НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 14.02.2019 № А57-28999/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;

http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

город Саратов

февраля 2019 года

Дело №А57-28999/2018

Резолютивная часть решения объявлена 14 февраля 2019 года.          

Полный текст решения изготовлен 21 февраля 2019 года.

            Арбитражного суд Саратовской области в составе судьи Огнищевой Ю.П., при ведении протокола секретарем судебного заседания М.Э. Сизовой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП Яровой Виктории Сергеевны

Заинтересованные лица:

УФНС России по Саратовской области

ИФНС России по Октябрьскому району

о признании недействительными, как не соответствующих нормам Налогового кодекса Российской Федерации, и об отмене требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей)

№ 9062 по состоянию на 08.11.2018 г.

№ 5961 по состоянию на 20.08.2018 г.

№ 7505 по состоянию на 06.07.2018 г.

выставленных ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова

о признании незаконным решения (вынесенного по ст. 46 НК РФ) № 14846 от 04.12.2018 г. о взыскании пени в размере 3 798 рублей 88 коп.

о признании незаконным решения № 121712 от 04.12.2018 г. о приостановлении операций по расчетным счетам налогоплательщика

об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Яровой Виктории Сергеевны

при участии представителей:

от заявителя – представитель Никитин К.А. по доверенности,

от ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова – Дюпюи Г.С. по доверенности от 15.01.2019г.,

от УФНС по Саратовской области – Широков А.А. по доверенности от 04.09.2018г.,

у с т а н о в и л: в Арбитражный суд Саратовской области обратилась ИП Яровая Виктория Сергеевна с вышеуказанным заявлением.

            Дополнительные уточненные требования о признании незаконными инкассовых поручений от 01.08.2018г. № 114216, от 04.12.2018г. № 121712, от 13.09.2018г. № 117867 судом не приняты к рассмотрению в порядке ст.ст. 49, 159 АПК РФ, копии данных инкассовых поручений заявителем с уточненными требованиями не представлены. 

            Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

            Суд, рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные заявителем доказательства в соответствии со статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

            Как следует из поданного заявления, ИП Яровая В.С. в рассматриваемом периоде (2017 г.) применяла упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы минус расходы».

ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова направлены требования № 7505 на сумму 168 030,26 руб. – взносы и пени – 162,43 руб.; № 5961 на сумму пени – 1495,50 руб.; № 9062 на сумму пени – 3798,88 руб.

Также налоговым органом вынесено решение № 14846 о взыскании пени в размере 3798 рублей 88 коп., а также решение № 121712 от 04.12.2018 г. о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Не согласившись с правомерностью выставленным требованием № 7505 от 06.07.18г., ИП Яровая B.C. обжаловала его в вышестоящий налоговый орган.

По итогам рассмотрения жалобы предпринимателя УФНС России по Саратовской области решением от 14.09.2018 г. отказано в ее удовлетворении.

Требование № 7505 от 06.07.2018г. прошло досудебный порядок обжалования.

Остальные оспоренные ненормативные акты согласно решению УФНС России по Саратовской области от 13.12.2018г. досудебный порядок обжалования не прошли. Жалоба оставлена без рассмотрения в связи с несоблюдением требований на подписание жалобы и не подтверждением полномочий представителя.

В указанной части требования заявителя следует оставить без рассмотрения.

Судом учтено, что заявитель вновь обратился с жалобой в УФНС России по Саратовской области – 11.02.2019г., решение по которой еще не принято. 

Заявитель сослался на следующие обстоятельства:

- В соответствии с декларацией, поданной в апреле 2018 г. по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

- доходы составили 17 468 901 рубль 83 коп.

- расходы составили 17 126 443 рубля 54 коп.

-  налоговая база: 342 458 рублей 29 коп. (17 468 901,83 - 17 126 443,54 = 342 458,29)

Согласно расчету заявителя (с учетом толкования закона, указанного в определении Верховного Суда РФ №304-КП6-16937 от 12.04.2017 за 2017):

(17 468 901,83 (доходы) - 17 126 443,54 (расходы) - 300 000) * 1 % = 424 рубля 58 коп.

Следовательно, к оплате подлежит 424 рубля 58 коп.

Указанная сумма, а также все обязательные платежи в соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ были оплачены предпринимателем платежными поручениями:

- № 13 от 19.03.2018 г в размере 424 рубля 58 коп. (взносы ОПС свыше 300 000 рублей),

- № 15 от 08.12.2017 г. в размере 1 147 рублей 50 коп. (взносы ОМС),

- № 16 от 08.12.2017 г. в размере 5 850 рублей (взносы ОПС).

            Математический расчет и размер требований, приведенный в заявлении, рассчитан заявителем и проверен заинтересованным лицом. Разночтения отсутствуют.

Не согласившись с решениями и требованиями налогового органа, предприниматель обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.

   Федеральным законом от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон N 250-ФЗ) Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) признан утратившим силу с 01.01.2017.

С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов, в том числе на обязательное пенсионное страхование, регулируются главой 34 НК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ (в редакции, действующей до 01.01.2018) установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Таким образом, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до установленной предельной величины.

Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом: - для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса. Статья 346.15 НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 432 НК РФ установлено, что сумма страховых взносов за расчетный период уплачивается плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Суд приходит к выводу, что размер страховых взносов неправомерно исчислен налоговым органом исходя из суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности за спорный период без учета произведенных расходов, связанных с извлечением доходов, по следующим основаниям.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 4 постановления N 27-П указал, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Как следует из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При этом при исчислении налоговой базы и суммы НДФЛ федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет);состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 НК РФ).

Соответственно, хотя налоговое законодательство Российской Федерации и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты НДФЛ для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Рассматриваемый по настоящему делу спор касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

По смыслу статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 НК РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

Положения статьи 346.17 НК РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ на предусмотренные статьей 346.16 НКРФ расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, арбитражный суд приходит к выводу о том, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и к рассматриваемой ситуации.

Аналогичный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017), а также в определении Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 304-ЭС17-1872 по делу N А27-24987/2015.

Ссылка налогового органа на позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, подлежит отклонению, поскольку данное письмо в силу требований статьи 13 АПК РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов, на что указано и в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273, на которое ссылается налоговый орган.

Кроме того, признание Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 утратившим силу и введение в действие главы 34 НК РФ, не затронули порядок определения базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

Расчет исчисленных страховых взносов, указанных в оспоренном требовании, приведен налоговым органом:

1.По общему правилу сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год равна 23 400руб. (7 500 руб./мес. х 26% х 12мес);

2. Фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное -страхование ИП Яровой B.C. за период с 13.03.2017 по 31.12.2017 составил 18 745,16рублей(расчетный период с 13.03.2017 (дата начала деятельности) по 31.12.2017; количество полных месяцев в году от даты начала осуществления деятельности - 9; количество календарных дней в месяце начала осуществления деятельности (от даты начала ведения деятельности до конца указанного месяца) - 19; количество календарных дней в месяце начала осуществления деятельности - 31, тариф - 26%; МРОТ на 01.01.2017 - 7500 рублей); таким образом, сумма фиксированного платежа составила (7500*26%*9)+(7500*26%*19/31) = 18 745,16 руб.(уплачен ИП Яровой B.C. платежными поручениями от 29.06.2017 б/н,  от 28.09.2017 №10, от 08.12.2017 №16).

Правила исчисления страховых взносов при получении дохода за отчетный период свыше 300 000 руб.:

К фиксированному платежу прибавляется 1% от суммы полученных доходов за отчетный период, превышающих 300 000 руб.

Расчет доначисленной суммы страховых взносов, подлежащих оплате, по мнению ИП Яровой B.C.:

- ИП Яровой B.C. 19.01.2018 представлена декларация по УСН за 2017 год,

- Сумма дохода составила 17 468 902 руб.;

- Сумма расходов составила 17 126 444 руб.

- Сумма, с которой дополнительно оплачивается 1% составила 17 468 902 - 17 126 444 - 300 000 (с которой платится фиксированная часть) = 42 458 руб. х 1% = 424,58 руб. (оплачено платежное поручение №13 от 19.03.2018).

Расчет   доначисленной   суммы   страховых   взносов,   подлежащих   оплате   ИП Яровой B.C. за 2017 год в соответствии с выставленным оспоренным требованием:

1. ИП Яровой B.C. 19.01.2018 представлена декларация по УСН за 2017 год,

2. Сумма дохода составила 17 468 902 руб.;

3. Фиксированный размер страховых взносов 18 745, 16 руб.;

4. Оплаченная часть доначисленных страховых взносов 424,58 руб.;

5. Предельный размер страховых взносов за 2017 год составил 187 200 руб. (п.2 ст.425 НК РФ);

6. Сумма доходов, превышающих размер в 300 000 руб. равна 17 468 902 - 300 000 = 17 168 902

7. Соответственно размер страховых взносов в размере 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 рублей за 2017 год составляет 168 454,84 руб. (187 200 руб. - 18 745,16 pyб. = 168 454,84 руб.).

8. Остаток неоплаченной части страховых взносов ИП Яровой B.C. составляет 168 454,84 - 424,58 = 168 030,26 руб. (данная сумма указана в оспоренном требовании).       

Расчет пени в требовании произведен соответственно недоимке – 162,43 руб.

Поскольку, база для исчисления страховых взносов в 2017 г. применена без учета понесенных декларированных расходов, соответственно, у предпринимателя возникла переплата за 2017г., что согласуется с постановлением Конституционного суда РФ от 30.11.2016 № 27-П. 

При таких обстоятельствах имеются основания для частичного удовлетворения требований и признания оспоренного требования № 7505 недействительным.

В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ суд в резолютивной части решения указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Принимая решение о возложении на конкретное лицо обязанности по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, суд обязывает заинтересованное лицо совершить определенные действия в соответствии со статьей 174 АПК РФ.

В данном конкретном случае заявитель указал, что на основании оспоренного требования налоговым органом: вынесено решение о взыскании за счет денежных средств, выставлены инкассовые поручения, принято решение о приостановлении операций по расчетным счетам.

Заявитель просил восстановить нарушенные права, указав на необходимость совершить определенные действия.

В качестве способа восстановления нарушенного права ИП суд считает необходимым в данном случае обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова устранить допущенные нарушения прав ИП Яровой Виктории Сергеевны путем отражения в ее лицевых счетах по страховым взносам (карточках "Расчеты с бюджетом" (КРСБ) по страховым взносам) сведений об уменьшении соответствующих начислений по страховым взносам с учетом признания требования недействительным.

Аналогичный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.10.2018 N Ф05-17284/2018 по делу N А40-105536/2017.

Требования Общества о признании незаконными: требования ИФНС России по Октябрьскому району г. № 9062 по состоянию на 08.11.2018 г., № 5961 по состоянию на 20.08.2018 г. и решений № 14846 от 04.12.2018 г., № 121712 от 04.12.2018 г. подлежат оставлению без рассмотрения на основании следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу прямого указания статьи 138 НК РФ, требование инспекции, а также решение, являясь ненормативными правовыми актами налогового органа, могут быть оспорены в суде только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Заявителю предоставлена отсрочка уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 148, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным требование ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова № 7505 по состоянию на 06.07.2018 г. об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей).

Обязать ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова устранить допущенные нарушения прав ИП Яровой Виктории Сергеевны путем отражения в ее лицевых счетах по страховым взносам (карточках "Расчеты с бюджетом" (КРСБ) по страховым взносам) сведений об уменьшении соответствующих начислений по страховым взносам с учетом признания требования недействительным.

В остальной части заявленные ИП Яровой Викторией Сергеевной требования оставить без рассмотрения.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области                                                                                          Ю.П. Огнищева