НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 25.10.2022 № А55-15472/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15

http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

октября 2022 года

Дело №

А55-15472/2022

Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 25 октября 2022 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Матюхиной Т.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пестовой М.И.

рассмотрев в судебном заседании 25 октября 2022 года дело, возбужденное по исковому заявлению

Анненкова Павла Викторовича, г.Самара, ул. 3-й Проезд, 50 А, кв. 186

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области, г.Самара

об оспаривании,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Октябрьского внутригородского района г.Самары, УФНС России по Самарской области

при участии:

от заявителя – Анненков П.В., паспорт

от МИ ФНС №20 – Керенских Н.А., по доверенности от 30.05.2022

иные лица не явились, извещены

Установил:

Анненков Павел Викторович (далее – заявитель, Анненков П.В.) обратился в арбитражный суд с заявлением, согласно которого просит:

- Признать решение об отказе в государственной регистрации №12248А от 06.04.2021, вынесенное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области недействительным;

- Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области устранить допущенные нарушения и законных интересов путем регистрации юридического лица ООО «Профетис» с даты судебного решения;

- Взыскать в пользу Анненкова П.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены – Администрация Октябрьского внутригородского района г.Самары, УФНС России по Самарской области (далее – Управление).

Заявитель требования поддерживает, с учётом доводов, изложенных взаявлении.

Представители Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №20 по Самарской области (далее - МИ ФНС № 20, Инспекция, регистрирующий орган) и Управления в пояснениях, данных в судебном заседаниии в отзывах заявленные требования считают необоснованными.

Третье лицо - Администрация Октябрьского внутригородского района г.Самары, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте которого извещена в соответствии со ст. 123 АПК РФ, отзыв на заявление не представила.

Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя Администрации внутригородского района г.Самары по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом 01.04.2022 Григорян Б.Н., временно исполняющей обязанности нотариуса Шейфер А.М. в Инспекцию, в электронном виде представлен пакет документов для государственной регистрации при создании юридического лица в отношении ООО «ПРОФЕТИС».

Рассмотрев представленные для государственной регистрации документы, Инспекцией принято решение от 06.04.2021 №12248А об отказе в государственной регистрации в отношении ООО «ПРОФЕТИС». на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон № 129-ФЗ), а именно: наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ.

Не согласившись с решением Инспекции, заявитель обратился в Управление с жалобой. В результате рассмотрения доводов заявителя, Управлением было принято решение от 17.02.2022 № 20-15/16388@ об оставлении жалобы без удовлетворения.

Полагая, что решение от 06.04.2021 №12248А об отказе в государственной регистрации не содержит правовых оснований для отказа, не мотивированно, противоречит фактическим обстоятельствам, заявитель обратился  суд с рассматриваемым заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

Статьей 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом № 129-ФЗ.

Согласно статье 1 названного Закона под государственной регистрацией юридических лиц понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ, в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений (пункт 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ). Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и, как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Закона № 129-ФЗ).

Перечень документов, подлежащих представлению в регистрирующий орган при государственной регистрации создаваемого юридического лица, определен ст. 12 Закона №129-ФЗ.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ).

Из пунктов 1.2, 4.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ следует, что необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (пункт 1.2). Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1).

Подпунктом "р" пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ.

Заполнение заявлений производится в соответствии с Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств", которым утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.

Также, вышеуказанным Приказом утверждена форма № Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании".

Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ, пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона №129-ФЗ в ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

В силу п. 14 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, указание в форме заявления сведений о месте нахождения и адресе юридического лица осуществляется в структурированном виде в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре, путем заполнения соответствующих показателей до последнего отождествленного элемента. Кроме того, вышеуказанные Требования предусматривают обязательное указание сведений о месте нахождения до объекта адресации «Здание/сооружение» в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре и не противоречащими ФИАС.

Кроме того, вышеуказанные Требования предусматривают обязательное указание сведений о месте нахождения до объекта адресации «Здание/сооружение» в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре и не противоречащими ФИАС.

В рассматриваемом случае отказ в государственной регистрации юридического лица был обусловлен нарушением вышеуказанных Требований при заполнении заявления по форме № Р11001, а именно раздела 3 «Место нахождения юридического лица», а также раздела 4 «Адрес 3 юридического лица в пределах места нахождения юридического лица».

Федеральный закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ "О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

В пункте 1 статьи 2 названного Закона определено, что адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать

Ведение государственного адресного реестра, эксплуатация федеральной информационной адресной системы, использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе следующих принципов: 1) единство правил присвоения адресов объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, элементам планировочной структуры, изменения таких адресов и наименований, их аннулирования; 2) обеспечение достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах; 3) открытость содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах (статья 3 Закона N 443-ФЗ).

В части 2 статьи 8 Закона N 443-ФЗ указано, что  содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что содержащиеся в ФИАС сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, в том числе при предоставлении государственных услуг. Эксплуатация ФИАС, использование содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах осуществляются на основе принципов, прежде всего единства правил присвоения адресов объектам адресации и наименований элементам улично-дорожной сети, обеспечения достоверности, полноты и актуальности, доступности и открытости, содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой, в том числе в форме открытых данных. Федеральная адресная система доступна пользователям сети Интернет.

Судом установлено, что в ФИАС имеется запись о присвоении объекту недвижимости с кадастровым номером 63:01:0629001:1164 следующего адреса: Самарская обл., г. о. Самара, Красноглинский вн. р-н, г. Самара, пр-д 3-й, д. 50А, кв. 186, указание на Октябрьский вн. р-н. на территории Самарской области, элемент с наименованием: обл. Самарская, г. о. Самара, вн. р-н Октябрьский, г. Самара, пр-д 3-й, д. 50А, отсутствует.

Таким образом, в разделе 4 (стр. 003) заявления по форме №Р11001 указан адрес места нахождения юридического лица: обл. Самарская, г. о. Самара, вн. р-н Октябрьский, г. Самара, пр-д 3-й, д. 50А, кв. 186 в нарушение вышеуказанного пункта Требований.

В случае несоответствия структуры адреса сведениям, содержащимся в федеральной информационной адресной системе, автоматическая обработка и внесение данных в ЕГРЮЛ становится невозможной.

Вышеизложенное свидетельствует о наличии в рассматриваемом случае правовых оснований для принятия решения об отказе в государственной регистрации юридического лица по причине наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ.

Довод заявителя о возложении регистрирующим органом ответственности на заявителя за размещение сведений в государственном адресном реестре отклоняются судом, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Закона N 443-ФЗ закрепил существование ФИАС и определил полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области отношений, возникающих в связи с ведением государственного адресного реестра, эксплуатацией федеральной информационной адресной системы, использованием содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах. Данная система является единым федеральным ресурсом, который используется всеми органами исполнительной власти.

На основании п. 3 ст. 5 Закона № 443-ФЗ органы местного самоуправления присваивают, изменяют адреса объектам, аннулируют их. Ответственность за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах несет орган местного самоуправления или орган государственной власти, разместивший такие сведения.

Согласно Правилам присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 № 1221, присвоение объектам адресации адресов и аннулированием таких адресов осуществляется органами местного самоуправления по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.

Соответственно вся информация об адресных объектах вносится в автоматическом режиме, без участия регистрирующего органа.

Регистрирующий орган в рамках своей компетенции не несет ответственности за изменения в сведения об адресообразующих элементах и не владеет информацией о ее достоверности, и является пользователем информации, размещенной в ФИАС.

Довод заявителя об указании адреса в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0629001:1164 по адресу: 443045, Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Проезд 3-й, д. 50А, кв. 186, отклоняется судом по следующим основаниям.

Как установлено судом в соответствии с приложенной к пакету документов для государственной регистрации за вх. № 12248А выпиской, местоположением объекта права, которому присвоен кадастровый номер 63:01:0629001:1164, является Самарская обл., г. Самара, Октябрьский район, Третий проезд, д. 50А, кв. 186.

Вместе с тем, согласно данным ФИАС, объекту недвижимости с кадастровым номером 63:01:0629001:1164 присвоен следующий адрес: Самарская обл., г. о. Самара, Красноглинский вн. р-н, г. Самара, пр-д 3-й, д. 50А, кв. 186, то есть в Государственном адресном реестре отсутствует указание на Октябрьский вн. р-н.

Как следует из информации, размещенной в ФИАС, изменения в части внутригородского района внесены в Государственный адресный реестр с 07.09.2021 г.

Выписка из ЕГРН, приложенная заявителем к исковому заявлению, содержит в себе только раздел «Местоположение», что не является тождественным сведениям об адресе.

Таким образом, сведения об адресе юридического лица, содержащиеся в представленном заявлении по форме № Р11001 и выписке, противоречат актуальным данным Государственного адресного реестра.

Вместе с тем примененный заявителем подход позволил бы на основании неактуальных данных/документов определять указание в заявлении такого элемента адреса, как внутригородской район, отличного от содержащегося в ФИАС. Такой подход противоречит принципам единства, достоверности адресных сведений, а также достоверности федеральных информационных ресурсов, к которым относится ЕГРЮЛ. Ситуация, когда в разных районах области могут находиться населенные пункты с одинаковыми наименованиями, не исключена.

Как указано судом ранее, содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой, в том числе в форме открытых данных. Федеральная адресная система доступна пользователям сети Интернет. Материалами дела не подтверждается, что у заявителя имелись препятствия к тому, чтобы воспользоваться информацией, содержащейся в ФИАС.

Аналогичные выводы содержат Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12.02.2016 N 02АП-11593/2015 по делу N А82-9561/2015, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2018 N 15АП-10507/2018 по делу N А32-619/2018.

Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания принятого регистрирующим органом решения №12248А от 06.04.2021 незаконным, что является основанием для отказа в удовлетворении заявления о признании его недействительным.

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд.

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Т.М. Матюхина