АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов
20 июня 2022 года
Дело № А57-1865/2022
Резолютивная часть решения оглашена 10 июня 2022 года
Полный текст решения изготовлен 20 июня 2022 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Огнищевой Ю.П., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Гариповой А.Р., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению ООО «Поток»
Заинтересованные лица:
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области,
ФИО1
1. о признании незаконным уведомления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 01-13-1523/кгрт от 03.11.2021 г. о закрытии тарифного дела ООО «Поток» на 2022 год на основании несоответствия ООО «Поток» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;
2. о признании незаконным уведомления Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 01-13-1592/кгрт от 19.11.2021 г. о закрытии тарифного дела ООО «Поток» на 2022 год на основании несоответствия ООО «Поток» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;
3. об обязании Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области провести анализ расчетных материалов по установлению необходимой валовой выручки по оказанию услуг по передаче электрической энергии для ООО «Поток» на 2022 год и установить (пересмотреть) или продолжить (продлить) действие установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО «Поток», и опубликовать информацию об ООО «Поток» как о территориальной сетевой организации, в отношении которой устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования на сайте Комитета (http://saratov.gov.ru/gov/docs/informatsiya-o-territorialnykh-setevykh-organizatsiyakh-v-otnoshenii-kotorykh-ustanavlivayutsya-2022/), исключив информацию об ООО «Поток» как о территориальной сетевой организации, в отношении которой не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования;
4. о включении в перечень ТСО ООО «Поток» и внесении изменений в следующие постановления:
- в постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.12.2021 г. № 52/1 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2022-2026гг.»;
- в постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.12.2021 г. № 52/10 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов филиала ПАО «Россети Волга» - «Саратовские распределительные сети» с территориальными сетевыми организациями»;
- в постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 27.12.2021 г. № 52/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (ЗАО «СПГЭС») с территориальными сетевыми организациями»;
- в постановление Комитета государственного регулирования тарифов Саратвоской области от 28.12.2021 г. № 53/10 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Саратовской области на 2022 год»;
5. о взыскании с Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области в пользу ООО «Поток» расходы по оплате государственной пошлины,
при участии:
от ООО «Поток» – ФИО2, по доверенности от 28.01.2022 г., диплом о ВЮО обозревался,
от Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области – ФИО3, по доверенности от 11.11.2022 г., диплом о ВЮО обозревался,
ФИО1 – лично, паспорт обозревался,
у с т а н о в и л: заявитель обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, согласно которому просил суд:
1. Признать незаконным уведомление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 01-13-1523/кгрт от 03.11.2021 г. о закрытии тарифного дела ООО «Поток» на 2022 год на основании несоответствия ООО «Поток» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;
2. Признать незаконным уведомление Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области № 01-13-1592/кгрт от 19.11.2021 г. о закрытии тарифного дела ООО «Поток» на 2022 год на основании несоответствия ООО «Поток» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям;
3. Признать незаконным решение Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области, отраженное в Протоколе (внеочередного) заседания Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области от 02.11.2021 года № 43 по вопросу закрытия тарифного дела по установлению необходимой валовой выручки на 2022 год ООО "Поток" № 31.
4. Признать незаконным Приказ Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 03.11.2021 года № 128-П о закрытии дела № 31 по проведению экспертизы материалов ООО "Поток".
5. Обязать Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области возобновить тарифное дело ООО "Поток" на 2022 год и установить ООО "Поток" индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год с 01.01.2022 года.
6. Взыскать с Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области в пользу ООО «Поток» расходы по оплате государственной пошлины.
Судом приняты и рассмотрены уточненные требования заявителя.
Заявитель требования полностью поддержал.
Комитет требования полностью оспорил.
В ходе судебного разбирательства обществом было заявлено ходатайство о привлечении в качестве третьего лица ФИО4
Суд в порядке ст.ст. 51, 159 АПК РФ отказал в удовлетворении ходатайства, т.к. спорные правоотношения касаются Комитета и ООО «Поток».
В рамках настоящего дела не рассматривается спор о праве. Судом учтено недобросовестное поведение заявителя, и учтено, что все документы в КГРТ представлены именно ООО «Поток», что описано ниже.
Как следует из позиции заявителя и поданного заявления с уточнениями, 30.04.2021 г. в комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области (далее - Комитет) от общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Поток» поступило заявление о необходимости рассмотрения предложений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) ООО «Поток» с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (экономически обоснованных расходов (затрат), доходности инвестированного капитала) с учетом ее корректировки, и принятия к расчету при установлении единых (котловых) тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 годы (далее - заявление об установлении тарифов) с приложением расчетных и обосновывающих материалов, в связи с чем было открыто тарифное дело.
В соответствии с уведомлением Комитета № 01-13-1523/кгрт от 03.11.2021 г. указанное тарифное дело закрыто. Основанием для закрытия тарифного дела явилось несоответствие ООО «Поток» критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, установленным постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (далее - Критерии), а именно: ООО «Поток» не соответствует пункту 2 Критериев – не подтверждено владение линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1кВ - трехфазных участков линий электропередачи (том 1 л.д. 19).
08.11.2021 г. в Комитет поступило повторное заявление от ООО «Поток» об установлении тарифов.
Уведомлением Комитета № 01-13-1592/кгрт 19.11.2021 г. было сообщено о закрытии тарифного дела по тем же доводам Комитета, что ООО «Поток» не соответствует одному из критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (далее - ТСО). По мнению Комитета, во владении общества находилось 12,116 км линий электропередачи по уровню 1-20кВ (сн-2) - 6,215, ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередач, что ниже установленной протяженности – не менее 15 км. (том 1 л.д. 20).
По мнению заявителя, общество предоставило в установленные законом сроки все необходимые материалы и информацию в Комитет, для анализа соответствия критериям ТСО. Также, указало, что по третьей заявке ООО «Поток» в адрес Комитета тарифное дело открыли, о чем общество получило сообщение от 15.12.2021 г. № 01-13-1794/кгрт.
По мнению заявителя, общество предоставило в установленные законом сроки все необходимые материалы и информацию в Комитет, для анализа соответствия критериям ТСО. При этом в постановлениях Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области: от 27.12.2021 г. № 52/1 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 20222026гг.»; от 27.12.2021 г. № 52/10 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов филиала ПАО «Россети Волга»- «Саратовские распределительные сети» с территориальными сетевыми организациями»; от 27.12.2021 г. № 52/12 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ЗАО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» (ЗАО «СПГЭС») с территориальными сетевыми организациями»; от 28.12.2021 г. № 53/10 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Саратовской области на 2022 год» - ООО «Поток» включено не было.
Комитет в ходе судебного разбирательства пояснил, что документы были представлены Обществом с существенными противоречиями, которые не позволяют установить законно установленные требования (в т.ч. протяженность и законную принадлежность сетей).
Также Комитет пояснил, что предыдущий долгосрочный период регулирования закончился, в связи с чем, на обществе лежит обязанность в полном объеме подтвердить все документально, чтобы отвечать всем критериям.
Комитет, рассмотрев представленные материалы общества, направил, в т.ч. уведомление от 15.12.2021 г. № 01-13-1795/кгрт, согласно которому - в связи с недостаточным комплектом представленных документов и в соответствии с п. 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, организации было предложено предоставить недостающие материалы согласно указанных в данном письме пунктов. Экспертиза тарифного дела может быть проведена только после предоставления полного, запрашиваемого комплекта документов (том 1 л.д. 21).
Комитет в ходе судебного разбирательства пояснил, что после представления всех необходимых документов, заявление общества подлежит рассмотрению на будущие периоды.
Комитет просил учесть, что в 2021 году прокуратурой Саратовской области проводилась проверка исполнения законодательства о тарифном регулировании в сферах энергоснабжения. В ходе указанного надзорного мероприятия, а также встречных проверок, проведенных прокуратурой, выявлены нарушения законодательства о ценообразовании на услуги по передаче электрической энергии.
Рассмотрев спор, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В данном случае нарушения прав заявителя не установлено.
Оспариваемые уведомления соответствуют требованиям закона и не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку именно непредоставление заявителем необходимых документов, указанных в законе, привело к препятствиям в осуществлении заявителем регулируемой деятельности.
ООО «Поток», являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроснабжения, должен проявлять должную осмотрительность в целях представления обосновывающих материалов для установления на очередной год тарифов для осуществления своей деятельности. На него законодательно возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления экономически обоснованного тарифа.
Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства области от 12.04.2007 г. № 169-П «Вопросы комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области», которым установлены компетенция и права Комитета, в том числе и по установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
Государственное регулирование тарифов в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (Основы ценообразования), а также Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2.
В соответствии с п.12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. №1178 организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Перечень документов, прилагаемых к предложению об установлении тарифов, содержится в п. 17 Основ ценообразования.
В рамках организации процесса тарифного регулирования, Комитетом, в адрес руководителей территориальных сетевых организаций области было направлено информационное письмо от 25.03.2021г. № 01-13-387/кгрт о предоставлении в Комитет организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, обоснованных предложений об установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
ООО «Поток» регулировалась методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, период долгосрочного регулирования составлял 5 лет, период с 2017 по 2021гг.
В соответствии с п. 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. №1178, ООО «Поток» предоставлено заявление (вх. от 30.04.2021г. № 466-37) о рассмотрении предложений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год.
2022 год для ООО «Поток» является базовым периодом регулирования для очередного долгосрочного периода регулирования на 2022 – 2026 годы.
Приказом Комитета от 12.05.2021г. № 43-П об открытии дел по проведению экспертизы, для проведения экспертизы расчетных материалов по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) и корректировки размера необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций было открыто дело № 31 по установлению тарифов.
17.05.2021г. письмом Комитета № 01-13-656-20/кгрт об открытии дела, ООО «Поток» было информировано о том, что представленные расчетные материалы приняты к рассмотрению.
09.09.2021 г. Комитетом был направлен запрос о предоставлении информации отсутствующих в тарифной заявке на 2022 год материалах в соответствии с п.17 Правил (исх. № 01-13-1230/кгрт).
В соответствии с п. 30 (1) «Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011г. №1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее Правила) орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования.
Экспертной группой комитета проведен анализ соответствия организаций, для которых на 2021 год установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» на основании представленных предприятиями документов.
По результатам анализа определены:
- территориальные сетевые организации, которые соответствуют критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования 2022 год;
- территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования 2022 год.
На сайте Комитета размещен список энергоснабжающих организаций Саратовской области, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по производству, передаче и распределению электрической энергии (мощности) на 2022 год с приложенным списком информации о территориальных сетевых организациях, в отношении которых не устанавливаются цены (тарифы).
В отношении ООО «Поток» проведен анализ соответствия критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184, установлено:
пункт Критериев
Наименование критерия
Показатель оцениваемого предприятия
Оценка соответствия
1
Установленная мощность трансформаторов, МВА
Соответствует
2
Владение линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения
12,116 км
Не соответствует
110 кВ и выше
35 кВ
1 - 20 кВ
6,215 км
ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи
5,901 км
3
Применение понижающих коэффициентов, шт
Факты отсутствуют
Соответствует
4
Наличие выделенного абонентского номера
8(800)201-95-53
Соответствует
5
Наличие официального сайта в сети "Интернет"
http://potok-engels.3dn.ru/
Соответствует
6
Отсутствие во владении и (или) пользовании объектов электросетевого хозяйства, расположенных в административных границах субъекта Российской Федерации и используемых для осуществления регулируемой деятельности в указанных границах, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании иному лицу, владеющему объектом по производству электрической энергии (мощности), который расположен в административных границах соответствующего субъекта Российской Федерации и с использованием которого осуществляется производство электрической энергии и мощности с целью ее продажи на оптовом рынке электрической энергии (мощности) и (или) розничных рынках электрической энергии.
Отсутствует
Соответствует
В соответствии с пп.13 п.17 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности.
Согласно п.2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184, владение на праве собственности и (или) на ином законном основании линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными) сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:110кВ и выше;35 кВ;1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
В соответствии с пунктом 24 Правил в случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
В связи с изложенным признано, что ООО «Поток» не соответствует Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
02.11.2021г. на заседании Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области, действующего на основании постановления Комитета от 03.08.2012 № 27/5 «Об утверждении Регламента работы Правления государственного регулирования тарифов Саратовской области», принято решение о закрытии тарифного дела по установлении необходимой валовой выручки на 2022 г. ООО «Поток», тарифное дело № 31 (Протокол № 43 от 02.11.2021г.).
Приказом Комитета от 03.11.2021г. № 128-П о закрытии дела по поведению экспертизы закрыто дело № 31 по проведению экспертизы материалов по расчету экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год, открытое приказом от 12.05.2021г. № 43-П.
Заместителю директора ООО «Поток» ФИО5, действующему на основании доверенности на период отпуска директора, было вручено уведомление от 03.11.2021г. № 01-13-1523/кгрт об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Комитет неоднократно указывал, что не соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям не лишает возможности с полным пакетом документов вновь обраться в Комитет с подачей тарифной заявки.
Комитетом в установленный законом срок (1 ноября) опубликована на официальном сайте в сети Интернет информация о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования 2022 год, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования 2022 год, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учет), адреса официального сайта организации в сети Интернет и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
Впоследствии общество продолжило обращения, в связи с чем, Комитет пояснил следующее:
- По дополнительно представленным данным на 2022 год, Комитетом повторно проведен анализ соответствия организации критериям.
- 19.11.2021г. Комитетом было направлено письмо №01-13-1592/кгрт о том, что ООО «Поток» не соответствует критериям согласно постановлению Правительства РФ от 28.02.2015г. № 184.
- В соответствии с действующим законодательством внесение изменений в принятое решение, опубликованное на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет, не предусмотрено. Данная информация доведена до организации в письменном виде.
- 03.12.2021г. в адрес Комитета от ООО «Поток» поступило заявление о рассмотрении предложения об установлении тарифов на долгосрочный период регулирования 2022 год.
- Приказом Комитета от 15.12.2021г № 151-П было открыто дело № 55 по проведению экспертизы расчетных материалов. ООО «Поток» было проинформировано письмом от 15.12.2021г. № 01-13-1794/кгрт об открытии в отношении него тарифного дела.
- В связи с недостаточным комплектом представленных документов и в соответствии с п.9 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, организации было предложено предоставить недостающие материалы согласно указанных в данном письме пунктов. Указано, что экспертиза тарифного дела может быть проведена только после предоставления полного, запрашиваемого комплекта документов. В соответствии с п.18 Правил регулирования срок проведения экспертизы составляет 30 дней с даты предоставления полного комплекта документов. 16.12.2021г. и 22.12.2021г. от ООО «Поток» поступило заявление о рассмотрении расчетных и обосновывающих материалов.
- Комитетом дан ответ 24.01.2022г. № 01-13-91/кгрт относительно представленного комплекта документов. ООО «Поток» было проинформировано о том, что экспертиза будет проводиться только после устранения всех выявленных недостатков, а также предоставления полного комплекта документов. По состоянию на 26.04.2022г. документы в адрес Комитета не поступали, в том числе и ранее запрашиваемые Комитетом.
Суд, рассмотрев доводы и возражения, учитывает в т.ч. следующее.
В соответствии с п. 24 правил регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (далее- Правила), основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В соответствии с п. 2 критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановление Правительства РФ от 28.02.2015 № 184 (ред. от 17.10.2016), юридическое лицо должно владеть объектами электросетевого хозяйства на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения:
110 кВ и выше;
35 кВ;
1 - 20 кВ;
ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи.
В соответствии с пп.13 п.17 Правил, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают обосновывающие материалы, в том числе документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).
Для ООО «Поток» ранее был установлен тариф на период 5 лет, и действовал с 2017 по 2021гг. Таким образом, 2022 год для ООО «Поток» является иным периодом регулирования для очередного долгосрочного периода регулирования на 2022 – 2026 годы.
Так, Экспертной группой комитета проведен анализ документов (представленных для включения на 2022 г.), соответствия организации, для которой на 2021 год установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 на основании представленных предприятиями документов.
Судом учтено, что 09.09.2021г. Комитетом был направлен запрос о предоставлении информации отсутствующих в тарифной заявке на 2022 год в материалах в соответствии с п.17 Правил (исх.№ 01-13-1230/кгрт) в срок до 30.09.2021г.
Так, Комитет пояснил и просил учесть, что в соответствии с п. 30 (1) Правил, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования. В связи с тем, что 01.11.2021г. - понедельник, то соответственно последним днем выявления несоответствия/соответствия юридического лица критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям является пятница - 29.10.2021г.
Комитет также пояснил, что документы в установленные сроки были представлены:
- с заявлением от 30.04.2021г. вх. от 30.04.2021г. (том 3 л.д. 12),
- с заявлением от 30.04.2021г. вх. от 29.10.2021г. (том 3 л.д. 46),
т.е. ООО «Поток» было представлено второе заявление по электронной почте 29.10.2021г. в последний день до опубликования на официальном сайте Комитета информации о территориальных сетевых организациях, которые соответствуют / не соответствуют установленным Критериям в соответствии с постановлением Правительства № 184.
ООО «Поток» в материалы тарифного дела были представлены следующие договоры, в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности:
- договор аренды электрооборудования №2 от 01.07.2019г. заключенный с ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» на неопределенный срок;
- договор № 38 аренды оборудования электросетевого хозяйства от 13.05.2019г. заключенный на 3 года (по 28.05.2022г.), зарегистрированный в установленном законом порядке, с ГАУ СО «Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею «Кристалл»;
- договор аренды оборудования электросетевого хозяйства от 24.04.2019г. заключенный на неопределенный срок с физическим лицом ФИО4;
- договор аренды имущества от 31.07.2020г. заключенный на неопределенный срок с ООО «Саратовский завод строительных материалов».
№ п/п
Наименование документа, подтверждающего законность эксплуатации
Срок договора
Наименование арендодателя(собственника)
Протяжность ЛЭП -1 - 20 кВ, км
Протяжность ЛЭП ниже 1 кВ, км
Протяженность ЛЭП всего, км
ООО "Поток"
1.
договор аренды электросетевого хозяйства № 38 от 13 мая 2019 г.
3 года
ГАУСО "СШОР по хоккею "Кристалл""
1,4
0
1,4
2.
договор аренды № 2 от 01.07.2019 г.
неопр. Срок
ОАО "Пивкомбинат "Балаковский""
2,245
5,901
8,146
3.
договор аренды б/н от 24.04.19 г
неопр. Срок
ф/лФИО4 В.Н
1,1
0,8+2,8=3,6
4,7 не учтено
4 .
договор аренды б/н от 31.07.2020 г.
неопр. Срок
ООО "СЗСМ"
*=0,37+0,37+0,11+0,11+0,11+0,3+1,2=2,57 0,3 км не учтено
2,57 0,3 км не учтено
Проведя экспертизу представленных договоров, в отношении заявленных объектов для использования при осуществлении деятельности, ООО «Поток» признано не соответствующим Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Так, Комитет пришел к выводу, что представленный комплект документов для подтверждения нового долгосрочного периода регулирования имеет неустранимые противоречия и несоответствия, в т.ч. по комплекту документов в отношении ФИО4
Суд соглашается с данной позицией Комитета.
В ходе судебного разбирательства представленные документы исследовались.
Из представленных документов следует, что договор от 24.04.2019г. заключен в отношении оборудования – электросетевого хозяйства: сооружение – КТП с оборудованием и линии электропередачи, расположенное по адресу: <...> (ООО «Поток» и ФИО4) (том 3 л.д. 78).
При этом в качестве документа, подтверждающего законное владение данным Электросетевым хозяйством представлены, в т.ч.:
1) Акт о приемке выполненных работ № 7 без даты (на титульном листе имеется оформление - между ООО «Агат», ОГРН: <***> и ФИО4); последний лист данного акта с подписями отсутствует.
Данный акт оформлен по унифицированной форме первичной учетной документации, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100, согласно которой должен иметь последний лист, на котором должны быть указаны: указание должностей, подписи, расшифровки подписей, печати.
Т.о., Акт о приемке выполненных работ не имеет даты, не имеет подписей, печатей.
На данном акте из всех трех страниц, пронумерована только одна – первая, остальные страницы номеров не имеют.
Четвертая страница с подписями отсутствует. (том 3 л.д. 84 – 86).
Кроме того, согласно официальным данным ЕГРЮЛ - ООО «Агат», ОГРН: <***> исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
Дата прекращения деятельности: 27.05.2010 г.
Судом учтено недобросовестное поведение заявителя, учтено, что данные документы в КГРТ представлены именно ООО «Поток».
2) Акт об осуществлении технологического присоединения от 24.04.2019г., подписанный на второй странице - ООО «Поток» и ФИО4.
При этом, в вводной части акта указан не ФИО4, а ЗАО «ПОШ-Химволокно».
В отношении ЗАО «ПОШ-Химволокно» не указаны ИНН, ОГРН, лицо, которое действует от имени ЗАО «ПОШ-Химволокно», никакие иные идентифицирующие признаки.
Кроме того, в данном акте технологического присоединения указан совершенно иной адрес объектов электроэнергетики, а именно: <...>, мкр. ФОК им. А. Коваленко (том 3 л.д. 87 – 88).
Тогда как в договоре аренды от 24.04.2019г. указан адрес: г. Энгельс Саратовской области, как указано в договоре от 24.04.2019г. (том 3 л.д. 78 – 83).
Судом учтено недобросовестное поведение заявителя, учтено, что данные документы в КГРТ представлены именно ООО «Поток».
Т.о., суд критически относится к доводам заявителя о том, что им представлен необходимый достоверный комплект документов.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Представленными материалами не подтверждается законное основание владения в отношении объектов, указанных в договоре аренды оборудования электросетевого хозяйства от 24.04.2019г. с ФИО4 (КТП с оборудованием и линии электропередач общей протяженностью 4,7 км.).
Комитет, исследовав представленные документы, пришел к обоснованному выводу об отсутствии надлежащих документов для подтверждения факта передачи данного оборудования обществу.
В отношении доводов и возражений заявителя относительно договоров, заключенных ООО «Поток» с ГАУ СО «Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею «Кристалл» и ООО «Саратовский завод строительных материалов», судом учтено следующее:
- Договор № 38 аренды оборудования электросетевого хозяйства от 13.05.2019г. заключенный на 3 года (по 28.05.2022г.) и зарегистрированный в установленном законом порядке между ООО «Поток» и ГАУ СО «Спортивная школа олимпийского резерва по хоккею «Кристалл».
В соответствии с представленным к договору актом приема-передачи оборудования электросетевого хозяйства от 13 мая 2019г. в составе комплектной трансформаторной подстанции передана ЛЭП-10 кВ от ТРП-1 до БКТП ФОК – 1210м и входящие в ее состав провод СИП 95 – 5370м/1пр, кабель АСБ-3х90-190м, опора с арматурой - 59 шт.
Провод СИП 95– 5370м/1пр является конструктивным элементом сооружения ЛЭП-10 кВ, в состав которой также входят опора с арматурой.
В представленной однолинейной схеме ФОК «Кристалл» воздушная линия ЛЭП-10 кВ состоит из двух участков по 605 м каждый.
Таким образом, Комитетом была учтена протяжённость воздушной ЛЭП-10 кВ от ТРП-1 до БКТП ФОК – 1210м.
Провод СИП 95 – 5370м/1пр являясь конструктивным элементом сооружения ЛЭП-10 кВ, отсутствует в представленной однолинейной схеме ФОК «Кристалл» и соответственно не учитывается при оценке отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Также на схеме указана кабельная линия КЛ-10 кВ протяженностью 760 м. Комитетом учтена протяженность кабеля АСБ-3х90 в соответствии с представленным актом приема-передачи оборудования электросетевого хозяйства от 13 мая 2019г. и представленной инвентарной карточкой – 190м. Всего: 1400 м. (1210 + 190).
- В соответствии с пп.16п. 17 правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, обязаны представить схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 г. № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».
По договору аренды имущества от 31.07.2020г., заключенному на неопределенный срок с ООО «Саратовский завод строительных материалов», Комитетом учтена протяженность линий по данному договору – 2,57 км.
Так, установлено, что по договору к ТП №3, переданы два кабеля по 300 м к трансформатору №1 и трансформатору №2. На представленной схеме трансформаторы №1 и№2 ТП № 3 запитаны от одного центра питания одним кабелем. В связи с отсутствием второго участка кабеля протяженностью 300 м на схеме, данный участок (0,3 км.) при оценке критериев отнесения к ТСО не учитывался.
Т.о., Комитетом правомерно не была учтена протяженность 0,3 км по договору аренды имущества от 31.07.2020г. с ООО «Саратовский завод строительных материалов». В договоре к ТП№3, переданы два кабеля по 300 м к трансформатору №1 и трансформатору №2. На представленной схеме трансформаторы №1 и№2 ТП№3 запитаны от одного центра питания одним кабелем.
В ходе судебного разбирательства доказательств обратного суду не представлено.
В связи с отсутствием второго участка кабеля протяженностью 300 м на схеме, данный участок при оценке критериев отнесения к ТСО не учтен (том 3 л.д. 90 – 100).
В отношении ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» протяженность линий по договору аренды от 01.07.2019г. - 8, 146 км. учтена полностью.
Кроме того, судом также учтено следующее.
Государственное регулирование тарифов в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (Основы ценообразования), а также Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. № 20-э/2.
В соответствии с п.12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 (далее - Правила) организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов обоснованные предложения об установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования.
Перечень документов, прилагаемых к предложению об установлении тарифов, содержится в п. 17 Основ ценообразования.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение требований пункта 17 Правил в составе обосновывающих материалов для установления тарифа документы представлены не в полном объеме (по комплекту), представлены документы, указанные в п.п. 1, 2, 15, 16 пункта 17.
Так, в ходе судебного разбирательства заявителем были приобщены в материалы настоящего дела дополнительные документы.
Однако суд отмечает, что данные документы, т.е. весь необходимый комплект не был представлен в уполномоченный орган в установленный законом срок для проведения специализированной экспертизы.
Причины, по которым общество не могло и было лишено возможности представить документы в КГРТ своевременно, не приведены и не доказаны.
Суд не может подменять функции Регулятора, которому не был представлен надлежащий комплект документов.
Все необходимые документы должны быть представлены непосредственно с заявлением в уполномоченный орган в установленные сроки для проведения проверки, оценки, экспертизы и установления тарифа.
Экспертиза тарифного дела может быть проведена только после предоставления полного, запрашиваемого комплекта документов.
Так, Комитетом в данном конкретном случае правомерно признано, что ООО «Поток» не соответствует Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям на 2022г.
Исходя из определения Верховного Суда РФ от 05.12.2014 № 307-КГ14-5116 по делу № А05-3148/2014 следует, что Общество, являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка электроэнергетики, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии. В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа. Неисполнение данной обязанности имеет своим последствием неблагоприятные последствия в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих, обстоятельств. Необходимость уточнений предложений либо обоснований является для регулирующего органа оценочной категорией и не влечет для него обязанности.
В данном конкретном случае нарушения прав заявителя не установлено.
В удовлетворении требований суд отказывает.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных ООО «Поток» требований отказать.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную, кассационную инстанции в порядке и в сроки, предусмотренные ст.ст. 201, 181, 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации через Арбитражный суд Саратовской области.
Судья Ю.П. Огнищева