НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 29.06.2004 № А55-2267/04-43

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2004 года

Дело №

А55-2267/2004-43

Арбитражный суд Самарской области

В составе председательствующего по делу и ведущего протокол судебного заседания судьи Асадуллиной С.П.,

рассмотрев в судебном заседании  22 июня 2004 года дело по заявлению

ЖСК № 191, г. Самара

к  ИМНС РФ по Кировскому району г. Самары

о признании незаконным Решения налогового органа  № 13-21/86 от 25.12. 2003г.         

при участии в заседании:

от заявителя – юрисконсульт Малков М.М. по дов. от 17.03.04,

от налогового органа – спец. 1 категории Романова Ю.Е. по дов. от 04.06.04

                                                                    Установил:

          Жилищно-строительный кооператив № 191 обратился с заявлением о признании незаконным  Решения (далее по тексту -Решение) ИМНС РФ по Кировскому району г.Самары № 13-21/86 от 25.12. 2003г. о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату сумм налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога, в том числе налога на землю-6 100,45руб., платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды-1 709,04 руб.  и п.2 ст.120 НК РФ за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения в течение одного налогового периода, не повлекшее занижение налоговой базы в виде штрафа в размере 15 000 руб. По мнению заявителя, он не является плательщиком за фактическое загрязнение окружающей среды, обязанности по уплате земельного налога им выполнены.  В судебном заседании заявлено ходатайство о снижении суммы штрафа за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения.

          ИМНС РФ по Кировскому району г. Самары представлен отзыв, в котором просит в удовлетворении заявленных требований  отказать, считая оспариваемый пункт Решения  законным и обоснованным.           

         Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат частичному  удовлетворению по следующим основаниям.

         При оценке  оспариваемого Решения суд основывается на положениях ч.1 ст.65 АПК РФ, определяющих, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом  обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.

         Налоговым органом с 12.09.2003 г. по 29.10.2003 г. проведена выездная налоговая проверка ЖСК №191 за период с 01.01.2000 г. по 31.12.2002г.  В ходе проверки налоговым органом выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.11.1996г.  № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»: отсутствие первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Указанные обстоятельства заявителем в заседании не оспаривались.

         Налоговым органом проверялась правильность уплаты земельного налога и платы за загрязнение окружающей среды.

         ЖСК №191 получено свидетельство № 44, выданное Горкомитетом по земельной реформе г.Самары 07.04.1992 г. на право бессрочного пользования землей площадью 0,2 га, выделенной Постановлением Администрации г.Самары № 92 от 13.03.1992 г. для строительства  хозкладовых по адресу: пр.Кирова,315. Согласно плану земельного участка, площадь, занятая жилым домом составляет 667,5 кв. м, остальная площадь занята под хозкладовые и санитарную зону. По мнению налогового органа ЖСК №191 имел право применять льготную ставку 3% только в отношении площади, занимаемой жилым домом, в результате установлена неполная уплата налога, что является основанием для начисления пени в сумме 14 073,6 руб.

        Кроме того,  ЖСК № 191 заключен договор № 858 от 01.01.2000 года от 24.05.2002 г. с Муниципальным унитарным предприятием «Спецавтохозяйство»  на планово-регулярную вывозку мусора. Плата за размещение отходов за 2000-2002 г.г. составила 8 545,21 руб.  Указанные действия квалифицированы налоговым органом как нарушение Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие вредные воздействия» и  Постановления Правительства РФ  от 29.06.1992г. № 442 «О федеральном экологическом фонде РФ, экологических фондов на территории РФ», что является основанием для расчета и перечисления в бюджет платы за фактическое загрязнение окружающей среды.

         По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, налоговым органом вынесено Решение №13-21/86 от 25.12.2003 г. о привлечении ЖСК № 191 к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений по п.1 ст.122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) сумм налога  в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога: налога на землю-6 100,45 руб. и платы за фактическое загрязнение окружающей среды-1 709,04 руб.  и по п.2 ст.120 НК РФ за грубое нарушение правил учета объектов налогообложения в течение более одного периода, не повлекшее занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 15 000 руб.

        При вынесении оспариваемого Решения налоговым органом не было учтено следующее. 

         В силу ст.15 Закона РФ «О плате за землю» от 11.10.1991 г. основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.

         В соответствии со ст. 8 указанного  Закона РФ  налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным  хозяйством (к которым следует отнести хозяйственные кладовые), дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленного в городах и поселках городского типа.

       В части 5 ст.8  этого же Закона предусмотрено предоставление 3% ставки, исходя из целевого назначения земли, и не связано со строительством дома.

       В соответствии со ст.3 Закона РФ «О плате за землю» размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. При этом основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок.

      Согласно свидетельству № 44 на право собственности на землю, жилищно-строительному кооперативу предоставлен земельный участок, имеющий целевое назначение «для строительства хозяйственных кладовых». 

      Понятие «хозяйственные кладовые» законодательством не определено.  При этом анализ норм гражданского, жилищного, градостроительного законодательства дают основания считать хозяйственные кладовые частью общей площади жилого фонда.

     В соответствии с п.7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясность законодательства о налогах и сборах толкуется в пользу налогоплательщиком

     В связи с этим, правомерность использования льготы заявителем в отношении всего  земельного участка, предоставленного под строительство хозяйственных кладовых, следует признать обоснованным.

            Доказательств неправомерности использования льготы на плату за землю ЖСК № 191, налоговым органом в оспариваемом Решении не  приведено.

         Доказательств недобросовестности действий участников расчетов налоговым органом не приведено.

          По вопросу платы за загрязнение окружающей среды суд приходит к следующему выводу. В соответствии с п.1 «Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632, настоящий порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.  Заявитель не  является природопользователем,  как это установлено пунктом 1 названного Порядка, поскольку не занимается производственной деятельностью, влекущей образование отходов, требующих дальнейшего размещения. В силу изложенного ЖСК №191 не является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды.                 

       Доказательств, подтверждающих законность принятия оспариваемого решения, налоговым органом не представлено.

       С учетом изложенного, привлечение заявителя к ответственности за неуплату налога на землю и платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды, признается судом необоснованным.

       Налоговой проверкой установлено, что в нарушение п.4 ст.8 Закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерской учете», в ЖСК №191 отсутствовали регистры бухгалтерского учета, ведомости аналитического учета, за что налогоплательщик привлечен к ответственности по п.2 ст.120 НК РФ в виде штрафа в размере 15 000 рублей. Обязанности бухгалтера в ЖСК № 191 осуществляла Кувшинова М.П.   Учитывая отсутствие специального образования и опыта работы по специальности, пенсионный возраст Кувшиновой М. П. (1938 год рождения), суд считает указанные обстоятельства уважительными и  снижает размер штрафных санкций по  указанному налоговому правонарушению до 5 000 рублей.

       Судебные расходы относятся  на заявителя.

     Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 181, 201    Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

      Заявленные требования удовлетворить частично.

      Признать недействительным Решение № 13-21/86 от 25.12.2003 г., вынесенное ИМНС РФ по Кировскому району г.Самары в отношении ЖСК № 191  в части уплаты налога на землю в размере 30 502,24 руб., платы за загрязнение окружающей среды в размере 8 545,2 руб., пени за несвоевременную уплату налогов, привлечения по п.1 ст.122 НК РФ.

      Штрафные санкции по п.2 ст.120 НК РФ снизить до 5 000 рублей.

      В остальной части заявленных требований отказать.

      Выдать заявителю справку на возврат государственной пошлины в сумме 500 рублей.

      Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в месячный срок в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Самарской области.

                        Судья                                                                      С.П. Асадуллина