АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15
http://www.samara.arbitr.ru, e-mail: info@samara.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
г. Самара
25 октября 2023 года
Дело №
А55-17057/2023
Резолютивная часть решения объявлена 24 октября 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 октября 2023 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Матюхиной Т.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баловневым Р.И.,
рассмотрев в судебном заседании 17- 24 октября 2023 года дело, возбужденное по заявлению
Индивидуального предпринимателя Симонова Сергея Валентиновича, г.Самара к Межрайонной ИФНС России №21 по Самарской области
с участием третьего лица - МИ ФНС №23 по Самарской области, УФНС России по Самарской области,
об оспаривании
при участии:
от заявителя - Пролиховская Т.С., по доверенности от 31.09.2022
от МИ ФНС №21 – Ковригин А.А., по доверенности от 14.03.2023; Горшкова Н.Н., по доверенности от 16.10.2023
от УФНС – Ковригин А.А., по доверенности от 10.03.2023 (до перерыва), Галочкин Н.С., по доверенности от 06.12.2022 (после перерыва)
от МИ ФНС №23 – не явился, извещен (до перерыва), Галочкин Н.С., по доверенности от 16.11.2022 (после перерыва)
установил:
ИП Симонов С.В. обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным налоговое уведомление от 01 сентября 2022 г. № 8156308 за 2021 год и действия Межрайонной инспекции ФНС России № 21 по Самарской области в части исчисления налога на имущество физических лиц на объект -нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, 24, этаж 1, №н3, литера А, общей площадью 1488,00 кв.м., кадастровый номер 63:01:0000000:31710; обязать Межрайонную инспекцию ФНС России № 21 по Самарской области произвести перерасчет налога на имущество физических лиц на объект - нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, 24, этаж 1, №н3, литера А, общей площадью 1488,00 кв.м., кадастровый номер 63:01:0000000:31710; взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 21 по Самарской области расходы по оплате госпошлины.
Судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в порядке ст. 51 АПК РФ, были привлечены - МИ ФНС №23 по Самарской области, УФНС России по Самарской области.
В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 17 октября 2023 года до 24 октября 2023 года. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: http://www.samara.arbitr.ru.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Заявителем было представлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в котором просит:
признать незаконным налоговое уведомление от 01 сентября 2022 г. № 8156308 за 2021 год и действия Межрайонной инспекции ФНС России № 21 по Самарской области в части исчисления налога на имущество физических лиц на объект - нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Самара, ул.Солнечная, 24, этаж 1, №нЗ, литера А, общей площадью 1488,00 кв.м., кадастровый номер 63:01:0000000:31710 по повышенной ставке 2%;
обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 21 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Симонова Сергея Валентиновича;
взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России № 21 по Самарской области расходы по оплате госпошлины.
Суд в порядке ст. 49 АПК РФ принимает уточнение заявленных требований
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования с учетом уточненного заявления поддерживает.
Представители налоговых органов возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах, приобщенных к материалам дела вместе с приложенными документами.
Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в заявлении, отзывах на него, заслушав представителей лиц в судебном заседании, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, предпринимателю на праве собственности принадлежит нежилое помещение, находящиеся по адресу: г. Самара, ул. Солнечная, 24, этаж 1, №н3, литера А, общей площадью 1488,00 кв.м., кадастровый номер 63:01:0000000:31710, что подтверждается договором №31415-5Пл долевого участия в строительстве стилобата от 16.12.2016 года.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП), с 27.10.2008 Симонов Сергей Валентинович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
01.09.2022 предпринимателю выставлено налоговое уведомление №8156308 об исчислении и уплате налога на имущество физических лиц за 2021 год, согласно которому в отношении спорного помещения применена налоговая ставка 2%.
29.09.2022 Симоновым С.В. подано заявление о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц на основании ч.3 ст. 346.11 НК РФ, в связи с применением заявителем, как индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения.
В соответствии с сообщением МИФНС России №21 по Самарской области от 13.10.2022 №716155 в предоставлении налоговой льготы отказано на основании п. 5 ст. 407 НК РФ.
08.11.2022 в адрес налогового органа направлено письмо о произведении перерасчета налога на имущество физических лиц, рассчитанного по вышеуказанному объекту, по налоговой ставке 0.1%, установленной в соответствии с пп. 1, 2 п. 2 ст. 406 НК РФ, поскольку нежилое помещение являющееся объектом налогообложения, представляет собой стоянку автомобилей (паркингом) в соответствии с данными технического паспорта.
Письмом МИФНС России №21 по Самарской области исх.№10-015/30728 от 08.12.2022 отказано в перерасчете, поскольку объект с кадастровым номером 63:01:0000000:31710, входит в состав объекта недвижимости с кадастровым номер 63:01:0000000:31597 (нежилое здание по ул. Солнечной 24) включенного в перечень Минимущества, в соответствии с пп. 2 п.2 ст. 406, п.7, п.10. ст. 378.2 НК РФ.
Заявитель обратился в Управление с апелляционной жалобой о признании недействительным налогового уведомления от 01.09.2022 №8156308 о перерасчета налога на имущество физических лиц за 2021 года по налоговой ставке 2% в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером 63:01:0000000:31710, по результатам рассмотрения которой, решением Управления от 06.04.2023 № 20-15/11352@ апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в Арбитражный суд Самарской области с рассматриваемым заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: - несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту; - нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Оценка требований и возражений сторон производится судом в соответствии с положениями ст. 9, 65 АПК РФ с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, и использует объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0000000:31710 в предпринимательской деятельности. В связи с тем, что объект не включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, не относится к категории объектов, подлежащих налогообложению по повышенным ставкам, у налогового органа отсутствовали основания для начисления налога на имущество физических лиц, в том числе по ставке 2%.
Согласно п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В п. 2 ст. 399 НК РФ определено, что, устанавливая налог на имущество физических лиц, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 НК РФ, и особенности определения налоговой базы в соответствии с главой 32 НК РФ.
На основании ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 401 НК РФ к объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц отнесены иные здания, строения, сооружения, помещения.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 406 НК РФ в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
В п. 1 ст. 346.12 НК РФ установлено, что налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, установленным названной статьей, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
На основании ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 НК РФ).
В силу п. 7 ст. 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (подпункт 1); направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации (подпункт 2); размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (подпункт 3).
Постановлением Правительства Самарской области от 25.11.2014 №719 "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" Министерство имущественных отношений Самарской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Министерство имущественных отношений Самарской области издало Приказ от 19.10.2020 №2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год".
Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 № 482 «О налоге на имущество физических лиц» ставка налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень на 2019 и последующие годы установлена в размере 2%.
Суд установлено, что в Перечень, утвержденный Министерством имущественных отношений Самарской области, включено, в том числе, здание с кадастровым номером 63:01:0000000:31597 под порядковым номером 163. При этом, согласно выписке из ЕГРН объект недвижимости с кадастровыми номерами 63:01:0000000:31710, принадлежащий заявителю на праве собственности, входят в состав здания с кадастровыми номерами 63:01:0000000:31597.
При этом, суд обращает внимание, что правомерность включения объекта с кадастровым номером 63:01:0000000:31597 в Перечень, утвержденный Министерством имущественных отношений Самарской области, сторонами не оспорена.
Заявитель считает, что включение в Перечень здания, в котором находятся принадлежащие заявителю помещения, не является основанием для исчисления налога на имущество по данным помещениям исходя из их кадастровой стоимости.
Однако в п. 6 ст. 378.2 НК РФ содержится указание на то, что в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.
Исходя из вышеизложенного является необоснованным довод предпринимателя о том, что объект с кадастровыми номерами 63:01:0000000:31710 не включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в связи с чем к нему не могут быть применены исключения, предусмотренные в п. 3 ст. 346.11 НК РФ о том, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым п. 10 ст. 378.2 НК РФ).
Соответствующая правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 09.10.2019 №Ф04-4718/2019 по делу №А27- 29802/2018, Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.09.2020 по делу №А43-19391/2019, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2023 N Ф06-4504/2023 по делу N А55-24304/2022 и др.
Иные доводы заявителя, оценка которых не нашла отражения в тексте настоящего решения, не имеют самостоятельного значения для разрешения спора по существу.
Таким образом, решение налогового органа об отказе освобождения от оплаты налога на имущество физических лиц в отношении объекта недвижимости с кадастровыми номерами 63:01:0000000:31710 вынесено в соответствии с действующим законодательством РФ, оснований для признания его недействительным с учетом положений ст. 201 АПК РФ не имеется, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и относятся на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд.
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Т.М. Матюхина