7/2023-399783(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения объявлена 23 ноября 2023 года Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2023 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи Бойко С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кочкуровым Н.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску, заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "РМИ-Сталь" к Самарской таможне
о признании незаконными решений
при участии в заседании
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 12.09.2023 от ответчика – ФИО2 по доверенности от 19.12.2022, ФИО3 по доверенности
от 15.11.2023
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РМИ-Сталь" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Самарской таможни о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары № 10418010/060620/0150742 от 16.01.2023, № 10418010/200620/0164917 от 16.01.2023, № 10418010/050920/0247931 от 16.01.2023, № 10418010/180920/0262717 от 16.01.2023, № 10418010/021020/0279139 от 16.01.2023.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемых решений.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 16 ноября 2023 года до 13 часов 10 минут 23 ноября 20923 года.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Самарской таможни (далее - таможенный орган) в соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС была проведена камеральная таможенная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью "РМИ- Сталь".
Предметом камеральной проверки являлась достоверность сведений, заявленных при декларировании таможенной стоимости товара «Лом черных металлов категории А», вывозимого по ДТ: № 10418010/060620/0150742, № 10418010/200620/0164917, № 10418010/050920/0247931, № 10418010/180920/0262717, № 10418010/021020/0279139.
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки органом был составлен Акт № 10412000/210/281122/А001101 от 28.11.2022 и вынесены решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларацию на товары от 16 января 2023 года № 10418010/060620/0150742, № 10418010/200620/0164917, № 10418010/050920/0247931, № 10418010/180920/0262717, № 10418010/021020/0279139. Оспариваемыми решениями внесены изменения в сведения о таможенной стоимости товаров, задекларированных по указанным выше ДТ, с доначислением таможенных пошлин в сумме 4 220 666,01 рублей.
Вышеназванные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "РМИ- Сталь" (далее - «РМИ-Сталь», заявитель, Общество) во исполнение внешнеторгового контракта от 22 мая 2018 г. № 905-18, заключенного с фирмой «Акрон Baltic SIA» (Латвия), осуществляло декларирование на таможенному посту Приволжский (ЦЭД) Приволжской электронной таможни по ДТ Ms 10418010/060620/0150742, 10418010/200620/0164917, 10418010/050920/0247931, 10418010/180920/0262717, 10418010/021020/0279139 товар - «лом черных металлов категории «А» согласно ГОСТ 2787-75», классифицируемого в товарной подсубпозиции 7204499000 ТН ВЭД ЕАЭС (ставка вывозной таможенной пошлины 5 %), с целью вывоза в Турецкую Республику в соответствии таможенной процедурой «Экспорт». Условия поставки - FOB Самара.
В соответствии с пунктом 1.1. контракта от 22.05.2018 № 905-18 продавец (ООО «РМИ-Сталь») обязуется передать, а покупатель («Акрон Baltic SIА») принять и оплатить
лом и отходы черных металлов категории А по ГОСТ 2787-75 (код ТН ВЭД 7204499000) в дальнейшем металлолом.
Количество подлежащего к поставке металлолома подлежит согласованию по каждой судовой партии, которое устанавливается сторонами в дополнительных соглашениях к контракту.
Цена на металлолом согласовывается на каждую отдельную судовую партию. Для подтверждения факта установления цены стороны подписывают дополнительные соглашения к контракту, которые являются его неотъемлемой частью.
Согласно контракту поставка указанного товара производится водным транспортом на условиях FOB Ростов-на-Дону, Самара, Тольятти, Казань, Санкт-Петербург.
Вывоз металлолома производится в Турецкую Республику, Греческую Республику и Республику Болгария.
Продавец обязан погрузить товар на борт судна в порту погрузки в пределах согласованного срока. Датой поставки металлолома считается дата коносамента, оформленного в порту погрузки. Обязательства продавца по поставке считаются исполненными с даты постановки таможенными органами штамп «Выпуск разрешен» в декларации на товары и коносаменте, оформленных в порту погрузки.
На согласованную партию отгруженного металлолома продавец представляет покупателю следующие документы: коносамент; удостоверение о не радиоактивности металлолома, выданное Госсанэпиднадзором; удостоверение о взрывобезопасности груза, оформленное независимым сюрвейером; сертификат происхождения товара, выданный ТПП России.
Продавец берет на себя обязанности по обеспечению поставки металлолома в порт и не прекращаемой погрузки на судно согласованной партии металлолома.
Платежи по контракту производятся в долларах США и ЕВРО на транзитный валютный счет продавца. Для оплаты в ЕВРО применяется кросс-курс банка отправителя на дату списания денежных средств счета плательщика.
Обществом с «Акрон Baltic SIA» было заключено дополнительное соглашение к вышеуказанному контракту от 31.12.2019 № 42 с целью внесения изменений и дополнений в отдельный пункт контракта (п. 11.10 контракта).
Так, дополнительное соглашение от 31.12.2019 № 42 вносит следующие изменения в п. 11.10: «Если ни одна из сторон за 10 дней до окончания срока действия настоящего Контракта письменно не заявит об изменении его условий или о его прекращении, договор считается продленным на следующий календарный год».
Согласно сведениям, указанным при таможенном декларировании товаров по
проверяемым ДТ (в графах 2, 9, 14 ДТ), общество выступало в качестве отправителя, декларанта и лица ответственного за финансовое урегулирование.
Общий вес нетто вышеуказанного вывезенного товара составил 14 972 609 кг, общей фактурной стоимостью 2 913 073,31 долл. США.
При таможенном декларировании по вышеуказанным ДТ представлены инвойсы №№ 36-1 от 17.09.2020, 40-1 от 02.10.2020, 34-1 от 04.09.2020, 21-1 от 20.06.2020, 16-1 от 06.06.2020.
Таможенная стоимость заявлена декларантом методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
В представленных коммерческих документах (дополнительных соглашениях, инвойсах) указана цена в долларах США за тонну лома и отходов черных металлов в размере 180-220 долларов, условия поставки FOB Самара, наименование судна, порт выгрузки, а также объем отгрузки лома черных металлов.
Самарской таможней в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также на основании с информацией, предоставленной оперативно-розыскным отделом таможни, проведена камеральная таможенная проверка в отношении ООО ««РМИ-СТаль» относительно достоверности сведений, заявленных в таможенных декларациях и (или) содержащихся в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенных декларациях, по результатам которой установлено, что таможенная стоимость товаров, заявленных по вышеназванным ДТ в нарушение требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, не основывается на документально подтвержденной, достоверной информации и не может быть определена методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
С учетом изложенного, таможенная стоимость товаров, задекларированных ООО «РМИ-Сталь» по вышеуказанным ДТ, подлежит определению резервным методом, на базе первого метода оценки в соответствии ценовой информацией, содержащейся в полученных комплектах импортных документов Турецкой Республики, и относящейся к товарам, задекларированным ООО «РМИ-СТАЛЬ» по вышеуказанным ДТ.
В соответствии с подпунктами 4 и 9 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о товарах, в частности таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров), и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод
определения, относятся к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 38 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Пунктом 10 статьи 38 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации № 191 от 06.03.2012 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» (далее -Правила № 191), действующим на дату декларирования товаров.
товаров, вывозимых из Российской Федерации" (далее Постановление Правительства РФ от 16 12 2019 № 1694).
Согласно пункту 11 Правил № 191, таможенной стоимостью оцениваемых (вывозимых) товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения и дополненная в соответствии с пунктом 17 Правил № 191, при одновременном выполнении следующих условий:
а) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением тех, которые ограничивают географический регион, где товары могут быть перепроданы, или которые существенно не влияют на стоимость товаров;
б) продажа товаров или их цена не зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено;
в) любая часть дохода, полученного в результате последующей продажи товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, не будет причитаться прямо или косвенно продавцу, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктами 17-22 Правил могут быть произведены дополнительные начисления;
г) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами, но стоимость сделки с оцениваемыми (вывозимыми) товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 12 Правил.
Согласно представленным в ходе проверки документам Заявитель приобрел вышеуказанные товары «лом черных металлов» на внутреннем рынке Российской Федерации ниже, чем цена реализации на экспорт.
Исходя из вышеизложенного, в ходе таможенной проверки установлена взаимосвязь участников сделки ООО «РМИ-Сталь» и ООО «Акрон Плюс».
Указанная взаимосвязь влияет на цену закупаемого на внутреннем рынке товара, и в конечном счете - на экспортную цену.
В ходе таможенной проверки установлено, что учредителями ООО «РМИ-Сталь» являются:
АО «Акрон Холдинг» (ИНН <***>), дата регистрации - 03.12.2014; гражданин ФИО4 (ИНН <***>), дата регистрации - 03.12.2014.
Генеральным директором ООО «РМИ-СТАЛЬ» в настоящее время является ФИО5.
В свою очередь учредителем АО «Акрон Холдинг» является компания АО «Сервис- Реестр» (ИНН <***>). Генеральным директором - гражданин ФИО4.
Учредителем ООО «Акрон Плюс», у которого ООО «РМИ-Сталь» приобретало проверяемые товары, является также АО «Акрон Холдинг». Генеральным директором Общества является гражданин ФИО6
Таким образом, юридические лица ООО «РМИ-СТАЛЬ», ООО «Акрон Плюс» и АО «Акрон Холдинг» являются взаимосвязанными (аффилированными лицами).
В соответствии с информацией, предоставленной НЦБ Интерпола Латвии, единственным акционером и главой компании «Акрон Baltic SIA» является гражданин ФИО7. Председателем правления организации в период с 10.08.2018 по 20.11.2018 являлся гражданин Латвии Малекис Виталис, с 20.11.2018 гражданин ФИО7. Членом правления в период с 10.08.2018 по 20.11.2018 являлся гражданин Российской Федерации Сбоев Спартак.
Основным видом деятельности организации является оптовая торговля отходами и ломом, распиловка и строгание древесины.
Исходя из полученных калькуляций установлено, что основной статьей расходов, которая существенно влияет на себестоимость товара, является закупка «лома черных
металлов». При этом поставщиком Общества по проверяемым ДТ является - ООО «Акрон Плюс» (ИНН 6322024582). В связи с вышеизложенным подтверждается факт, что ООО «РМИ-Сталь» и ООО «Акрон Плюс», подконтрольны одному и тому же лицу (ООО «Акрон Холдинг») -данные лица являются взаимосвязанными лицами на территории Российской Федерации.
Данная взаимосвязь существенно повлияла на цену, отгруженного на экспорт товара, поскольку, экспортная цена товара значительно ниже цены однородных товаров, а цена реализации товаров на экспорт ниже фактической себестоимости товаров.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что продажа товаров или их цена зависят от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено (несоблюдение п.п. «б» п. 11 Правил № 191).
Сведения о конечных получателях и портах назначения были указаны в следующих документах, представленных Обществом в том числе, в ходе таможенного декларирования; транспортных документах (грузовой манифест, коносамент, поручение на погрузку), сертификате происхождения, сертификате взрывобезопасности, сертификата радиационной безопасности, сертификате количества (драфт-сюрвей) и других.
При этом сведения об отправителе - ООО «РМИ-Сталь» указаны в транспортных документах (коносаментах, манифестах), полученных от Министерства торговли Турецкой Республики (импортные декларации, инвойсы, транспортные документы).
При рассмотрении представленных импортных таможенных деклараций, инвойсов, коносаментов, поступивших из Турецкой Республики, таможня идентифицировала их с поставками товаров, задекларированных ООО «РМИ-Сталь» по ДТ №№ 10418010/060620/0150742, 10418010/200620/0164917, 10418010/050920/0247931, 10418010/180920/0262717, 10418010/021020/0279139.
В ходе проверки выявлен факт отклонения (несовпадения) таможенной стоимости товаров, задекларированных ООО «РМИ-Сталь», от стоимости данных товаров, полученных конечными получателями в Турецкой Республике.
Из анализа условий внешнеторговой сделки ООО «РМИ-Сталь», содержащихся, в том числе в контракте, инвойсе коносаменте, грузовом манифесте, имеющих отношение к рассматриваемой ДТ следует, что реальной стоимостью товаров является цена сделки, указанная в инвойсах и таможенных декларациях, полученных в рамках оперативно-розыскной деятельности от Министерства торговли Турецкой Республики документов (импортные декларации, инвойсы, транспортные документы), в связи с тем, что она включает все расходы, связанные с реализацией товара, от отправителя в адрес конечных получателей.
При этом цена сделки, указанная в инвойсах, представленных при совершении таможенных операций Общества, значительно ниже фактической себестоимости товаров, в связи с чем, инвойсы представленные Обществом не подтверждают сведения о цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары.
При декларировании товаров в таможенном органе страны ввоза и в таможенном органе Российской Федерации сторонами внешнеэкономической сделки представляются документы, подтверждающие заявленные сведения о товаре. В этой связи сведения, заявленные при экспортном декларировании в таможенном органе Российской Федерации, должны быть идентичны сведениям, заявленным при декларировании товара в таможенном органе страны ввоза (Турецкая Республика).
Таким образом, ООО «РМИ-Сталь» на этапе таможенного декларирования заявило недостоверные сведения о таможенной стоимости товара «лом черных металлов...», задекларированного по ДТ №№ 10418010/060620/0150742, 10418010/200620/0164917, 10418010/050920/0247931, 10418010/180920/0262717, 10418010/021020/0279139 путем представления коммерческих документов (инвойсы, контракты и другие), содержащих информацию о заниженной цене за одну тонну лома черных металлов. Учитывая вышеизложенное, информация о таможенной стоимости товаров, указанная при таможенном декларировании по ДТ №№ 10418010/060620/0150742, 10418010/200620/0164917, 10418010/050920/0247931, 10418010/180920/0262717, 10418010/021020/0279139, не является достоверной.
В связи с невыполнением требований пункта 10 статьи 38 ТК ЕАЭС, с учетом документов (данные импортных деклараций, инвойсов), полученных от Министерства торговли Турецкой Республики, в ходе таможенной проверки установлено, что при таможенном декларировании товаров декларантом заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости вывозимых товаров, в связи с чем, таможенная стоимость товаров не может быть определена методом по стоимости сделки с вывозимыми товарами.
Пунктами 8, 9 Правил (утратили силу с 23.01.2020) (постановление Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694) определено, что в случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием метода по стоимости сделки с вывозимыми товарами, таможенная стоимость таких товаров определяется с использованием либо метода по стоимости сделки с идентичными товарами, либо метода по стоимости сделки с однородными товарами, либо метода сложения. В случае если таможенная стоимость оцениваемых (вывозимых) товаров не может быть определена с использованием вышеуказанных методов, применяется резервный метод.
В ходе исследования возможности использования методов по стоимости сделки с идентичными/однородными товарами не выявлена ценовая информация по идентичным товарам, проданным для вывоза из Российской Федерации в ту же страну, в которую вывозятся оцениваемые товары, и вывезенными из Российской Федерации в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (вывозимые) товары, и соответствующая требованиям пунктов 26, 27, 29, 30 Правил (пунктам 24, 25, 27, 28 постановления Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694).
Таким образом, в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации помимо таких критериев однородности, как сходность характеристик и сходность компонентов товаров, позволяющих им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, необходимо принимать во внимание такие критерии, как качество товара, репутация и наличие товарного знака.
Также в ходе исследования, проведенного на предмет возможности использования метода сложения, установлено, что не все компоненты таможенной стоимости, предусмотренные пунктами 32-35 Правил и пунктами 30-33 Постановления Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694, имеются в распоряжении таможенного органа.
В калькуляциях, предоставленных ООО «РМИ-СТАЛЬ», не учтены расходы на уплату НДС в бюджет по приобретенным на внутреннем рынке товарам (ставка НДС на реализацию лома черных металлов установлена в размере 20 %).
Ценообразование российских товаров формируется на территории Российской Федерации в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, и себестоимость затрат по закупке и реализации вывозимых товаров является определяющим фактором при формировании величины экспортной цены товара.
В соответствии со статьями 33, 34, подпунктом 3 пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), таможенные органы несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством, НК РФ и вправе проверять правильность применения цен при совершении внешнеторговых сделок для осуществления контроля за полнотой исчисления налогов.
На основании пункта 10 статьи 40 НК РФ, рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров, работ или услуг, обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.
Статьей 253 НК РФ (часть вторая) определены Расходы, связанные с производством и реализацией.
Так, расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя:
В соответствии со статьей 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в том числе, следующие расходы:
суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование;
расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 264 НК РФ, в калькуляциях не учтены прочие расходы, связанные с реализацией товаров, а именно суммы налогов и сборов, уплаченных ООО «РМИ-Сталь», при приобретении товаров на внутреннем рынке.
Следовательно, представление Обществом Калькуляции не могут подтверждать сведения о таможенной стоимости товаров, задекларированных Обществом.
С учетом изложенного, таможенная стоимость товаров, задекларированных обществом, должна быть определена, в соответствии с пунктами 36-39 Правил, резервным методом на базе первого метода оценки в соответствии ценовой информацией, содержащейся в полученных комплектах импортных документов Турецкой Республики, и относящейся к товарам, задекларированным Обществом по ДТ.
В качестве источника ценовой информации использованы импортные инвойсы, полученные от Министерства торговли Турецкой Республики, и относящейся к товарам,
задекларированным ООО «РМИ-Сталь» по ДТ №№ 10418010/060620/0150742, 10418010/200620/0164917, 10418010/050920/0247931, 10418010/180920/0262717, 10418010/021020/0279139.
При декларировании товаров в таможенном органе страны ввоза и в таможенном органе Российской Федерации сторонами внешнеэкономической сделки представляются документы, подтверждающие заявленные сведения о товаре. В этой связи сведения, заявленные при экспортном декларировании в таможенном органе Российской Федерации, должны быть идентичны сведениям, заявленным при декларировании товара в таможенном органе страны ввоза (Турецкая Республика).
В связи с тем, что фактическим покупателем (получателем) товаров является турецкая компания, а не ООО «РМИ-Сталь», таможенный орган обоснованно применил резервный метод определения таможенной стоимости товаров, на базе первого метода оценки.
Сведения о конечных получателях и портах назначения были указаны представленных обществом в том числе, в ходе таможенного декларирования транспортных документах (грузовой манифест, коносамент, поручение на погрузку), сертификате происхождения, сертификате взрывобезопасности, сертификата радиационной безопасности, сертификате количества (драфт-сюрвей).
Таким образом, в ходе проверки установлено, что товар фактически нигде не перегружался, а направлялся напрямую из портов Самара и Ростов-на-Дону в адрес турецких компаний, являющихся конечными получателем товаров, минуя контрактодержателя «Акрон Baltic SIA» (Латвия). Следовательно, прослеживается прямая связь Общества (отправитель) с конечным получателем, расположенным в Турции, при поставке проверяемых товаров.
Правомерность правовой позиции Самарской таможни подтверждается правоприменительной практикой (дела №№ А53-8125/2021, А53-8126/2021, А538127/2021, А53-8128/2021, А53-8129/2021, А32-7930/2022).
Оценивая обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения Самарской таможни не противоречат закону и иным правовым актам, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 167-170,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья / С.А. Бойко