Арбитражный суд Саратовской области
410002, город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
22 октября 2010 года
Дело № А57-7596/2010
Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 22 октября 2010 года.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Калининой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горячевым А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ЗАО Коммерчесий межотраслевой банк стабилизации и развития «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА», г. Саратов к Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области
о признании недействительным решения №04/08 от 31.03.2010 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» в части взыскания пени в размере 1 474 637,58 руб. и штрафа в размере 43,2 тыс. и решения УФНС по Саратовской области по апелляционной жалобе ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» от 21.05.2010 г. в этой части.
о признании недействительным требование №14 об уплате налога , сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.05.2010 года с общей задолженностью в сумме 751074750 рублей, в том числе по налогам (сборам) 5992909,29 рублей.
при участии представителей:
от ЗАО Коммерческий межотраслевой банк стабилизации и развития «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» – ФИО1, доверенность №04-18/7 от 01.01.2010 года сроком до 31.12.2010 года, ФИО2, доверенность №04-18/4 от 01.01.2010 года сроком до 31.12.2010 года, ФИО3, доверенность №04-18/1400 от 16.08.2010 года сроком до 31.12.2010 года, ФИО4, доверенность №04-18/554 от 11.01.2010 года сроком до 31.12.2010 года,
от Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области – ФИО5, копия доверенности в деле, ФИО6 копия доверенности в деле,
от Управления ФНС России по Саратовской области -от Управления ФНС России по Саратовской области – ФИО7, доверенность от 29.01.2010 г. №05-17/25 сроком на один год без права передоверия
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ЗАО Коммерчесий межотраслевой банк стабилизации и развития «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА», г. Саратов к Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области
о признании недействительным решения №04/08 от 31.03.2010 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» в части взыскания пени в размере 1 474 637,58 руб. и штрафа в размере 43200 и решения УФНС по Саратовской области по апелляционной жалобе ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» от 21.05.2010 г. в этой части; о признании недействительным требования №14 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.05.2010 года с общей задолженностью в сумме 751074750 рублей, в том числе по налогам (сборам) 5992909,29 рублей.
Дело рассматривается в присутствии лиц, участвующих в деле в порядке ст. 153 АПК РФ.
Закрытое акционерное общество Коммерческий межотраслевой банк стабилизации и развития «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнило свои требования, просит признать недействительным решение Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области № 04/08 от 31.03.2010 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ЗАО АКБ «Экспресс - Волга» в части взыскания пени в размере 1 474 637,58 рублей и штрафа в размере 43 200 рублей (за непредставление документов по НДФЛ), взыскания недоимки по НДФЛ в размере 3 999 094,00 рублей; признать недействительным требование №14 Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.05.2010 года в части уплаты пени по НДФЛ в размере 1474637,58 рублей и штрафа в размере – 43 200 рублей (за непредставление документов по НДФЛ), взыскания недоимки по НДФЛ в размере 3 999 094,00 рублей. ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» отказалось от требований в части признания недействительным требования №14 Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.05.2010 года в части взыскания задолженности по налогам в размере 5992909,92 рублей, в том числе в части взыскания недоимки по НДФЛ в размере 3 999 094,00 рублей. Судом отказ от заявленных требований в этой части принят.
ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» свои требования обосновывает в Заявлении, поданное в Арбитражный суд Саратовской области (л.д. 8-11), считает,что обязанность по уплате налогов Банком исполнена.
Налоговый орган считает требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзывах.
Судом установлено, что в отношении ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС –ВОЛГА», г. Саратов Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области в отношении ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 04 марта 2010 года № 03/08. Не согласившись с отдельными фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» 29.03.2010 года предоставило в инспекцию письменные возражения по указанному акту.
30 марта 2010 года заместителем Начальника межрайонной инспекции ФНС
России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, Советником
государственной гражданской службы РФ 2 класса ФИО8 в присутствии
представителей ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» рассмотрены возражения по акту
проверки.
31 марта 2010 года заместителем Начальника межрайонной инспекции ФНС России
по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, Советником
государственной гражданской службы РФ 2 класса ФИО8 вынесено решение
№04/08 о привлечении ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» к ответственности за совершение
налогового правонарушения.
ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА», считая, что решение не соответствует закону и иным нормативным правовым актам, а также нарушает права и законные интересы налогоплательщика, обратилось с апелляционной жалобой в УФНС по Саратовской области.
21.05.2010 года УФНС по Саратовской области вынесло решение, которым решение в части доначислений по налогу на прибыль за 2006 года, за 2007 год за 2008 год, по налогу на имуществу в сумме 65501 руб., пени по налогу на имущество в сумме 12159.78 руб., налоговой санкции по п.1. ст.122 НК РФ по налогу на имущество в сумме 12041 руб. отменило, в остальной части наших требований отказало.
Межрайонной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области предъявлено Банк требование № 14 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 31.05.2010 года с общей задолженностью в сумме 751074750 рублей, в том числе по налогам (сборам) 5992909.92 рублей с добровольным погашением в срок до 10.06.2010 года.
Исследовав материалы дела, суд установил, что головным офисом Заявителя осуществлялась функция налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет с работников обособленных подразделений ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» городов:
- г. Энгельса - работники отдела охраны банка филиала г. Энгельса, дополнительных офисов «Покровский» и «Строительный»;
- г. Балаково - работники Департамент взыскания долгов - Сектор взыскания долгов по г. Балаково, Департамент розничного бизнеса дополнительный офис «Балаковский»;
- г. Астрахани - работники Департамента взыскания долгов - Сектор взыскания долгов по г. Астрахани, Дирекции по открытию и руководству региональными подразделениями - Дирекция по г. Астрахань- Кредитно-кассовый офис «Каспийский»),
- г. Краснодара - работники Дирекции по открытию и руководству региональными подразделениями - Дирекция по г. Краснодару, Дирекции по открытию и руководству региональными подразделениями - Дирекция по г. Краснодару Кредитно-кассовый офис «Кубанский»;
- г. Оренбурга – работники Дирекции по открытию и руководству региональными подразделениями - Операционный офис «Оренбургский», Дирекции по открытию и руководству региональными подразделениями - Кредитно-кассовый офис «Уральский»,
- г. Ставрополя - работники Дирекции по открытию и руководству региональными подразделениями. Дирекция по г. Ставрополю, Дирекции по открытию и руководству региональными подразделениями - Дирекция по г. Ставрополю Кредитно-кассовый офис «Ставропольский», Дирекции по открытию и руководству региональными подразделениями - Дирекция по г. Краснодару Кредитно-кассовый офис «Юго-Западный»;
- г.Кирова - работники Дирекции по открытию и руководству региональными подразделениями - Операционный офис «Кировский», Дирекции по открытию и руководству региональными подразделениями - Дирекция по г. Кирову - Кредитно-кассовый офис «Вятка».
В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (работник, сотрудник) получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму НДФЛ.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога (п. 3 ст. 226 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (п. 6 ст. 226 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 226 Кодекса на налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, возлагается обязанность перечисления исчисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащей налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Для целей Налогового Кодекса РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации в силу пункта 2 статьи 11 Кодекса признается любое территориально обособленное от этой организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца, а местом нахождения обособленного подразделения российской организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение.
Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу. То есть подразделение является территориально-обособленным от головной организации в том случае, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль осуществляет иной налоговый орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.
Под оборудованностью подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
В ходе выездной проверки было установлено, что ряд работников Банка принимались на работу и фактически исполняли свои должностные обязанности вне места нахождения головного офиса (г. Саратов).
Налогоплательщик считает, что если НДФЛ им был уплачен по месту головной организации, то ущерб бюджету не причинен.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что налог на доходы физических лиц подлежит зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующих размерах:
в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 70 процентов (ст. 56 БК РФ);
в бюджеты поселений - по нормативу 10 процентов (ст. 61 БК РФ);
в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 20 процентов (ст. 61.1 БК РФ).
На основании вышеизложенного исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц с доходов работников обособленных подразделений подлежит перечислению в бюджет по месту нахождения каждого подразделения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Это способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, т.е. дополнительное обязательство по отношению к обязанности по уплате налога и сбора. Пеня - правовосстановительная мера государственного принуждения, которая компенсирует потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Начисление пени возможно только тогда, когда существует или существовала обязанность по уплате налога (сбора). Для начисления пени доказательства вины не требуется, налоговому органу достаточно доказать факт просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора).
Налогоплательщик не отрицает тот факт, что уплата НДФЛ за работников обособленных подразделений им в порядке, установленном Бюджетным Кодексом РФ и Налоговым Кодексом РФ, не производилась до получения головной организацией уведомлений о постановке обособленных подразделений на налоговый учет.
Порядок и сроки уплаты НДФЛ налоговыми агентами установлен п. 7 ст. 226 НК РФ.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
Установленные в ходе выездной налоговой проверки и указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что сотрудники Банка являлись исключительно работниками структурных подразделений Банка.
Каких-либо особенностей относительно порядка уплаты НДФЛ при наличии/отсутствии у налогоплательщика уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения действующее налоговое законодательство не содержит.
Кроме того, как следует из пункта 4 статьи 83 НК РФ налоговое законодательство разграничивает понятие «создание» и «постановка на учет» обособленных подразделений.
Обязанность по уплате НДФЛ по месту нахождения обособленных подразделений возникает у налогоплательщика с момента образования стационарных рабочих мест, а не постановке последних на учет.
Таким образом, суд считает, что требования заявителя о признании недействительным начисления недоимки по НДФЛ в размере 3 999 094 рублей не подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что налогоплательщик считает, что оснований к начислению пени за несвоевременное перечисление удержанного Банком со своих работников НДФЛ, а также к привлечению к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.
Суд полагает, что требования Заявителя в части начисления пени по НДФЛ в размере 1 005 086,79 рублей ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщиков по Саратовской области подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой для начисления пеней являются нормы ст. 75 Налогового кодекса РФ, согласно которой пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Учитывая, что Заявителем исполнено обязательство по уплате налога на доходы физических лиц, суд приходит к выводу о неправомерности начисления пени в размере 1 005 086,79.
При исследовании вопроса о взыскании штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ, суд, исходит из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган.
ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» в Арбитражный суд подало ходатайство о снижении штрафных санкций, представив в обоснование документы.
Как определено ст. 110 НК РФ, виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
При проведении мероприятий налогового контроля налоговым органам дано право истребовать документы как у самого налогоплательщика (ст. 93 НК РФ), так и документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках (ст. 93.1 НК РФ). Согласно положениям статьи 93.1 должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Пунктом 12 ст. 89 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Таким образом, налоговый орган вправе истребовать у любого лица, обладающего информацией, необходимые для проведения мероприятий налогового контроля сведения.
Организация, получившая требование о представлении документов, обязана в соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ представить истребованные в ходе налоговой проверки документы в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
По требованиям №7 от 19.01.2010г. и №9 от 22.01.2010г. у предприятия были истребованы документы (приказы о приеме на работу; трудовые договоры; личные карточки по форме Т2) для установления места и даты приема на работу работников банка, которые работают в обособленных подразделениях городов (кроме г. Саратова). Запрошенные документы необходимы для установления даты, с которой каждый работник приступил к исполнению трудовых обязанностей, и места его принятия на работу, то есть момент образования обособленных подразделений (стационарных мест).
На данное требование предприятие ответило отказом, ссылаясь на ФЗ «О персональных данных» (письмо ЗАО АКБ «Экспресс-Волга» №04-12/2839 от 08.02.2010г.).
Все изложенное выше свидетельствует о том, что у налогового органа в рамках проводимой выездной налоговой проверки имелось право запрашивать документы, служащие основаниями удержания и перечисления НДФЛ, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога. Следовательно, у налогоплательщика возникла соответствую обязанность, неисполнение которой является налоговым правонарушением.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
В отношении указанных документов имеется определенное указание на необходимость их представления в требованиях № 7 от 19.01.2010 и № 9 от 22.01.201, они относимы к проверяемому налоговому периоду. Судом установлено, что Заявителем документы своевременно не представлены.
Установив состав налогового правонарушения, а именно вину Заявителя в непредставлении документов при проведении налоговой проверки, а так же учитывая степень причиненных последствий правонарушения, Арбитражный суд, удовлетворяя ходатайство ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» о снижении штрафных санкций, считает возможным снизить их размер до 4000 рублей.
В ходе рассмотрения дела судом было принято ходатайство МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщика о снижении размера государственной пошлины, оплаченной Заявителем и подлежащей возврату в случае вынесения решения в пользу ОАО «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА».
Суд полагает, что ходатайство подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167,168,169,170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
1. Заявленные ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» требования удовлетворить частично.
Признать недействительным решение МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области №04/08 от 31.03.2010 года в части: начисления пени по НДФЛ в размере 1 005 086,79 рублей; штрафных санкций по п.1 ст. 126 НК РФ, снизив их размер до 4000 рублей;
2. В удовлетворении требований о признании недействительным начисления недоимки по НДФЛ в размере 3 999 094 рублей – отказать.
3. Признать недействительным требование №14 от 31.05.2010 года в части: начисления пени по НДФЛ в размере 1 005 086,79 рублей, штрафных санкций по п.1 ст. 126 НК РФ, снизив их размер до 4000 рублей, в удовлетворении требований о признании недействительным начисление недоимки по НДФЛ в размере 3 999 094 рублей – отказать.
4. В остальной части требований производство по делу прекратить.
5. Обеспечительные меры, принятые Определением Арбитражного суда Саратовской области от 11 июля 2010 года оставить в удовлетворенной части заявленных требований; в части требований, в удовлетворении которых отказано – отменить.
6. Взыскать с МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области в пользу ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» судебные расходы по государственной пошлине, снизив размер до 200 рублей.
7. Выдать ЗАО АКБ «ЭКСПРЕСС-ВОЛГА» справку на возврат государственной пошлины из бюджета 3800 рублей.
8. Решение может быть обжаловано в порядке статьи 181 АПК РФ.
9. Лицам, участвующим в деле разъясняется, что информация о принятых по делу судебных актах, о дате, времени и месте проведения судебного заседания, об объявленных перерывах в судебном заседании размещается на официальном сайте Арбитражного суда Саратовской области - http://www.saratov.arbitr.ru., а также на информационной доске объявлений (информационные киоски), расположенной в здании Арбитражного суда Саратовской области по адресу: <...>.
Судья А.В. Калинина