НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 11.03.2008 № А57-1078/08

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Саратов Дело № А-57-1078/08-21

«11» марта 2008 г.

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Андрющенко О.А.,

при ведении протокола судебного заседания Кусаиновой Г.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску

Администрации г.Саратова, г.Саратов;

Комитета по финансам администрации г.Саратова

к Правительству Российской Федерации, г.Москва;

Министерству финансов Российской Федерации, г.Москва;

УФК по Саратовской области, г.Саратов;

Правительству Саратовской области, г.Саратов;

Министерству финансов Саратовской области, г.Саратов;

Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г.Москва;

ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по

Саратовской области, г.Саратов

3-е лицо : Тарасенко И.И., г.Саратов

о взыскании 929 348,48 руб.,

при участии в заседании:

от Истцов   – Администрация г.Саратова – Чеконов Е.Ф., доверенность № 01-02-41/5 от 11.02.2008г.; Комитет по финансам администрации г.Саратова – Берестовская С.А., доверенность №03-02-13/373 от 29.08.2006г.

от Ответчиков   – Министерство финансов РФ – Падве Р.Ю., доверенность от 14.01.2008г.; УФК по Саратовской области – Падве Р.Ю., доверенность № 02-12/11756 от 12.12.2007г.; Правительство Саратовской области – Глебов П.И., доверенность № 1-07-08-1283 от 20.06.2007г.; Министерство финансов Саратовской области – Петров М.В., доверенность № 08-03-01/3 от 29.12.2007г.;

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратились Администрация г.Саратова, Комитет по финансам администрации г.Саратова с исковыми требованиями к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, УФК по Саратовской области, Правительству Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области о взыскании убытков в размере 929 348,48 руб., возникших в связи с возмещением стоимости благоустроенного жилого помещения ликвидатору последствий аварии на Чернобыльской АЭС Тарасенко И.И.

В связи с тем, что, по мнению истцов, финансирование покупки благоустроенного жилья для ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС Тарасенко И.И. должно было быть произведено из средств федерального бюджета, Истцы обратились в суд с настоящим с иском.

Ответчики исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах на иск.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, и исследовав представленные ими доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по следующим основаниям.

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 17.11.2004 г. на Администрацию г. Саратова была возложена обязанность по предоставлению гражданину Тарасенко И.И., являющемуся ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на состав семьи из трех человек благоустроенного жилого помещения - квартиры, площадью не менее 54 кв.м., в пределах г. Саратова. Указанное решение вступило в законную силу.

Определением Волжского районного суда г. Саратова от 01.06.2005г. был изменен способ и порядок исполнения решения Волжского районного суда г. Саратова: с Администрации г. Саратова за счет казны муниципального образования, в пользу Тарасенко И.И. взыскана стоимость благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова в размере 929 348,48 руб.

Платежным поручением № 605 от 08.08.2007 г. денежные средства в сумме 929 348,48 руб. Тарасенко И.И. были перечислены.

Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Федеральный закон) устанавливает, что гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС гарантируются государством установленные законом денежные и другие материальные компенсации.

Так, согласно статьи 14 Федерального закона гражданам, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется одноразовое обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площади в течение 3-х месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо проживания в   коммунальных квартирах.

Однако указанной нормой не определен источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при ее реализации.

Таким образом, поскольку льгота по предоставлению жилой площади гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрена федеральным законодательным актом и федеральным законодателем не разработан порядок финансирования убытков, возникающих в связи с предоставлением данной льготы, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 16.10.2002 года № 760 была утверждена подпрограмма «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», входящая в состав федеральной целевой программы «Жилище».

В соответствии с Приложением 2 к Федеральному закону от 15.04.2006 №52-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2004 год» «Ведомственная структура расходов федерального бюджета за 2004 год» кассовое исполнение федерального бюджета по подпрограмме «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» по линии МЧС России составило 364 462, 6 тыс. руб., что соответствует сумме средств федерального бюджета, предусмотренных данному министерству на реализацию рассматриваемой подпрограммы Федеральным законом от 23.12.2003 №186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».

В данном случае Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий как в период 2004-2006 годов, так и в 2007г. являясь государственным заказчиком подпрограммы «Обеспечение жильем частников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг., выступает главным распорядителем средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование данной подпрограммы.

Согласно абз.З п.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006г. №23 соответствующий финансовый орган публично-правового образования (в данном случае Минфин России) подлежит привлечению в качестве представителя публично-правового образования лишь в случае, если государственный орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус.

Согласно приложению №10 к Федеральному закону от 19.12.2006г. №238-Ф3 «О федеральном бюджете на 2007 год» «Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2007 год» Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на финансирование Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010гг. по целевой статье расходов 1044000 (мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан) предусмотрено 122760000 руб.

Из указанных положений следует, что в суде от имени казны Российской Федерации должно выступать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений, по смыслу ст. 132 (ч. 2) Конституции Российской Федерации предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (ст. ст. 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (ст. 31

Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Поэтому принудительное исполнение государственных полномочий привело к убыткам муниципального образования «Город Саратов» в сумме 929 348,48 руб.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в  результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, поэтому убытки в этом случае подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, 167-170, 176, 177, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в пользу муниципального образования «Город Саратов» в лице Администрации города Саратова в доход бюджета города убытки, понесенные в результате возмещения стоимости благоустроенного жилого помещения Тарасенко И.И., являющемуся ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС в размере 929 348,48 руб.

В иске к остальным ответчикам отказать.

Выдать Администрации г.Саратова справку на возврат из соответствующего бюджета уплаченной госпошлины в сумме 15793,48 руб.

Решение Арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 181, 257-260, 273-277АПК РФ.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области О.А. Андрющенко