АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, д. 1; тел/ факс: (8452) 98-39-39;
http://www.saratov.arbitr.ru; e-mail: info@saratov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Саратов 06 мая 2016 года | Дело № А57-30294/2015 |
Резолютивная часть решения оглашена – 04.05.2016 года
Полный текст решения изготовлен – 06.05.2016 года
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Землянниковой В. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андрияновой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз», Саратовская область, г. Энгельс
Заинтересованное лицо:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Энгельсском районе Саратовской области, г. Энгельс
о признании частично недействительным решения № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 г.
при участии в заседании:
от заявителя – Шагиахметов А.Э., доверенность от 02.12.2015 года (срок доверенности 3 года); Буланова Г.Н., доверенность от 15.01.2016 года (срок доверенности до 31.12.2016 года;
от заинтересованного лица – Ринглер О.Л., доверенность № 09-5314 от 25.04.2016 года (срок доверенности по 31.12.2016 года); Лекарева Т.В., доверенность № 09-19 от 11.01.2016 года (срок доверенности по 31.12.2016 года).
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз» обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 г.
До рассмотрения спора по существу, заявитель в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просит суд признать недействительным решение № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 г. в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.02.2013 года по 31.12.2014 года в сумме 167 944 руб. 11 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 143 764 руб. 11 коп., на накопительную часть пенсии – 24 180 руб., в ФФОМС – 40 819 руб. 50 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 15 583 руб. 47 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 12 137 руб. 28 коп., в ФФОМС – 3 446 руб. 19 коп.; штрафа в сумме 36 916 руб. 72 коп., в том числе: на страховую часть – 28 752 руб. 82 коп., в ФФОМС – 8 163 руб. 90 коп.
В судебное заседание, назначенное на 27.04.2016 года на 11 час. 30 мин., явились представители заявителя и заинтересованного лица.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования с учётом уточнений в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица оспорил требования заявителя, считает их незаконными и необоснованными, в связи с чем, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв до 04.05.2016 года до 17 час. 00 мин.
Рассмотрев материалы дела суд установил, что ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, страховых взносов на обязательное медицинское страхование ООО «Покровсктрансгаз» за период с 01.01.2013 года по 21.01.2016 года.
По результатам проверки составлен Акт № 073/038/3005-2015 от 14.08.2015 года (т. 4 л.д. 26), в котором отражены выявленные нарушения, в том числе: занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по директору ООО «Покровсктрансгаз» Шагиахметовой О.А и заместителю директора Шагиахметову А.Э. за период с февраля 2013 года по сентябрь 2014 года.
По итогам рассмотрения акта проверки ГУ-Управлением Пенсионного фонда РФ в Энгельсском районе Саратовской области принято решение № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 года, в соответствии которым, Обществу с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз» предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 216 486 руб. 67 коп., в том числе: на страховую часть в сумме 143 764 руб. 11 коп., на накопительную часть в сумме 24 180 руб., по доп. тарифу в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 года в сумме 7 723 руб. 06 коп., в ФФОМС – 40 819 руб. 50 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 15 583 руб. 47 коп., в том числе: на страховую часть пенсии в сумме 12 137 руб. 28 коп., в ФФОМС – 3 446 руб. 19 коп., а также штрафные санкции в сумме 38 461 руб. 33 коп.
Общество с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз» не согласившись с решением № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 г. в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.02.2013 года по 31.12.2014 года в сумме 167 944 руб. 11 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 143 764 руб. 11 коп., на накопительную часть пенсии – 24 180 руб., в ФФОМС – 40 819 руб. 50 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 15 583 руб. 47 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 12 137 руб. 28 коп., в ФФОМС – 3 446 руб. 19 коп.; штрафа в сумме 36 916 руб. 72 коп., в том числе: на страховую часть – 28 752 руб. 82 коп., в ФФОМС – 8 163 руб. 90 коп. обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд пришёл к следующему выводу.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) установлено, что указанный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Из положений пункта 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что названные органы проводят, в частности, выездные проверки плательщиков страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона N 212-ФЗ по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требования к составлению акта выездной проверки (далее - Требования) утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.11.2013 N 698н (приложение N 31).
В соответствии с названными требованиями вводная часть акта выездной проверки представляет собой общие сведения о проводимой проверке и проверяемом плательщике страховых взносов и должна содержать, в том числе: номер акта (присваивается акту при его регистрации в органе контроля за уплатой страховых взносов); дату акта (под указанной датой понимается дата подписания акта лицами (лицом), проводившими(им) проверку); перечень документов, представленных организацией, в отношении которой проводилась проверка, а также других документов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов, на основе которых проведена проверка. Указываются виды проверенных документов и при необходимости перечень конкретных документов; перечень непредставленных документов (пункт 5 Требований).
Пунктом 6 Требований предусмотрено, что в описательной части акта выездной проверки указывается, выявлены или не выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах описательная часть акта должна содержать: сведения о выявленном занижении базы для начисления страховых взносов; сведения о выявленной сумме неуплаченных страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов; сведения о выявленной неуплате (неполной уплате) сумм страховых взносов в результате других неправомерных действий (бездействия); сведения о выявленном непредставлении в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам; сведения о других документально подтвержденных фактах нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, выявленных в ходе проверки.
Итоговая часть акта выездной проверки содержит: выводы органа контроля за уплатой страховых взносов о взыскании с лица, в отношении которого проводилась проверка, сумм неуплаченных страховых взносов и пеней за неуплату (несвоевременную уплату) страховых взносов; предложения о внесении необходимых исправлений в документы бухгалтерского учета и другие предложения органа контроля за уплатой страховых взносов по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах; предложения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности с указанием оснований для привлечения к ответственности и составов правонарушений; указание на право лица, в отношении которого проводилась проверка, представить письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям в течение 15 дней со дня получения акта проверки (пункт 7 Требований).
При этом частью 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Частью 1 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, определенного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В силу части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов: устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт проверки, нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах; устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом; выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Как следует из части 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ, по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
По правилам части 9 данной статьи в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.
Таким образом, надлежащее отражение в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушениях законодательства, конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, является важной гарантией прав страхователя.
Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
В рассматриваемом случае заявителю вменяется занижение базы для начисления страховых взносов на сумму 1 016 958 руб. 90 коп.
Между тем, в акте выездной проверки и в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения не изложены обстоятельства правонарушения, совершенного привлекаемым к ответственности лицом так, как они установлены проверкой, со ссылкой на документы и нормы законодательства, указывающие на факт совершения правонарушения.
Ни в акте выездной проверки, ни в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения нет ссылок на документы, представленные Обществом, позволяющие установить, кому именно и в каких периодах произведены спорные выплаты заработной платы и в каких суммах, явившиеся основанием для выводов, содержащихся в указанных акте и решении, о суммах, выплаченных Обществом данным лицам.
Как следует из оспариваемого решения № 073/038/3005-2015 от 23.09.2015 г. Обществу с ограниченной ответственностью «Покровсктрансгаз» доначислены страховые взносы, в связи с занижением базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по директору ООО «Покровсктрансгаз» Шагиахметовой О.А и заместителю директора Шагиахметову А.Э. за период с февраля 2013 года по сентябрь 2014 года.
Заработная плата работникам ООО «Покровсктрансгаз» перечислялась на зарплатные карты ОАО «Сбербанка России» по договору перевода долга № 1 от 01.02.2013 года и дополнительному соглашению от 04.02.2013 года к договору о переводе долга № 1 от 01.02.2013 года ООО «Волжской газораспределительной компанией».
Договор перевода долга № 1 от 01.02.2013 года предусматривает, что ООО «Волжская газораспределительная компания» принимает на себя ежемесячное исполнение обязательств ООО «Покровсктрансгаз» в части ежемесячной выплаты заработной платы, отпускных и других выплат по заработной плате согласно ТК РФ.
Кроме того, дополнительным соглашение от 04.02.2013 года к договору о переводе долга № 1 от 01.02.2013 года и дополнительным соглашение от 05.02.2013 года к договору о переводе долга № 1 от 01.02.2013 года предусмотрено ежемесячное перечисление Шагиахметовой О.А. и Шагиахметову А.Э. подотчетных денежных средств, предназначенных для хозяйственных нужд ООО «Покровсктрансгаз».
Так, согласно представленных Банком банковских выписок из лицевого счета ООО «Волжская газораспределительная компания», суммы полученной заработной платы по директору ООО «Покровсктрансгаз» Шагиахметовой О.А и заместителю директора Шагиахметову А.Э. больше сумм к выплате, чем указано в представленных расчетных ведомостях. При этом, вся перечисленная сумма работникам, указанная в назначении платежа по представленным выпискам Сбербанка, перечисляется только на заработную плату.
Заявитель, оспаривая доначисление сумм страховых взносов, указывает на то, что сотрудники Общества получали денежные средства на пластиковую карту не только в качестве заработной платой, но и денежными средствами на иные цели под отчет. Основанием для ежемесячного перечисления денежных средств по лицевым счетам работников ООО «Покровсктрансгаз» для ООО «Волжская газовая распределительная компания» являлись письма ООО «Покровсктрансгаз» с указанием ФИО работника и сумм перечисления заработной платы, а также сумм перечисления на подотчетные расходы и расходы согласно договора купли-продажи товара № 01-12 от 10.12.2012 года.
В связи с возникшей ошибкой, Обществом в 2014 году был сдан корректирующий отчет с данными по начисленной заработной плате за период с февраля 2013 года по сентябрь 2014 года, так как, ранее представлены отчеты с завышенной базой фонда оплаты труда (ФОТ), который не соответствует ФОТ, утвержденного на предприятии.
Однако, поскольку в оспариваемом решении не содержится подробного описания выявленного Пенсионным фондом нарушения, со ссылками на нормы права и первичные документы, в этой связи не представляется возможным установить правомерность начисления страховых взносов в размере, указанном в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что ненадлежащее отражение в акте проверки и решении конкретных фактов выявленного правонарушения, обстоятельств его совершения, а также документов, подтверждающих выявленные нарушения, не обеспечило вышеуказанные гарантии прав страхователя. При этом, представленные письменные объяснения не восполняют вышеуказанный недостаток оспариваемого решения.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования ООО «Поволжсктрансгаз» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 27, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительным решение ГУ Управления Пенсионного фонда в Энгельсском районе Саратовской области от 23.09.2015 г. № 073/038/3005-2015 в части доначисления сумм страховых взносов за период с 01.02.2013 года по 31.12.2014 года в сумме 167 944 руб. 11 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 143 764 руб. 11 коп., на накопительную часть пенсии – 24 180 руб., в ФФОМС – 40 819 руб. 50 коп.; пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 15 583 руб. 47 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 12 137 руб. 28 коп., в ФФОМС – 3 446 руб. 19 коп.; штрафа в сумме 36 916 руб. 72 коп., в том числе: на страховую часть – 28 752 руб. 82 коп., в ФФОМС – 8 163 руб. 90 коп.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через Арбитражный суд Саратовкой области.
Судья Арбитражного суда Саратовской области | В.В. Землянникова |