АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
03 июля 2009 года
Дело №А55-9465/2009
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2009 года
Решение изготовлено в полном объёме 03 июля 2009 года
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анаевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании 26 июня 2009 года дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "ДСТС Страхование", г. Самара
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары
о признании незаконным уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО1, доверенность от 12.05.2009 года;
от заинтересованного лица - представитель ФИО2, доверенность от 24.02.2009 года;
Установил:
Заявитель- общество с ограниченной ответственностью "ДСТС Страхование" - обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары от 11.02.2009 г. №298 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Заявитель на основании ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) представил заявление об изменении предмета заявленных требований, в соответствии с которым просит признать уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары от 11.02.2009 г. №298 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения незаконным (л.д. 48).
На основании ст. 49 АПК РФ данные изменения приняты арбитражным судом протокольным определением от26.06.2009г. (л.д. 52).
Заинтересованное лицо – Инспекция Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Самары (далее – ИФНС по Октябрьскому району г. Самары, налоговый орган) – заявленные требования не признаёт, ссылаясь в отзыве на то, что Общество в представленном заявлении о государственной регистрации указало вспомогательную деятельность в сфере страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. Заявленная юридическим лицом деятельность противоречит требованиям действующего законодательства (л.д. 17-18).
Исследовав и оценив доказательства по делу, оценив доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в подтверждение заявленных требований и возражений, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела ООО "ДСТС Страхование" зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц 22.01.2009 г., о чем выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица (л.д.12), свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д. 13).
16.01.2009 года ООО "ДСТС Страхование" обратился в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощённую систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов» (л.д. 42).
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары уведомлением №243/1210/2855/21301 от 28.11.2008 г. уведомило заявителя о невозможности применения с 20.06.2008 г. упрощённой системы налогообложения, так как заявитель является страховщиком (л.д. 9).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) страховщики не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон № 4015-1).
Согласно статье 6 Закона № 4015-1 страховщиками признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном вышеуказанным Законом порядке.
Статьей 8 Закона № 4015-1 установлено, что страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров. При этом страховыми агентами признаются постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. В соответствии со статьей 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
Таким образом, деятельность, осуществляемая страховыми агентами и страховыми брокерами на основе заключенных со страховщиками (перестраховщиками, страхователями) договоров поручения, агентских и иных аналогичных договоров, следует рассматривать в качестве вспомогательной деятельности в сфере страхового дела, а самих страховых агентов и страховых брокеров - в качестве посредников (доверенных лиц) в правоотношениях между страховщиками (перестраховщиками) и страхователями.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ДСТС Страхование" не является страховщиком, а оказывает услуги в качестве страхового агента.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.06.2009 г. (л.д. 37-40), в которой указано, что основным видом деятельности общества является вспомогательная деятельность в сфере страхования и негосударственного пенсионного обеспечения; агентскими договорами между заявителем, выступающего в качестве агента и принципалами (л.д. 19-36)
Как следует из общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред.1) (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 06 ноября 2001 г. №454-ст) к видам вспомогательной деятельности в сфере страхования и негосударственного пенсионного обеспечения относится и деятельность страховых агентов.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то обстоятельство, что вспомогательная деятельность в сфере страхового дела главой 26.2 Кодекса не отнесена к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, страховые агенты, действующие от имени и по поручению страховщиков, а также страховые брокеры, действующие в интересах и по поручению страховщиков (перестраховщиков, страхователей), вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на общих с другими налогоплательщиками основаниях.
Как видно из материалов дела, Общество выполнило предусмотренное пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ условие перехода на упрощенную систему налогообложения, не является страховщиком и соответственного на него не распространяются ограничения, установленные ч. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу приведенных выше норм Налогового кодекса Российской Федерации действия Общества соответствуют закону и, следовательно, ООО «ДСТС Страхование» вправе с момента регистрации и постановки его на налоговый учет (22.01.2009 года) применять упрощённую систему налогообложения.
Таким образом, оспариваемое уведомление ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары о невозможности применения упрощенной системы налогообложения не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений государственных органов должно содержаться указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность соответствующих государственных органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
На основании статьи 102, части 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы по государственной пошлине следует отнести на налоговый орган. Однако в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков от уплаты госпошлины освобождаются. В связи с этим расходы по государственной пошлине взысканию в доход федерального бюджета с заинтересованного лица не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167-170, 176, 180-182, 198-201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
Заявление удовлетворить.
Признать незаконным Уведомление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары от 11 февраля 2009 года № 298 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Обязать Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Самары устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем признания права общества с ограниченной ответственностью "ДСТС Страхование", г. Самара, на применение упрощенной системы налогообложения.
2. Выдать обществу с ограниченной ответственностью "ДСТС Страхование", г. Самара (ИНН <***>, ОГРН <***>, 443080, Самарская область, Самара, Революционная, 70, литер 3, офис 404) справку на возврат из федерального бюджета уплаченной при подаче заявления государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Мешкова О.В.