Арбитражный суд Саратовской области
410002, г. Саратов, ул. Бабушкин взвоз, 1
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Саратов Дело № А57-1808/09
06 апреля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2009 г.
Арбитражный суд Саратовской области в составе судьи Провоторовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Патуевой О.И.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области, г. Балаково по Саратовской области
к Комитету жилищного хозяйства (служба заказчика) администрации БМО, г. Балаково Саратовской области
о взыскании задолженности по налогу, пени, а также налоговых санкций
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, по доверенности № 3 от 11.01.2009 г.
от ответчика – не явился, извещен надлежащим образом
У С Т А Н О В И Л :
В Арбитражный суд Саратовской области обратилась Межрайонная ИФНС России № 2 по Саратовской области с заявлением о взыскании с Комитета жилищного хозяйства (служба заказчика) администрации БМО (далее - КЖХ администрации БМО) налога на имущество, пени и налоговые санкции в сумме 1600403,1 руб., пени и налоговые санкции по земельному налогу 19 028,36 руб., удержанный, но не перечисленный НДФЛ, пени и налоговые санкции 3578063,18 руб.
Представитель налогового органа поддерживает заявленные требования.
Представитель КЖХ администрации БМО, надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия ответчика. В соответствии с п. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие КЖХ администрации БМО.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области была проведена выездная налоговая проверка в отношении КЖХ администрации БМО по вопросам соблюдения налогового законодательства за налоговые периоды 2004 г, 2005 г., 2006 г., в ходе которой были выявлены нарушения налогового законодательства.
По результатам проверки налоговым органом в отношении КЖХ администрации БМО было вынесено решение № 358 от 28.12.2007 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании данного решения, налоговый орган просит взыскать с КЖХ администрации БМО налог на имущество, пени и налоговые санкции в сумме 1600403,1 руб., пени и налоговые санкции по земельному налогу 19 028,36 руб., удержанный, но не перечисленный НДФЛ, пени и налоговые санкции 3578063,18 руб.
КЖХ администрации БМО согласен с требованиями налогового органа, возражений не представлено.
Исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании представителя налогового органа, суд находит заявленные требования подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Решением налогового органа № 358 от 28.12.2007 г. Комитету жилищного хозяйства (служба заказчика) администрации БМО начислен к уплате налог на имущество, пени и налоговые санкции в сумме 1600403,1 руб.
В соответствии с п.1 ст.374 НК РФ, объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
КЖХ администрации БМО в 2004 г., 2005 г. и 2006 г. по налогу на имущество была заявлена льгота на основании п.6 ст.381 НК РФ.
В соответствии с п. 6 ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
Таким образом, законодательство о налогах и сборах связывает использование льготы по налогу на имущество, предусмотренной п. 6 ст.381 НК РФ, с нахождением имущества на балансе предприятия в качестве основных средств, принадлежностью объекта к жилищному фонду или к инженерной инфраструктуре жилищно-коммунального комплекса, с использованием в целях оказания жилищно-коммунальных услуг и с наличием полного или частичного финансирования содержания имущества за счет средств бюджетов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
При проверке правильности заявленной льготы налоговым органом установлено, что в 2004 г. КЖХ администрации БМО осуществлял функции заказчика и непосредственно исполнителем жилищно-коммунальных услуг не являлся, в штатном расписании КЖХ администрации БМО служб и специалистов, непосредственно занимающихся содержанием жилья, его текущим ремонтом, а также службы эксплуатации энерго- тепло- и водоснабжения не имелось.
По состоянию на 01.01.2004г на балансе КЖХ администрации БМО находилось оборудование КЖХ администрации БМО с остаточной стоимостью 3 471 180руб., нежилые здания и встроенно-пристроенные помещения, расположенные в жилых домах с остаточной стоимостью 50 204 438руб., что подтверждалось ответами из Комитета по управлению имуществом администрации БМО и прилагаемыми к ним перечням.
В 2005 г. на балансе КЖХ администрации БМО в соответствии с Постановлением главы Балаковского муниципального образования от 15.04.2005 г. №1101 в оперативном управлении находились: по состоянию на 01.01.2005 г. - 01.04.2005 г.- нежилые помещения в административном здании по адресу: <...> где располагается КЖХ администрации БМО; помещение в гараже по адресу: <...>; помещение в трансформаторной будке по адресу: г, Балаково, ул. Саратовское шоссе 18; нежилое помещение по адресу: <...>: диспетчерская, проходная, материальный склад, склад для цемента по адресу: <...>; склад (ДОК), административное здание по адресу: <...> с остаточной стоимостью на 01.04.2005 г.- 1 881 369 руб.;
по состоянию на 01.07.2005 г.-01.01.2006 г. - нежилые помещения в административном здании по адресу: <...>; помещение в гараже по адресу <...>; помещение в трансформаторной будке по адресу: <...>; нежилое помещение по адресу: <...>. Остаточная стоимость составляет по состоянию на 01.07.2005 г. - 1 012 375 руб., на 01.01.2006 г. - 657 898 руб.
Учитывая, что на балансе КЖХ администрации БМО в проверяемых периодах находились только объекты нежилого фонда и оборудование, КЖХ администрации БМО неправомерно были исключены из налоговой базы вышеуказанные объекты нежилого фонда и встроенно-пристроенные помещения, расположенные в жилых домах.
В связи с допущенными налогоплательщиком нарушениями п.1 ст. 374, п.1 ст. 375, п.п. 3,4 ст. 376 НК РФ и неправомерностью применения льготы по п. 6 ст. 381 НК РФ, налоговым органом КЖХ администрации БМО был доначислен налог на имущество: за 2004 г. в сумме 974 533 руб., налоговые санкции по п.1 ст. 1.22 НК РФ в сумме 194 906,6 руб.; за 2005г. в сумме 28 763 руб., налоговые санкции по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 5 752,8 руб.
Решением налогового органа № 358 от 28.12.2007 г. также установлено, что в 2006 г. КЖХ администрации БМО заявлена льгота по пп. 3 ст. 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 г. № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций» (с изменениями и дополнениями), согласно которому от налогообложения освобождаются областные и муниципальные бюджетные учреждения.
КЖХ администрации БМО к льготируемому имуществу отнесено имущество, находящиеся на балансе в оперативном управлении: нежилые помещения в административном здании.
При рассмотрении вопроса правомерности заявленной льготы установлено, что КЖХ администрации БМО необоснованно применил льготу по налогу на имущество, как муниципальное бюджетное учреждение, по следующим основаниям:
В соответствии с идентификационной справкой, выданной Балаковским межрайонным отделом государственной статистики. Комитету жилищного хозяйства (Служба заказчика) Администрации Балаковского муниципального образования по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) присвоен код 75.11.31-деятельность органов местного самоуправления районов, городов, внутригородских районов. В соответствии с Общероссийским классификатором органов государственной власти и управления (ОКОГУ) присвоен код 49007- муниципальная организация, ОКФС 14- муниципальная собственность, который включен в группировку объектов, не имеющих вышестоящего органа управления и отражающих текущие преобразования в экономике Российской Федерации. Таким образом, КЖХ администрации БМО в соответствии с присвоенными статистическими кодами является муниципальной организацией.
Организация ведет бухгалтерский учет по журнально-ордерной форме с соблюдением требований Федерального Закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций и инструкции по его применению, утвержденному Приказом МФ РФ от 31.10.2000г № 94-н, а не в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 10.02.2006г. №25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».
КЖХ администрации БМО представляет следующую бухгалтерскую отчетность: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств). Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (форма 1 мм). В соответствии со статьей 13 Федерального Закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» данную бухгалтерскую отчетность (кроме отчета об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (форма 1 мм)) представляют организации и предприятия, за исключением бюджетных учреждений.
Согласно п.9 ст.1 Приказа Минфина РФ от 21 января 2005г. 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" (с изменениями от 11 ноября 2005г.) в состав бюджетной отчетности бюджетных учреждений включаются следующие формы документов:
баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503130); баланс по поступлениям и выбытия средств бюджета (ф.0503140); баланс по операциям кассового обслуживания исполнения бюджета (ф.0503150); баланс исполнения бюджета (ф.0503120); пояснительная записка (ф.0503160); отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503121); отчет о кассовых поступлениях и выбытия (ф.0503123); отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф.0503127); отчет об исполнении бюджета (ф.0503122); месячный отчет об исполнении бюджета (ф.0503128); справка по некассовым операциям по исполнению бюджета, (ф.0503129); справка по внутренним расчетам (ф.0503125); справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средств бюджета (ф.0503126).
Таким образом, представляя отчетность по общепринятой системе, организация нарушает установленный порядок представления бухгалтерской отчетности для бюджетных учреждений.
Кроме того, в нарушение п. 3 ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ, согласно которой в смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности, КЖХ администрации БМО имеет: - смету расходов на финансирование из местного бюджета: на капитальный ремонт жилого фонда, на возмещение убытков от предоставления коммунальных услуг; субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг; пособия по социальной помощи населению (льготы по законодательным актам органов местного самоуправления). Расходы по заработной плате из бюджета не финансируются;
- смету расходов на содержание КЖХ, в которой отражены расходы на заработную плату, отчисления на заработную плату, на командировочные расходы и на другие общехозяйственные расходы, связанные с содержанием КЖХ, которые финансируются за счет статьи калькуляции себестоимости «Содержание Службы заказчика» тарифа на жилищно-коммунальные услуги, а не за счет бюджетных средств.
На основании п.8 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В течение 2004-2006 г. КЖХ администрации БМО оформляла кредиты на погашение задолженности за тепло и перечисляло заемные денежные средства ОАО «Саратовэнерго», ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания».
В 2006 г. КЖХ администрации БМО получал из местного бюджета: средства на капитальный ремонт жилого фонда; на возмещение убытков от предоставления коммунальных услуг населению; субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг; льготы по законодательным актам, органов местного самоуправления, что подтверждается отчетом 1-мм «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов», справкой Комитета Финансов БМО Саратовской области, главной книгой по счету 86 «Финансирование из бюджета». Заработная плата за счет бюджетных средств не выплачивалась.
На основании вышеизложенного налоговым органом в ходе проверки было установлено, что КЖХ администрации БМО не отвечает требованиям бюджетного учреждения, следовательно, не вправе пользоваться льготой по налогу на имущество в соответствии с пп. 3 ст. 3 Закона Саратовской области от 24.11.2003 г. № 73-ЗСО «О введении на территории Саратовской области налога на имущество организаций».
В связи с допущенными нарушениями налоговым органом КЖХ администрации БМО был доначислен налог на имущество за 2006 г. в сумме 14 399руб., налоговые санкции но п.1 ст. 122 НК РФ в сумме 2 879,8руб.
Решением налогового органа № 358 от 28.12.2007 г. Комитету жилищного хозяйства (служба заказчика) администрации БМО также были начислены к уплате пени и налоговые санкции по земельному налогу 19 028,36 руб.
Проведенной налоговой проверкой установлено, что КЖХ администрации БМО за 2005 г. была представлена налоговая декларация по земельному налогу, согласно которой сумма налога в размере 18 292 руб. была исчислена с площади земельного участка 1160,6 кв.м. Документы, подтверждающие данную площадь, организацией во время проведения выездной налоговой проверки представлены не были.
В соответствии с п.1 ст.36 Земельного Кодекса РФ юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст.1 Закона РФ № 1738-1 от 11.10.1991 г. «О плате за землю» использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются земельный налог или арендная плата.
В соответствии с Постановлением главы Балаковского муниципального образования 15.04.2005г. № 110. на основании договора от 15.04.2005 г. о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, а также акта приема-передачи от 15.04.2005 г. в оперативное управление КЖХ администрации БМО было передано недвижимое имущество общей площадью 1103,78 кв.м, (0,11га) в том числе: нежилые помещения в административном здании площадью 535,9 кв.м. (0,05га) по адресу: <...>; помещение в гараже площадью 198,0 кв.м., помещение в трансформаторной будке площадью 12,4 кв.м. (0,02га) по адресу: <...>; нежилое помещение по адресу: <...> кв.м. (0.03га).
Таким образом, налогоплательщиком используются земельные участки, занятые указанными строениями. Между тем, налоговым органом в ходе проверки установлено, что в нарушение ст.ст.1, 16 Закона РФ №1738-1 от 11.10.1991г. «О плате за землю» организацией не исчислен и не уплачен земельный налог с земельных участков, занятых указанными объектами недвижимости.
В связи с указанными нарушениями по результатам выездной налоговой проверки налоговым органом КЖХ администрации БМО был доначислен земельный налог за 2005 г. в сумме 5 874руб., пени в соответствии со ст.75 НК РФ в сумме 1 993,36руб. налоговые санкции по п.1 ст.122 НКРФ - 1 175руб., по п.1 ст.119 НК РФ - 17 035руб.
Сумма налога 5874 руб. была списана на основании инкассового поручения №11150 от 09.09.2008 г.
Решением № 358 от 28.12.2007 г. установлено, что в нарушение пп.1 п. 3, п. 4 ст. 24, п. 6 ст. 226 НК РФ у КЖХ администрации БМО на 01.01.2004 г. имелась задолженность по НДФЛ как у налогового агента в сумме 543 187руб., на 31.07.2007 г - на выданную заработную плату в сумме 2 348 274,53 руб., а также за проверяемый период имелись факты несвоевременного перечисления в бюджет НДФЛ, удерживаемого с заработной платы работников.
В результате указанных нарушений налоговым органом КЖХ администрации БМО было предложено перечислить удержанный НДФЛ в сумме 2 348 274,53 руб., начислены пени в соответствии со ст.75 НК РФ сумме 760 133,74 руб. и налоговые санкции по ст.123 НК РФ в размере 469 654,91 руб.
Во исполнение принятого по результатам выездной налоговой проверки решения № 358 от 28.12.2007 г. налоговым органом в адрес ответчика было направлено требование № 739 от 24.03.2008 г. об уплате налогов, пени и налоговых санкций, со сроком исполнения требования до 12.04.2008 г.
Требование налогового органа в части уплаты налога на имущество, пени и налоговых санкций в сумме 1600403,1 руб., пени и налоговых санкций по земельному налогу 19 028,36 руб., удержанного, но не перечисленного НДФЛ, пени и налоговых санкций 3578063,18 руб. налогоплательщиком.
КЖХ администрации БМО решение налогового органа № 358 от 28.12.2007 г. не оспорено, с доначисленными суммами ответчик согласен, на что указано в ходатайстве о рассмотрении дела без участия КЖХ администрации БМО от 30.03.2009 г.
При таких обстоятельствах, заявленные Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Комитета жилищного хозяйства (служба заказчика) администрации БМО в пользу Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области недоимку по налогу на имущество, пени и штраф в сумме 1600403,1 руб., пени и штраф по земельному налогу 19 028,36 руб., удержанный, но не перечисленный НДФЛ, пени и штраф 3578063,18 руб., а всего 5 197 494,64 руб.
Взыскать с Комитета жилищного хозяйства (служба заказчика) администрации БМО в доход Федерального бюджета РФ государственную пошлину в сумме 37487,47 руб.
Исполнительные листы выдать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке ст.ст. 257 и 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Арбитражного суда
Саратовской области Провоторова Т.В.