НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 16.06.2021 № А57-2398/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

23 июня 2021 года

Дело №А57-2398/2021

резолютивная часть решения оглашена 16.06.2021 года

решение изготовлено в полном объеме 23.06.2021 года

Судья Арбитражного суда Саратовской области Е.Л. Большедворская,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рузмыкиным А.С.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении арбитражного суда по адресу: <...> арбитражное дело по иску

Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Саратовской области (ОГРН <***>,

ИНН <***>), город Саратов,

к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Москва,

Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов,

третье лицо: ФИО1, Саратовская область, г. Балашов,

Министерство Финансов РФ,

о признании незаконными действий по выдаче удостоверения (документа установленной формы) ветерана боевых действий,

о взыскании ущерба в размере 308784 рублей 18 копеек

при участии в заседании:

от истца: ФИО2, представитель по доверенности от 15.12.2020 г.,

от ответчиков: от РФ в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации-

ФИО3, представитель по доверенности от 19.01.2021 г.,

от ГУ МВД РФ по Саратовской области- ФИО3, представитель по доверенности от 28.12.2020 г.,

Иные лица в судебное заседание не явились, извещены,

У С Т А Н О В И Л :

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное учрежденияе - Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Москва, главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, третье лицо: ФИО1, Саратовская область, г. Балашов, о признании незаконными действий по выдаче удостоверения (документа установленной формы) ветерана боевых действий и о взыскании ущерба в размере 308784 рублей 18 копеек.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации.

3-и лица (Министерство финансов Российской Федерации, ФИО1), надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Неявка в заседание арбитражного суда 3-их лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени разбирательства дела, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в нем материалам в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заявлений по статьям 24, 47, 48, 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Дело рассматривается в порядке статей 152-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как основания своих требований и возражений.

Суду предоставляются доказательства, отвечающие требованиям статей 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец поддержал исковые требования в полном объеме.

Ответчики в удовлетворении исковых требований просит отказать по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Третьи лица (Министерство финансов Российской Федерации, ФИО1) отзыв на иск не представили.

Изучив материалы дела, проверив доводы, изложенные в исковом заявлении, в возражениях ответчиков, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела, 02.11.2005г. ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в УПФР в Балашовском районе Саратовской области с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты.

В подтверждение своего права ФИО1 представил удостоверение ветерана боевых действий от 09.01.2005 Серия РМ № 707314 выданное ГУВД Саратовской области.

Решением территориального органа пенсионного фонда от 07.11.2005г. гр. ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата (Далее по тексту - ЕДВ) с 01.01.2005 как ветерану боевых действий.

В соответствии с п. 5 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" назначалась выплата (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ) - 650 руб. 00 коп. Период выплаты ЕДВ в размере 650,00 руб. - с 01.01.2005 по июль 2005 (включительно).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 № 419 "Об утверждении коэффициентов индексации (увеличения) с I августа 2005 базовой и страховой частей трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 августа 2005 размера страховой части трудовой пенсии" утвержден коэффициент индексации (увеличения) ЕДВ с 1 августа 2005 в размере 1,06. СуммаЕДВ с 01.08.2005 составила 650*1,06= 689 руб. 00 коп. Период выплаты ЕДВ в размере 689,00 руб. - с 01.08.2005 по декабрь 2005 (включительно).

Период выплаты ЕДВ в размере 788 руб.11 коп. - с 01.04.2006 по декабрь 2006 (включительно).

Согласно Постановления Правительства РФ от 24.03.2006 № 165 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2006 базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2006 размера страховой части трудовой пенсии" коэффициент индексации (увеличения) ЕДВ с 1 апреля 2006 составил 1,085. Сумма ЕДВ с 01.04.2006 составила 1166*1,085 = 1265 руб. 11 коп. Период выплаты ЕДВ в размере 1265,11 руб. - с 01.01.2007 по март 2007 (включительно).

Согласно Постановления Правительства РФ от 27.03.2007 № 181 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2007 базовой части трудовой пенсии и коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2007 г. размера страховой части трудовой пенсии" коэффициент индексации ЕДВ с 1 апреля 2007 -1,075. С 1 апреля 2007 размер ЕДВ 1359 руб. 99 коп. = 1265,11*1,075. Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - НСУ). Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. Допускается отказ от получения НСУ путем обращения с соответствующим заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, срок подачи заявления до 1 октября текущего года.

25.07.2006 ФИО1 подано заявление на отказ от НСУ. С 01.04.2007 НСУ предоставляется в денежном эквиваленте, сумма к выплате 1359 руб. 99 коп. (846,99 ЕДВ + 513,00 НСУ). Период выплаты с апреля 2007 по март 2008 (включительно).

Статьей 3 Федерального закона от 01.03.2008 № 18-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" внесены изменения в пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" согласно которых, с 1 апреля 2008 года ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", устанавливается в размере -1 476 рублей. Период выплаты ЕДВ в размере 1476 руб. 00 коп, с 01.04.2008 по июнь 2008 (включительно). (919,00 ЕДВ+557,00 НСУ).

Статьей 4 Федерального закона от 14.07.2008 № 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" внесены изменения в пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" согласно которых, с 1 июля 2008 года ежемеся1шая денежная выплата ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", устанавливается в размере 1503 руб. 00 коп. Период выплаты ЕДВ в размере 1503,00 руб. - с 01.07.2008 по март 2009 (включительно).

Федеральным законом от 22.12.2008 № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан", Федеральный закон от 28.04.2009 № 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" (статья 4 Закона) внесены изменения в пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" согласно которых, ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года Ха 5-ФЗ "О ветеранах", лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", с 01 апреля 2009 устанавливается в размере -1 699 руб. 00 коп. Период выплаты с апреля 2009 по март 2010 (включительно).

Статьей 8 Федерального закона от 22.12.2008 № 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан" изменен срок действия заявления гражданина об отказе от набора социальных услуг (услуги). Согласно новой редакции ч. 4 ст. 6.3 Закона № 178-ФЗ гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.

Кроме того, п. 2 ст. 10 Закона № 269-ФЗ установлено, что поданное на 2009 г. заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) действует в период с 1 января 2009 г. по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Это означает, что гражданам, подавшим заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) до 1 октября 2008 г., в 2009 г. с новым заявлением об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на 2010 в территориальные органы ПФР обращаться не следует.

Таким образом, поданное ФИО1 05.08.2008 заявление на отказ от ПСУ, распространяет свое действие на все последующие года.

Согласно Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" размер индексации ЕДВ с апреля 2010 года составил 1,1. Размер ЕДВ с 01.04.2010 составил 1868 руб. 90 коп. - 1699,0*1,1. Период выплаты с 01.04.2010 по март 2011 (включительно). (1163,80 ЕДВ+705,10 ПСУ).

В соответствии с Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" размер индексации ЕДВ с 01 апреля 2011 составил 1,065. Размер ЕДВ с 01.04.2011 составил 1990 руб. 38 коп. =1868,9*1,065. Период выплаты с 01.04.2011 по март 2012 (включительно). (1239,55 ЕДВ +750,83 НСУ).

Федеральным законом от 30.11.2011 № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" с 01,04.2012 установлен размер индексации ЕДВ -1,06.Размер ЕДВ с 01.04.2012 составил 2109 руб. 80 коп. =1990,38*1,06. Период выплаты с 01.04.2012 по март 2013 (включительно). (1313,92 ЕДВ+795,88 НСУ).

Согласно Федерального закона от 03.12.2012 № 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" установлен размер индексации ЕДВ с 01.04.2013-1,055. Размер ЕДВ с 01.04.2013 составил 2225 руб. 84 коп. =2109,80*1,055. Период выплаты с 01.04.2013 по март 2014 (включительно). (1386,19 ЕДВ+839,65 НСУ).

Согласно Федерального закона от 02.12.2013 № 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" установлен размер индексации ЕДВ с 01.04.2014 -1,05. Размер ЕДВ с 01.04.2014 составил 2337 руб. 13 коп. = 2225,84*1,05. Период выплаты с 01.04.2014 по март 2015 (включительно). (1455,50 ЕДВ+881,63 НСУ).

Федеральным законом от 01.12.2014 № 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" с 01.04.2015 установлен размер индексации 1,055. Размер ЕДВ с 01.04.2015 составил 2465 руб. 67 коп. = 2337,13*1,055. Период выплаты с 01.04.2015 по январь 2016 (включительно). (1535,55 ЕДВ+930,12 НСУ).

Согласно Постановления Правительства РФ от 28.01.2016 № 42 "Об установлении с 1 февраля 2016 размера индексации выплат, пособий и компенсаций" с 1 февраля 2016 г. установлен размер индексации ЕДВ -1,07. С 1 февраля 2016 размер ЕДВ составил 2638,27 руб. = 2465,67*1,07. Период выплаты ЕДВ в размере 2638 руб. 27 коп, с 01.02.2016 по январь 2017 (включительно). (1643,04 ЕДВ +995,23НСУ).

Согласно Постановления Правительства РФ от 26.01.2017 №88 "Об установлении с 1 февраля 2017 размера индексации выплат, пособий и компенсаций" с 1 февраля 2017 установлен размер индексации ЕДВ -1,054. С 1 февраля 2017 размер ЕДВ составил 2780,74 = 2638,27*1,054. Период выплаты ЕДВ в размере 2780 руб. 74 коп. с 01.02.2017 по январь 2018 (включительно). (1731,77 ЕДВ +1048,97 НСУ).

Согласно Постановления Правительства РФ от 26.01.2018 № 74 "Об установлении с 1 февраля 2018 размера индексации выплат, пособий и компенсаций" с 1 февраля 2018 установлен размер индексации ЕДВ -1,025. С 1 февраля 2018 размер ЕДВ составил 2850,26 = 2780,74*1,025. Период выплаты ЕДВ в размере 2850 руб. 26 коп, с 01.02.2018 по июль 2018 (включительно). (1775,07 ЕДВ +1075,19 НСУ).

Всего за период с января 2005 по июль 2018 произведена выплата в размере 308 784 руб. 18 коп.

23.07.2018 в адрес Отделения Пенсионного фонда РФ по Саратовской области, поступило уведомление ГУ МВД России по Саратовской области от 16.07.2018 № 15/8-968, перенаправленное в адрес УПФР в Балашовском районе Саратовской области, в котором сообщено, что удостоверение ветерана боевых действий Серия РМ № 707314 от 09.01.2005, выданное ФИО1 признано недействительным и подлежит снятию с учета.

На основании уведомления выплата ЕДВ ФИО1, установленная как ветерану боевых действий с 01.08.2018 была прекращена.

Таким образом, размер излишне выплаченных сумм ЕДВ за период с января 2005 по июль 2018 (включительно), на основании неправомерно выданного ГУ МВД России по Саратовской области удостоверения составил 308 784 руб. 18 коп. (Триста восемь тысяч семьсот восемьдесят четыре рубля 18 коп.).

Учитывая, что УПФР в Балашовском районе Саратовской области произвело назначение и выплату ЕДВ гражданину, предоставившему документ установленной законодательством формы, который впоследствии был признан ГУВД Саратовской области недействительным, то, на лицо, причинение материального ущерб пенсионному фонду обязано возместить суммы переплаты в полном объеме.

25.03.2020 в адрес ГУ МВД РФ по Саратовской области и 12.10.2020 в адрес МВД РФ направлялись претензии с предложением погасить сумму переплаты.

Однако предъявленные претензии были оставлены без удовлетворения и до настоящего времени сумма сложившейся переплаты не погашена.

В соответствии с постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 08.09.2020 №656п «О создании Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Саратовской области» (далее - Центр) УПФР в Балашовском районе Саратовской области было реорганизовано и создано ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ по Саратовской области, что подтверждается Выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно пункту 6 Положения о Центре он является юридическим лицом, может быть истцом и ответчиком в суде, а также стороной в исполнительном производстве. В силу пунктов 10.1, 10.10, 10.11, 10.14 Положения о Центре функции по выплате пенсий, пособий и иных социальных выплат, а также контроль за правильностью их начисления, входят в компетенцию Центра.

Таким образом, после создания на территории Саратовской области указанного Центра, все вопросы выплаты пенсий перешли от районных Управлений ПФР в Саратовской области к Центру.

В соответствии с пунктом 10.2 Положения о Центре, Центр осуществляет принятие решений (распоряжений), осуществляемых в беззаявительном порядке, в том числе о взыскании излишне выплаченных сумм пенсий, пособий и иных социальных выплат.

Поскольку произошла реорганизация в форме выделения части полномочий от территориальных Управлений в Центр то сумма переплаты была передана баланс Центра.

Поскольку от ответчиков не были получены денежные средства в размере 308784,18 руб., ГУ-Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ по Саратовской области обратился в Арбитражный суд Саратовской области с соответствующими исковыми требованиями.

В соответствии с пп.1 п.1 ст.23.1 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах», право на ежемесячную денежную выплату имеют инвалиды войны.

Согласно п.2 ст.23.1. указанного закона, если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

В силу п.3 ст.23.1 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Согласно с п.6 ст.23.1 Федерального закона РФ от 12,01.1995г. № 5-ФЗ ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п. 8 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004г. №294, действовавшего на момент обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты, граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Аналогичный порядок установлен Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.01.2015г. №35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации».

Пунктом п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30.11.2004г. №294 регламентировано, что в качестве документов, подтверждающих категорию лица, имеющего право на ежемесячную денежную выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимается удостоверение и (или) справки установленного образца, а в необходимых случаях - справки и документы компетентных органов, содержащие требуемые сведения. Данное положение действовало на момент обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с п. 17 Перечня документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой в качестве документа, подтверждающего статус ветерана боевых действий, указанного в подпунктах 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", принимается удостоверение ветерана боевых действий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 или свидетельство о праве на льготы, выданное в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1983 № 59-27.

Решением территориального органа пенсионного фонда от 07.11.2005г. на основании заявления ФИО1 о назначении ежемесячной денежной выплаты от 02.11.2005г. и выданного ГУВД Саратовской области удостоверения серии РМ №707314 от 09.01.2005г., ФИО1 была назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.

Представленное ФИО1 удостоверение ветерана боевых действий РМ №707314 от 09.01.2005г. соответствовало установленной законодательством форме. Таким образом, при назначении ЕДВ у истца не возникло сомнений в обоснованности выдачи удостоверения.

23.07.2018г. после проведенной проверки в адрес Отделения Пенсионного фонда РФ по Саратовской области, поступило уведомление ГУ МВД России по Саратовской области от 16.07.2018г., перенаправленное в адрес УПФР в Балашовском районе г. Саратова, которым сообщено, что удостоверение ветерана боевых действий Серия РМ № 707314 от 09.01.2005, выданное ФИО1 признано недействительным и подлежит снятию с учета.

Учитывая изложенное, истцом произведена оплата ЕДВ, на основании неправомерно выданного ГУВД Саратовской области удостоверения, в сумме 308784,18 руб.

В соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации возмещение причиненных убытков является одним из способов возмещения вреда.

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)».

При предъявлении требования о возмещении убытков, должны быть доказаны:

- факт причинения убытков;

- наличие вины в причинении вреда;

- причинная связь между фактом, послужившим основанием для наступления ответственности, в виде возмещения вреда, и причиненными убытками;

- размер убытков.

Наличие подлежащих возмещению убытков должно быть доказано лицом, предъявляющим требования об их возмещении. Возмещению подлежат убытки, явившиеся непосредственным и неизбежным следствием нарушения должником обязательства или причинения вреда.

Применение гражданско-правовой ответственности лица в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных в законе (причинение убытков, виновные действия причинителя вреда, причинная связь между виновными действиями причинителя вреда и причиненными убытками). Удовлетворение исковых требований о возмещении убытков возможно лишь при доказанности совокупности всех указанных выше фактов.

В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утверждённой приказом МВД России от 07.05.2004 года № 282, для лиц выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, к подтверждающим документам относятся - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командиров воинских частей, учреждений внутренних войск МВД России.

Согласно постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2001г. №896 «О зонах вооруженных конфликтов» к зоне вооруженного "конфликта в Чеченской Республике отнесена только территория Чеченской Республики.

Военнослужащие внутренних войск МВД России, выполнявшие обязанности по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия (г.Моздок) к ветеранам боевых действий не относятся.

Таким образом, командирование военнослужащего внутренних войск МВД России ФИО1 на территорию республики Северная Осетия (г. Моздок) основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий не являлся.

ГУ МВД РФ по Саратовской области провело служебную проверку по факту выдачи удостоверения ветерана боевых действий, в результате которой установлено, что гражданин ФИО1 в период с 08.12.1993 по 30.09.1994г. проходил военную срочую службу в составе войсковой части №5423, с 01.10.1994 по 06.06.1995г. в составе войсковой части №7463, из них с 11.08.1994 по 03.12.1994г. и с 02.03.1995 по 25.04.1995 выполнял обязанности по защите конституционных прав граждан в зоне ЧП в Северо-Кавказском регионе. Выполнение служебно-боевых задач на территории г. Моздок Республики Северная Осетия-Алания основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий не является.

Следовательно, удостоверение ветерана боевых действий выдано ФИО1 без законных оснований.

В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Учитывая, что УПФР в Балашовском районе Саратовской области (правопреемником которого является ГУ –Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда РФ) произвело назначение и выплату ЕДВ гражданину, предоставившему документ установленной законодательством формы, который впоследствии был признан ГУВД по Саратовской области неправомерно выданным, то, налицо, причинение истцу материального вреда в размере 308784,18 руб., который в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации должен быть возмещен в полном объеме.

Возражая против удовлетворения исковых требовании, ответчики ссылаются на то, что меры социальной поддержки, установленные ст.14 Федерального закона №5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» являются расходными обязательствами РФ, соответственно выплаты ФИО1 производились УПФР в Балашовском районе Саратовской области за счет средств Федерального бюджета. Таким образом, Российская Федерация в лице Пенсионного фонда в данном случае является одновременно и кредитором и должником, в силу чего в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о доказанности истцом наличия совокупности всех элементов, необходимых для взыскания убытков.

Взыскивая указанную сумму с Российской Федерации в лице МВД за счет средств казны Российской Федерации, суд исходит из того, что вред, причиненный незаконными действиями ГУВД, подлежит взысканию с публично-правового образования в лице главного распорядителя средств федерального бюджета.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу положений статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

Согласно пунктам 1, 2 Положения "О Пенсионном фонде Российской Федерации", утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, при этом денежные средства, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В результате неправомерных действий по выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, финансово-кредитному учреждению (Пенсионный фонд) причинены убытки в размере выплаченных денежных выплат.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо, гражданина.

Статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.

С учетом положений Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и пункта 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями, выступает главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности. В данном случае получателем и главным распорядителем средств федерального бюджета для органов внутренних дел является МВД, что также подтверждается приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н. главным распорядителем средств федерального бюджета для органов внутренних дел является МВД России. Таким образом, довод ответчиков о том, что основания для возврата выплаченных сумм отсутствуют, не соответствуют нормам действующего законодательства.

Установив совокупность условий, предусмотренных статьями 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и необходимых для возложения ответственности за причиненный истцу вред, суд считает необходимым удовлетворить иск и взыскать с Российской Федерации в лице МВД России за счет средств казны Российской Федерации имущественный ущерб в размере 308784,18 рублей.

В удовлетворении исковых требований к ГУ МВД РФ по Саратовской области следует отказать.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Государственного учреждения - Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Саратовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), город Саратов, имущественный ущерб в размере 308784,18 руб.

В удовлетворении требований к ГУ УМВД РФ по Саратовской области отказать.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение Арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Апелляционная жалоба подается через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд в течение месяца после принятия арбитражным судом решения.

Сторонам разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также в информационных киосках, расположенных в здании арбитражного суда.

Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Е.Л. Большедворская