НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 16.07.2019 № А57-6335/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

23 июля 2019 года

Дело № А57-6335/2019

Резолютивная часть решения оглашена 16 июля 2019 года

Полный текст решения изготовлен 23 июля 2019 года

 Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Михайловой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Фроловым Е.А., при рассмотрении искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Билетный терминал» (ОГРН 1156451032748 ИНН 6452119605), город Маркс

к Министерству социального развития Саратовской области (ОГРН 107645 ИНН 6452932553), город Саратов,

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

Министерство финансов Саратовской области (ИНН 6450030341  ОГРН 1036405003227)

Администрация Марксовского муниципального района Саратовской области (ОГРН 1026401770911 ИНН 6443011355), город Маркс

Государственное казенное учреждение Саратовской области «Центр коммуникаций по вопросам социальной защиты населения Саратовской области» (ОГРН 1186451014419 ИНН 6452134089), город Саратов

Государственное казенное учреждение саратовской области "управление социальной поддержки населения марксовского района"(ОГРН: 1186451004190, ИНН: 6443022692)

о взыскании компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Марксовского муниципального района Саратовской области за период с 15 июля по 23 августа 2018 года в размере 1 313 216 руб. 00 коп.

при участии:

От истца - Алексеева Г.В., по доверенности от 14.06.2018 сроком на один года.

От ответчика - Пилипенко И.В., по доверенности от 06.02.2019 сроком на три года

От государственного казенного учреждения Саратовской области «Центр коммуникаций по вопросам социальной защиты населения Саратовской области» Антипов О.В., по доверенности от 14.01.2019 сроком до 31.12.2019г.

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью "Билетный терминал", г. Саратов, обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к министерству социального развития Саратовской области, г. Саратов, третьи лица: администрация Марксовского муниципального района Саратовской области, г. Маркс, Саратовская область, государственное казенное учреждение Саратовской области "Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области", г. Саратов, о взыскании с Саратовской области в лице министерства социального развития Саратовской области за счет средств казны Саратовской области компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, за период с 15.07.2018года по 23.08.2018 года в размере 1 313 216 руб.

Отводов суду не заявлено.

Сторонам разъяснены права в порядке статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представитель ГКУ СО "Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области" возражал против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменной отзыве.

Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в соответствии с действующим законодательством. От администрации Марксовского муниципального района поступили письменные возражения против заявленных требований.

В силу положений статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений.

Арбитражному суду представляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.  

Исследовав доводы лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, следуя закрепленному статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьей 123 Конституции Российской Федерации, принципу состязательности сторон, суд приходит к следующим выводам.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров по автобусным маршрутам на территории муниципального района, постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 02.04.2018 года № 424 был объявлен конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, а также утверждены извещение о проведении открытого конкурса и соответствующая конкурсная документация. Извещение о проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Марксовского муниципального района Саратовской области и конкурсная документация опубликованы на официальном сайте Марксовского муниципального района Саратовской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет - http://www.marksadm.ru. Открытый конкурс проводился одним лотом, с условиями оказания транспортных услуг по нескольким маршрутам. приложение № 1 к конкурсной документации в полном объеме соответствовало реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области, утвержденного постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 30.03.2018 года № 423-н. Так, и в реестре маршрутов и в конкурсной документации регулярный маршрут № 104 "Плодосовхоз - Павловка" был обозначен как маршрут пригородного сообщения. Для его обслуживания требовался один автобус большого класса и один автобус малого класса. Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 17.05.2018 года ООО "Билетный терминал" было признано победителем открытого конкурса. По результатам открытого конкурса истцом получены свидетельства об осуществлении перевозок по всем 23 объявленным муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, в том числе, свидетельство на регулярный маршрут № 104 "Плодосовхоз - Павловка" как на маршрут пригородного сообщения. 15.08.2018 года истец приступил к перевозкам пассажиров по всем 23 маршрутам на территории территории Марксовского муниципального района Саратовской области. Между тем, приступив к осуществлению перевозок, в том числе льготных категорий граждан, истцу стало известно, что в период проведения конкурсных процедур постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 11.05.2018 года № 706-н в постановление от 30.03.2018 года № 423-н "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области" внесены изменения, пригородный маршрут № 104 "Плодосовхоз - Павловка" был заменен городским маршрутом № 4 "Плодосовхоз - Павловка". Впоследствии, постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 30.07.2018 года № 1256-н постановление от 11.05.2018 года № 706-н "О внесении изменений в постановление администрации Марксовского муниципального района от 30.03.2018 года № 423-н "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области" было признано утратившим силу.

Позиция истца сводится к тому, что ООО "Билетный терминал" получило по итогам конкурсных процедур свидетельство и карту маршрута, не соответствующие действующему на момент начала перевозочного процесса реестру перевозок, и, неоднократно уведомляя о невозможности и незаконности таких перевозок администрацию Марксовского муниципального района Саратовской области, вынуждено было сократить перевозки на территории района.

23.08.2018 года распоряжением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области № 607-р действие свидетельств было прекращено на основании пункта 7 части 1 и части 2 статьи 29 Федерального закона № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Между тем, в период с 15.07.2018 года по 23.08.2018 года ООО "Билетный терминал" осуществляло перевозку и льготных категорий пассажиров, установленных постановлением правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области, без взимания платы за проезд, однако, в условиях измененного реестра перевозок и наличия свидетельства на право перевозок, не соответствующего действующему реестру, не имело возможности обратиться в уполномоченный орган Саратовской области для заключения договора о предоставлении компенсации из областного бюджета недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Тем не менее, осуществляя в указанный период перевозку льготных пассажиров без взимания права на проезд, ООО "Билетный терминал" принимало в качестве оплаты отрывные талоны, в соответствии с требованиями, установленными договором о реализации мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам на автобусах городского и пригородного сообщения в 2018 году, подавало в администрацию Марксовского муниципального района Саратовской области отчеты о выполненной работе и о количестве льготных билетов, а также получало утвержденные главой Марксовского муниципального района Саратовской области сводные ведомости о работе перевозчиков. 06.11.2018 года истец обратился в ГКУ СО "Управление социальной поддержки населения Марксовского района" с актами приема-передачи отрывных талонов к единым социальным проездным билетам. 14.11.2018 года отрывные талоны за июль 2018 года в количестве 12 885 шт. и за август 2018 года в количестве 15 899 шт. были возвращены истцу без исполнения, в связи с отсутствием у общества действующего четырехстороннего договора. 23.11.2018 года истец обратился в министерство социального развития Саратовской области с заявлением о заключении договора о реализации мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам на автобусах городского и пригородного сообщения в 2018 году. Письмом руководителя ликвидационной комиссии комитета социальной защиты населения г. Саратова от 21.12.2018 года № 12-02-42-01/24330 в заключении договора за прошедший период истцу было отказано. Между тем, истец полагает, что положения Федерального закона № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не требуют наличия договорных отношений при выражении явного согласия перевозчика с размером компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот. Размер компенсации установлен в приложении № 8 к постановлению правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П. Ссылаясь на пункты 6, 11 постановления правительства Саратовской области от 10.05.2017 года № 230-П "О порядке согласования размеров компенсации из областного бюджета недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам", истец считает, что ООО "Билетный терминал" своими действиями выразило безусловное согласие на получение компенсации в размере, установленном нормативно-правовым актом Саратовской области. По расчету истца, недополученные доходы ООО "Билетный терминал" от перевозки льготных пассажиров, в соответствии с размерами компенсации, установленными постановлением правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П, составляют 1 313 216 руб., в том числе, за июль 2018 года - 604 600 руб., за август 2018 года - 708 616 руб. Данные суммы истец считает убытками общества и просит взыскать в свою пользу с Саратовской области в лице министерства социального развития Саратовской области за счет средств казны Саратовской области.

Администрация Марксовского муниципального района Саратовской области возражает против исковых требований, считает, что ссылка истца на сводные отчеты о работе перевозчика, ведомости о количестве льготных билетов в подтверждение возникновения убытков в виде компенсации недополученных доходов не обоснована и не может служить правовым основанием для удовлетворения иска. Администрация отмечает, что основанием для получения компенсации в виде недополученных доходов за перевозку отдельных льготных категорий граждан является договор, который содержит в себе существенные условия по реализации мер социальной поддержки - порядок финансирования расходов на реализации мер социальной поддержки, отчет о реализации мер социальной поддержки, а также порядок и сроки расчетов с перевозчиками по выплатам соответствующих компенсаций. Вместе с тем, истец не отрицает, что в истребуемый период с 15.07.2018 года по 23.08.2018 года в уполномоченные органы для заключения договора не обращался, а впервые обратился в министерство социального развития Саратовской области только 23.11.2018 года, когда 14.11.2018 года ГКУ СО "УСПН Марксовского района" фактически отказало ООО "Билетный терминал" в реализации права на получение компенсации за льготные отрывные талоны. Данный отказ администрация считает обоснованным. Также, 21.12.2018 года ликвидационная комиссия комитета социальной защиты населения г. Саратова отказала истцу в заключении договора, поскольку истребуемый период реализации соответствующих мер социальной поддержки является прошедшим. Кроме того, третье лицо считает несостоятельным довод истца о том, что именно изменение администрацией Марксовского муниципального района типа маршрута не позволило ООО "Билетный терминал" ранее обратиться в уполномоченные органы для заключения договора и представления необходимых сведений, поскольку общество не было ограничено чем-либо, кем-либо в части совершения действий, направленных на заключение соответствующего договора.

ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" также не согласно с исковыми требованиями, указывает, что с предложением заключить договор об осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в автобусах городского и пригородного сообщения в 2018 году истец в ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" не обращался. Позицию ООО "Билетный терминал" о том, что для компенсации расходов на предоставленные льготы отдельным категориям граждан не требуется наличие договорных отношений, третье лицо считает ошибочной и не основанной на законе.

 ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" считает, что заключение договора на прошедший период, учитывая факт завершения деятельности по оказанию услуг перевозки граждан, противоречит принципам гражданского права и российского законодательства. Более того, установление обязательства по совершению каких-либо действий в прошедшем периоде времени в принципе невозможно. Этот вывод подтверждается Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2017 года № 306-ЭС16-9493. Кроме того, согласно постановлению правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области" (с изм. от 11.03.2019 года), учреждения социальной защиты населения до 20 числа месяца, следующего за месяцем действия проездного билета, представляют в ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" отчет по форме, установленной договором, где указываются сведения о количестве отрывных талонов, прошедших идентификацию. Идентифицированными считаются отрывные талоны, внесенные в программный комплекс и позволяющие определить количество поездок, совершенных гражданином в отчетном месяце по проездному билету. ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" на основании данных отчета производит расчет расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения. Расходы на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам за отчетный месяц рассчитываются как произведение фактического числа талонов единого социального проездного билета, прошедших идентификацию за отчетный месяц, и установленного размера компенсации за один талон единого социального проездного билета. ГКУ СО "УСПН Марковского района" идентификацию единых социальных проездных билетов не проводил, поэтому не представляется возможным установить соответствие корешков единых социальных проездных билетов, находящихся у ООО "Билетный терминал", фактически реализованным единым социальным проездным билетам, в порядке, установленном постановлением правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П.

На основании статей 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Соответствующие разъяснения отражены в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы , которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По искам о взыскании убытков доказыванию подлежат наличие убытков, их размер, противоправное поведение ответчика и причинная связь между этими обстоятельствами.

В соответствии с пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно статьям 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, в состав убытков входят реальный ущерб и упущенная выгода. Упущенной выгодой являются не полученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. При определении размера упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления (пункт 4 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В то же время в обоснование размера упущенной выгоды кредитор вправе представлять не только доказательства принятия мер и приготовлений для ее получения, но и любые другие доказательства возможности ее извлечения.

В силу правовой позиции, приведенной в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению. Корреспондирующий подход закреплен также в пункте 6 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 года № 62 «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица».

Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, пунктом 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 6 части 1 статьи 3 устава Марксовского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Полномочия администрации муниципального района в лице отдела благоустройства и дорожного контроля управления по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной политике администрации Марксовского муниципального района Саратовской области по проведению конкурсов на право участия в осуществлении пассажирских перевозок в г. Марксе Саратовской области определены уставом Марксовского муниципального района Саратовской области, постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 14.02.2018 года № 184-н "Об организации пассажирских перевозок транспортными средствами общего пользования на автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области".

Данным постановлением от 14.02.2018 года № 184-н утверждены Положение о допуске перевозчиков для работы на пассажирских автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области, Положение о конкурсе для допуска перевозчиков к работе на регулярных автобусных маршрутах внутри муниципального сообщения на территории Марксовского муниципального района Саратовской области и Положение о конкурсной комиссии по отбору претендентов на право осуществления перевозок на пассажирских автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области, предложено создать межведомственную конкурсную комиссию по отбору претендентов на право осуществления перевозок на пассажирских автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области, утвержден ее состав. Данный нормативный правовой акт не признан недействующим в установленном порядке и подлежал применению при проведении конкурса на право осуществления перевозок на пассажирских автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области.

Положение о допуске перевозчиков для работы на пассажирских автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным городским и пригородным транспортом на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.

Регулирование отношений по организации регулярных перевозок осуществляется на основании Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Федерального закона от 08.11.2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Федерального закона от 14.06.2012 года № 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровья, имущества пассажиров и о порядке возмещения вреда, причиненного при перевозках пассажиров".

Положения Закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 года, вступившие в силу с 11.01.2016 года, выделяют два вида регулярных перевозок - по регулируемым тарифам, то есть регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке, и по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (пункт 16 части 1 статьи 3).

При организации перевозок по регулируемым тарифам, в силу положений части 5 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ от 13.07.2015 года, документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться, в том числе назначение и размеры субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 года № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Пунктом 1.3. главы I Положения о допуске перевозчиков для работы на пассажирских автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области полномочия на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области возложены на администрацию Марксовского муниципального района Саратовской области.

Согласно пункту 1 раздела 2.4. главы II Положения о допуске перевозчиков для работы на пассажирских автобусных маршрутах Марксовского муниципального района Саратовской области, наряду с указанными в пункте 1 раздела 2.3. главы II настоящего Положения маршрутами регулярных перевозок, администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области устанавливаются муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (пункт 2 раздела 2.4. главы II Положения).

Постановлением Марксовского муниципального района Саратовской области от 30.03.2018 года № 423-н утвержден реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области.

Постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 02.04.2018 года № 424 был объявлен конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области, а также утверждены извещение о проведении конкурса и соответствующая конкурсная документация.

Постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 11.05.2018 года № 706-н в постановление от 30.03.2018 года № 423-н "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области" внесены изменения, пригородный маршрут № 104 "Плодосовхоз - Павловка" был заменен городским маршрутом № 4 "Плодосовхоз - Павловка".

Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 17.05.2018 года заявка ООО "Билетный терминал" набрала наибольшее количество баллов (33,11) в соответствии со шкалой для оценки критериев (приложение № 6 конкурсной документации) по сравнению с заявками АО "Автокомбинат-2" (27,96) и ИП Казарина А.А. (14,38). В соответствии с пунктом 11.3 конкурсной документации ООО "Билетный терминал" признано победителем открытого конкурса в отношении муниципальных маршрутов регулярных перевозок лота № 1.

В соответствии с пунктом 11.4 конкурсной документации администрацией Марксовского муниципального района Саратовской области истцу выданы свидетельства об осуществлении перевозок по всем 23 объявленным муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Марксовского муниципального района Саратовской области.

Постановлением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 30.07.2018 года № 1256-н постановление от 11.05.2018 года № 706-н "О внесении изменений в постановление администрации Марксовского муниципального района от 30.03.2018 года № 423-н "Об утверждении реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок муниципального образования город Маркс и Марксовского муниципального района Саратовской области" было признано утратившим силу. Согласно пункту 3 действие постановления от 30.07.2018 года № 1253-н распространяется на правоотношения, возникшие с 15.07.2018 года.

Законность принятия постановления от 11.05.2018 года № 706-н была проверена Марксовской межрайонной прокуратурой, нарушений действующего законодательства, а также коррупциогенных факторов по результатам антикоррупционной экспертизы не выявлено.

Распоряжением администрации Марксовского муниципального района Саратовской области от 23.08.2018 года № 607-р, вступившим в силу со дня его подписания 23.08.2018 года, действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, выданных ООО "Билетный терминал", было прекращено в силу пункта 7 части 1, части 2 статьи 29 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 года № 220-ФЗ.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В силу части 2 статьи 18 названного Закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на безвозмездной и безвозвратной основе из местного бюджета юридическим и физическим лицам в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, выделяемых в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним актами муниципальной администрации.

На основании части 1 статьи 20 Федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13.07.2015 год № 220-ФЗ органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств, соответственно, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Таким образом, по смыслу приведенных норм вопросы организации транспортного обслуживания населения городского поселения в силу закона одновременно отнесены и к полномочиям, и к обязанностям администрации, поэтому необходимые для их решения денежные средства подлежат включению в расходы бюджета муниципального образования исходя из положений статей 6, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 года № 1838/13).

На основании с пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, финансируются за счет средств бюджета Российской Федерации.

Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 26.3 Закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

В силу правовых позиций, отраженных в пунктах 16, 17, 18, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, после 01.01.2005 года является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Согласно части 2 статьи 6 Закона Саратовской области от 26.12.2008 года № 372-ЗСО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Саратовской области» порядок предоставления мер социальной поддержки, установленных для отдельных категорий граждан данным Законом, определяется Правительством области, за исключением ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, размер, порядок и условия предоставления которой определяются законом области.

ГКУ СО «Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области» создано на основании распоряжения правительства Саратовской области от 01.06.2018 года № 139-П и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 27.06.2018 года.

Постановлением правительства Саратовской области от 08.10.2018 года № 558-П ГКУ СО «ЦКСЗН Саратовской области» наделено полномочиями в сфере социальной поддержки населения области для обеспечения отдельных функций министерства социального развития области, в том числе по вопросами финансирования расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным предметам в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения с 01.01.2019 года.

В соответствии с требованиями постановления правительства Саратовской области от 30.12.2015 года № 678-П "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области" (с изм. от 11.03.2019 года) финансирование расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам в городском электрическом транспорте, автобусах городского и пригородного сообщения осуществляется на основании договора, заключенного между ГКУ СО «Центр коммуникации по вопросам социальной защиты населения Саратовской области», учреждениями социальной защиты населения, органами местного самоуправления (по согласованию) и перевозчиками.

Таким образом, основанием для получения компенсации в виде недополученных доходов за перевозку отдельных льготных категорий граждан является договор, который содержит в себе существенные условия по реализации мер социальной поддержки - порядок финансирования расходов на реализации мер социальной поддержки, отчет о реализации мер социальной поддержки, а также порядок и сроки расчетов с перевозчиками по выплатам соответствующих компенсаций.

В судебном заседании установлено и истцом не оспаривается, что с предложением заключить договор об осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в автобусах городского и пригородного сообщения в 2018 году ООО "Билетный терминал" ни в Министерство социального разыития СО, ни в ГКУ СО "ЦКСЗН Саратовской области" не обращалось.

По смыслу ст. 20 ФЗ-220 органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.

Постановлением Правительства Саратовской области от 10.05.2017 № 230-П утверждено Положение о порядке согласования размера компенсации (что согласуется с ФЗ-220), в соответствии с которым предоставление компенсации осуществляется за период, соответствующий сроку действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

В целях согласования размеров компенсации перевозчики в соответствии с предложением, предусмотренным пунктом 7 Положения, в течение текущего года, но не позднее 20 декабря текущего года включительно, направляют в уполномоченный орган заявление о намерениях заключения договора о предоставлении компенсации из областного бюджета недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Саратовской области.

Такого письма (с приложением формы договора) в материалы дела не представлено. Однако истец представил письмо-отказ от заключения данного договора, ввиду обращения ООО «Билетный терминал» с данным письмом в ноябре 2018 года (после выполнения обязательства и в период, когда прекращено свидетельство по осуществлению перевозок, выданное ООО «Билетный терминал»).

Данный Порядок согласования компенсации устанавливает следующее: в заявлении о намерении заключения договора о предоставлении компенсации из областного бюджета недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Саратовской области, перевозчиком указываются следующие сведения:

1) наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и, если имеется, отчество, адрес (для индивидуального предпринимателя, в том числе участников договора простого товарищества), идентификационный номер налогоплательщика, контактные телефоны и (в случае, если имеется) адрес электронной почты;

2) наименование реестров маршрутов регулярных перевозок, в которые включены сведения о маршрутах регулярных перевозок, в связи с предоставлением льгот на проезд отдельных категорий граждан по которым перевозчик намерен заключить договор о предоставлении компенсации из областного бюджета недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Саратовской области;

3) регистрационные номера маршрутов регулярных перевозок в соответствующих реестрах маршрутов регулярных перевозок, указанных в подпункте 2 пункта 9 Положения;

4) порядковые номера маршрутов регулярных перевозок, указанных в подпункте 2 пункта 9 Положения;

5) наименование маршрутов регулярных перевозок, указанных в подпункте 2 пункта 9 настоящего Положения, с указанием видов сообщения по каждому маршруту;

6) предлагаемый размер компенсации из областного бюджета недополученных доходов (указывается размер компенсации за один талон единого социального проездного билета).

При условии подписания перевозчиком проекта договора, указанного в пункте 13 Положения о порядке согласования, и предоставления его в неизмененном виде и не позднее 30 декабря текущего года включительно для подписания в уполномоченный орган, уполномоченный орган заключает с перевозчиком договор о предоставлении компенсации из областного бюджета недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Саратовской области, в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.

Истец утверждает, а ответчиком не оспаривается, что данное обращение состоялось в ноябре 2018 года, а именно, в период, после исполнения обязательств по перевозке, а также в период, когда действие свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок, выданных ООО «Билетный терминал» было прекращено в силу Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 220-ФЗ, что установлено решением по делу №А57-15986/2018. Данные обстоятельства по прекращению свидетельств также отражены в отзыве третьего лица Администрации Марксовского МР СО по настоящему делу.

Количество поездок, принятых для осуществления расходов по перевозке отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте определяется по количеству талонов, прошедших идентификацию. В данном случае порядок идентификации талонов в целях определения количества поездок по льготным проездным билетам не соблюден.

Данный порядок состоит в следующем.

Учреждения социальной защиты населения до 18 числа месяца, следующего за месяцем действия проездного билета, осуществляют обработку переданных перевозчиком отрывных талонов путем внесения информации в программный комплекс. По результатам обработки не принимаются отрывные талоны к проездному билету, не прошедшие идентификацию, талоны проездных билетов иных периодов, а также отрывные талоны, имеющие признаки подчисток, исправлений (Постановление Правительства Саратовской области от 30.12.2015 N 678-П (ред. от 29.05.2019)" категорий граждан единым социальным проездным билетом"). Идентифицированными считаются отрывные талоны, внесенные в программный комплекс и позволяющие определить количество поездок, совершенных гражданином в отчетном месяце по проездному билету.

Судом установлено, что данная процедура не была произведена ввиду отсутствия договора (своевременного обращения истца по его заключению).

При таких обстоятельствах, позицию ООО "Билетный терминал" о том, что для компенсации расходов на предоставленные льготы отдельным категориям граждан не требуется наличие договорных отношений, суд считает ошибочной и не основанной на законе.

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, в связи с чем возмещение расходов, связанных с перевозкой льготников на автомобильном транспорте городских и пригородных маршрутах, осуществляется в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом на эти цели.

Объем бюджетных ассигнований на предоставление мер социальной поддержки льготников по проезду, в том числе на автомобильном транспорте, на очередной финансовый год возмещается министерством социального развития Саратовской области в соответствии с постановлением № 678-П от 30.12.2015 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Саратовской области».

При расчете размера компенсации, выплачиваемой перевозчику, учитывается численность льготников, фактически воспользовавшихся льготным (бесплатным) проездом.

В то же время достоверных сведений о фактических затратах, убыточности, связанных с перевозкой льготных пассажиров истец в суд не представил, документально не подтвердил ни факт причинения ему убытков, ни их размер. Не представлено первичной бухгалтерской документации, подтверждающих продажу билетов (кассовых чеков-ордеров).

Из материалов дела и пояснений истца следует, что ООО «Билетный терминал» 06.11.2018 года обратилось в ГКУ СО «УСПН Марксовского района» с актами приема-передачи отрывных талонов к ЕСПБ. Однако, 14.11.2018 года письмом ГКУ СО «УСПН Марксовского района» (исх. № 2328) отрывные талоны за июль 2018 года в количестве 12 885 шт. и за август 2018 года в количестве 15 899 шт. были возвращены истцу без исполнения, в связи с отсутствием у ООО «Билетный терминал» на момент обращения действующего четырехстороннего договора, определяющего порядок реализации мер социальной поддержки по обеспечению перевозки пассажиров по единым социальным билетам.

23.11.2018 года ООО «Билетный терминал» обратилось в министерство социального развития Саратовской области с заявлением о заключении договора об осуществлении расходов на реализацию мер социальной поддержки по обеспечению перевозки по единым социальным проездным билетам в автобусах городского и пригородного сообщения и возмещении расходов, связанных с перевозкой граждан по единым социальным проездным билетам за период с 15.07.2018 года по 23.08.2018 года.

Письмом руководителя ликвидационной комиссии комитета социальный защиты населения г. Саратова от 21.12.2018 года исх. № 12-02-42-01/24330 в заключении договора в 2018 году было отказано, в связи с тем, что заключение договора на прошедший период противоречит общим принципам гражданского законодательства, не предусматривающих совершение действий в прошедшем времени.

В судебном порядке данный вопрос не рассматривался, действия комитета не оспаривались.

В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.

На основании статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Исходя из положений пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространение условий договора на ранее возникшие правоотношения могло иметь место лишь при наличии добровольного волеизъявления сторон на придание договора обратной силы. Суд при рассмотрении настоящего спора, предметом которого является взыскание компенсации в виде недополученных доходов, не вправе принудительно придать договору обратную силу при отсутствии соглашения сторон по данному вопросу, рассмотреть вопрос о понуждении заключить договор.

На основании вышеизложенного, суд не усматривает наличия оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания компенсации в виде недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот на проезд отдельным категориям граждан при осуществлении перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Марксовского МР Саратовской области в период с 15 июля 2018 по 23 августа 2018 года в размере 1 313 216 рублей. 

Согласно статье 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражным судом суд решает вопросы о распределении судебных расходов.

В связи с отказом в удовлетворении требований о взыскании компенсации в виде недополученных доходов, расходы по оплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Билетный терминал» - отказать.

Решение Арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционную и кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом решения.

Направить копии решения арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                   Е.В. Михайлова