НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 09.07.2012 № А57-21691

Арбитражный суд Саратовской области

410002, город Саратов, улица Бабушкин взвоз, 1

Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Саратов                                                                                                    Дело № А57-21691/2011

Резолютивная часть решения оглашена 09 июля 2012 года.

Полный текст решения изготовлен  16 июля 2012 года. 

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Волковой М.А., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балахниной Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №8» Комитета здравоохранения Администрации муниципального образования «Город Саратов», город Саратов,

к Открытому  акционерному  обществу «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», город Москва,

третьи лица:

Министерство здравоохранения Саратовской области, город Саратов,

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, город Москва,

Министерство финансов Саратовской области, город Саратов,

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Саратовской области, город Саратов,

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, город Москва,

Правительство Саратовской области, город  Саратов,

о взыскании денежных средств  на внедрение   стандартов и повышение  доступности амбулаторной медицинской  помощи на общую сумму 20 503 683,50 рублей, суммы судебных расходов  по оплате государственной пошлины в размере 125 519 рублей,

при участии в заседании:

представителя ОАО «СК «СОГАЗ-Мед» по доверенности 64 АА 0679030 от 29.06.2012 года – Стрелина А.Т.,

представителя Правительства Саратовской области по  доверенности по доверенности №1-07-08-389  от 16.07.2012 года – Ильинова Д.В.,

представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Саратовской области по доверенности  №12 от 12.04.2012 года – Черятниковой С.В.,

представителя Министерство финансов Саратовской области по доверенности № 08-03-01/3 от 10.012012 года – Петрова М.В.,

представителя Министерства здравоохранения  Саратовской области по доверенности от 09.04.2012 года – Савченко И.В.,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница №8» Комитета здравоохранения Администрации муниципального образования «Город Саратов», г. Саратов (далее МУЗ «Городская клиническая больница  №8» КЗА МО «Город Саратов») к Открытому  акционерному  обществу «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», город Москва (далее ОАО «СК «СОГАЗ-Мед») о взыскании денежных средств  на внедрение   стандартов и повышение  доступности амбулаторной медицинской  помощи на общую сумму 20 503 683,50 рублей, суммы судебных расходов  по оплате государственной пошлины в размере 125 519 рублей.

Определениями от 16.12.2011 года, 29.02.2012 года, 05.05.2012 года арбитражный суд привлек в качестве третьих лиц,  не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство здравоохранения Саратовской области, город Саратов, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, город Москва, Министерство финансов Саратовской области, город Саратов, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, город Москва, Правительство Саратовской области, город  Саратов.

Ответчик возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Третьи лица возражают против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзывах на иск.

Дело в арбитражном суде рассматривается в порядке статей 153-166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, изучив представленные материалы, заслушав представителей лиц участвующих в деле, считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Истец - МУЗ «ГКБ №8» мотивировал исковые требования следующими обстоятельствами.

01 апреля 2011 года между МУЗ «ГКБ №8» и ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» в соответствии с ФЗ №326 от 29.11.2010 года, был заключен договор № ГМф-23/ОМ/017/11 на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, по которому медицинская  организация обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а  страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования по прилагаемым тарифам ТФОМС утвержденными Генеральным тарифным соглашением.

Также 01 апреля 2011ггода  было заключено дополнительное соглашение №1, к вышеуказанному договору, в котором предмет договора дополнен абзацем следующего содержания: «Организация обязуется осуществлять мероприятия по внедрению стандартов медицинской помощи, по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи застрахованному лицу, в том числе предоставляемой врачами-специалистами, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь за счет средств, полученных на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной помощи».

Согласно вышеуказанному договору медицинская организация оказывает медицинскую помощь и своевременно представляет страховой медицинской организации (далее СМО) реестр счетов и счета на оплату. Однако СМО оплачивает выставленные счета в рамках тарифов ОМС и дополнительных тарифов в рамках РПМЗ только за счет средств Федерального бюджета ФФОМС.

В           счетах    формируемых    истцом,    в    установленном программном    обеспечении ТФОМС, указываются суммы для оплаты оказанных медицинских услуг учреждением по тарифам ОМС в рамках заключенного основного договора, а также суммы для оплаты из средств модернизации в рамках программы ФФОМС из федеральных средств и «справочно» указывается сумма средств на модернизацию территориального ФОМС.

Истец указал, что в письме, полученном от ответчика указывается, что при реализации Программ модернизации за счет средств территориальных фондов страховые медицинские организации направляют указанные средства, полученные в составе дифференцированных подушевых нормативов, на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС, но тариф ОМС утвержденный на 2011 год от 22.04.2011 года не предусматривает в своем составе выделенных сумм на модернизацию, потомучто указанные тарифы существуют с 2008 года неизменными. Следовательно, СМО, ссылаясь на включение в тариф суммы модернизации, занижают самостоятельно тариф ОМС.

Таким образом, оказывая квалифицированную медицинскую помощь в полном объеме истец накапливает кредиторскую задолженность перед поставщиками медицинских препаратов, которая составляет на 01 октября 2011 года 22 421,6 тысяч рублей из-за недофинансирования территориальной составляющей программы модернизации в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области № 113-П от 05.03.2011 «О Программе модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2012 годы».

Письмом ФФОМС от 22 июля 2011 г. N 4882/21-4/и рекомендовано, «обязательства медицинской организации по:

- предоставлению в страховую медицинскую организацию отдельного счета и реестра счетов (возможно также формирование отдельного счета в рамках реестра счетов на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования) на оплату медицинской помощи в рамках Программы модернизации за счет средств бюджета Федерального фонда. Из письма следует, что суммы предусмотренные в бюджете ТФОМС на программу модернизации должны быть рассчитаны и выделены в отдельный тариф.

Больницей были сформированы счета самостоятельно по прилагаемой формуле и направлены в СМО с сопроводительными письмами для оплаты представленных счетов, но до настоящего времени счета не оплачены и не возвращены в больницу с какими либо разногласиями.

Другой факт, по мнению истца,  подтверждающий неполучение средств на модернизацию из ТФОМС указывает назначение в платежном поручении платежа «за оказанные медицинские услуги в рамках основного договора» без выделения сумм по программе РПМЗ, которые указываются в дополнительных письмах, полученных из СМО без предоставления расчета по определению и подтверждению этих сумм в том числе. Также в СМО были направлены акты сверок взаимных расчетов, которые не подписаны и не возвращены с разногласиями до настоящего времени.

 В соответствии со  ст. 50 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон № 326-ФЗ) в период 2011 - 2012 годов в целях повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, осуществляется реализация региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации и программ  модернизации федеральных государственных учреждений, оказывающих медицинскую помощь (далее так же программы модернизации здравоохранения).

Согласно части 2 ст. 50 Закона №326-ФЗ финансовое обеспечение данных программ производится за счет средств бюджета Федерального фонда ОМС, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных фондов.

 Предусмотренные в бюджете   Федерального   фонда средства   на финансовое   обеспечение    региональных программ  модернизации   здравоохранения  субъектов РФ    предоставляются из бюджета  Федерального фонда  бюджетам территориальных фондов в виде субсидий и направляются в том числе и на внедрение стандартов  медицинской  помощи, повышение  доступности амбулаторной медицинской помощи, в том числе предоставляемой врачами- специалистами,  для последующего  предоставления медицинским  организациям, участвующим в реализации  территориальных программ  обязательного медицинского страхования  в рамках базовой программы  обязательного медицинского страхования (часть 6 статьи 50 Закона № 326-ФЗ).

На основании  части  7  статьи 50 Закона № 326-ФЗ в целях финансового  обеспечения региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ  заключаются соглашения  высших  исполнительных органов государственной власти субъектов РФ  с уполномоченным   федеральным органом исполнительной власти   и Федеральным фондом.

Средства на финансовое обеспечение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ предоставляются и расходуются в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 7 ст. 50 Закона № 326-ФЗ). Правила утверждены постановлением Правительства РФ от 15.02.2011 № 85.

В соответствии с п. 13 Правил страховая медицинская организация (при ее отсутствии - территориальный фонд) перечисляет средства на внедрение стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи в срок не позднее двух рабочих дней со дня их получения:

а) на счет медицинской организации, являющейся автономным учреждением,
Открытый в кредитной организации, или на лицевой счет этой организации, открытый в
территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ
либо муниципального образования;

б) на лицевой счет медицинской организации, являющейся бюджетным
учреждением, открытый в территориальном органе Федерального казначейства или
финансовом органе субъекта РФ либо муниципального образования;

в)  на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства для учета поступлений  и  их  распределения  между  бюджетами   бюджетной  системы  РФ,  для последующего  перечисления в установленном  порядке на счет по учету средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального и  доведения до  медицинской  организации, являющейся казенным учреждением, лимитов бюджетных обязательств в размере поступивших в соответствующий  бюджет указанных средств.

 Средства, перечисляемые до 1 января 2012 года медицинской организации, являющейся казенным учреждением, подлежат отражению на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства (в соответствующем разделе для учета операций по приносящей доход деятельности), либо и лицевом счете, открытом этой организации в финансовом органе субъекта РФ либо муниципального образования, в порядке, предусмотренном для учета операций со средствами от приносящей доход деятельности.

 Так, в соответствии с п. 3 дополнительного соглашения № 1 от 01.04.2011 к договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию № ГМф-23/ОМ/017/11    от 01 апреля 2011 года ответчик принял на себя обязательства по перечислению средств на  внедрение  стандартов и повышение доступности амбулаторной медицинской помощи на основании представленных счетов и  реестров счетов.

За период действия договора и пролечено 32 601 человек, в рамках ОМС ответчиком перечислено (с учетом экспертиз) 77 117 203,73 рублей в рамках РПМЗ за счет средств ФФОМС 8 542 029,82 рублей.

В адрес ответчика направлены счета для перечисления средств по программе РПМЗ из средств ТФОМС на общую сумму 20 503 683,50 рублей.

Поскольку указанные денежные средства перечислены не были, истец - МУЗ «ГКБ №8» обратился в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим иском.

В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо,  участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований и возражений. Суду предоставляются  доказательства, отвечающие требованиям ст. ст. 67, 68, 75 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено АПК РФ. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно (ст. 65 АПК РФ).

В соответствии со ст.64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Выделить  из общего  объема  денежных  средств направленных ТФОМС в  страховую  медицинскую  организацию суммы, которые направляются именно на  оплату  услуг  МУЗ «Городская клиническая больница №8 КЗА МО «Город Саратов не представляется возможным.

Суд неоднократно запрашивал у сторон платежные  документы  подтверждающие  перечисление  средств бюджета ТФОМС на внедрение программы модернизации в МУЗ «Городская клиническая больница№8» указанных справочно в счетах.

Данные документы суду предоставлены не были.

Детализация тарифов, счетов  по суммам,  содержащимся  в платежных документах суду так же предоставлены не были.

Доказательства  того, что  денежные средства перечислены Министерством финансов Саратовской области в ТФОМС на внедрение программы модернизации суду предоставлены не были.

В соответствии со статьей 11 Закона Саратовской области «О Счетной палате Саратовской области» от 27.09.2011г. № 125-ЗСО, ст.5.2 Регламента Счетной палаты области проведено аналитическое мероприятие: анализ реализации Программы модернизации здравоохранения Саратовской области.

Заключение счетной палаты Саратовской области по результатам проведения аналитического мероприятия от 03.04.2012 года приобщено к материалам дела.

 В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 29.1 1.2010г. № 326-
ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
(далее ФЗ-326)     базовая    программа    обязательного     медицинского

страхования является составной частью программы - государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации. В базовой программе обязательного медицинского страхования устанавливаются в том числе нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи. Также в соответствии с ч.ч.1,2 ст.9 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования устанавливает требования к территориальной программе обязательного медицинского страхования (далее - ТП ОМС). В силу ст. 36 ФЗ-326 ТП ОМС формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой медицинского страхования. Делая вывод из вышеизложенного и в соответствии со статьями 16, 35 и 36 указанного Федеральною закона норматив объема медицинской помощи, и норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования не может быть меньше чем установлено базовой программой обязательного медицинского страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2010г. №782 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 201 1 год. В указанном Постановлении установлен подушевой норматив финансового обеспечения реализации базовой программой обязательного медицинского страхования из расчета 4102,9 рубля на 1 человека в год.

Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010г. № 20-2/10/2-12028 «О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011 год» для определения стоимости территориальной программы ОМС необходимо величину подушевого норматива ее финансового обеспечения за счет средств ОМС (4102,9 рублей) умножить на районный коэффициент и на численность застрахованного населения в субъекте Российской Федерации, в случае если численность постоянного населения в субъекте Российской Федерации превышает численность застрахованных по ОМС граждан, расчет стоимости территориальной программы ОМС следует осуществлять исходя из численности и постоянного населения в субъекте Российской Федерации.

Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010г. №685-П «О территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Саратовской области гражданам Российской Федерации на 2011 год» определен районный коэффициент в размере 1,001 и прогноз численности населения области на 1 января 2011 года – 2 558,1 тыс. человек; численность застрахованного населения области на 1 января 201 1 года – 2 551,3 тыс. человек.

Исходя из имеющихся для расчета данных на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования на территории Саратовской области необходимо 10 506 124,12 тыс. руб. и на внедрение стандартов оказания медицинской помощи в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Саратовской области предусмотрено за счет средств бюджета ТФОМС в рамках ТП ОМС 1 379 034,0 тыс. руб. Таким образом, финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования не может быть менее расчетной суммы 11 885 158,12 тыс. руб. (10506124,12 + 1379034,0).

Фактически Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010г. № 685-П «О территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Саратовской области гражданам Российской Федерации на 2011 год» утверждена стоимость территориальной программы ОМС за счет средств системы ОМС в размере 10 808 400,0 тыс. руб. из расчета подушевого норматива финансового обеспечения реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования – 4 225,2 рубля на 1 человека в год.

Таким образом, размер финансового обеспечения территориальной программы ОМС превышает финансовое обеспечение базовой программы ОМС на 302 275,88 тыс. руб. (10808400,0 (факт утвержденный) -10506124,12 (рассчитанный план)),таким образом финансовое обеспечение базовой программы ОМС с учетом средств на внедрение стандартов оказания медицинской помощи, которые указаны в Программе модернизации, то в ТПГ ОМС заложено средств меньше на 1 076 758,12 тыс. руб. (11 885 158,12 -10 808 400,0).

Следовательно, Территориальной программой ОМС не предусмотрено средств на внедрение стандартов оказания медицинской помощи в рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Саратовской области в размере 1 076 758,12 тыс. руб.

Законом Саратовской области от 26.11.2010г. № 202-ЗСО «О бюджете Территориального      фонда     обязательного      медицинского     страхования Саратовской области на 2011 год» утвержден общий объем расходов бюджета ТФОМС в сумме 11 731 403,3 тыс. руб., а за вычетом средств Федерального фонда ОМС, поступивших на софинансирование Программы модернизации здравоохранения Саратовской области бюджетом ТФОМС предусмотрены расходы в размере 8 741 888,3 тыс. руб. На основании  вышеизложенного,  суд  приходит к выводу, что  в бюджете Территориального фонда ОМС не только не предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование Программы модернизации здравоохранения за счет средств ТФОМС, но и не хватает бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение базовой программы обязательного медицинского страхования на территории Саратовской области в размере 1 764 235,82 тыс. руб. (10506124,12 - 8741888,3).

Согласно п.11 ст. 36 ФЗ- 326 стоимость утвержденной территориальной программы обязательного медицинского страхования не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда. В нарушение п. 11 ст. 36 ФЗ-326. стоимость территориальной программы обязательного медицинского страхования (10808400,0 тыс. руб.), утвержденная Постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2010г. №685-П, превышает размер бюджетных ассигнований (8224841,0 тыс. руб.) на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, установленный законом о бюджете территориального фонда на 2 583 559,0 тыс. руб.

Денежные средства указанные  справочно  в счетах оплачены  в рамках базовой  программы обязательного медицинского страхования в полном  объеме.

На основании вышеизложенного истец не доказал обстоятельства на которые ссылается, как на основание своих требований.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оснований к удовлетворению исковых требований о взыскании с Открытого  акционерного  общества «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», город Москва денежных средств  на внедрение   стандартов и повышение  доступности амбулаторной медицинской  помощи, не имеется. Доказательства  перечисления денежных средств,  в  рамках реализации Программы модернизации здравоохранения Саратовской области, в ТФОМС суду не предоставлены.

Руководствуясь статьями  167-170, 176, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №8» Комитета здравоохранения Администрации муниципального образования «Город Саратов», город Саратов к Открытому  акционерному  обществу «Страховая компания «СОГАЗ-Мед», город Москва,  отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном главами 34, 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.     

Судья арбитражного суда

Саратовской области                                                                                              М.А. Волкова