НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 03.06.2008 № А57-3156/08

Арбитражный суд Саратовской области

410002, г. Саратов, Бабушкин взвоз, д.1

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Саратов Дело № А-57-3156/2008-41

Резолютивная часть решения объявлена 3 июня 2008 года

Полный текст решения изготовлен 9 июня 2008 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе: судьи – С.М. Степура,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В. Автаева, рассмотрев в судебном заседании заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова

к Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации», филиал «Аэронавигация Центральной Волги» Саратовского центра ОВД, г.Саратов

о взыскании финансовых санкций в размере 152756 руб. 56 коп. за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

при участии в заседании: от истца – ФИО1, предст., дов. №09-3 от 09.03.2008 г. (пост.); от ответчика – ФИО2, предст., дов. от 25.12.2007 г. (пост.);

установил: в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» о взыскании финансовых санкций в размере 152756 руб. 56 коп. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

Ответчик явился в судебное заседание, возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенных в пояснениях.

Как видно из материалов дела, Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (филиал «Аэронавигация Центральной Волги» Саратовского центра ОВД) является лицом, производящим выплаты физическим лицам, и в соответствии со ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Закона) отнесено к числу страхователей по обязательному пенсионному страхованию.

Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (филиал «Аэронавигация Центральной Волги» Саратовского центра ОВД) представила в УПФ РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже на обязательное пенсионное страхование (формы СЗВ-4-1) за 2005 г.

По результатам проверки заявителем первичных документов, послуживших основанием для заполнения индивидуальных сведений в части специального трудового стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости, выявлено, что в представленных организацией формах СЗВ-4-1, содержащих сведения о специальном стаже на работников, данные о стаже, подлежащем включению в спецстаж, недостоверны по 61 работнику (согласно приложения к акту №349 от 13.09.2007 г.).

По факту правонарушения составлен акт от 13.09.2007 года №349 и вынесено решение от 04.10.2007 года №1808 о привлечении филиал «Аэронавигация Центральной Волги» Саратовского центра ОВД к ответственности за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в размере 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в ПФР в размере 152756 руб. 56 коп.

Акт установления факта нарушения, решение территориального органа ПФР, а также требование от 04.10.2007 года №1808 об уплате финансовых санкций были направлены страхователю заказной корреспонденцией, не оспорены им в установленном законом порядке, финансовые санкции не уплачены в добровольном порядке, в связи с чем, территориальный орган ПФР обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.

По мнению территориального органа Пенсионного фонда представление недостоверных индивидуальных сведений в установленный ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 г. № 198-ФЗ) срок влечет ответственность по статье17 названного Закона.

Изучив представленные доказательства, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции Федерального закона от 31.12.02 г. № 198-ФЗ) установлено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах, определенные названным законом.

В соответствии со статьей 17 Федерального Закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Представитель ответчика, предоставил отзыв на исковое заявление в котором указал, что в поданном исковом заявлении не указано: какие сведения, по какой причине и на каком предусмотренном законном основании Управление пенсионного Фонда РФ считает недостоверным, ссылается на статью 65 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации каждое лицо обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований, тогда как Государственное Учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова не предоставлены доказательства, свидетельствующие о предоставлении недостоверных индивидуальных сведений за 2005 год. В своем пояснении к делу представитель заинтересованного лица считает, что составленный УПФР акт от 13.09.2007 №349 таким доказательством не является. Решение Пенсионного фонда от 04.10.2007 №1808 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение п.2 ст.11 Федерального Закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» не является доказательством в смысле п.7 ст. 101 Налогового Кодекса Российской Федерации, поскольку вынесение таких решений действующим законодательством не предусмотрено, законом предусмотрено лишь право налогового органа вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, за совершение налогового правонарушения.

В результате проведенной проверке достоверности представленных страхователем в управление ПФР в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова – индивидуальных сведений о стаже на соответствующих видах работ за 2005 г. было установлено, что на 61 человека в специальный трудовой стаж необоснованно были включены: периоды командировок (тренажерных подготовок, участие в Президиуме ЦС, участие в заседание ЦСФПАД, продление свидетельства), периоды отстранения от управления воздушным судном, прогулы, стажировка, дополнительный отпуск, предусмотренный коллективным договором (смерть родственника, переезд на новое место жительства), период выполнения профсоюзных обязанностей, неверно указаны периоды прохождения курсов повышения квалификации, отпуск за сдачу донорской крови, период перевода на должность не являющейся льготной.

В подтверждение данных фактов представлены формы СЗВ-4-1 «Индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование» на 61 человека, в которых, по мнению пенсионного фонда, неправильно отражены сведения. Также представлена справка по проверке достоверности индивидуальных сведений застрахованного лица в части стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости за 2005 год (приложение к акту от 13.09.2007 №349), в которой отражены какие периоды необоснованны ответчиком включены в специальный стаж.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 537 от 18 июля 2002 г. утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации», согласно п. 1 Правил установлен порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации»

В силу Постановления Правительства РФ от 03.10.02г. № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», вышеуказанные периоды в специальный стаж не включаются.

В соответствии с Постановлением от 11.07.2002 г. № 561 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с изменениями от 18.06.2007 г., вносимых постановлением Правительства РФ № 381, далее – Правила.

Согласно Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27,28 ФЗ «О трудовых пенсиях» не подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, неполные рабочие дни, прогулы и периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, а также работа в выходные дни.

В соответствии с пунктом 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется – стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного отпусков.

Согласно пункту 9 Правил не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отстранения от работы (недопущения к работе, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника)

По смыслу приведенных норм, только лишь факт получения работниками организации заработной платы, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд, не может служить достаточным основанием для включения периодов работы: нахождения на курсах повышения квалификации, отстранения от УВД (управления воздушным судном), участия в турнире по мини-футболу, командировок (тренажерных подготовок, участие в совещаниях), прогулы, ученический отпуск, отпуск за свой счет, дополнительный отпуск, предусмотренный коллективным договором (смерть родственника, регистрация брака), период выполнения профсоюзных обязанностей, отпуск за сдачу донорской крови, перевода на должность не являющейся льготной. в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как в вышеуказанные периоды не выполняется основное необходимые условие – это выполнение постоянно в течение полного рабочего дня работы в должности и в учреждениях.

Следовательно, довод ответчика, что указанные выше периоды должны включаться в специальный стаж, является необоснованным.

Кроме того, как пояснил представитель истца, в настоящее время страхователем выявленные в ходе проверки ошибки, устранены и индивидуальные сведения на застрахованных лиц сданы надлежащим образом.

Суд считает необоснованным довод заинтересованного лица о том, что порядок привлечения к ответственности за непредоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования не должен регулироваться налоговым законодательством по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 16 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Законом, в том числе по их учетным данным.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ страхователь обязан представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным.

Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона №27-ФЗ установлено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В силу статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов включены в число участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, названные правоотношения должны регулироваться положениями главы 15 Налогового кодекса Российской Федерации «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение».

Согласно пункту 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 НК РФ.

Согласно пункту 16 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.08.2004 г. № 79 размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные (недостоверные) сведения.

Сумма причитающихся за 2005 г. платежей в ПФР по 61 человеку составила 1527565 руб. 56 коп, следовательно, сумма финансовых санкций составила 152756 руб. 56 коп. (10 % от суммы).

На основании всего вышеизложенного, суд считает применение финансовых санкций в отношении ответчика за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования обоснованным. Заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине суд относит на страхователя.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-171, 176, 177, 180, 216, 319, 320 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова финансовых санкций в размере 152756 руб. 56 коп. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Взыскать с Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» в доход Федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 4555 руб. 13 коп.

Исполнительный лист выдать взыскателю после вступления судебного акта в законную силу. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направить налоговому органу по месту нахождения должника.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 257-260, 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Направить решение арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области С.М. Степура