НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 02.12.2013 № А57-15074/13

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

410002 г. Саратов, Бабушкин взвоз, 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

  город Саратов Дело № А57-15074/2013

Резолютивная часть решения оглашена 02 декабря 2013 года

Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2013 года

Арбитражный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Викленко Т.И., судей: Землянниковой В.В., Топорова А.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горюновой К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (ОАО «МРСК Волги», г. Саратов

о признании пункта 1.1, пункта 6 Постановления администрации ЗАТО «Шиханы» Саратовской области № 666 «Об арендной плате за пользование землей на территории ЗАТО «Шиханы» на 2013 г.», пункта 5 Приложения к названному постановлению – недействующими и не соответствующими Закону Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности российской Федерации»

заинтересованное лицо:

администрация закрытого административно-территориального образования Шиханы Саратовской области

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя – Князев С.В., по доверенности,

заинтересованного лица – Заика В.Е., по доверенности,

У С Т А Н О В И Л:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» (далее ОАО «МРСК Волги») с заявлением, уточненным по правилам ст.49 АПК РФ, о признании пункта 1.1, пункта 6 Постановления администрации ЗАТО «Шиханы» Саратовской области № 666 «Об арендной плате за пользование землей на территории ЗАТО «Шиханы» на 2013 г.», пункта 5 Приложения к названному постановлению – недействующими и не соответствующими Закону Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» и Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности российской Федерации». Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.

Исследовав материалы дела, судом установлено следующее:

ОАО «МРСК Волги» (реорганизованное в форме присоединения к нему, в том числе, ОАО «Волжская РМК», согласно Уставу), с целью эксплуатации собственных объектов недвижимого имущества – электросетевых комплексов, в том числе, воздушных линий электропередачи ВЛ 35 кВ, расположенных в г. Шиханы Саратовской области, приобрело в порядке перенайма право аренды на земельные участки под названными объектами недвижимого имущества: договоры аренды земельных участков №№ 163/2002 от 17.09.2002 г., 169/2002 от 07.10.2002 г., 183/2003 от 21.01.2003 г., 154/2003 от 21.01.2003 г., 185/2003 от 21.01.2003 г., 186/2003 от 21.01.2003 г., 187/2003 от 21.01.2003 г., 188/2003 от 21.01.2003 г., 189/2003 от 21.01.2003 г., 190/2003 от 21.01.2003 г., 191/2003 от 21.01.2003 г., 192/2003 от 21.01.2003 г., 193/2003 от 21.01.2003 г., 194/2003 от 21.01.2003 г., 195/2003 от 21.01.2003 г., 196/2003 от 21.01.2003 г., 197/2003 от 21.01.2003 г.

14.12.2011 г. постановлением администрации ЗАТО Шиханы № 558 непосредственно ОАО «МРСК Волги» были предоставлены земельные участки и заключен договор № 12/39/2011-3 аренды двух земельных участков: пл. 119 кв.м. с кадастровым номером 64:51:000000:3 по адресу Саратовская область, Вольский район, ЗАТО Шиханы для размещения и эксплуатации воздушной линии электропередачи ВЛ 35кВ и пл.239 кв.м. с кадастровым номером 64:51:000000:2 с разрешенным использованием для размещения и эксплуатации воздушной линии электропередач ВЛ 35 кВ «Рубин», ВЛ 35 кВ «Шиханы 1» с отпайкой на п/ст «Рубин».

Пункт 3.1 вышеуказанных договоров аренды земельных участков определяет размер арендной платы по каждому из земельных участков, в пункте 3.4 договоров предусмотрено, что размер арендной платы изменяется ежегодно путем корректировки индексов инфляции на текущий финансовый год в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год и не чаще одного раза в год при изменении базовой ставки арендной платы, при этом, базовая ставка арендной платы изменяется постановлениями администрации ЗАТО Шиханы Саратовской области.

На очередной 2013 год постановлением администрации ЗАТО Шиханы» от 30.11.2012 г. № 666 «Об арендной плате за пользование землей на территории ЗАТО Шиханы на 2013 год», в частности:

- пунктом 1.1. – с 1 января 2013 года установлен размер базовой ставки арендной платы за земельные участки в пределах городской черты ЗАТО Шиханы – 5,31 руб./кв.м.;

- пунктом 6 подтверждено, что на основании п.2.2 приложения № 2 постановления администрации ЗАТО Шиханы от 05.05.2009 г. № 174 «Об утверждении Порядка сдачи в аренду и Методики определения арендной платы», для юридических лиц и граждан, не зарегистрированных на территории ЗАТО Шиханы, поправочный коэффициент при расчете размера годовой арендной платы увеличивается в два раза.

Пунктом 5 Приложения к постановлению администрации ЗАТО Шиханы от 30.11.2012 г. № 666 утвержден поправочный коэффициент к базовой ставке арендной платы в зависимости от разрешенного использования земельных участков и категорий арендаторов - для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, энергетики, материально-технического снабжения, ведения производственной деятельности – в размере 10.

По расчетам заявителя, с учетом положений п.6 постановления № 666 и п.5 Приложения к нему, размер арендной платы для арендуемых ОАО «МРСК Волги» земельных участков составляет 5,31х10х2=106,2 руб. за кв.м., что противоречит закону, имеющему большую юридическую силу – п.2 ст.3 Закона РФ от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым плата за пользование земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) не может составлять более двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.

В соответствии с кадастровыми паспортами земельных участков, арендуемых ОАО «МРСК Волги» по договорам аренды № № 169/2002 от 07.10.2002г., 183/2003 от 21.01.2003г., 154/2003 от 21.01.2003г., 185/2003 от 21.01.2003г., 186/2003 от 21.01.2003г., 187/2003 от 21.01.2003г., 188/2003 от 21.01.2003г., 189/2003 от 21.01.2003г., 190/2003 от 21.01.2003г., 191/2003 от 21.01.2003г., 192/2003 от 21.01.2003г., 193/2003 от 21.01.2003г., 194/2003 от 21.01.2003г., 195/2003 от 21.01.2003г., 196/2003 от 21.01.2003г., 197/2003 от 21.01.2003г., кадастровая стоимость одного квадратного метра земельного участка составляет 252, 36 рублей, по договору аренды 163/2002 от 17.09.2002г. стоимость одного квадратного метра земельного участка составляет 306, 36 рублей.

Таким образом, заявитель утверждает, что максимальный размер арендной платы за 1 кв. м. арендуемых земельных участков может составить лишь от 252,36x2 % = 5, 05 рублей до 306,36х2%=6,13 рублей за квадратный метр, однако рассчитанный в соответствии с Постановлением Администрации ЗАТО Шиханы от 30.11.2012г. № 666 размер арендной платы для ОАО «МРСК Волги» составляет 106,2 рубля за кв.м.

Кроме того, по мнению заявителя, при принятии оспариваемых положений нормативного правового акта нарушены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. № 582, а именно: принцип экономической обоснованности, так как размер арендной платы утвержден без учета доходности земельного участка, используемого в целях энергетики, государственного регулирования тарифов на услуги, оказываемые ОАО «МРСК Волги»; принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, так как ее размер никак не связан с кадастровой стоимостью земельного участка; принцип запрета необоснованных предпочтений, так как с учетом положений п.6 оспариваемого Постановления № 666 для юридических лиц и граждан, не зарегистрированных на территории ЗАТО Шиханы, поправочный коэффициент при расчете размера годовой арендной платы увеличивается в два раза, что ставит хозяйствующие субъекты в неравное положение ввиду территориального деления.

Администрация ЗАТО «Шиханы» Саратовской области пояснила суду, что требования действующего законодательства при принятии оспариваемого нормативного акта были соблюдены, нарушений прав и законных интересов заявителя не имеется.

Изучив позиции сторон, исследовав материалы дела и положения оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 92 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (часть 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В пункте 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлены полномочия органов местного самоуправления относительно возможности принятия решений по вопросам, связанным с распоряжением земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, самостоятельно устанавливают базовые размеры арендной платы в зависимости от видов использования земель и категорий арендаторов.

Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа. В качестве вопросов местного значения городского округа определены и установление, изменение и отмена местных налогов и сборов.

В соответствии со ст.44 Устава ЗАТО Шиханы к полномочиям администрации ЗАТО Шиханы относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО Шиханы, осуществление исполнения местного бюджета, управление и распоряжение земельными участками, отнесенными к муниципальной собственности ЗАТО Шиханы; в соответствии со ст.46, 47 Устава ЗАТО глава администрации ЗАТО Шиханы осуществляет полномочия от имени администрации, издает постановления по вопросам местного значения.

Следовательно, постановление от 30.11.2012 г. № 666 «Об арендной плате за пользование землей на территории ЗАТО Шиханы на 2013 год» принято администрацией ЗАТО Шиханы Саратовской области в пределах своей компетенции.

Названное постановление было опубликовано в газете «Шаханские новости» от 07.12.2012 г. № 48.

Оспариваемое постановление издано в установленном порядке уполномоченным на то органом местного самоуправления, названное постановление устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, то есть обладает всеми признаками нормативного правового акта.

Согласно части 4 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 установлен порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации.

В отношении же земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности указанным постановлением утверждены лишь основные принципы определения арендной платы.

В соответствии с Постановлением Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется, в том числе, исходя из следующих основных принципов:

принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;

принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;

принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 209-О изложен правовой подход, согласно которому ставки земельного налога определяются органом местного самоуправления не произвольно, а основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не ограничиваясь установлением лишь факта принятия органом местного самоуправления соответствующего нормативного акта и проверкой правильности расчета сумм налога в соответствии с этим актом, должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при его принятии анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).

Исходя из закрепленного постановлением от 16.07.2009 N 582 принципа экономической обоснованности, арендная плата за землю должна устанавливаться в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и их разрешенного использования.

Однако, судом установлено, что в обоснование принятых ставок арендной платы и поправочного коэффициента к ней в оспариваемом нормативном акте, администрация не представила экономического основания названных показателей с учетом уровня доходности земельных участков.

Следует также отметить, что Методика определения арендной платы за земельные участки на территории ЗАТО Шиханы Саратовской области, утв. постановлением администрации ЗАТО Шиханы от 05.05.2009 г. № 174 в пп.2.1 п.2 определяет, что размер годовой арендной платы по договору аренды рассчитывается в рублях по следующей форме расчета: Ап = Бс х Пл х Ки, где:

Бс – базовая ставка арендной платы по видам использования земель,

Пл. – площадь земельного участка (га или кв.м.),

Ки – поправочный коэффициент к базовой ставке, учитывающий виды использования земельных участков и категории землепользователей.

При этом, поправочный коэффициент к базовой ставке арендной платы ежегодно утверждается постановлением главы ЗАТО Шиханы, на очередной финансовый год.

Однако, вопросы доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также вопросы государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, в том числе, ЗАО «МРСК Волги», не были исследованы и применены при принятии нормативного правового акта – постановления от 30.11.2012 г. № 666 «Об арендной платы за пользование землей на территории ЗАТО Шиханы».

К названному выводу суд приходит, кроме изложенного, на основании письменных и устных пояснений со стороны администрации территориального образования Шиханы.

В письменном отзыве от 23.09.2013 г. № 01-09/1880 администрация не отрицает, что показатели для определения размера годовой арендной платы утверждены без учета доходности земельных участков, так как заявителем не был представлен расчет доходности земельных участков.

Документального подтверждения соблюдения принципа экономической обоснованности при издании оспариваемых положений нормативного правового акта администрация территориального образования в материалы дела не представила.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, при принятии оспариваемого нормативного акта был нарушен.

Судом также установлено, что при определении базовой ставки арендной платы и поправочного коэффициента к ней не проводилась экономическая оценка территорий, экономический анализ территории города с точки зрения влияния ставок арендной платы на финансовое состояние хозяйствующих субъектов, а за основу был взят интерес бюджета.

Согласно Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, кадастровая стоимость земли свидетельствует о ценности земельных участков.

Судом установлено, что в нарушение требований пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Постановления Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 при издании оспариваемого нормативного акта не принят размер кадастровой стоимости земли, чем нарушен установленный Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года № 582 принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании именно кадастровой стоимости.

К названному выводу суд пришел на основании текста оспариваемого постановления администрации, а также письменных пояснений администрации от 22.10.2013 г. № 12/197, из которых следует, что земельных участков, имеющих кадастровые паспорта, было ничтожно мало, в связи с чем, при определении ставок арендной платы учитывались площадь участка и вид деятельности арендатора.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582 основным принципом, применяемым при определении арендной платы, является принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и те же основаниям, не должны различаться.

Пунктом 6 оспариваемого постановления администрации ЗАТО Шиханы установлено, что поправочный коэффициент при расчете размера арендной платы увеличивается в два раза для юридических лиц и граждан, не зарегистрированных на территории ЗАТО Шиханы.

Названным положением, устанавливающим дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам в зависимости от места регистрации, то есть по территориальному делению и ставя от этого увеличение поправочного коэффициента при расчете размера годовой арендной платы для хозяйствующих субъектов, не зарегистрированных в ЗАТО Шиханы, создаются дискриминационные условия для осуществления предпринимательской деятельности в зависимости от места регистрации юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, что противоречит принципу запрета необоснованных предпочтений, предполагающему, что порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Указанный принцип введен Постановлением Правительства РФ от 19.08.2011 г. № 697 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582», действие которого распространяется на правоотношения с 01.09.2011 г.

Таким образом, судом установлены нарушения основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 582, при издании оспариваемых пунктов нормативного правового акта – п.1.1., п.6 Постановления администрации ЗАТО Шиханы Саратовской области от 30.11.2012 г. № 666 «Об арендной плате за пользование землей на территории ЗАТО Шиханы на 2013 год», а также п.5 Приложения к данному постановлению.

Доводы ОАО «МРСК Волги» о нарушении его прав оспариваемым нормативным актом и о необходимости соблюдения предельного размера арендной платы (не более 2 % от кадастровой стоимости земельного участка), предусмотренного пунктом 2 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ, также являются обоснованными.

В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной в Постановлениях Президиума от 02.02.2010 г. № 12404/09, от 10.05.2011 г. № 15575/10, принимая во внимание особый характер объектов (линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения), положения п.2 ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ от 25.01.2001г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» по существу представляют собой специальную льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий. Введение данного положения вызвано необходимостью осуществления государственного контроля для обеспечения защиты государственных интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителей этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей, поскольку арендные платежи влияют на размер устанавливаемых тарифов, включая тарифы на электроэнергию и теплоэнергию. Таким образом, предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежат применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.

Данное толкование, в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02 февраля 2010г. № 12404/09, является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

В соответствии с Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 июня 2008 г. N 237-э «О включении (исключении) организации в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ОАО «МРСК Волги», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным № 64.1.50.

ОАО «МРСК Волги» является собственником линейных объектов (воздушных электрических линий), расположенных в ЗАТО «Шиханы» Саратовской области, под названными объектами по договору аренды № 12/39/2011-3 от 14.12.2011 г. (л.д.6-12 т.3 дела) и на основании постановления администрации ЗАТО Шиханы от 12.12.2011 г. № 558 «О предоставлении ОАО «МРСК Волги» земельных участков в аренду» были предоставлены в аренду два земельных участка пл. 119 кв.м. с кадастровым номером 64:51:000000:3 и пл. 239 кв.м. с кадастровым номером 64:51:000000:2 для размещения и эксплуатации воздушных линий электропередачи ВЛ 35кВ; названные воздушные линии отражены в кадастровом паспорте переданных в аренду земельных участков (л.д.13-35 т.3 дела).

В соответствии со сводным расчетом за аренду земли, составленного арендодателем, на основании оспариваемых пунктов нормативного правового акта администрации, размер арендной платы за аренду обоих земельных участков общей площадью 358 кв.м. составляет 38 019,60 руб. в год, что составляет 106,2 руб. за квадратный метр (38019,6/358=106,2).

Как следует из кадастрового паспорта земельного участка № 64:51:000000:2 пл.239 кв.м., его кадастровая стоимость составляет 60314,04 руб., то есть 252,36 руб. за кв.м., а кадастровая стоимость земельного участка № 64:51:000000:3 пл. 119 кв.м. составляет 30030,84 руб., что также составляет 252,36 руб. за квадратный метр.

Однако, максимальный размер арендной платы за земельные участки, занимаемые воздушными линиями электропередач, рассчитанный в соответствии с п.2 ч.3 Федерального закона рот 25.01.2001 г. № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не может составлять более 2% кадастровой стоимости участка за год, то есть в данном случае 5,05 руб. за квадратный метр (252,36х2%).

На основании изложенного, суд усматривает нарушение закона, а также прав и законных интересов заявителя при издании оспариваемых положений нормативного правового акта органа местного самоуправления.

На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.

При этом, расходы по госпошлине, понесенные заявителем, подлежат возмещению ему с администрации ЗАТО Шиханы в силу положений ст.ст.106-110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 195-196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать пункт 1.1, пункт 6 Постановления Администрации ЗАТО Шиханы Саратовской области № 666 от 30 ноября 2012 года «Об арендной плате за пользование землей на территории ЗАТО Шиханы на 2013 год», пункт 5 Приложения к Постановлению Администрации ЗАТО Шиханы Саратовской области № 666 от 30 ноября 2012 года «Об арендной плате за пользование землей на территории ЗАТО Шиханы на 2013 год» - недействующими и не соответствующими п.2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядке, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Взыскать с Администрации ЗАТО Шиханы Саратовской области в пользу Открытого акционерного общества «МРСК Волги» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу через Арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий Т.И. Викленко

Судьи: В.В. Землянникова


  А.В. Топоров