НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 28.01.2021 № А55-19735/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

04 февраля 2021 года

Дело №

А55-19735/2020

Резолютивная часть решения суда оглашена 28 января 2021 года

Решение суда в полном объеме изготовлено 04 февраля 2021 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Мехедовой В.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мачневой А.А.

рассмотрев в судебном заседании 28 января 2021 года дело, возбужденное по заявлению

финансового управляющего Кручининой Марины Владимировны, Россия 600005, г. Владимир, Владимирская область, а/я 70

к Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары, Россия 443013, г. Самара, Самарская область, ул. Мичурина д. 21в

о признании незаконным отказа в предоставлении сведений

при участии в заседании

от заявителя – не явился, извещен;

от заинтересованного лица – не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ:

Кручинина Марина Владимировна обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:

- признать незаконным отказ ИФНС по Октябрьскому району г. Самары, изложенный в ответе на запрос 22.07.2020 № 08-016/13771@.

- обязать ИФНС по Октябрьскому району г. Самары предоставить финансовому управляющему Малыгиной Е.С. Кручининой Марине Владимировне информацию в отношении отрытых/закрытых счетов Малыгиной Е.С., сведения 2-НДФЛ и 3-НДФЛ в отношении Малыгиной Е.С. за период с 2017.

Определением от 04.08.2020 заявление принято к производству суда в порядке общего искового производства.

От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Заинтересованное лицо и третье лицо, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. В отзывах (л.д. 25-29,48-51) заявленные требования считают необоснованными.

Исследовав материалы дела, оценив их доводы, суд полагает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Самарской области от 17.07.2020 года по делу № А55-36466/2019 в отношении Малыгиной Елены Сергеевны введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утверждена Кручинина Марина Владимировна.

Кручинина Марина Владимировна обратилась в налоговый орган с запросом (л.д. 10)о предоставлении ему информации в отношении Малыгиной Е.С. в том числе:

- об открытых/закрытых счетах и банковских картах у Малыгиной Е.С.;

- об участии Малыгиной Е.С. в качестве учредителей/участников юридических лиц (дочерних, зависимых);

-сведения об ИНН в отношении Малыгиной Е.С.;

- справки 2 – НДФЛ, 3 - НДФЛ в отношении Малыгиной Е.С. за период с 2017 по 2020.

Письмом от 22.07.2020 года № 08-016/13771@ налоговый орган отказал в предоставлении информации в отношении отрытых/закрытых счетов Малыгиной Е.С., справок 2-НДФЛ и 3-НДФЛ., сославшись на конфиденциальность (л.д. 11).

В связи с этим заявитель считает, что налоговый орган нарушает требования Закона о банкротстве в части порядка предоставления сведений и своими действиями препятствует нормальному исполнению обязанностей финансового управляющего.

Так, пунктом 5 ст.213 Закона о банкротстве предусмотрено, что с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляется только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

В силу п.8 ст.213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий обязан, в том числе, принимать меры по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества, проводить анализ финансового состояния гражданина.

Права и обязанности финансового управляющего, определенные положениями статьи 213.9 Закона о банкротстве, направлены на достижение цели процедуры реализации имущества должника - соразмерное удовлетворение требований кредиторов (ст.2 Закона о банкротстве).

Таким образом, информация о доходах и исчисленных налогах должника -физического лица, с учетом влияния такой информации на режим и правовой статус имущества, составляет сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника, и может быть получена финансовым управляющим в целях реализации предоставленных ему п.1 ст.20.3, п.7 ст.213.9 Закона № 127-ФЗ полномочий в интересах должника и кредиторов.

По мнению заявителя, из приведенных положений законодательства следует, что финансовый управляющий в силу прямого указания закона обладает полномочиями на обращение в государственные органы, к силу которых относятся и налоговые органы, с запросом о предоставлении информации и документов, касающихся должника.

Доводы налогового органа о том, что имеющиеся в инспекции сведения о налогоплательщике составляют налоговую тайну и не могут предоставляться по запросу финансового управляющего, необоснованны с учетом предусмотренного п.7 ст.213.9, а также п.1 ст.20.3 Закона № 127-ФЗ права финансового управляющего на получение сведений, составляющих личную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну. Данному праву корреспондирует обязанность финансового управляющего по сохранению полученных им сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

При этом положения п.9 ст.213.9 Закона о банкротстве не устанавливают иной порядок получения арбитражным управляющим сведений о должнике у иных лиц, отличный от того, который предусмотрен в пункте 1 ст. 20.3 Закона № 127-ФЗ.

Заявитель также указал, что обращался с запросами и к Кручининой М.В., и к иным органам и организациям, обладающим необходимыми сведениями, в подтверждение чего представлена переписка и реестры почтовых отправлений.

Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в
отзыве.

Федеральным законом от 27 июля 2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) и Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» установлено, что сведения, связанные с коммерческой деятельностью граждан, являются персональными данными и относятся к сведениям конфиденциального характера.

Перечисленные сведения в силу ст.102 НК РФ составляют налоговую тайну, и согласно подп.8 п.1 ст.32 НК РФ на налоговые органы возложена обязанность по соблюдению налоговой тайны и обеспечению ее сохранения.

Инспекция указывает, что Определением Конституционного Суда РФ от 30.09.23004 № 317-О установлено, что специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен статьей 102 НК РФ исходя из интересов налогоплательщиков и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов в указанной сфере.

Не составляют налоговую тайну сведения, являющиеся общедоступными, в том числе ставшие такими с согласия их обладателя - налогоплательщика. Частью 1 статьи 7 Закона № 149-ФЗ к общедоступной информации отнесены общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.

Таким образом, по мнению инспекции, законодательство Российской Федерации не предусматривает возможность предоставления финансовому управляющему сведений, составляющих налоговую тайну.

Ответчик считает, что запрошенные финансовым управляющим у налогового органа сведения являются производными от сведений, которыми располагают государственные органы, уполномоченные на совершение регистрационных.

В связи с выполнением полномочий по контролю за полнотой и своевременностью уплаты имущественных налогов территориальные налоговые органы располагают сведениями о наличии зарегистрированных объектов налогообложения - транспортных средств, объектов недвижимости и земельных участков.

Таким образом, функция налогового органа по предъявлению требований к юридическим и физическим лицам по уплате транспортного налога или налога на имущество не определяет его полномочия по учету и контролю за имуществом налогоплательщиков, совершение ими сделок с таким имуществом, а лишь фиксирует обязанность налогоплательщика уплатить установленный законом налог.

Следовательно, поскольку в обязанности налоговых органов не входит регистрация транспортных средств и объектов недвижимости, они не являются первоисточником информации о правах на данные объекты и не могут нести ответственность за непредставление таких сведений.

В отношении сведений о юридических лицах, в которых гражданин является учредителем или руководителем, налоговые органы считают, что из положений ст.20.3 и абз.5 п.7 ст.213.9 Закона о банкротстве следует, что перечень информации, которую финансовый управляющий имеет право получать от граждан, юридических лиц, от государственных органов, органов местного самоуправления, является исчерпывающим и касается только гражданина-должника, информация в отношении третьих лиц (в том числе об организациях, руководителем или учредителем которых является должник) в указанном перечне отсутствует.

При этом в соответствии с п.п.1, 2 ст.6 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона № 129-ФЗ) содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен абз.2 п.1 ст.6 Закона № 129-ФЗ.

Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются в виде: выписки из соответствующего государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Форма и порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, действующим законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность регистрирующего органа при предоставлении информации проводить какие-либо выборки и извлечения сведений, информация предоставляется строго о конкретном юридическом лице, данная информация не могла быть предоставлена инспекцией.

Инспекция также не является уполномоченным органом по контролю и надзору за ведением банковских операций (открытию/закрытию счетов физических лиц в кредитных организациях). Данные вопросы входят в компетенцию соответствующих кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Уполномоченным органом по вопросам государственного пенсионного обеспечения (получателя и размера пенсии, начисленных страховых взносов, мест работы) является Пенсионный фонд РФ и его региональные отделения. Кроме того, финансовый управляющий не указал в запросе, за какой период запрашиваются сведения о суммах начисленных страховых взносов; также в запросе отсутствовала ссылка на сведения формы 2-НДФЛ.

Налоговый орган указал, что в силу положений п.9 ст.213.9 Закона о банкротстве данная информация сначала должна быть запрошена у самого должника, а при неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого арбитражный суд в установленном процессуальным законодательством порядке выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки. При этом данные запросы должны быть адресованы органам и организациям, являющимся первичными источниками запрашиваемой информации, а не налоговому органу.

Следовательно, ответом Инспекции права и законные интересы финансового управляющего нарушены не были, поскольку он не лишен возможности реализовать принадлежащие ему права иным способом.

Согласно абз.10 п.1 ст.20.3 Закона о банкротстве физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, финансовый управляющий Малыгиной Е.С.. Кручинин М.В. направила почтой в ИФНС по Октябрьскому району г.Самары -запрос от 20.07.2020 б/н о предоставлении сведений:

- об открытых/закрытых счетах и банковских картах у Малыгиной Е.С.;

- об участии Малыгиной Е.С. в качестве учредителей/участников юридических лиц (дочерних, зависимых);

-сведения об ИНН в отношении Малыгиной Е.С.;

- справки 2 – НДФЛ, 3 - НДФЛ в отношении Малыгиной Е.С. за период с 2017 по 2020.

Рассмотрев указанный запрос, инспекция 22.07.2020 направила в адрес финансового управляющего Кручининой М.В. ответ, в котором отказала в предоставлении указанных сведений, указав, что запрошенные сведения составляют налоговую тайну в соответствии со ст.102 НК РФ.

Суд считает необоснованной правовую позицию инспекции о том, что любые полученные налоговым органом сведения составляют налоговую тайну и не могут быть предоставлены финансовому управляющему.

Согласно ст.2 Закона о банкротстве финансовый управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина.

Права и обязанности финансового управляющего направлены на достижение цели процедуры реализации имущества гражданина - соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

В целях реализации указанной цели статьей 20.3 Закона о банкротстве установлены права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве.

Пунктом 1 статьи 20.3 Закона предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право запрашивать необходимые сведения о должнике, о лицах, входящих в состав органов управления должника, о контролирующих лицах, о принадлежащем им имуществе (в том числе имущественных правах), о контрагентах и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая сведения, составляющие служебную, коммерческую и банковскую тайну.

Согласно абзацу 5 пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе получать информацию об имуществе гражданина, а также о счетах и вкладах (депозитах) гражданина, в том числе по банковским картам, об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств от граждан и юридических лиц (включая кредитные организации), от органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с абзацем 1 пункта 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан предоставлять финансовому управляющему по его требованию любые сведения о составе своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств, кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом.

При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в арбитражный суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке арбитражный суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.

Согласно абз.10 п.1 ст.20.3 Закона о банкротстве физические лица, юридические лица, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.

Суд полагает, что предусмотренная пунктом 9 статьи 213.9 закона о банкротстве обязанность гражданина по предоставлению финансовому управляющему сведений не исключает права арбитражного (финансового) управляющего запрашивать необходимые сведения о гражданине у государственных органов, располагающими такими сведениями, на основании пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве, в том числе в целях проверки уже предоставленных гражданином сведений. Положения п.9 ст.213.9 Закона не устанавливают иной порядок получения финансовым управляющим сведений о должнике, принадлежащем ему имуществе, у иных лиц, отличный от того, который предусмотрен в пункте 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве.

Данному праву корреспондирует обязанность арбитражного управляющего по сохранению полученных им сведений, составляющих охраняемую законом тайну.

Таким образом, положения п.7 ст.213.9 Закона о банкротстве являются специальными по отношению к положениям статьи 102 НК РФ и применяются преимущественно перед общей нормой ст.102 НК РФ.

Сведения о доходах должника Малыгиной Е.Н., имеют прямое отношение к главной цели процедуры реализации имущества гражданина - соразмерное удовлетворение требований кредиторов. Доходы должника относятся к его имуществу, и в силу абзацу 5 пункта 7 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий вправе получить эту информацию у налогового органа, в обязанности которого входит контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей (п.1 ст.30 НК РФ).

Таким образом, сведения, запрошенные финансовым управляющим должны быть представлены налоговым органом.

В соответствии со ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны (ч.1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей относятся на налоговый орган.

Руководствуясь ст.ст.110,167-170,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Инспекции ФНС России по Октябрьскому району №08-016/13771@ от 22.07.2019 в предоставлении сведений финансовому управляющему Кручининой Марины Владимировны в отношении отрытых/закрытых счетов Малыгиной Е.С., сведения 2-НДФЛ и 3-НДФЛ в отношении Малыгиной Е.С. за период с 2017 по настоящее время.

Обязать Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Самары в пользу финансового управляющего Кручининой Марины Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

В.В. Мехедова