НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 19.11.2019 № А55-6178/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

26 ноября 2019 года

Дело №

А55-6178/2019

Резолютивная часть решения объявлена 19 ноября 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 ноября 2019 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Мехедовой В.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черных И.А.

рассмотрев в судебном заседании 13 – 19 ноября 2019, после объявленного перерыва в соответствии со ст.163 АПК РФ, дело, возбужденное по заявлению Государственного казенного учреждения Самарской области Центра занятости Населения городского округа Октябрьск, Россия 445240, г. Октябрьск, Самарская область, ул. Ленина д. 37

к 1) Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области, Россия 446001, г. Сызрань, Самарская область, пер. Достоевского/К. Маркса д. 2;

2) ГУ- Отделению Пенсионного фонда РФ по Самарской области, Россия 443126, <...>

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

1) Межрайонной инспекции ФНС России № 3 по Самарской области;

2) ФИО1,

об обязании возвратить излишне уплаченные взносы

при участии в заседании

от заявителя - ФИО2, доверенность № 2 от 14.05.2019, диплом; после перерыва ФИО2, доверенность № 2 от 14.05.2019, диплом;

от заинтересованного лица 1 – ФИО3, доверенность № 09-351 от 20.03.2018, диплом;

от заинтересованного лица 2 - ФИО3, доверенность № 417 от 26.03.2018;

от третьих лиц – не явились, извещены;

установил:

Государственное казенное учреждение Самарской области Центра занятости Населения городского округа Октябрьск обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) возвратить сумму излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 93881,79 руб. за период фиктивного трудоустройства гражданина ФИО4 с 01 июня 2012 года по 02 ноября 2015 года путем вынесения соответствующего решения и направления его на исполнение в Межрайонную инспекцию ФНС России № 3 по Самарской области.

Определением от 18.03.2019г заявление принято к производству в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. ст. 226, 227 АПК РФ, сторонам предложено в срок до 06.05.2019г. представить дополнительные документы.

От заинтересованного лица поступил отзыв на заявление (вх. № 62718 от 04.04.2019г.) и дополнительные документы, которые судом в порядке ст.ст. 75, 81 АПК РФ приобщены к материалам дела.

Определением суда от 08.05.2019 дело в соответствии с п. 5 ст. 227 АПК РФ назначено к рассмотрению по общим правилам искового производства.

Определением суда от 11.06.2019 к участию в деле привлечены второе заинтересованное лицо - ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области (ст. 46 АПК РФ) и третье лицо - Межрайонная инспекция ФНС России № 3 по Самарской области (ст. 51 АПК РФ).

27.08.2019 от налоговой инспекции поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, согласно которого, налоговый орган поддерживает позицию, изложенную в пояснениях по делу, приобщенных судом к материалам дела ранее.

Определением суда от 26.09.2019 к участию в деле в соответствии со ст. 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, а также ходатайствовал о приобщении к материалам дела документов в обоснование заявленных требований.

Ходатайство судом удовлетворено, представленные документы приобщены к материалам дела в порядке ст. 75 АПК РФ.

11.11.2019 от заинтересованного лица поступило дополнение к отзыву (вх.№ 218924), которое приобщено к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ.

Представитель заинтересованных лиц возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах на заявление и дополнении к нему.

Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени проведения которого извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

В судебном заседании 13.11.2019 в соответствии со ст. 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 19.11.2019, информация о котором была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет в режиме общего доступа.

После перерыва представитель заявителя поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения заявленных требований.

Третьи лица явку представителей в судебное заседание после перерыва не обеспечили, о месте и времени проведения которого извещены надлежащим образом в соответствии со ст. 123 АПК РФ.

Дело рассмотрено в судебном заседании 19.11.2019 после объявленного в соответствии со ст. 163 АПК РФ перерыва в отсутствие представителей третьих лиц, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Как следует из материалов дела, Октябрьским городским судом Самарской области 10 января 2018 года вынесен Приговор по уголовному делу № 1-5/18 в отношении ФИО1, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ.

Приговор вступил в силу 22 января 2018 года.

Согласно Приговору ФИО1 совершила действия, направленные на хищение денежных средств, то есть на незаконное личное обогащение за счет заработной платы и иных выплат ФИО4 в период с 1 июня 2012 года по 2 ноября 2015 года, путем непринятия мер к расторжению трудового договора между ФИО4 и государственным казенным учреждением Самарской области «Центр занятости населения городского округа Октябрьск» (далее - Центр занятости).

Как указывает заявитель, ФИО4 в период с 1 июня 2012 года по 2 ноября 2015 года фактически не осуществлял трудовую деятельность в Центре занятости. За данного работника в течение указанного периода Центром занятости уплачивались страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, общая сумма которых составила 93881,79 рублей.

В этой связи, перечисленные в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование ФИО4 являются неправомерными.

14.12.2018 Центр занятости обратился в Государственное учреждение -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) (далее - Управление) о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

Управление в адрес Центра занятости направило уведомление от 14.01.2019 №1 (исх.№ 05/36 от 15.01.2019) о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Данное решение Управления обжаловано не было.

Однако, вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителем в суд с заявлением об обязании Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) возвратить сумму излишне взысканных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 93881,79 руб. за период фиктивного трудоустройства гражданина ФИО4 с 01 июня 2012 года по 02 ноября 2015 года путем вынесения соответствующего решения и направления его на исполнение в Межрайонную инспекцию ФНС России № 3 по Самарской области.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, в соответствии со ст. 71 АПК РФ в совокупности с представленными в материалы дела доказательствами, суд пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

Статьей 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действующем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 21 Закона № 250-ФЗ также установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 (пункт 3 статьи 21 Закона № 250-ФЗ).

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган.

Как указал Президиум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 28 Обзора судебной практики № 3 (2016), такие судебные способы защиты прав налогоплательщика, как оспаривание ненормативных правовых актов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.

В том случае, когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта, но по ее результатам возможно обязание налогового органа возвратить налог, уже взысканный в излишней сумме на основании незаконного акта, без его признания недействительным.

Поскольку контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащие уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации, следовательно, и вопрос о возврате излишне взысканных страховых взносов должен решаться указанными органами в порядке, предусмотренном Законом № 250-ФЗ, то есть путем вынесения соответствующего решения и направления его на исполнение в налоговый орган.

Согласно пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение трех лет со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога.

В пункте 79 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление Пленума от 30.07.2013 № 57) разъяснено, что при проверке соблюдения налогоплательщиком срока на обращение в суд с иском о возврате излишне уплаченных сумм налога, пеней, штрафа судам необходимо учитывать, что пунктом 7 статьи 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган. В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм. С учетом пункта 33 Постановления Пленума от 30.07.2013 № 57, применяя соответствующие положения, судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафа возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, Центр занятости узнал о нарушении своего права с момента вступления в законную силу Приговора по уголовному делу № 1-5/18 в отношении ФИО1, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.З ст. 159 УК РФ, т.е. 22 января 2018 года.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок, в течение которого лицо может обратиться в суд за защитой своих прав, составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 9 августа 2017 г.№03АП-3790/17.

Таким образом, срок для обращения Центром занятости в суд за защитой нарушенных прав не истек, в связи с чем, доводы заинтересованного лица о пропуске срока для обращения с заявлением в суд судом отклоняются как несоответствующие материалам дела.

Принимая во внимание указанное, заявление Центра занятости подлежит рассмотрению судом по существу заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Федерального закона №400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае невзыскания средств ФИО4 может претендовать на выплаты, основанные на неправомерных отчислениях, а также может возникнуть риск предъявления Пенсионным фондом Российской Федерации требования к Центру занятости о возмещении причиненного ущерба в связи с предоставлением недостоверных сведений при ведении индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 20.12.2011 № 490р «О порядке осуществления Пенсионным фондом Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования» установлено, что Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации как администраторы доходов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, указанных в приложении № 2 к настоящему распоряжению, осуществляют бюджетные полномочия по:

начислению, учету и контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, пеней и штрафов по ним;

принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представление в территориальный орган Федерального казначейства поручений для осуществления возврата.

Факт уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации подтверждается следующими документами, представленными в материалы дела:

справкой о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей от 05.12.2018 №266111;

карточками индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2012, 2013, 2014, 2015 годы в отношении ФИО4А;

расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 2016 год (ФормаРСВ-1 ПФР).

Согласно карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2012 год начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

по страховой части пенсии в 2012 году начислено: в июне 1005,93 руб., в июле 1137,13 руб., в августе 1137,14 руб., в сентябре 1137,14 руб., в .октябре 1205,36 руб., в ноябре 1205,36 руб.,- в декабре 1685,36 руб.

Итого по страховой части пенсии в 2012 году начислено страховых взносов: 1005,93 +1137,13 + 1137,14 + 1137,14 + 1205,36 +1205,36 + 1685,36 руб. = 8513,42 руб.

по накопительной части пенсии в 2012 году начислено: в июне 377,22 руб., в июле 426,43 руб., в августе 426,43 руб., в сентябре 426,42 руб., в октябре 452,01 руб., в ноябре 452,01 руб., в декабре 632,01 руб.

Итого по накопительной части пенсии в 2012 году начислено страховых взносов: 377,22 + 426,43 + 426,43 + 426,42 + 452,01 + 452,01 + 632,01 - 3192,53 руб.

Согласно карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2013 год начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

по страховой части пенсии в 2013 году начислено: в январе 1205,36 руб., в феврале 1285,36 руб., в марте 1205,36 руб., в апреле 1253,36 руб., в мае 1503,34 руб., в июне 819,84 руб., в июле 1298,08 руб., в августе 1298,08 руб., в сентябре 1298,08 руб., в октябре 1369,54 руб., в ноябре 1369,53 руб., в декабре 1689,54 руб.

Итого по страховой части пенсии в 2013 году начислено страховых взносов: 1205,36 +1285,36 + 1205,36 + 1253,36 +1503,34 + 819,84 + 1298,08 + 1298,08 + 1298,08 + 1369,54 + 1369,+ 1689,54 = 15595,47 руб.

по накопительной части пенсии в 2013 году начислено: в январе 452,01 руб., в феврале 482,01 руб., в марте 452,01 руб., в апреле 470,01 руб., в мае 563,75 руб., в июне 307,44 руб., в июле 486,78 руб., в августе 486,78 руб., в сентябре 486,78 руб., в октябре 513,58 руб., в ноябре 513,57 руб., в декабре 633,58 руб.

Итого по накопительной части пенсии в 2013 году начислено страховых взносов: 452,01 + 482,01 + 452,01 + 470,01 +563,75 +307,44 + 486,78 + 486,78 + 486,78 + 513,58 + 513,57 + 633,58 = 5848, 30 руб.

Согласно карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2014 год начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

по страховой части пенсии в 2014 году начислено: в январе 1883,11 руб., в феврале 1949,11 руб., в марте 1883,12 руб., в апреле 2092,62 руб., в мае 1789,98 руб., в июне 1883,11 руб., в июле 1883,11 руб., в августе 1883,11 руб., в сентябре 1883,11 руб., в октябре 1883,12 руб., в ноябре 1883,11 руб., в декабре 2103,11 руб.

Итого по страховой части пенсии в 2014 году начислено: 1883,11 +1949,11 + 1883,12 + 2092,62 + 1789,98 + 1883,1 1 + 1883,11 + 1883,1 1 + 1883,11 +1883,11+ 1883,11 + 2103,11 руб. = 22999,72 руб.

Согласно карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2015 год начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование:

по страховой части пенсии в 2015 году начислено: в январе 1883,11 руб., в феврале 3697,42 руб., в марте 199,37 руб., в апреле 1993,11 руб., в мае 1883,11 руб.

- в июне 1883,11 руб., в июле 1883,12 руб., в августе 1883,11 руб., в сентябре 1883,11 руб., в октябре 1883,11 руб., в ноябре 992,56 руб.

Итого по страховой части пенсии в 2015 году начислено страховых взносов: 1883,11 + 3697,42 + 199,37 + 1993,11 + 1883,1 1 + 1883,1 1 + 1883,12 + 1883,11 + 1883,11 + 1883,11 + 992,56 = 20064,54 руб.

Итого за период с июня 2012 года по ноябрь 2015 года начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по страховой части пенсии: 8513,42 + 15595,47 + 22999,72 + 20064,54 = 67173,15 руб.

Вместе с тем, в строке 100 раздела 1 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (страница 2 расчета) отражена переплата по остатку страховых взносов, подлежащих уплате на начало расчетного периода, в размере 0,01 руб. Указанная переплата касается страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в части финансирования накопительной пенсии.

Таким образом, итого за период с июня 2012 года по ноябрь 2015 года начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по накопительной части пенсии: 3192,53 + 5848,30 + 0,01 = 9040,84 руб.

Итого за период с июня 2012 года но ноябрь 2015 года начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование: 67173,15 - 9040,84 = 76213,99 руб.

Согласно карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2012 год начислено страховых взносов на обязательное медицинское страхование, работающего населения, поступающие от плательщиков: в июне 320,64 руб., в июле 362,47 руб., в августе 362,46 руб., в сентябре 362,46 руб., в октябре 384,21 руб., в ноябре 384,21 руб., в декабре 537,21 руб.

Итого по обязательному медицинскому страхованию в 2012 году начислено страховых взносов: 320,64 + 362,47+ 362,46 + 362,46+ 384,21 + 384,21 - 537,21=2713,66 руб.

Согласно карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2013 год начислено страховых взносов па обязательное медицинское страхование, работающего населения, поступающие от плательщиков: в январе 384,21 руб., в феврале 409,71 руб., в марте 384,21 руб., в апреле 399,50 руб., в мае 479,19 руб., в июне 261,33 руб., в июле 413,76 руб., в августе 413,76 руб., в сентябре 413,77 руб., в октябре 436,54 руб., в ноябре 436,54 руб., в декабре 538,54 руб.

Итого по обязательному медицинскому страхованию в 2013 году начислено страховых взносов: 384,21 + 409,71 + 384,21 + 399,50 + 479,19 + 261,33 +413,76 + 413,76 + 413,77 + 436,54 + 436,54 + 538,54= 4971,06 руб.

Согласно карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2014 год начислено страховых взносов на обязательное медицинское страхование, работающего населения, поступающие от плательщиков: в январе 436,54 руб., в феврале 451,84 руб., в марте 436,54 руб., в апреле 485,11 руб., в мае 414,95 руб., в июне 436,54 руб., в июле 436,54 руб., в августе 436,53 руб., в сентябре 436,54 руб., в октябре 436,54 руб., в ноябре 436,54 руб., в декабре 487,54 руб.

Итого по обязательному медицинскому страхованию в 2014 году начислено страховых взносов: 436,54 + 451,84 + 436,54 + 485,11 + 414,95 + 436,54 + 436,54 + 436,53 + 436,54 + 436,54 + 436,54 + 487,54= 5331,75 руб.

Согласно карточке индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2015 год начислено страховых взносов на обязательное медицинское страхование, работающего населения, поступающие от плательщиков: в январе 436,54 руб., в феврале 857,13 руб., в марте 46,29 руб., в апреле 462,03 руб., в мае 436,54 руб., в июне 436,54 руб., в июле 436,54 руб., в августе 436,54 руб., в сентябре 436,54 руб., в октябре 436,54 руб., в ноябре 230,10 руб.

Итого по обязательному медицинскому страхованию в 2015 году начислено страховых взносов: 436,54 + 857,13 + 46,29 + 462,+ 436,54 + 436,54 + 436,54 + 436,54 + 436,+ 436,54 + 230,10 руб. = 4651,33 руб.

Итого за период с июня 2012 года по ноябрь 2015 года начислено страховых взносов на обязательное медицинское страхование = 2713,66+4971,06+5331,75 +4651,33 = 17667,80 руб.

Итого за период с июня 2012 года по ноябрь 2015 года начислено страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование: 76213,99 +17667,80 = 93881,79 руб.

Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 243-ФЗ) с 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации переданы налоговым органам.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон, № 212-ФЗ), с 01.01.2017 между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 01.01.2017 отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Из материалов дела усматривается, что плательщик страховых взносов ГКУСО ФИО5 ОКТЯБРЬСК поставлен на учет 15.04.1993, регистрационный номер 077-023-000179.

01.11.2018 ГКУСО ФИО5 ОКТЯБРЬСК представил отчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ и обязательное медицинское страхование в ФФОМС (РСВ-1) за год 2016 с номером коррекции 001. В данном отчете страхователь уменьшает начисления страховых взносов в ПФ в размере 76213,99 руб. и в ФФОМС в размере 17667,80 руб. за период с 01.06.2012 по 02.11.2015. Общая сумма уменьшенных страховых взносов составила 93881,79 руб. (76213,99руб. + 17667,80руб.).

По результату проведенной камеральной проверки данного РСВ-1, Управлением был выявлен факт излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ - 76213,99руб. и в ФФОМС -17667,80руб.

В последующем в адрес Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сызрани Самарской области (межрайонное) (далее -Пенсионный фонд) Центром занятости направлено письмо от 18.10.2018 №38-22/966-исх. о возврате в доход областного бюджета уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении ФИО4

Пенсионный фонд в своем письме от 02.11.2018 № исх. 05/1871 предложил предоставить Центру занятости заявление о возврате по установленной форме, после чего будет принято решение по данному вопросу.

Соответствующая форма заявления о возврате излишне уплаченных взысканных страховых взносов, пеней и штрафов была направлена Центром занятости в Пенсионный фонд 14.12.2018.

Пенсионным фондом в адрес Центра занятости направлено уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств от 14.01.2019 №1 (исх.№ 05/36 от 15.01.2019) по заявлению Центра занятости вх. №2593 от 24.12.2018 в связи с истечением трехлетнего срока со дня уплаты страховых взносов.

Согласно пункту 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Вместе с тем, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-О указано, что положения статьи 78 Кодекса не препятствуют налогоплательщику в случае пропуска установленного срока обрратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало пли должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Приговор по уголовному делу № 1-5/18 от 10 января 2018 года в отношении ФИО1, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ вступил в законную силу 22 января 2018 года.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 АПК РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу обязательны для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом.

Согласно приговору ФИО1 совершила действия, направленные на хищение денежных средств, то есть на незаконное личное обогащение за счет заработной платы и иных выплат ФИО4 в период с 01.06.2012 по 02.11.2015 г., путем непринятия мер к расторжению трудового договора между ФИО4 и государственным казенным учреждением Самарской области «Центр занятости населения городского округа Октябрьск».

В связи с чем, доводы заявителя о том, что перечисленные в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование ФИО4 в вышеуказанный период являются неправомерными, суд считает правомерными.

Кроме того, следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона №400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Между тем, по мнению суда, необходимо учитывать также то, что при достижении ФИО4 возраста, дающего право на получение пенсии, период фиктивного трудоустройства с 1 июня 2012 года по 2 ноября 2015 года будет учитываться для определения размера его страховой пенсии. В этой связи ФИО4 за счет сохранения непрерывного страхового стажа в указанный период времени получит материальную выгоду в виде увеличенного размера трудовой пенсии.

В данных условиях приобретение пенсионных прав не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 19 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации вытекает принцип равенства в условиях получения трудовых пенсий и законодатель, осуществляя на основании статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 3 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 23 декабря 2004 года № 19-П по делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и др.).

С учетом изложенного, доводы заинтересованного лица о необходимости применения судом положений ст. 1064 ГК РФ при рассмотрении данного спора, судом отклоняются как несоответствующие нормам действующего законодательства.

Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд оценив имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем исследовании материалов дела, как требует того часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о доказанности факта осуществления переплаты по страховым взносам Государственным казенным учреждением Самарской области Центра занятости Населения городского округа Октябрьск, соблюдения процессуальных сроков для обращения с соответствующим заявлением в суд, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Дело рассмотрено без взимания государственной пошлины ввиду того, что и заявитель, и ответчик по делу освобождены от уплаты государственной пошлины в силу ст. 333.37 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Самарской области возвратить сумму излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в размере 93 881,79 руб. путем вынесения соответствующего решения и направления его на исполнение в Межрайонную инспекцию ФНС России № 3 по Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара снаправлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

В.В. Мехедова