НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Саратовской области от 01.06.2009 № А57-5231/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

город Саратов, Бабушкин взвоз, дом 1

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Саратов

резолютивная часть решения объявлена 01.06.09г.

решение изготовлено в полном объеме 03.06.09г.

Дело № А-57-5231/2009

Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Пузиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Пузиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ЗАО «Завод электромонтажных конструкций «Гидроэлекторомонтаж», г. Балаково, Саратовская область,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области, г.Балаково, Саратовская область,

о признании недействительным решения № 36 от 17.02.2009г. в части

при участии:

от заявителя – Копылова Е.В., дов. от 15.04.2009г.,

от заинтересованного лица – Лис Е.В., дов. от 11.01.09г.

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ЗАО «Завод электромонтажных конструкций «Гидроэлектромонтаж», г.Балаково, Саратовская область, (далее ЗАО «ЗЭМК ГЭМ») с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС № 2 по Саратовской области «Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» № 36 от 17.02.2009г. в части доначисления налога на добавленную стоимость на сумму 1491206руб.

В судебное заседание явились представители заявителя и заинтересованного лица.

Заявитель в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель налогового органа заявленные требования оспорил по основаниям, изложенным в отзыве.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлен перерыв до 01.06.09г. до 10 час. 15 мин.

После перерыва судебное заседание продолжено.

Материалами дела установлено: налогоплательщиком ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» 28.08.2008г. в Межрайонную ИФНС России № 2 по Саратовской области представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008г., в разделе 9 которой «Операции, неподлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), операции)» отразило стоимость выполненных работ, не подлежащих налогообложению в размере 192485746руб., а так же документы, подтверждающие право на льготу по работам, выполняемым в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия).

В ходе проверки налоговым органом установлено, что в нарушение пп.19 п.2 ст. 149 Налогового Кодекса РФ, у налогоплательщика отсутствуют соответствующие первичные документы, а именно: выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки за реализованные получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) работы (услуги) и, следовательно, сумма налоговой льготы в размере 8284479,40коп. (192485746руб. – 184201266,60руб.) заявлена неправомерно.

По результатам проведенной камеральной налоговой проверки налоговым органом составлен акт № 7407 от 12.12.2008г. и, с учетом частичного удовлетворения возражений налогоплательщика, Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области в отношении ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» вынесено решение № 36 от 17.02.2009г. «Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения», Обществу предложено уплатить пени по НДС в сумме 37710,79 руб., доначислен НДС в сумме 1491206руб.

Не согласившись с вынесенным решением в части доначисления налога на добавленную стоимость в размере 1491206руб., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением. Заявитель считает, что представил в налоговый орган все предусмотренные ст. 149 НК РФ документы. ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» полагает, что налоговым органом не в полной мере исследованы представленные документы, а именно, не приняты во внимание длящиеся обязательства по исполнению договоров строительного подряда, осуществляемые в рамках проекта по оказанию безвозмездной технической помощи (содействия); сроки исполнения по договору и действия выданного Минфином Уведомления не ограничиваются проверяемым периодом, а общие правила налогообложения НДС неприменимы в ситуациях, которые регулируются положениями ст. 149 НК РФ. Более того, сама форма налоговой декларации по НДС не предусматривает отражений операций, освобожденных от налогообложения НДС согласно ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, заявитель ссылается ст. 7 НК РФ, ст. 10 Соглашения между РФ и США от 17.06.92г., из которого следует, что не требуется в качестве обязательного документа, подтверждающего освобождение от обложения НДС в отношении реализации проектов или программ в рамках названного Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории РФ предоставление выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги), если на момент представления налоговой декларации по НДС по отгрузке у налогоплательщика отсутствует полный пакет документов, предусмотренный пп.19 п.2 ст. 149 НК РФ. В связи с этим Общество считает, что налоговый орган не имел законных оснований для отказа Обществу в применении налоговой льготы, предусмотренной пп.19 п.2 ст. 149 НК РФ.

Представитель налогового органа считает оспариваемое заявителем решение законным и обоснованным, просит суд в удовлетворении заявленных ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» требований отказать. Налоговый орган считает, что основанием для принятия оспариваемого решения и доначисления налога на добавленную стоимость в размере 1491206руб. послужило непредставление налогоплательщиком выписок банка, подтверждающих фактическое поступление выручки за реализованные получателю безвозмездной помощи работы в сумме 8284479, 40 руб. За выполненные работы по договорам, оплата произведена в размере 184201266,60руб., а сумма в размере 8284479,40коп. (192485746 – 184201266,60) не подтверждена платежными документами, что и привело к доначислению ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» налога на добавленную стоимость в размере 1491206руб. (8284479,40×18%). По мнению налогового органа, при отсутствии у налогоплательщика на момент определения налоговой базы любого из указанных в п.1 ст. 167 НК РФ документов, в том числе выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги), освобождение от обложения НДС не предоставляется, и деятельность налогоплательщика, осуществляемая им в рамках оказания безвозмездной технической помощи, подлежит обложению. Представитель налогового органа считает, что ст. 10 Соглашения не предусмотрены какие-либо налоговые льготы в отношении субподрядчиков, а заявитель является субподрядчиком на основании заключенных договоров.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы и возражения сторон, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что в рамках реализации Федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» и международного соглашения от 17.06.1992г., заключенного между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия, Федеральное агентство по промышленности является получателем безвозмездной помощи (содействия) по Программе относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия (регистрационный номер DOD № 001000). ФГУП «Управление специального строительства по территории № 8 при Федеральном агентстве специального строительства» является уполномоченным получателем безвозмездной помощи (содействия) по Программе относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и прекращения распространения оружия (регистрационный номер DОD № 001000). Донором является Министерство обороны США через компанию «Парсонс Глобал Сервисез ИНК». ОАО «Внешстройимпорт» является плательщиком, действующий на основании доверенности от 27.06.07г., выданной компанией «Парсонс Глобал Сервисез ИНК», США, являющейся уполномоченным донором безвозмездной помощи.

01.11.07г. между Федеральным агентством по промышленности (Роспром), ОАО «Внешстройимпорт» и ФГУП «Управление специального строительства по территории № 8 при Федеральном агентстве специального строительства» заключены государственные контракты № ЦР/07/2124/УЗО, № ЦР/07/2125/УЗО.

ФГУП «Управление специального строительства по территории №8 при Федеральном агентстве специального строительства» вправе привлекать соисполнителей для строительства Объекта по уничтожению химического оружия (Объект 1597) в Щучанском районе Курганской области по государственному контракту № ЦР/07/2124/УЗО от 01.11.2007г. (между Федеральным агентством по промышленности (Роспром), ОАО «Внешстройимпорт» и ФГУП «УССТ № 8 при Спецстрое России») в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.

ЗАО «Завод электромонтажных конструкций «Гидроэлектромонтаж» является субподрядчиком на основании заключенных с ФГУП «УССТ № 8 при Спецстрое России» договоров субподряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Производственный корпус 1 заказа 1597 ОПО в г.Щучье Курганской области» № 23-с/07 от 14.11.2007г., № 24-с/07 от 14.11.2007г. Основанием заключения указанных договоров являются государственные контракты № ЦР/07/2124/УЗО от 01.11.2007г., № ЦР /07/2125/УЗО от 01.11.2007г.

Таким образом, указанными контрактами предусмотрено оказание донором помощи (содействия), которая рассматривается как безвозмездная техническая помощь (содействие).

В подтверждение принадлежности полученных в рамках вышеперечисленных договоров денежных средств к безвозмездной технической помощи ЗАО «ГЭМ ЗЭМК» представило в налоговый орган соответствующие Удостоверения о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью: № 5839 к Государственному контракту № ЦР/07/2124/УЗО от 01.11.2007г. на сумму 2 187 150 330руб., № 5840 к Государственному контракту № ЦР/07/2125/УЗО от 01.11.2007г. на сумму 940 695 000руб.

Налоговым органом не оспаривается, что работы по договорам подряда выполняются предприятием в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Законом №95-ФЗ и оплачиваются за счет средств иностранного донора.

Налоговый орган, не оспаривая, что выполненные работы финансируются за счет безвозмездной помощи (содействия) отказал в предоставлении налоговой льготы в размере 8284479руб., поскольку налогоплательщиком в нарушение пп.19 п.2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации не представлены соответствующие первичные документы, а именно: выписки банка, подтверждающие фактическое поступление выручки за реализованные получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) работы на сумму 8284479руб.

По мнению налогового органа у Общества отсутствует право на применение налоговой льготы в связи с отсутствием на момент определения налоговой базы, определяемой в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 167 НК РФ, выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет заявителя.

В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а так же передача имущественных прав.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а так же передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации: товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом 04.05.1999г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации.

В соответствии с данным подпунктом статьи 149 НК РФ реализация товаров, (работ, услуг), не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации. В случае, если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией;

удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7 - 11, 13 - 15 статьи 167 названного Кодекса, является наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Для подтверждения права на применение льготы по НДС, предусмотренной подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, Общество вместе с уточненной налоговой декларацией по НДС за 2 кв. 2008г. представило в Инспекцию следующие документы:

государственный контракт № ЦР/07/2124/У30 на выполнение работ для государственных нужд по строительству объекта по уничтожению химического оружия (объект 1597) в Щучанском районе Курганской области, согласно которому Федеральное государственное унитарное предприятие «Управление специального строительства по территории № 8 при Федеральном агентстве специального строительства», является уполномоченным получателем безвозмездной помощи (содействия); договора субподряда № 23-с/07 от 14.11.07г., № 24-с/07 от 14.11.07г., заключенные между ФГУП «Управление специального строительства по территории № 8 при Федеральном агентстве специального строительства», являющегося уполномоченным получателем безвозмездной помощи (содействия) и предприятием ЗАО «Гидроэлектромонтаж» Завод электромонтажных конструкций» на выполнение строительно-монтажных работ по объекту № 1597; удостоверение № 5839, подтверждающее принадлежность выполняемых работ гуманитарной и технической помощи и приложение № 1 к Удостоверению №5839, согласно которому подтверждено, что выполняемые ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» строительно-монтажные работы по объекту 1597 принадлежат к гуманитарной и технической помощи; удостоверение № 5840, подтверждающее принадлежность выполняемых работ гуманитарной и технической помощи и приложение № 1 к Удостоверению №5840, согласно которому подтверждено, что выполняемые ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» строительно-монтажные работы по объекту 1597 принадлежат к гуманитарной и технической помощи; счета-фактуры на общую сумму 192485746руб.: № 230 от 30.06.08г. на сумму 56282059,15руб., № 203 от 30.05.08г. на сумму 77011889,83руб., № 156 от 30.04.08г. на сумму 56011394,37руб., № 231 от 30.06.08г. на сумму 2876259,04руб., № 204 от 30.05.08г. на сумму 304143,50руб.; акты выполненных работ: № 1 от 30.06.08г., № 2 от 30.06.08г., № 1 от 30.04.08г., № 2 от 31.05.08г., № 1 от 31.05.08г.; акт сверки взаимных расчетов между ЗАО «Гидроэлектромонтаж» Завод электромонтажных конструкций» и ФГУП «Управление специального строительства по территории № 8 при Федеральном агентстве специального строительства» за период 01.04.08г. по 30.06.08г.; платежные поручения и выписки банка на общую сумму 175680327,10руб.: № 440 от 30.06.08г. на сумму 212900,45руб., № 449 от 30.06.08г. на сумму 33909427,10руб., № 241 от 18.06.08г. на сумму 53908322,88руб., № 2031 от 05.06.08г. на сумму 2800569,70руб., № 949 от 29.05.08г. на сумму 39207976,06руб., № 733 от 14.05.08г. на сумму 15000000руб., № 732 от 14.05.08г. на сумму 23214031,37руб., № 1205 от 31.03.08г. на сумму 7427099,54руб. (частичная оплата). Учетная политика предприятия – «по отгрузке».

Судом установлено, что то обстоятельство, что спорные отношения возникли в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия), а также тот факт, что выполненные в соответствии с международным контрактом работы оплачены за счет средств иностранного донора, налоговый орган не оспаривает.

Суд считает довод Инспекции об отсутствии у Общества права на применение освобождения от уплаты НДС, в связи с отсутствием на момент определения налоговой базы, определяемой в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 167 НК РФ, выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет заявителя, необоснованным.

Как следует из материалов дела, между ФГУП «УССТ № 8 при Спецстрое России» и ЗАО «Завод электромонтажных конструкций «Гидроэлектромонтаж» заключены договоры субподряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Производственный корпус 1 заказа 1597 ОПО в г.Щучье Курганской области» № 23-с/07 от 14.11.2007г., № 24-с/07 от 14.11.2007г. Все работы выполняются заявителем в рамках указанных договоров. Срок действия договоров имеет длящийся характер исполнения и не ограничивается 2 кв. 2008г. Уведомления Минфина действуют до 2012г. и могут быть продлены до полного выполнения обязательств по договорам. Все произведенные работы, реализованные получателю безвозмездной помощи оплачены согласно заключенным договорам строительного подряда и в объемах, разрешенных Минфином РФ в выданных им Удостоверениях, подтверждающих принадлежность выполняемых работ к технической помощи (содействию).

В материалах дела имеются выписки банков, платежные поручения в подтверждение произведенной заказчиком оплаты на сумму 184199266,50 руб.

Представитель налогового органа пояснил, что не отрицает того, что выписки банка были представлены предприятием, в связи с чем, принял заявленную сумму льготы в размере 184199266,50 руб. (в решении допущена арифметическая ошибка вместо суммы 184201267 руб. правильная сумма 184199266,50 руб.), которая подтверждена выписками банка и платежными документами. Однако, сумма льготы в размере 8286479,50 руб. (в решении допущена арифметическая ошибка вместо суммы 8284479 руб. правильная сумма 8286479,50 руб.) заявлена неправомерно, поскольку на момент определения налоговой базы отсутствует документ, подтверждающий фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги).

Заявителем в материалы дела представлено платежное поручение № 2737 от 22.07.08г. на сумму 13837916,70 руб., подтверждающее оплату за работы, выполненные по договору № 23-с/07 от 14.11.07г., что свидетельствует о фактическом поступлении выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные получателю безвозмездной помощи (содействия) работы.

Представитель налогового органа пояснил, что указанная оплата произведена в следующем налоговом периоде, на момент отгрузки платежные документы на эту сумму отсутствовали.

Толкование ст. 149 НК РФ подразумевает суммовое соответствие объема выполненных работ и поступившей выручки в течение срока действия договоров и выданного Минфином Уведомления, а не в течение отдельного налогового периода.

В данном случае применение положений подпункта 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ не поставлено законодателем в зависимость от момента учета объекта налогообложения НДС с фактической оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренного пунктом 1 статьи 167 НК РФ.

Таким образом, налоговым органом не приняты во внимание длящиеся обязательства по исполнению договоров строительного подряда, осуществляемые в рамках проекта по оказанию безвозмездной технической помощи (содействия); сроки исполнения по договору и действия выданного Минфином Уведомления не ограничиваются проверяемым периодом, а общие правила налогообложения НДС неприменимы в ситуациях, которые регулируются положениями ст. 149 НК РФ.

Согласно нормам закона, налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п.2 ст. 149 НК РФ, не вправе отказаться от освобождения данных операций от налогообложения НДС.

Более того, в силу статьи 1 Федерального закона от 04.05.1999г. № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.

Удостоверением признается документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.1999г. № 1046 утвержден порядок регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием.

Статьей 10 Международного соглашения от 17.06.1992г., заключенного между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия, предусмотрено, что Соединенные Штаты Америки, их персонал, подрядчики и персонал подрядчиков не обязаны платить каких-либо налогов или аналогичных сборов РФ или любых ее органов в отношении деятельности, осуществляемой в соответствии с настоящим соглашением.

Исходя из анализа указанных правовых норм следует отметить, что ни соглашение, ни Закон N 95-ФЗ в статьях 1 и 2 не требуют в качестве обязательного документа, подтверждающего освобождение от обложения НДС в отношении реализации проектов или программ в рамках настоящего Соглашения, а также выполненных работ и оказанных услуг на территории Российской Федерации, предоставление выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги), если на момент представления налоговой декларации по НДС при учетной политике «по отгрузке» у налогоплательщика отсутствует полный пакет документов, указанных в пп. 19 п.2 ст. 149 НК РФ.

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлен приоритет правил международного договора, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом.

Согласно статье 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Как установлено судом, и подтверждается материалами дела, работы выполняемые ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» осуществлялись в рамках реализации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17.06.1992г.

С учетом положений статьи 10 Соглашения, статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьи 7 НК РФ суд считает, что налоговым органом при вынесении оспариваемого решения не учтен приоритет Международного соглашения от 17.06.1992г., заключенного между Российской Федерацией и Соединенными штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия, которым предусмотрено освобождение от налогов или подобных сборов при реализации этого Соглашения, над нормами Российского законодательства, в данном случае подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

Суд не принимает довод налогового органа о том, что указанная льгота распространяется только на подрядчика, тогда как заявитель на основании заключенных договоров является субподрядчиком. Следует отметить, что налоговым органом принята налоговая льгота в размере 184201267 руб., независимо от того, что заявитель является субподрядчиком, и не оспаривается, что работы по договорам подряда выполняются предприятием в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Законом №95-ФЗ и оплачиваются за счет средств иностранного донора.

Для подтверждения льготы в соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ ЗАО «Завод электромонтажных конструкций «Гидроэлекторомонтаж» в налоговый орган представлены: копии договора субподряда на выполнение строительно-монтажных работ по объекту «Производственный корпус 1 заказа 1597 ОПО в г.Щучье Курганской области» № 23-с/07 от 14.11.2007г., № 24-с/07 от 14.11.2007г. с приложением государственных контрактов № ЦР/07/2124/УЗО, № ЦР/07/2125/УЗО, нотариально заверенные копии удостоверений о признании средств, товаров, работ и услуг технической помощью № 5839, выданное Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, подтверждающее, что денежный средства для выполнения комплекса работ по строительству Объекта по уничтожению химического оружия (Объект 1597) в Щучанском районе Курганской области в составе: Корпус 0101А на сумму 2187150330руб. являются технической помощью (содействием).; № 5840, выданное Комиссией по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации, подтверждающее, что денежные средства для выполнения комплекса работ по строительству Объекта по уничтожению химического оружия (Объект 1597) в Щучанском районе Курганской области в составе: Корпус 0101 на сумму 940695000руб. являются технической помощью, согласно которым донором безвозмездной помощи является Министерство обороны США через компанию «Парсонс Глобал Сервисез Инк.», организацией-поставщиком определено ФГУП «Управление специального строительства по территории № 8 при Федеральном агентстве специального строительства», имеющим право привлекать соисполнителей для строительства Объекта по уничтожению химического оружия (Объект 1597) в Щучанском районе Курганской области по государственному контракту.

Согласно положениям ст. 11 Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки относительно безопасных и надежных перевозки, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия от 17.06.1992, товары и услуги, приобретаемые в Российской Федерации Соединенными Штатами Америки или от их имени при осуществлении настоящего Соглашения, не облагаются Российской Федерацией или ее органами какими-либо налогами, таможенными пошлинами, сборами или аналогичными сборами.

Кроме того, в Письме МНС РФ от 02.03.2004 N 23-3-09/5-739@ определено, что генеральный подрядчик по договору подряда имеет право привлечь к исполнению своих обязательств по договору других лиц (субподрядчиков) и они в рамках проектов оказания Российской Федерации международной технической помощи могут получить освобождение от НДС в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Ссылка Инспекции на то, что заявителем не представлен контракт с донором безвозмездной помощи, то есть с Министерством обороны США, является необоснованной, так как договоры субподряда, представленные заявителем в обоснование своего права на льготное налогообложение, заключен в целях оказания безвозмездной технической помощи, предоставляемой США Российской Федерации в рамках Международного соглашения от 17.06.1992 о сотрудничестве для оказания содействия РФ в достижении целей уничтожения ядерного, химического и других видов оружия, безопасных и надежных перевозки и хранения такого оружия в связи с их уничтожением.

Американская компания «Парсонс Глобал Сервисез Инк.», являясь уполномоченным донором безвозмездной помощи Министерства обороны США, реализует в РФ проект по строительству объекта по уничтожению химического оружия и является при этом официальным представителем донора международной технической помощи - Министерства обороны США в части процедур льготного налогообложения.

При таких обстоятельствах следует признать неправомерным отказ налогового органа в применении Обществом освобождения от уплаты НДС, предусмотренного подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 НК РФ, со ссылкой на то, что у заявителя на момент определения налоговой базы ("день отгрузки") отсутствовала выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что решение Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области в части доначисления ЗАО «ЗЭМК ГЭМ» налога на добавленную стоимость в размере 1491206руб., подлежит признанию недействительным.

Обществом платежными поручениями № 1152 от 15.04.2009г. в сумме 2000руб., № 1151 от 15.04.2009г. в сумме 1000руб. уплачена государственная пошлина.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 281-ФЗ от 25.12.08г. пункт 1 ст. 333.37 НК РФ дополнен подпунктом 1.1, из содержания которого следует, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производится из бюджета.

Следовательно, госпошлина, уплаченная Обществом за рассмотрение заявления в арбитражном суде в сумме 3000 руб., подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области № 36 от 17.02.09г. в части доначисления НДС в сумме 1491206руб., вынесенное в отношении ЗАО «Завод электромонтажных конструкций «Гидроэлекторомонтаж».

Выдать ЗАО «Завод электромонтажных конструкций «Гидроэлектромонтаж» справку на возврат из Федерального бюджета госпошлины в сумме 3000руб.

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную или кассационную инстанции в порядке, предусмотренном статьями 181, 257, 259, 260, 273, 276, 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Арбитражного суда

Саратовской области

Е.В. Пузина