НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 25.05.2015 № А55-13822/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2015 года

Дело №

А55-13822/2014

Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2015 года

Решение в полном объеме изготовлено  01 июня 2015 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Мехедовой В.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абрамовой О.И.

рассмотрев в судебном заседании  19 - 25 мая 2015 года, в котором был объявлен перерыв согласно ст.163 АПК РФ, дело по заявлению

Открытого акционерного общества Банк "ПРИОРИТЕТ", 443086, г. Самара, Самарская область, ул. Ерошевского, д. 3

к  Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары, 443013, Самара, Самарская область, Мичурина, 21в
с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления ФНС России по Самарской области

о признании незаконным решения № 16-15/5 от 04.04.2014г.

при участии в заседании:

от  заявителя - Емелин Д.С. по доверенности от 06.11.2014г., после перерыва Калмыкова А.А. по доверенности от 23.03.2015г.;

от заинтересованного лица - Иовлева А.С., доверенность № 04-21/14017 от 16.04.2015; Корольчук С.А., доверенность № 04-21/1371 от 26.01.2015;

от третьего лица - Исаев И.М., доверенность № 12-22/0040 от 11.11.2014;  

установил:

     Заявитель - Открытое акционерное общество Банк "ПРИОРИТЕТ"обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары № 16-15/5 от 04.04.2014г.

     Решением от 21.10.2014г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.

     Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

     Арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 11 марта 2015 года отменил решение Арбитражного суда Самарской области от 21.10.2014г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014г. в части эпизода, связанного с включением ОАО Банк «Приоритет» в состав внереализационных расходов за 2010 и 2011 годы суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, сформированных соответственно в 2011 и 2012 годах и определенных ОАО Банк «Приоритет» в качестве событий после отчетной даты.

    Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнительных пояснениях.

    Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

     Третье лицо просит отказать в удовлетворении заявления и поддерживает позицию заинтересованного лица.

     Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

     Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Самары проведена выездная налоговая проверка соблюдения налогового законодательства в отношении ОАО «Банк «Приоритет» за период с 01.01.2010 по 31.12.2012г.

    По результатам проверки вынесено Решение от 04.04.2014г. №16-15/5 о привлечении ОАО «Банк «Приоритет» к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому установлена неуплата налога на прибыль организаций в сумме 4 849 687руб., налога на добавленную стоимость в сумме 1050руб., начислены к уплате штрафные санкции, предусмотренные ст.122 НК РФ в общей сумме 738 694руб. и начислены пени в общей сумме 4 850 737руб. Кроме того, заявителю предложено уменьшить убытки, учитываемые в целях налогообложения прибыли за 2010 год на 18 191 911руб.

     Решением УФНС России по Самарской области от 16.06.2014г. №03-15/14369@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а Решение от 04.04.2014г. №16-15/5 без изменения.

     Заявитель с учетом, Постановления  Арбитражного суда Поволжского округа от 11 марта 2015 года, оспаривает Решение от 04.04.2014г. №16-15/5 в части эпизода, связанного с включением внереализационных расходов за 2010 и 2011 годы суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, сформированных соответственно в 2011 и 2012 годах и определенных Банком в качестве событий после отчетной даты, ссылаясь на отсутствие нарушений по расчету начисленной суммы резервов в составе расходов и занижения налоговой базы по налогу на прибыль.

     Суд, с учетом указаний, изложенных в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции, считает доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.

     Из материалов налоговой проверки следует, что в налоговом периоде 2011 год (02 марта 2011) и 2012 ( 11 мая 2011 год) Банк дополнительно сформировал резервы на возможные потери по ссудам и приравненной к ней задолженности на общую сумму 2011 - 20 972 000 руб.; 2012 - 18 464 000 руб.

     Данные резервы были учтены в бухгалтерском учете за 2010 и 2011 год как корректирующее событие после отчетной даты. При этом в целях налогового учета созданная сумма резерва была отражена Банком в 2010 году в размере 20 972 000 руб. и в 2011 -18 464 000 руб.

     Внереализационные расходы 2010 года были увеличены на сумму дополнительно созданных резервов в размере 20 972 000 руб. При этом, величина расходов (по дополнительно созданным резервам) практически эквивалентна налоговой базе по налогу на прибыль за 2010 год (18 191 911 руб.). Тем более что в данном периоде после досоздания резерва у заявителя сформировался убыток, что в свою очередь повлекло занижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в 2011 года тем самым, повлекшего потери бюджета.

     Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 2 пункта 7 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации  датой осуществления расходов в виде сумм отчислений в резервы признается дата начисления в соответствии с требованиями главы 25 Кодекса.

     Пунктом 2 статьи 292 НК РФ предусмотрено, что суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные с учетом положений пункта 1 статьи 292 НК РФ, включаются в состав внереализационных расходов в течение отчетного (налогового) периода. Следовательно, резервы по ссудной и приравненной задолженности могут быть включены в состав расходов только в том отчетном (налоговом) периоде в котором они были созданы.

      В связи с чем, налоговым органом был сделан вывод, что в нарушение подпункта 2 пункта 7 статьи 272, пункта 2 статьи 292 НК РФ банк учел расходы, подлежащие отражению в налоговом периоде 2011 и 2012год (период доформирования резерва), в 2010 и 2011 году, когда указанные резервы еще не были созданы и, следовательно, расходы банком понесены не были.

      Следовательно, ОАО Банк «Приоритет» неправомерно учло в целях налогообложения прибыли за 2010 и 2011 год сумму резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, фактически сформированные в следующем налоговом периоде в размере 2011 - 20 972 000 руб. и 2012 -18 464 000 руб. Кроме того, корректировка величины резерва не может рассматриваться как ошибка исчисления налоговой базы прошлого налогового периода, выявленная в текущем налоговом периоде и является новым обстоятельством, следовательно, должна учитываться в расходах текущего налогового периода.

      Заявитель полагает, что корректирующее событие после отчетной даты может быть также учтено в целях налогообложения налога на прибыль организаций в прошлом налоговом периоде. По мнению заявителя, данный вывод следует из положений нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет в кредитных организациях (Указаниях Банка России №20 8 9-У) «О порядке составления кредитными организациями годового отчета» (далее - Указания). В соответствии пунктом 3.1.2 Указаний: «к корректирующим событиям после отчетной даты могут быть отнесены (уменьшение или увеличение) сумм резервов на возможные потери, сформированных по состоянию на отчетную дату с учетом информации об условиях, существовавших на отчетную дату, и полученной при составлении годового отчета».

     Соответственно, если налогоплательщиком не был своевременно сформирован резерв в 2010 году, он должен отразить этот факт как событие после отчетной даты и откорректировать налоговую отчетность прошлого налогового периода в порядке, предусмотренном статьей 54 НК РФ как ошибку, допущенную при исчислении налоговой базы прошлого налогового периода.

     В соответствии со статьей 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Статьей 4 Федерального закона «О Центральном Банке Российской Федерации» Банк России не наделен полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов.

     Его полномочия ограничены правом утверждения отраслевых стандартов бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения, плана счетов для Банка России и порядок его применения (п.п. 14 статьи 4). В частности, статьей 57 Закона предусмотрено, что Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

     В этой связи, Указания Банка России от 8 октября 2008г. №2089-У «О порядке составления кредитными организациями годового отчета», на которые ссылается банк, являются документом, регламентирующим правила бухгалтерского учета в кредитных организациях в части определения состава и порядка составления ее годового отчета.

     Вопросы налогового учета данный документ не регулирует, следовательно, не может быть применен в настоящем споре. Это прямо вытекает из содержания Указаний, в соответствии с пунктом 3.1.1. которых корректирующие события после отчетной даты подлежат отражению в бухгалтерском учете в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Указания. А также из ненормативных актов Банка России и иных контролирующих органов, представленных в материалы настоящего дела, ни один из которых не затрагивает вопросы налогового учета расходов банка на формирование резервов.

     В соответствии со статьей 331 НК РФ (особенности ведения налогового учета доходов и расходов банков) налогоплательщики-банки ведут налоговый учет доходов и расходов, полученных от (понесенных при) осуществления банковской деятельности, на основании отражения операций и сделок в аналитическом учете в соответствии с установленным настоящей главой порядком признания дохода и расхода.

     Налоговый кодекс Российской Федерации, в частности глава 25, не содержит понятия «событие после отчетной даты» и не позволяет корректировать налоговую отчетность организации по данному основанию.

     В соответствии со статьей 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Согласно статье 314 Кодекса аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями настоящей главы, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

     Данные налогового учета - данные, которые учитываются в разработочных таблицах справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет).

     При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. Следовательно, в целях формирования налоговой базы по налогу на прибыль доходы и расходы должны учитываются в соответствии с порядком установленной главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Правила ведения бухгалтерского учета кредитных организаций, в частности, Указания Банка России от 8 октября 2008г. №2089-У «О порядке составления кредитными организациями годового отчета» в части определения ими порядка отражения события после отчетной даты, иные документы бухгалтерского учета не могут быть использованы в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

      Следовательно, не может быть принят довод заявителя о том, что абзац 2 пункта 1 статьи 292 Кодекса допускает возможность применения правил регулирующих бухгалтерский учет в кредитных организаций для целей налогового учета, поскольку устанавливает, что резервы формируются в с порядком устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации, а именно с «Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности». Ссылка в статье 292 НК РФ на Положения ЦБ РФ о формировании резервов указывает лишь на то, что резерв, сформированный в соответствии с указанным порядком, может быть учтен в целях налогообложения налогом на прибыль по правилам главы 25 Кодекса.

     Законодатель различает такие понятия как «порядок формирования резерва» и «порядок признания резерва для целей налогообложения», в связи с чем, заявитель ошибочно отождествляет данные понятия. Порядок формирования резерва, регулируются положениями банковского законодательства (Положением о порядке формирования резервов). Порядок признания резерва для целей налогообложения, регулируется исключительно положениями налогового законодательства Российской Федерации (статьи 272, 292, иные положения НК РФ).

     Кроме того, в силу прямого указания нормативного акта Банка России (Инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59) доначисление резервов производится на ближайшую отчетную дату, которая в рассматриваемом случае приходится на период 2011 и 2012 года. Однако, в силу положений налогового законодательства банк не имеет права корректировать налоговую отчетность прошлого года. Создав резервы в 2011 и 2012 году он, должен, в силу императивного регулирования статей 272 и 292 Кодекса, отнести в 2011 году к внереализационным расходам разницу между вновь создаваемым резервом и суммой остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. Данная позиция отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 16.03.2015 года № 307-КГ15-536.

      Таким образом, оспариваемое решение №16-15/5 от 04.04.2014г. в части доначисления налога на прибыль в 2010-2011 г. в сумме 4 248 817,80руб., привлечения к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату доначисленного налога на прибыль и начисления пени на доначисленную сумму налога, является законным и обоснованным.

       Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя согласно ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 110,176,201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

     В удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решение ИНФС России по Октябрьскому району г.Самары №16-15/5 от 04.04.2014г. в части доначисления налога на прибыль в 2010-2011 г. в сумме 4 248 817,80руб., привлечения к ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату доначисленного налога на прибыль и начисления пени на доначисленную сумму налога отказать.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца.

Судья

/

В.В. Мехедова