НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 09.11.2007 № А57-16572/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002, город Саратов, Бабушкин взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

09 ноября 2007 года Дело №А57-16572/07-33

город Саратов

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Викленко Т.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Финал», г. Балаково Саратовской области,

к Межрайонной ИФНС Росси № 2 по Саратовской области, г. Балаково,,

о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 347 от 06.06.2007 г.,

при участии в судебном заседании:

представитель заявителя – не явился, извещен,

представителя заинтересованного лиц – Фроловой Н.И., по доверенности № 3 от 10.01.2007 г.,

Общество с ограниченной ответственностью «Финал» (далее – ООО «Финал») обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 347 от 06.06.2007 г., вынесенного Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении № 328 от 29.05.2007 г., согласно которому действия общества квалифицированы по ст. 14.19 КоАП РФ.

Налоговая инспекция с заявленными требованиями не согласна по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 09 час. 10 мин. 09.11.2007 г. Вынесено протокольное определение. После перерыва рассмотрение дела продолжено.

Изучив материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области 16 мая 2007 г. была проведена внеплановая контрольно-технологическая проверка ООО «Финал» на оптовом складе общества, расположенном по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Набережная Леонова, 31, в результате которой было установлено, что по состоянию на 26.04.2007 г. остатки алкогольной продукции на оптовом складе общества составили 71766 бутылок на сумму 5058742 руб. 08 коп., при этом проверке подверглось 584 наименования алкогольной продукции. При сопоставлении фактических остатков алкогольной продукции с данными бухгалтерского учета выявлены излишки алкогольной продукции в количестве 309 бутылок на сумму 24472 руб. 93 коп. и недостача алкогольной продукции в количестве 337 бутылок на сумму 19685 руб. 54 коп. Данные обстоятельства, по мнению налоговой инспекции, свидетельствуют о допущенных искажениях в бухгалтерской отчетности и нарушении порядка учета алкогольной продукции, что, как считает налоговый орган, является нарушением пункта 12 «Положения об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.06 г. № 380, пункта 5 статьи 8, статей 9 и 18 Федерального Закона № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. «О бухгалтерском учете», Приказа Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».

По результатам проверки налоговой инспекцией составлен протокол по делу об административном правонарушении № 328 от 29 мая 2007 г., в котором зафиксированы вышеуказанные факты, что, по мнению налогового органа, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.

06 июня 2007 г. руководителем Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области вынесено постановление № 347 от 06.06.2007 г. о привлечении ООО «Финал» к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 МРОТ (30 000 рублей).

Обращаясь в суд с настоящим заявлением, заявитель полагает, что в данном случае отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.

Налоговая инспекция в обоснование своих возражений ссылается на то, что поскольку при проведении проверки в отношении общества при сопоставлении фактических остатков алкогольной продукции с данными бухгалтерского учета были выявлены как излишки алкогольной продукции, так и ее недостача, в результате чего, по мнению налоговой инспекции, допущены искажения в бухгалтерской отчетности и нарушен порядок учета алкогольной продукции, что, как считает налоговый орган, правомерно повлекло привлечение общества к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ.

Заслушав доводы представителя заявителя, участвующего в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа.

Установление административной ответственности за нарушения, указанные в диспозиции данной статьи, направлено на осуществление полномочий государства по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных в ст. 5 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) и в иных нормативных правовых актах РФ.

Согласно ст. 14 Закона № 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.

Учет объема производства, оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям пункта 2 статьи 8 Закона.

В силу пункта 4 указанной статьи порядок учета производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

По смыслу пункта 9 Положения об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 г. № 380 (далее - Положение), организации, осуществляющие производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны вести журнал учета объема производства и оборота названной продукции, в котором с использованием программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции фиксируются соответствующие показатели.

Форма и порядок заполнения названного журнала утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 17.08.2006 N ММ-3-07/534@.

Показатели, используемые для учета объема оборота (за исключением импорта и розничной продажи), фиксируются организацией, осуществляющей оборот (за исключением импорта и розничной продажи) и (или) использование для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в журнале с использованием программных средств, устанавливаемых в технические средства, которыми оснащается оборудование для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением учета объема импорта и розничной продажи).

Пунктом 12 названного Положения установлено, что показатели, используемые для учета объемов производства и оборота, не должны отклоняться от показателей, указанных в первичных учетных документах организаций, осуществляющих производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, более чем на объем, рассчитанный в соответствии с порядком оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации.

Отклонения показателей, полученные организациями при оценке достоверности учета объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фиксируются в журнале.

Из пункта 13 данного Положения следует, что информация, зафиксированная в журналах, используется организациями, осуществляющими производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при заполнении деклараций об объеме производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, именно невыполнение установленных Положением об учете объемов производства и оборота правил учета алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение административного штрафа и считается оконченным с момента их невыполнения.

Из представленного в материалы дела акта № 2 внеплановой контрольно-технологической проверки от 16.05.2007 г. следует, что обществом своевременно были представлены в УФНС России по Саратовской области декларации об объемах поставки и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 2006 г. и 1 квартал 2007 г. и при выборочной проверке товарно-транспортных документов, накладных с данными деклараций об объемах оборота алкогольной продукции, представленных ООО «Финал» за указанный период расхождений не установлено. Проверкой сведений об обороте алкогольной продукции, регистрируемых в системе ЕГАИС в 1 квартале 2007 г., также не установлено нарушений по фиксированию необходимой информации о движении алкогольной продукции. Не были выявлены налоговым органом какие-либо расхождения при сопоставлении данных учета, отраженных в журналах учета объемов оборота алкогольной продукции, с декларацией об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 1 квартал 2007 г.

Данные обстоятельства, указанные в акте проверки, свидетельствуют о том, что учет объема алкогольной продукции по показателям учета объема оборота алкогольной продукции был произведен обществом в полном объеме в ЕГАИС.

Доказательств несоответствия бухгалтерских данных учета оборота алкогольной продукции и сведений, представленных обществом для учета в ЕГАИС, налоговый орган не представил. Следовательно, вся алкогольная продукция, находящаяся в обороте общества, была учтена.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 14.19 КОАП РФ послужил вывод налоговой инспекции о наличии как излишков, так и недостачи алкогольной продукции на оптовом складе общества в результате допущенных искажений в бухгалтерской отчетности.

Однако расхождение данных бухгалтерского учета с фактическим количеством алкогольной продукции обусловлено не нарушением порядка ее учета, а допущенными обществом искажениями в бухгалтерской отчетности.

Нарушение правил ведения бухгалтерского учета образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.11 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, законных оснований для привлечения ООО «Финал» к административной ответственности, установленной статьей 14.19 КоАП РФ, у налогового органа не имелось.

В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Вынесенное постановление требованиям закона не отвечает.

В силу п. 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с часть. 2 ст. 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

С учетом всего вышеизложенного, суд считает требования ООО «Финал» о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области по делу об административном правонарушении № 347 от 06.06.2007 г., обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 27, 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области по делу об административном правонарушении № 347 от 06.06.2007 г. о привлечении ООО «Финал» (г. Балаково) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 МРОТ (30 000 руб.).

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 206, 259, 276 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области Т.И. Викленко