АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15 | ||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ г. Самара | ||||||
ноября 2023 года | Дело № | А55-19295/2023 | ||||
Резолютивная часть решения объявлена 21 ноября 2023 года. Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2023 года. Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Черномырдиной Е.В. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рябовым В.И., | ||||||
рассмотрев в судебном заседании ноября 2023 года дело по заявлению | ||||||
Бережнова Ильи Дмитриевича к Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области к Межрайонной ИФНС России №24 по Самарской области при участии в деле третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя: уполномоченного по правам предпринимателей в Самарской области, Романова Дмитрия Владимировича на стороне заинтересованных лиц: УФНС России по Самарской области, Межрайонной инспекцию федеральной налоговой службы №15 по Самарской области о признании | ||||||
при участии в заседании: | ||||||
от заявителя – Орешин П.Ю., доверенность от 04.08.2023, от заинтересованных лиц – Коннова Е.Н., доверенности от 31.05.2023, от 02.08.2023, от УФНС России по Самарской области –Баграмян Т.Б., доверенность от 19.06.2023, | ||||||
от Романова Д.В. – Романов Д.В., лично, паспорт УСТАНОВИЛ: Участник общества с ограниченной ответственностью «ТРЕК ПЛЮС» Бережнов Илья Дмитриевич обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом принятых судом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ, в котором просит: 1.Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области по внесению сведений об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Общества с ограниченной ответственностью «ТРЕК ПЛЮС». 2. Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №24 по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения записи о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «ТРЕК ПЛЮС» из Единого государственного реестра юридических лиц. В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении. В судебном заседании представитель заинтересованных лиц требования не признал. Межрайонная ИФНС России №24 по Самарской области представила отзыв на заявление, в котором возражала против его удовлетворения, указав на правомерность оспариваемых действий и необоснованность доводов заявителя. В судебном заседании представитель УФНС России по Самарской области возражал против удовлетворения требований. В судебное заседание представитель МИФНС России №15 по Самарской области не явился, о месте и времени которого извещен надлежащим образом. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Романов Дмитрий Владимирович, который просит заявленные требований удовлетворить. Исследовав материалы дела, оценив в совокупности в соответствии со ст.ст. 71, 168, 200 имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявление подлежащим удовлетворению. Как следует из материалов дела, согласно сведениям ЕГРЮЛ ООО «ТРЕК ПЛЮС» состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области, адресом юридического лица является адрес: 445137, Самарская обл., Ставропольский р-н, с. Ташелка, ул. Заречная, д. 41. Пунктом 4 Оснований и Порядка установлено, что основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Так, 29.07.2021 (вх. № 10235А) в Инспекцию от Скрябиной Н.Н., являющейся собственником жилого дома по адресу - Самарская обл., Ставропольский р-н Ташелка, ул. Заречная, д. 41, поступило заявление по форме №Р34002 о недостоверности имеющихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении адреса места нахождения ООО «ТРЕК ПЛЮС». Соответствующая информация содержится в Журнале работы с недостоверными сведениями программного продукта АИС Налог-3. Инспекцией, в рамках соблюдения процедуры, установленной п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, п. 18 Оснований и Порядка, в адрес ООО «ТРЕК ПЛЮС», а также в адрес руководителя Романова Д.В. и единственного учредителя (участника) юридического лица Бережнова И.Д. заказными письмами направлены уведомления от 05.08.2021 № 791 года о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица. На официальном сайте АО «Почта России» содержится информация за штриховыми почтовыми идентификаторами (ШПИ) 44312361055358, 44312361055365, 44312361055372 о вручении заказных писем, направленных по адресу места нахождения «ТРЕК ПЛЮС», а также по адресу руководителя Романова Д.В. и единственного учредителя (участника) юридического лица Бережнова И.Д. При этом на момент внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, информация и документы, подтверждающие достоверность сведений о юридическом лице, в ответ на уведомление от 05.08.2021 № 791 в рамках процедуры, установленной п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ, в регистрирующий орган не поступали. Вместе с тем, 19.08.2021 (вх. № 13605А) в отношении ООО «ТРЕК ПЛЮС» в регистрирующий орган в электронном виде через сайт ФНС России (номер заявки - U 021081915042731) поступил пакет документов, предусмотренный п. 1 ст. 17 Закона № 129-ФЗ, и содержащий, в том числе, заявление по форме №Р13014. Представленным на государственную регистрацию заявлением по форме №Р13014 вносятся изменения в сведения о месте нахождения и адресе ООО «ТРЕК ПЛЮС». В разделе 1 листа Б представленного заявления в качестве места нахождения юридического лица указан адрес - Самарская обл., Тольятти т.о., Тольятти г.; в разделе 2 указанного листа указан адрес юридического лица в пределах места нахождения - 445030,Самарская обл., Тольятти т.о., Тольятти г., 70 лет Октября ул., д. 15, кВ. 35. Указанные документы рассмотрены в установленном Законом № 129-ФЗ порядке, 26.08.2021 регистрирующим органом на основании пп. «а», «х», «ц» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ принято решение об отказе в государственной регистрации. Таким образом, в связи с отсутствием доказательств того, что адрес ООО «ТРЕК ПЛЮС» достоверный, по истечении установленного законом срока, регистрирующим органом внесена в ЕГРЮЛ запись 10.09.2021 за ГРН 2226300270568 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. В связи с тем, что с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе ООО «ТРЕК ПЛЮС», то есть с 10.09.2021, запись о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, не обжаловалась, иные документы, содержащие достоверные сведения, на государственную регистрацию не представлялись, в отношении данного юридического лица инициирована процедура исключения из ЕГРЮЛ на основании пп. «б» п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. 23.03.2022 Инспекцией внесена в ЕГРЮЛ запись за ГРН 2226300270568 о принятии регистрирующим органом решения от 21.03.2022 №3181 о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности). В соответствии с п. 3 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 2 №11(881) от 23.03.2022/4074 размещено сообщение о принятии регистрирующим органом решения от 21.03.2022 № 3181 о предстоящем исключении ООО «ТРЕК ПЛЮС» из ЕГРЮЛ. По истечении срока, установленного п. 4 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ, и в связи с отсутствием заявлений заинтересованных лиц, выступающих против исключения недействующего юридического лица, в отношении ООО «ТРЕК ПЛЮС» в ЕГРЮЛ регистрирующим органом внесена запись 14.07.2022 за ГРН 2226300699216 об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверность. Заявитель обращался в Управление ФНС по Самарской области с жалобой на действия и решения Межрайонной ФНС №20 по Самарской области. Кроме того, 20.02.2023 Романов Д.В. обращался к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Самарской области с заявлением об оказании содействия в устранении налоговым органом допущенного нарушения закона и восстановления статуса ООО «ТРЕК ПЛЮС» как действующего. Решением УФНС России по Самарской области от 30.03.2023 № 20-16/10459@ жалоба оставлена без удовлетворения. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд с настоящими требованиями. Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности . В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2021 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении, а в случае, указанном в пункте 3.1 настоящей статьи, со дня направления уведомления. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается (пункт 4 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ). Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ применяется также в случае наличия в названном реестре сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Таким образом, из анализа положений статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ следует, что исключение юридического лица из ЕГРЮЛ является правом регистрирующего органа; наличие совокупности признаков, изложенных в пункте 1 и подпункте "б" пункта 5 статьи 21.1 указанного закона не влечет безусловное (обязательное) исключение из реестра лиц, поскольку применение указанных норм права не должно способствовать недобросовестному поведению, в том числе преследующему цель освобождения от последствий, предусмотренных гражданским законодательством об обязательствах. В случае отсутствия возражений заинтересованных лиц презюмируется, что организация является недействующей, в связи с чем запись о ней подлежит исключению из реестра. Между тем исключение данных лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. В связи с этим, исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о предстоящем исключении, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается. Согласно статье 4 указанного закона Единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе достоверности информации и своевременности ее предоставления. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 06.12.2011 № 26-П, в определениях от 17.01.2012 № 143-О-О и от 17.06.2013 № 994-О, такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), поддержание доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота. В соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Отделсервис» решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3, 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением. Так, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления; заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении ; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке. Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда. В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона № 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Закрепленное Конституцией Российской Федерации право каждого на судебную защиту (статья 46) выступает гарантией реализации всех других конституционных прав и свобод, носит универсальный характер и, в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, ограничению не подлежит. Из системного толкования указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что наличие предусмотренных в статье 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ условий для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ само по себе не может являться безусловным основанием для принятия такого решения, которое может быть принято только при фактическом прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Указанная правовая позиция изложена в пункте 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного 30.06.2021 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации. Между тем, материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что 01.01.2020 между индивидуальным предпринимателем Скирда А.В. и ООО «ТРЕК ПЛЮС» заключены договоры №01-05/20, №02-28/20, №02-27/20 о предоставлении в аренду помещений; 01.12.2021 между ООО «Золото Дисконт» (после заключения договора арендодатель изменил свое наименование на ООО «Регион 63» (информационное письмо прилагается)) и ООО «ТРЕК ПЛЮС» были заключены договоры аренды нежилых помещений №02-29/21 и №02-30/21, находящихся в собственности ООО «Золото Дисконт», согласно которому ООО «Золото Дисконт» в аренду на праве временного владения и пользования предоставлено ООО «ТРЕК ПЛЮС» следующие помещения: - комн. №219, №220 общей площадью 36.4 и 37,8 кв.м. соответственно, расположенные на 2 этаже здания по адресу: г. Тольятти, ул. Новозаводская, д. 2, для использования в качестве оптовой торговли и складского помещения, а арендатор обязуется использовать данный объект по назначению и оплачивать арендодателю арендную плату в размере и сроки, указанные в п. 5.1., п. 5.2. договора. Кроме того, ООО «ТРЕК ПЛЮС» для ведения уставной деятельности (оптовая и розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями) заключены договоры на предоставление торгового места на специализированном рынке ООО «УК Рынок-Ставр» - договор №151 от 01.01.2021, договор №151/1 от 01.04.2022, договор №869 от 01.01.2021 г., №869/2 от 01.05.2021 ООО «ТРЕК ПЛЮС» в указанный период активно совершало сделки купли-продажи запасных частей к автомобилям, применяя, в том числе, в трех торговых местах на специализированном рынке ООО «УК Рынок-Ставр» зарегистрированные на общество контрольно-кассовые аппараты (ККМ) в виде онлайн-кассы - устройства, которое передает информацию о каждой продаже в налоговую в режиме реального времени, и печатает чек дляклиента. ООО «ТРЕК ПЛЮС» в указанный период предоставляло отчетность (налоговые Директор предприятия и бухгалтер постоянно поддерживали связь с налоговым органом, получали необходимую корреспонденцию, отвечали на нее. Директор предприятия являлся на вызовы в налоговый орган, что подтверждается соответствующим протоколом допроса (протокол допроса свидетеля прилагается от 22.10.2021). ООО «ТРЕК ПЛЮС» предпринимало действия по изменению адреса юридического лица, представив в налоговый орган документы. Однако, налоговым органом было отказано в государственной регистрации таких изменений (решение налогового органа 13605А от 19.08.2021). Кроме того, на момент совершения регистрирующим органом оспариваемых действий в период, предшествовавший исключению из ЕГРЮЛ, у общества имелась непогашенная дебиторская задолженность, о чем свидетельствует претензия ООО «Регион 63 01.06.2023 и Почты России от 28.03.2023. Прекращение правоспособности юридического лица в административном порядке на основании ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ при наличии неисполненных обязательств, размер которых в судебном порядке не установлен, и отсутствии доказательств фактического прекращения деятельности общества нарушает права заявителя и третьих лиц, поскольку препятствует разрешению вопросов об удовлетворении имущественных требований по обязательствам юридического лица. По мнению суда, данные обстоятельства свидетельствует о том, что на момент исключения из ЕГРЮЛ Общество не являлось организацией, фактически прекратившей предпринимательскую деятельность, поскольку активно функционировало. Следовательно, действия инспекции в рассматриваемом случае по внесению в ЕГРЮЛ сведений об исключении Общества с ограниченной ответственностью «ТРЕК ПЛЮС» суд признает незаконными, нарушающими права и интересы заявителя, в связи с чем они подлежат признанию незаконными. С учетом совокупности всех установленных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для удовлетворения заявленного требования о признании незаконными действий по внесению сведений об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Общества с ограниченной ответственностью «ТРЕК ПЛЮС». На основании ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат взысканию с Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области в пользу Бережнова Ильи Дмитриевича. | ||||||
Руководствуясь ст. ст.110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд | ||||||
Р Е Ш И Л: | ||||||
Заявление удовлетворить. Признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области по внесению сведений об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Общества с ограниченной ответственностью «ТРЕК ПЛЮС». Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России №24 по Самарской области по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем исключения записи о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «ТРЕК ПЛЮС» из Единого государственного реестра юридических лиц. Взыскать с Межрайонной ИФНС России №20 по Самарской области в пользу Бережнова Ильи Дмитриевича расходы по оплате государственной пошлине в сумме 300 руб. | ||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | ||||||
Судья | / | Е.В. Черномырдина | ||||