НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 22.11.2019 № А55-14343/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2019 года

г.Самара

Дело №А55-14343/2019

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 ноября 2019 года

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Некрасовой Е.Н.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скороходовым П.А.,

рассмотрев в судебном заседании 15-22.11.2019 дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «Регионнефтепродукт» (ИНН 6321405401, ОГРН 1166313068668), г.Тольятти Самарской области,

к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г.Самара,

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области, г.Самара,

об оспаривании решения,

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен,

от налоговых органов – Исаева И.М. (доверенности от 12.08.2019 и от 17.09.2019),

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Регионнефтепродукт» (далее – ООО «Регионнефтепродукт», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области (далее – Управление) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области (далее – налоговый орган) от 12.02.2019 №45718 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по Самарской области привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Налоговые органы представили отзыв на заявление.

На основании ст.163 АПК РФ в судебном заседании 15.11.2019 объявлялся перерыв до 22.11.2019. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет. После перерыва судебное заседание было продолжено.

В судебном заседании представитель налоговых органов заявление отклонил, просил в удовлетворении требований общества отказать.

На основании ст.156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела, проверив доводы, приведенные в заявлении, отзыве, заслушав представителя налоговых органов в судебном заседании, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ООО «Регионнефтепродукт» по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств-членов таможенного союза за март 2017 года принял решение от 12.02.2019 №45718, которым начислил акциз в сумме 2 855 619 руб. НДС в сумме 514 011 руб., пени в общей сумме 593 195 руб. 28 коп., штраф по п.1 ст.122 НК РФ в общей сумме 674 594 руб. 60 коп.

Решением от 22.04.2019 Управление оставило решение налогового органа без изменения.

Не согласившись с решением налогового органа, ООО «Регионнефтепродукт» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Ч.1 ст.198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из ст.200 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В силу ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

По мнению ООО «Регионнефтепродукт», отнесение налоговым органом фракции газойлевой прямогонной к средним дистиллятам ошибочно и преждевременно. При наличии различных толкований положений пп.11 п.1 ст.181 НК РФ, налоговый орган в силу п.7 ст.3 НК РФ должен был принять решение в пользу налогоплательщика. Статус документов, положенных в основу отнесения нефтепродукта к средним дистиллятам, неясен. Письма ФГБОУ ВО «Самарского государственного технического университета» от 15.03.2017 №01-48/09480, от 21.08.2017 №52/3258 носят информационный, описательный и рекомендательный характер и не могут достоверно свидетельствовать о необходимости отнесения приобретенной газойлевой фракции к средним дистиллятам.

Требования к характеристикам средних дистиллятов, указанные в НК РФ не ограничиваются фракционным составом и плотностью при температуре 20 градусов Цельсия.; необходимо наличие совокупного условия в виде наличия атмосферного давления 760 мм ртутного столба, что отсутствует в приведенной налоговым органом таблице, равно как и иные критерии и физико-химические показатели, согласно НК РФ.

В соответствии с Письмом Министерства финансов РФ от 11.02.2016 №03-07-06/7325 нефтепродукт в целях исчисления акцизов относится к средним дистиллятам только в случае полного соответствия его технических характеристик указанным в определении. В случае несоответствия хотя бы одной технической характеристики данному определению нефтепродукт в целях исчисления акцизов к средним дистиллятам не относится.

Общество также ссылается на то, что при заполнении налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов Таможенного Союза (приложение №1 к приказу Министерства финансов РФ от 07.07.2010 №69-н) в разделе 2 при выборе кода подакцизного товара в принципе отсутствует необходимый ООО «Регионнефтепродукт» код товара, а именно «фракция газойлевая прямогонная» для исчисления акциза. Следовательно, заполнение декларации «по акцизам» в отношении данного товара невозможно. Товары определяются исключительно кодами ТН ВЭД ТС.

ООО «Регионнефтепродукт» считает, что представило все документы, подтверждающие ввоз на территорию РФ товара – ФГП, которая не является средним дистиллятом, и, как следствие, подакцизным товаром; представило все доказательства того, что у общества не было обязанности начислять и уплачивать акцизы с ввезенного товара.

В обоснование своей позиции ООО «Регионнефтепродукт» ссылается на ответы ПАО «Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке» от 11.08.2017 №05/3270 и от 27.07.2017 №05/3000, на основании которых общество делает вывод о невозможности однозначного отнесения ФГП СТ АО 15336125-03-2009 АО «Конденсат» к средним дистиллятам.

Данные доводы ООО «Регионнефтепродукт» суд признает несостоятельными в связи со следующим.

Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации ООО «Регионнефтепродукт» по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов за март 2017 года.

Из материалов проверки следует, что ООО «Регионнефтепродукт» осуществило ввоз на территорию РФ с территории Республики Казахстан фракции газойлевой прямогонной производства АО «Конденсат», республика Казахстан по договору от 30.11.2016 №703611.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговый орган установил, что фракция прямогонная газойлевая (ФГП), исходя из норм главы 22 НК РФ «Акцизы», соответствует техническим характеристикам средних дистиллятов, которые с 01.01.2016 относятся к подакцизным товарам и согласно пп.11 п.1 ст.181 НК РФ подлежат налогообложению при ввозе товаров акцизами.

Согласно пп.11 п.1 ст.181 НК РФ средние дистилляты признаются подакцизными товарам. В целях главы 22 НК РФ средними дистиллятами признаются смеси углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, за исключением прямогонного бензина, автомобильного бензина, дизельного топлива, бензола, параксилола, ортоксилола, авиационного керосина, конденсата газового стабильного, одновременно соответствующие следующим физико-химическим характеристикам:

- плотность не менее 750 кг/м3 и не более 930 кг/м3 при температуре 20 градусов Цельсия;

- значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), находится в диапазоне не ниже 215 градусов Цельсия и не выше 360 градусов Цельсия.

При определении характеристик вещества следует руководствоваться нормативно-техническими документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в соответствии с которыми данное вещество производится.

В целях определения характеристик вещества налоговый орган истребовал у общества паспорта качества на ввезенную на территорию Российской Федерации с территории Республики Казахстан газойлевую фракцию. ООО «Регионнефтепродукт» паспорта не представило.

В соответствии с п.27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 №57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» необходимо учитывать, что налоговый орган, руководствуясь абз.2 п.4 ст.101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе исследовать также документы, полученные в установленном НК РФ порядке до момента начала соответствующей проверки.

Согласно представленному ООО «Регионнефтепродукт» договору от 30.11.2016 №703611 продавец обязуется поставить фракцию газойлевую прямогонную (Технические условия СТ АО 15336125-03-2009), производства АО «Конденсат».

П.3.2 Технических условий СТ АО 15336125-03-2009 АО «Конденсат» определено, что фракция газойлевая прямогонная – это средняя фракция углеводородов от прямой перегонки конденсата газового нестабильного Карачаганакского газоконденсатного месторождения.

Ссылка на Технические условия СТ АО 15336125-03-2009 имеется также в Разделе 9 Предварительного решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД Таможенного союза от 11.05.2012 №000612.

При этом в Разделе 7 Предварительного решения указано, что фракция газойлевая прямогонная является продуктом щелочной доочистки прямогонной средней фракции углеводородов, получаемой в результате фракционирования в процессе ректификации.

В имеющемся в распоряжении налогового органа стандарте организации АО «Конденсат» – технических условиях СТ АО 15336125-03-2009 «ФРАКЦИЯ ГАЗОЙЛЕВАЯ ПРЯМОГОННАЯ» отражены следующие данные: «Стандарт организации распространяется на фракцию газойлевую прямогонную первой очереди комплекса малотоннажной установки (МТУ) по производству топлив АО «Конденсат».

По физико-химическим показателям фракция газойлевая прямогонная МТУ должна соответствовать требованиям и нормам настоящего стандарта:

Наименование показателя

Норма

Метод испытаний

Лето

Зима

1. Плотность при 20?С, кг/м?, не более

830

820

ГОСТ 3900

2. Массовая доля общей серы, %, не более

0,70

0,60

ГОСТ 19121

в том числе: массовая доля серы меркаптановой, %, не более

0,16

0,16

ГОСТ 17323

3. Кинематическая вязкость, мм?/с, при 20?С, не более

6,0

3,2

ГОСТ 33

4. Коксуемость 10%-ного остатка, % мас., не более

0,30

0,30

ГОСТ 19932

5. Температура помутнения, ?С, не более

Минус 5

Минус 10

ГОСТ5066 (второй метод)

6. Температура застывания, ?С, не более

Минус 10

Минус 24

ГОСТ 20287

7. Температура вспышки определяемая в закрытом тигле, ?С, не ниже

40

35

ГОСТ 6356

8. Фракционный состав ?С:

50% перегоняется при температуре, не более

96 % перегоняется при температуре, не более

280

360

250

340

ГОСТ 2177

9. Массовая доля золы, %, не более

0,010

0,010

ГОСТ 1461

Также врамках проверки налоговым органом от РГУ «Департамент Государственных доходов по Западно-Казахстанской области Комитета Государственных доходов Министерства Финансов Республики Казахстан» (письмо от 09.08.2017 №МКД-15-3/7600) получены документы о поставке АО «Конденсат» фракции газойлевой прямогонной в адрес ООО «Регионнефтепродукт», в том числе паспорт качества от 17.12.2016 №195, от 21.12.2016 №196, от 22.12.2016 №199, от 24.12.2016 №200, от 25.12.2016 №201, от 24.12.2016 №202, от 29.12.2016 №203, от 01.01.2017 №01, от 04.01.2017 №02, от 08.01.2017 №06, от 09.01.2017 №07, от 10.01.2017 №09, от 19.01.2017 №13, от 22.01.2017 №17, от 24.01.2017 №18, от 29.01.2017 №24, от 31.01.2017 №26, от 31.01.2017 №27, от 03.02.2017 №30, от 09.03.2017 №34, от 15.03.2017 №35, от 15.03.2017 №37, от 24.03.2017 №38, от 26.03.2017 №39.

Из представленных документов, в частности, паспортов качества, установлено, что по своим физико-химическим характеристикам, приобретенная ООО «Регионнефтепродукт» фракция газойлевая прямогонная в целях налогообложения акцизом относится к средним дистиллятам, поскольку соответствует всем критериям, указанным в пп.11 п.1 ст.181 НК РФ, а именно: фракционный состав 96% перегоняется при температуре не более – 354 градусов Цельсия; плотность при 20 градусов Цельсия – 818,7 кг/м3.

В данном случае выводы налогового органа соответствуют позиции, изложенной в Письме ФНС России от 17.03.2014 №ГД-4-3/4721@ «По вопросу уплаты акциза», в соответствии с которой при возникновении вопросов, связанных с отнесением нефтепродукта к подакцизным товарам налоговым органам рекомендовано руководствоваться сведениями, в том числе отраженным в техническом регламенте и паспорте нефтепродукта.

Кроме того, при проведении проверки налоговым органом принят во внимание ответ за подписью первого проректора по научной работе, доктора технических наук, профессора Ненашева М.В., заведующего кафедрой «Химическая технология переработки нефти и газа», доктора химических наук, профессора Пимерзена А.А. ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет», представленный ИФНС России по Советскому району г.Самары. В ответе содержится вывод о том, что «фракция газойлевая прямогонная производства АО «Конденсат» (Республика Казахстан) в соответствии с требованиями, сформулированными в пп.11 п.1 ст.181 НК РФ, однозначно признается средним дистиллятом», в том числе по показателям температуры перегонки 90% объема смеси соответствует средним дистиллятам в целях налогообложения акцизом.

Для целей налогообложения акцизом к средним дистиллятам относится товар, который по своим характеристикам соответствует положениям пп.11 п.1 ст.181 НК РФ.

Согласно пп.13 п.1 ст.182 НК РФ объектом налогообложения акцизами признаются операции по ввозу подакцизных товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При таких обстоятельствах, ООО «Регионнефтепродукт» в нарушение пп.11 п.1 ст.181 НК РФ, пп.13 п.1 ст.182 НК РФ, п.16 и п.17 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг» к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 осуществило ввоз на территорию РФ с территории Республики Казахстан среднего дистиллята без исчисления и уплаты в бюджет акциза.

В соответствии с п.14 раздела III Протокола «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнения работ, оказания услуг» (Приложение №18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; далее - Договор о ЕАЭС) для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам.

Общество ссылается на то, что требования к характеристикам средних дистиллятов, указанные НК РФ, не ограничиваются фракционным составом и плотностью при температуре 20 градусов Цельсия. Необходимо наличие совокупного условия в виде наличия атмосферного давления 760 мм ртутного столба. Данный показатель, по мнению общества, налоговым органом во внимание не принят.

Данный довод ООО «Регионнефтепродукт» является несостоятельным, поскольку по каждой партии изготовленной газойлевой фракции АО «Конденсат» проводит испытания, результаты которых отражаются в паспорте качества.

Согласно ТУ на фракцию газойлевую прямогонную АО «Конденсат» СТ АО 15336125-03-2009, метод испытаний фракционного состава установлен ГОСТ 2177-99 Межгосударственный стандарт «Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава».

Сущность метода заключается в перегонке 100 см3 образца продукта путем нагрева его в колбе.

При этом ГОСТ 2177-99 устанавливает поправки показания термометра, скорректированного по барометрическому давлению 101,3х103 Па (1013 мбар) (760 мм рт.ст.) (п.5.5.4).

Показания термометра, используемые в классификации или спецификации на продукт (или в том и в другом случае), должны быть основаны на барометрическом давлении 101,3 кПа (1013 мбар) (760 мм рт.ст.).

Следует отметить, что поправки показаний термометра на каждые 10 мм рт.ст. по отношению к барометрическому давлению 101,3х103 Па (1013 мбар) (760 мм рт.ст.) крайне не значительны и составляют менее 1 градуса Цельсия.

Таким образом, при определении фракционного состава ФГП в перечисленных выше паспортах качества измерение температуры перегонки производилось с учетом показателя атмосферного давления 760 мм ртутного столба, как установлено в пп.11 п.1 ст.181 НК РФ.

ООО «Регионнефтепродукт» ссылается на ответы ПАО «Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке» от 11.08.2017 №05/3270 и от 27.07.2017 №05/3000, на основании которых общество делает вывод о невозможности однозначного отнесения ФГП СТ АО 15336125-03-2009 АО «Конденсат» к средним дистиллятам.

Согласно ответу ПАО «Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке» ФГП не подходит по фракционному составу к средним дистиллятам, т.к. кипит в диапазоне температур 160-341 градусов Цельсия и уже до 210 градусов Цельсия выкипает 33% объемных продукта.

Суд считает обоснованными выводы налогового органа о том, что при постановке перед ПАО «Средневолжского научно-исследовательского института по нефтепереработке» вопроса («Какое количество продукта перегоняется по объему в диапазоне от 215 градусов Цельсия до 360 градусов Цельсия с учетом потерь и без?»), ООО «Регионнефтепродукт» исказило формулировку, установленную в пп.11 п.1 ст.181 НК РФ при отнесении нефтепродукта к средним дистиллятам в целях налогообложения акцизом.

Пп.11 п.1 ст.181 НК РФ (в редакции Федерального закона от 23.11.2015 №323-ФЗ) регламентирует значение показателя температуры, при которой перегоняется по объему не менее 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 мм.рт.ст.) в границах от 215 градусов Цельсия до 360 градусов Цельсия (т.е. НК РФ установлена температурная точка перегонки 90% смеси). Величина 90% перегоняемой смеси, которые установлены в ТУ и не выходят за диапазон процентов в границах от 215 градусов Цельсия до 360 градусов Цельсия.

Согласно результатам анализа ФГП по фракционному составу, указанным в вышеперечисленных паспортах (№№195, 196, 199, 200, 201, 202, 203, 01, 02, 06, 07, 09, 13, 17, 18, 24, 26, 27, 30, 34, 35, 37, 38, 39), температура перегонки 90% объема смеси ФГП, отгруженного в адрес ООО «Регионнефтепродукт», находится между значениями 215 и 360 градусов Цельсия, следовательно, ФГП по своим характеристикам полностью соответствует положениям главы 22 и пп.11 п.1 ст.181 НК РФ – относится к средним дистиллятам в целях налогообложениям акцизом.

По данным протокола от 15.06.2017 №540 испытаний ФГП, проведенных ООО «КФ Тольятти-Нефтепродукт Сервис» по заданию ООО «Регионнефтепродукт», значение показателя температуры, при которой перегоняется 90 процентов смеси (при атмосферном давлении 760 мм рт.ст.) находится между значениями 320 градусов Цельсия и 330 градусов Цельсия, что так же подтверждает, что ФГП относится к средним дистиллятам в соответствии с пп.11 п.1 ст.181 НК РФ.

С учетом изложенного, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст.71 АПК РФ, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа является законным и обоснованным.

Выводы суда подтверждаются арбитражной судебной практикой (постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 по делу №А55-21260/2017, от 22.07.2019 по делу А55-255/2019, от 14.10.2019 по делу №А55-14342/2019).

Каких-либо требований к Управлению заявление ООО «Регионнефтепродукт» не содержит.

В силу ч.2 ст.201 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного акта, незаконным решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые ненормативный акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя. Отсутствие (недоказанность) хотя бы одного из условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Поскольку по настоящему делу совокупность указанных обстоятельств не установлена, заявление ООО «Регионнефтепродукт» удовлетворению не подлежит.

В связи с тем, что при подаче заявления ООО «Регионнефтепродукт» предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины, суд на основании ст.102 и 110 АПК РФ взыскивает с общества в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, 180, 181, 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Регионнефтепродукт» отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Регионнефтепродукт» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

Е.Н. Некрасова