НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 19.01.2022 № А57-20910/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

26 января 2022 года

Дело № А57-20910/2021

Резолютивная часть решения объявлена 19 января 2022 года

Полный текст решения изготовлен 26 января 2022 года

Арбитражного суд Саратовской области в составе судьи Огнищевой Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сальниковой М.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МАУ «ДФОСС»

Заинтересованное лицо:

ГУ-СРО ФСС Российской Федерации

МРИ ФНС России №23 по Саратовской области

о признании незаконным и отмене Решения ФСС №64022180000327 от 21.07.2021г.

при участии:

от ГУ-СРО ФСС Российской Федерации – Гришина Ю.М. по доверенности от 30.12.2021г., диплом о ВЮО обозревался

от МАУ «ДФОСС» – Денисов В.А. по доверенности от 13.10.2021г., диплом о ВЮО обозревался

у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось МАУ «ДФОСС» с вышеуказанным заявлением.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель фонда социального страхования заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные заявителем доказательства в соответствии со статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Филиалом № 2 Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации проведена выездная проверка правильности исчисления» полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы) в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) по установленному законодательством Российской Федерации тарифу с учетом установленной территориальным органом страховщика скидки (надбавки), а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователя МАУ «ДФОСС».

Выездная проверка проведена выборочным методом проверки представленных документов, в т.ч.:учредительные документы, справки, подтверждающие ОКВЭД, штатное расписание, трудовые книжки, личные заявления о приеме, приказы; трудовые договора; свод начислений и удержаний за; лицевые счета; справки по форме 182н; карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов; листки нетрудоспособности, расчеты по листкам нетрудоспособности; другие документы.

Рассмотрев акт выездной проверки, Филиал № 2 Государственного учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принял решение от 21.07.2021 № 64022180000327 о предложении страхователю возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с представлением страхователем недостоверных сведений и документов или сокрытием сведений, влияющих на страхового обеспечения, в сумме 60 450,67 рублей,

Не согласившись с вынесенным ФСС решением, заявитель обратился в Арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

В обоснование заявленных требований, заявитель указывает следующее.

1. Эпизод.

1. Приказом № 183 от 03.08.2020г. работнику Крюкову А.М. предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 17 августа 2020г. по 30.08.2020г.

Приказом № 144 л/с от 20.08.2020г., в связи с производственной необходимостью Крюкова А.М. с письменного согласия отзывают из отпуска с 21.08.2020г. и предоставляют Крюкову А.М. оставшиеся 10 календарных дней отпуска с 14.09.2020г., а также производят перерасчет отпускных выплат работнику.

При этом, с этой же даты - 21.08.2020г. Крюкову А.М. выдается листок нетрудоспособности по 31.08.2020г. причина нетрудоспособности (код 03).

(по правоотношениям после 30.08.2021г., т.е. после окончания срока первоначального отпуска, фондом нарушения не вменяются)

01.09.2020г. Крюкову А.М. продлевается листок нетрудоспособности по 15.09.2020г. причина нетрудоспособности (код 01).

16.09.2020г. Крюкову А.М. продлевается листок нетрудоспособности по 25.09.2020г. причина нетрудоспособности (код 01).

28.09.2020г. Крюков А.М. написал заявление о переносе отпуска с 14.09.2020г. на 2021г.

2) Приказом № 277 от 26.10.2020г. работнику Корниенко Ю.В. предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 09 ноября 2020г. по 22 ноября 2020г.

Приказом № 269 л/с от 17.11.2020г., в связи с производственной необходимостью Корниенко Ю.В. с письменного согласия отзывают из отпуска с 18.11.2020г. и предоставляют Корниенко Ю.В. оставшиеся 5 календарных дней отпуска в 2021г., а также производят перерасчет отпускных выплат работнику.

При этом, с этой же даты - 18.11.2020г. Корниенко Ю.В. выдается листок нетрудоспособности по 02.12.2020г. причина нетрудоспособности (код 03).

Таким образом, работниками использовано свое право предусмотренное ст. 125 ТК РФ «Разделение ежегодного оплачиваемого отпуска на части. Отзыв из отпуска». Отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия. Неиспользованная в связи с этим часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

Кроме того, в ст. 124 ТК РФ, нет никакого упоминания о запрете переноса отпуска совпавшего с листком нетрудоспособности выданного на период карантина. Также, работникам был произведен перерасчет отпускных, что отражено в приказах на отзыв из отпуска, что не приводит к излишне понесенным расходам Филиала № 2 Государственного Учреждения - Саратовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

2. Эпизод.

Гражданка Ленская О.А. 28.01.2013 г. принята в муниципальное автономное учреждение «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» на должность бухгалтера, о чем издан приказ от 28.01.2013 г. № 8 и заключен трудовой договор от 28.01.2013 г. № 8-ТД.

На основании заявления Ленской О.А. и приказа № 277 от 10.12.2018 г., в связи с рождением 26.09.2018 г. ребенка, ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет сроком с 30.12.2018г. по 26.03.2020г.

Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору от 28.01.2013 г. № 8, приказа № 169 л/с от 12 июля 2019 г. Ленской О.А., с 15 июля 2019 г. устанавливается неполный рабочий день, продолжительностью 7 часов в день, при пятидневной рабочей неделе с сохранением права на пособие по уходу за ребенком по достижении им 1,5 летнего возраста.

При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Между тем указанная гарантия, установленная статьей 256 ТК РФ, предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и одновременно осуществлять уход за ребенком.

В рассматриваемом случае установлено сокращение рабочего времени сотруднику, претендующему на получение пособия по уходу за ребенком, на 1 час ежедневно. Законодателем не установлен минимальный предел сокращения продолжительности рабочего времени с целью социальный выплат по условиям страхового случая либо ограничения в выплатах пособия по уходу за ребенком или возможность перерасчета страховщиком размера указанного пособия в зависимости от продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Таким образом, суть доводов заявителя сводится к двум эпизодам:

1.Отзыв работников из ежегодного оплачиваемого отпуска.

2.Установление для работника неполного рабочего дня (с сокращением на 1 час) при продолжения получении им выплаты по уходу за ребенком.

Суд, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации» (далее - постановление Правительства РФ №294) Саратовская область с 01.01.2020 участвует в реализации пилотного проекта по прямым выплатам страхового обеспечения.

Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294 утверждено Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 1 Положения назначение и выплата страхового обеспечения осуществляется территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации, находящимися на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта.

При наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее - заявление) и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2, представляет в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом социального страхования Российской Федерации (пункты 2 и 3 Положения).

Согласно пункту 8 Положения после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган Фонда в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий.

Выплата пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка застрахованному лицу осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (пункт 9 Положения).

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Федеральный закон № 255-ФЗ) пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

МАУ «ДФОСС» представил в Филиал № 2 Государственного учреждения - Саратовское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (далее по тексту - филиал № 2 Фонда) следующие сведения:

- 30.09.2020 г. содержащие данные для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Крюкову А.М. за период с 21.08.2020 г. по 31.08.2020 г.;

- 08.12.2020 г. содержащие данные для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Корниенко Ю.В. за период с 18.11.2020 г. по 02.12.2020 г.;

- 20.01.2020г. содержащие данные для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет Ленской О.А. за период январь 2020 г., февраль 2020 г., с 01.03.2020 г. по 26.03.2020 г.

На основании представленных документов филиал № 2 Отделения Фонда выплатил Крюкову А.М. и Корниенко Ю.В. пособия по временной нетрудоспособности, Ленской О.А. - пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет за указанный период.

В дальнейшем филиалом № 2 Отделения Фонда была проведена выездная проверка сведений, представленных МАУ «ДФОСС», в ходе которой установлено, что представленные страхователем сведения и документы, на основании которых было выплачено страховое обеспечение Крюкову А.М., Корниенко Ю.В., Ленской О.А., являются недостоверными, в связи с чем, по итогам выездной проверки было принято оспариваемое решение.

В отношении 1 эпизода судом установлено следующее.

МАО "Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений" 30.09.2020г. направила в филиал № 2 ГУ-СРО ФСС РФ электронный реестр сведений- получателей пособий. На основании представленного электронного реестра сведений -Крюкову А.М. перечислено пособие по временной нетрудоспособности за период с 21.08.2020г. по 31.08.2020г. в сумме 13120,69 руб. с причиной нетрудоспособности (03) карантин.

В ходе судебного разбирательства стороны пояснили, что карантин был обусловлен болезнью родственников ковидом, в связи с чем, сотрудник должен был уйти на самоизоляцию.

В соответствии с п.1 ч.1ст.9 ФЗ от 29.12.2006г. № 255ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному липу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

На основании приказа №183 от 03.08.2020г. о предоставлении отпуска работнику Крюкову А.М. предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 17.08 2020г. по 30.08.2020г.

Приказом № 144 л/с от 20.08.2020г. в связи с производственной необходимостью Крюкова А.М. с письменного согласия отзывают из отпуска с 21.08.2020г. и предоставляют Крюкову А.М. оставшиеся 10 календарных дней отпуска с 14.09.2020г.

Фонд указывает, что Законом не предусмотрена возможность перенесения периода очередного отпуска, совпавшего с периодом карантина.

Фонд поясняет, что критически отнесся к отзыву работника из отпуска и уход в этот же день на больничный, т.к. данная ситуация создана искусственно (неоднократно), в т.ч. для получения пособия.

Пособие выплачено на основании дубликата листка нетрудоспособности от 29.09.2020 г. № 910037823759.

В связи с предоставлением ежегодного основного оплачиваемого отпуска с 17.08.2020г. по 30.08.2020г. листок нетрудоспособности с причиной нетрудоспособности 03 (карантин) подлежит оплате с 31.08.2020г. по 31.08.2020г.

Всего предложено возместить расходы: 11 927,90 руб.

МАО "Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений" 08.12.2020г. направила в филиал № 2 ГУ-СРО ФСС РФ электронный реестр сведений- получателей пособий. На основании представленного электронного реестра сведений - Корниенко Ю.В. перечислено пособие по временной нетрудоспособности за период с 18.11.2020г. по 02.12.2020г. в сумме 16247,40 руб. с причиной нетрудоспособности (03) карантин.

В ходе судебного разбирательства стороны аналогично пояснили, что карантин был обусловлен болезнью родственников ковидом, в связи с чем, сотрудник должен был уйти на самоизоляцию.

В соответствии с п.1 ч.1ст.9 ФЗ от 29.12.2006г. № 255ФЗ пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному липу за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска.

На основании приказа №277 от 26.10.2020г. о предоставлении отпуска работнику, Корниенко Ю.В. предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск на 14 календарных дней с 09 ноября 2020г. по 22 ноября 2020г.

В соответствии с приказом № 269 л/с от 17.11.2020г., в связи с производственной необходимостью Корниенко Ю.В. с его письменного согласия решено отозвать из отпуска с 18.11.2020г. и предоставить Корниенко Ю.В. оставшиеся 5 календарных дней отпуска по его желанию в 2021 году, присоединив к ежегодному отпуску.

Фонд указывает, что Законом не предусмотрена возможность перенесения периода очередного отпуска, совпавшего с периодом карантина.

Фонд поясняет, что критически отнесся к отзыву работника из отпуска и уход в этот же день на больничный, т.к. данная ситуация создана искусственно (неоднократно), в т.ч. для получения пособия.

Пособие выплачено на основании листка нетрудоспособности от 18.11.2020 г. № 910045689990.

В связи с предоставлением ежегодного основного оплачиваемого отпуска с 09.11.2020г. по 22.11.2020г., листок нетрудоспособности с причиной нетрудоспособности 03 (карантин) подлежит оплате с 23.11.2020г. по 02.12.2020г.

Всего предложено возместить расходы: 5 415,80 руб.

Суд поддерживает позицию фонда, при этом учитывает следующее.

В соответствии со статьей 124 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае временной нетрудоспособности работника.

Из этого следует, что обязанность продлевать отпуск на число календарных дней нетрудоспособности, в случае если временная нетрудоспособность наступила в период пребывания в ежегодном оплачиваемом отпуске, возникает у работодателя только в случае временной нетрудоспособности самого работника вследствие заболевания или травмы.

Учитывая, что в период ежегодного оплачиваемого отпуска заработок не утрачен, то за период карантина, приходящийся на оплачиваемые дни отпуска, выплата пособия по временной нетрудоспособности в связи с карантином действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена, временная нетрудоспособность в связи с карантином не является основанием для продления или перенесения отпуска в соответствии со статьей 124 Кодекса.

В данном случае Фонд правомерно критически отнесся к отзыву работника из отпуска и уход в этот же день на больничный, т.к. данная ситуация создана искусственно (неоднократно), в т.ч. для получения пособия.

То обстоятельство, что действительно имелась производственная необходимость отзыва работников, в данном случае не подтверждено.

Судом учтено, что данные лица являются руководящими работниками.

Корниенко Ю.В. является заведующим спортивным сооружением ФОК «Заводской».

Крюков А.М. является заместителем заведующего спортивным сооружением – стадион «Юность».

Доводы о том, что отзыв Крюкова А.М. в августе 2020г. (телефонограммой из органа местного самоуправления) был связан с необходимостью подготовки к отопительному сезону, судом не принимаются, т.к. необходимое и достоверное правовое обоснование отсутствует.

Доводы о том, что отзыв Корниенко Ю.В. в ноябре 2020г. (телефонограммой из органа местного самоуправления) был связан с необходимостью проведения ремонтных работ, судом не принимаются, т.к. необходимое и достоверное правовое обоснование отсутствует.

Работники были отозваны, и в первый рабочий день оформили листки нетрудоспособности.

Суд относится критически к данным доводам, поддерживает позицию фонда.

В отношении 2 эпизода судом установлено следующее.

МАО «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» 20.01.2020г. направила в филиал № 2 ГУ-СРО ФСС РФ электронный реестр сведений - получателей пособий. На основании представленного электронного реестра сведений - бухгалтеру Ленской О.А. перечислено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Ленская О.А. 28.01.2013 г. была принята в МАУ «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» на должность бухгалтера, о чем издан приказ от 28.01.2013 г. № 8 и заключен трудовой договор от 28.01.2013 г. № 8-ТД.

На основании заявления Ленской О.А. и приказа № 277 от 10.12.2018 г., в связи с рождением 26.09.2018 г. ребенка, был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет сроком с 30.12.2018г. по 26.03.2020г. Согласно дополнительного соглашения от 12.07.2019г., к трудовому договору от 28.01.2013 г. № 8, приказа № 169 л/с от 12.07.2019г. Ленской О.А., с 15 июля 2019 г. устанавливается неполный рабочий день, продолжительностью 7 часов в день при пятидневной рабочей неделе с сохранением права на пособие по уходу за ребенком по достижении им 1,5 летнего возраста.

Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется, согласно Федеральному закону от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ), в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.

В целях защиты интересов лиц, совмещающих уход за ребенком с работой в режиме неполного рабочего времени, частью 2 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ), предусмотрена возможность сохранения за ними права на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что они находятся в отпуске по уходу за ребенком, работают на условиях неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком. Таким образом, предусмотренное частью 2 статьи 11.1 Закона № 255-ФЗ право указанных лиц на получение пособия по уходу за ребенком компенсируют заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени и продолжают осуществлять уход за ребенком.

Фонд в данном случае указал, что сокращение рабочего времени на один час в день не может расцениваться как мера необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении МАУ «Дирекция физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений» правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, выплачиваемого за счет средств фонда.

Выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет за счет средств фонда в такой ситуации является дополнительным материальным стимулированием работника, а не компенсацией утраченного заработка.

Так, продолжительность ежедневной работы составляет - 7 часов.

Всего начислено: 43106,97 руб.

Суд поддерживает позицию фонда.

Рабочий день признается неполным в случае, если он сокращен на любое количество времени. Между тем, пособие по уходу за ребенком своей целью, главным образом, предполагает компенсацию работнику утраченного заработка, ввиду необходимости осуществления ухода за ребенком. В связи с этим, сокращение рабочего времени работника должно являться таким, при котором часть заработка в действительности может быть утрачена в сравнении с обычными условиями труда. Сокращение же рабочего времени на один час в день не может расцениваться как мера, необходимая для осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. При этом наличие в распоряжении работника одного часа для ухода за ребенком в рабочее время не может быть признано осуществлением фактического ухода за ребенком для целей применения законодательства о назначении и выплате соответствующего вида пособия.

По окончании отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, в период которого Ленская О.А. получала пособие по уходу за ребенком и работала на условиях неполного рабочего времени, она приступила к работе на условиях полной занятости (8 часов в день, 40 часов в неделю), что подтверждается табелями учета рабочего времени.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что отпуск по уходу за ребенком с продолжением работы на условиях неполного рабочего времени (на один нас) оформлен Ленской О.А. лишь с цепью получения ежемесячного пособия.

Учреждение неправомерно осуществило выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в указанной сумме сотруднику, работающему на условиях неполного рабочего времени, поскольку установленная продолжительность рабочего времени (сокращение на 1 час в день) не позволяет осуществлять полноценный уход за ребенком, вследствие чего выплаченное пособие не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника.

Неисполнение обществом в добровольном порядке требования о возмещении излишне понесенных фондом расходов на выплату пособия послужило основанием для обращения фонда в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отсутствие законодательно установленных минимальных пределов сокращения рабочего времени, формальное соблюдение предусмотренных законом условий для получения пособия не может служить достаточным правовым основанием для возмещения (зачета) страхователю выплаченных работнику сумм страхового обеспечения.

Согласно пункту 16 Положения № 294, п. 19 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 г. № 2375, за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного, оспариваемое решение фонда социального страхования является законным.

Заявленные требования не подлежат удовлетворению. Излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных МАУ «ДФОСС» требований отказать.

Возвратить МАУ «ДФОСС» уплаченную в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 3 000 руб., выдать справку на возврат.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 201, 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Ю.П. Огнищева