АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Самара
29 июня 2011 года
Дело №
А55-7994/2011
Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2011 года, в полном объеме решение изготовлено 29 июня 2011 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Холодковой Ю.Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Минченя М.С.
рассмотрев в судебном заседании 22 июня 2011 года дело по заявлению
Государственного учреждения Самарской области «Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов»
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара
о признании недействительным решения, отмене штрафа или снижения его размера
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО1, доверенность от 27.04.2011 года, представитель ФИО2, доверенность от 27.05.2011 года
от заинтересованного лица – представитель ФИО3, доверенность от 30.12.2010 года
Установил:
Государственное учреждение Самарской области «Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании решения Управления Пенсионного Фонда РФ в Промышленном районе г. Самары № 07700730001191 от 29.03.2011 года недействительным, отмене штрафа или снижении его размера.
В судебном заседании представители заявителя подержали заявленные требования, просили признать оспариваемое решение недействительным, принять во внимание смягчающие обстоятельства и снизить размер штрафа.
Представитель Пенсионного Фонда возражала относительно заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление (л.д. – 55-56).
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением Пенсионного Фонда в Промышленном районе г. Самары в отношении заявителя была проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов за период с 01.07.2010 года по 30.09.2010 года.
По результатам проверки был выявлен факт несвоевременного предоставления заявителя отчета РСВ-1 за 9 месяцев 2010 года (л.д. – 10-15).
Материалами дела подтверждается, что указанный отчет был представлен заявителем 27.12.2010 года (л.д. – 58).
По результатам рассмотрения результатов камеральной проверки, органом Пенсионного Фонда было принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 29.03.2011 года № 07700711 РК 0002309, согласно которому на основании части 1 статьи 46 ФЗ № 212-ФЗ заявитель подвергнут штрафу в размере 69168,2 рублей (л.д. – 16-19).
Не согласившись с принятым решением заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Свое заявление Пансионат мотивирует неправильным расчетом размера штрафа, а также тем, что пенсионным фондом не учтены смягчающие вину обстоятельства.
В соответствии с частью 2 статьи 28 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с частью 9 статьи 15 ФЗ № 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в период возникновения обязанности по предоставлению РСВ-1) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Таким образом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за девять месяцев 2010 года подлежал предоставлению в срок до 01.11.2010 года.
Фактически РСВ-1 за 9 месяцев заявителем был представлен 27.12.2010 года.
Согласно части 1 статьи 46 ФЗ № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Суд приходит к выводу об обоснованности доводов заявителя в части неправильного расчета штрафа, подлежащего уплате.
Материалами дела подтверждается, что органами пенсионного фонда установленный штраф был рассчитан исходя из установленной ставки, при этом база для исчисления штрафа была взята как сумма показателей из графы 110 раздела 1 РСВ-1 за 9 месяцев 2010 года, то есть базой для исчисления штрафа послужили начисленные страховые взносы нарастающим итогом с начала 2010 года, за все 3 квартала (л.д. – 59): 553146+45713+32937+59886= 691682 рублей. Размер штрафа был исчислен следующим образом: 5% от указанной суммы за ноябрь, 5 % от указанной суммы за неполный декабрь ( так как отчет был предоставлен 27.12.2010 года), что составляет 69168 рублей.
Указанный расчет суд признает ошибочным и основанным на неправильном толковании положений статьи 46 ФЗ № 212-ФЗ.
Согласно представленному заявителем расчету расчет штрафа произведен исходя из начисленных страховых взносов за 3 квартал 2010 года, то есть с 01.07.2010 года по 30.09.2010 года ( из строки 114 раздела 1 РСВ-1): 179236+15273+10698+19451= 224658 рублей.
Соответственно размер штрафа подлежал расчету в размере 10% от суммы 224658 рублей (за ноябрь и неполный декабрь просрочки).
Таким образом, обоснованная сумма штрафа составляет 22465 рублей.
В соответствии с п.1 ч.9 ст. 15 Федерального закона плательщики страховых взносов не позднее 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, предоставляют расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Из материалов дела следует и не опровергается заявителем, что заявитель представило расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с 01.07.2010г. по 30.09.2010г. в Управление 27.12.2010 года.
Управлением не представлено суду доказательств, что порядок и сроки уплаты страховых взносов, установленные ст. 15 ФЗ № 212-ФЗ заявителем были нарушены.
Согласно Методическим рекомендациям об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по привлечению плательщиков страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного Фонда РФ от 05.05.2010 года № 120р, при вынесении решения о привлечении плательщика страховых взносов за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование размер штрафа исчисляется от начисленных сумм страховых взносов за отчетный период.
Согласно части 2 статьи 10 ФЗ № 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Системное толкование положений части 1 статьи 46,10 ФЗ № 212-ФЗ свидетельствует, что штраф рассчитывается именно за нарушение сроков предоставления отчетности, отчетность предоставляется 4 раза в год, соответственно, расчет суммы штрафа должен осуществляться исходя из суммы начисленных взносов за период, отчетность по которому представляется.
Более того, данные суммы отдельно выделены в разделе 1 в графе 114 расчета.
Иное толкование приводило к тому, что даже при отсутствии страховых взносов за конкретные кварталы, предприятие в случае нарушения сроков представления «нулевой» отчетности, подвергалось бы штрафу, исчисленному с начала года нарастающим итогом.
Порядок расчета штрафных санкций так же содержится и в Письме Фонда Социального Страхования РФ №02-03-10/05-5910 от 15.07.2010 года.
Из письма фонда следует, что, несмотря на то, что отчетность предоставляется ежеквартально с нарастающим итогом, взыскание штрафа на основании Федерального закона №212-ФЗ осуществляется от суммы страховых взносов, подлежащих уплате (доплате) на основе расчета. Соответственно, при расчете суммы штрафа должны учитываться только суммы страховых взносов за последний квартал отчетного года.
В силу части 1 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 этого Федерального закона.
При этом пунктом четвертым части 6 указанной статьи установлено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, в том числе выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом.
Довод заявителя об отсутствии его вины в несвоевременном представлении отчета по причине сбоя в работе Интернета, что подтверждается письмом ООО «Региональный центр информационной безопасности» (л.д. – 27) суд признает несостоятельным и не подтвержденным. Доказательств как самого сбоя в сети Интернет, так и попытки отправки в установленный срок отчета суду не представлено.
Вместе с тем, суд отмечает следующее.
Согласно части 4 статьи 44 указанного Закона обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Частью 1 указанной статьи предусмотрен перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, который не является исчерпывающим.
Из материалов дела следует, что Государственным учреждением Самарской области «Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов», как плательщиком страховых взносов, допущено несвоевременное представление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов, вместе с тем из Решения управления Пенсионного фонда не усматривается, что при его вынесении устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность общества за совершение правонарушения ( л.д – 16-19).
Вместе с тем, суд, учитывая, что заявитель является государственным бюджетным учреждением, финансируется из бюджета Самарской области, осуществляет деятельность социальной направленности, не допускающий нарушения сроков оплаты страховых взносов, а также оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющиеся в деле подтверждающие доказательства, признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, отсутствие умысла на совершение правонарушения.
Таким образом, суд, основываясь на приведенных выше нормах права, установив смягчающие ответственность общества обстоятельства, уменьшает размер подлежащего взысканию штрафа до 3 000 рублей.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое Решение в части взыскании штрафа в размере 66168,20 рублей подлежит признанию недействительным. В оставшейся части оспариваемое решение судом признается соответствующим положениям ФЗ № 212-ФЗ, и в данной части суд отказывает заявителю в удовлетворении требований.
Судебные расходы распределяются в соответствии со статьей 110 АПК РФ и подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 110-112,167-170,176,197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить частично.
Признать недействительным Решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 29.03.2011 года № 07700711 РК 0002309, вынесенное ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Промышленном районе г. Самары в части начисления суммы штрафа в размере 66168,20 рублей.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самары Самарской области по вступлении в законную силу решения суда по делу А55-7994/2011 устранить допущенные нарушения прав заявителя в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самара в пользу Государственного учреждения Самарской области «Самарский пансионат ветеранов труда и инвалидов» государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
Ю.Е. Холодкова