.2007 г., выставленным ЗАО «Желдорэкспедиция – 2000» в адрес ОАО «Вольскцемент», ставка НДС на экспедиторские услуги указана 18 %.

Факт оказания услуг по перевозке экспортного груза подтверждается грузовыми таможенными декларациями, железнодорожными накладными с отметками таможенных органов «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен полностью»; карточками грузоотправителя.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ обложение налогом на добавленную стоимость производится по ставке 0% при реализации, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также работ (услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в пп.1 п. 1 ст. 164.

Положение пп.2 п. 1 ст. 164 НК РФ распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями и иные подобные работы (услуги) помещенных под таможенный режим на таможенной территории.

При реализации данных услуг перевозчик дополнительно к цене реализуемых услуг обязан предъявить к оплате покупателю (экспортеру) соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с указанием надлежащей налоговой ставкой 0% .

В соответствии с пп. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны налоговая ставка и сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся при представлении в налоговые органы соответствующих документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0 процентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

При выполнении работ (оказании услуг), подлежащих налогообложению по ставке 0%, в случае указания в счете-фактуре налоговой ставки, не соответствующей размеру налоговой ставки, установленной пп.2 п. 1 ст. 164 НК РФ, данный счет-фактура является несоответствующим требованиям пп. 10, 11 п. 5 ст. 169 НК РФ, и следовательно, не может быть основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в порядке ст.ст. 171, 172 НК РФ.

Из материалов проверки следует, что ЗАО «Желдорэкспедиция – 2000» оказывало экспедиторские услуги в отношении товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, что подтверждается грузовыми таможенными декларациями с отметками таможенного органа. Следовательно, товары, перевозимые указанной организацией, помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения указанных операций

Суд полагает, что при указанных обстоятельствах применение ОАО "Вольскцемент" к операциям по реализации услуг, непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров, ставки 18%, не соответствует налоговому законодательству, так как налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Довод заявителя о правомерности его действий в части применения ставки НДС 18% в соответствии с письмом МРИФНС № 8 по Саратовской области судом не принимается по следующим основаниям.

Письмом от 14.04.2009 г. за № 14-14/015850 Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области ЗАО «Желдорэкспедиция – 2000» даны разъяснения о порядке применения налоговых ставок по налогу на добавленную стоимость. По мнению заявителя в результате применения указанных разъяснений ОАО «Вольскцемент» применил ставку НДС 18% в отношении экспедиторских услуг.

В данном случае, разъяснения, на которые ссылается заявитель, относятся к деятельности ЗАО «Желдорэкспедиция – 2000», а не ОАО «Вольскцемент» и не относятся к проверяемым налоговым органом периодам, следовательно, в отношении заявителя применяться не могут.

Оценив все представленные в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд полагает, что налоговым органом правомерно отказано в применении налоговых вычетов НДС по услугам экспедиции.

Таким образом, заявленные ОАО «Вольскцемент» требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 197-201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований ОАО «Вольскцемент» - отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке ст. 181 АПК РФ.

Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: г.Саратов улица Бабушкин взвоз, дом 1.

Судья А.В. Калинина