НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 18.05.2010 № А55-7336/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

25 мая 2010 года

Дело №

А55-7336/2010

Резолютивная часть решения объявлена 18 мая 2010 г.

Решение в полном объеме изготовлено 25 мая 2010 г.

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

Коршиковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бджарян В.Р.,

рассмотрев в судебном заседании 14-18 мая 2010 года дело по заявлению

Войсковой части 02190

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области

об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании

от заявителя – Ларькова С.В. (удостоверение личности, доверенность от 23.03.10); Скороходова А.В. (удостоверение личности, доверенность от 23.03.10),

от административного органа – Ивановой Н.В. (служебное удостоверение, доверенность от 26.02.10), Окованцевой Е.И. (служебное удостоверение, доверенность от 04.03.2010), Ифраимовой Л.Х. (служебное удостоверение, доверенность от 06.04.2010);

установил:

Войсковая часть 02190 обратилась в суд с требованиями о признании незаконными вынесенных руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области постановления №42-10/48 от 01.03.2010 года (делу №А55-7336/2010), постановления №42-10/188 от 04.03.2010 (по делу №А55-8068/2010), постановления № 42-10/150 от 04.03.2010 года (по делу № А55-8067/2010), постановления № 42-10/242 от 03.03.2010 года (по делу № А55-7497/2010), постановления № 42-10/51 от 01.03.2010 года (по делу № А55-7335/2010), постановления № 42-10/47 от 01.03.2010 года (по делу № А55-7494/2010), постановления № 42-10/239 от 03.03.2010 года (по делу № А55-7488/2010), постановления № 42-10/241 от 04.03.2010 года (по делу № А555-7490/2010).

Определением суда от 13.05.2010 на основании ч.2 ст. 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд объединил в одном производстве дела №№ А55-7336/2010, А55-8068/2010, А55-8067/2010, А55-7497/2010, А55-7335/2010, А55-7494/2010, А55-7488/2010, А55-7490/2010 с присвоением общего номера А55-7336/2010.

Все рассматриваемые заявления мотивированы отсутствием состава правонарушений, ответственность за совершение которых установлена ч. 1 статьи 15.14 КоАП РФ, поскольку допущена бухгалтерская ошибка при отнесении расходов на коды бюджетной классификации. При этом заявитель указывает на наличие Уведомления, направленного в Управление Федерального казначейства по Самарской области, об уточнении кода бюджетной классификации в пределах текущего финансового года.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области с заявленными требованиями не согласилось по основаниям, изложенным в отзывах на заявления, указывая на то, что действия заявителя привели к не целевому использованию бюджетных средств, что является нарушением требований ст. 38, ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев имеющиеся материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.38 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

В соответствии со ст.162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

- составлять и исполнять бюджетную смету,

- принимать и (или) исполнять в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.

Исходя из положений п.2 ст.163 БК РФ получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением.

В силу ст. 289 БК РФ использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиям, сметой доходов и расходов, влечет наложение штрафов руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

В части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Материалами дела подтверждается, что административным органом - Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее - Теруправление), - проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Войсковой части 02190, по результатам которой 15.12.2009г. составлен Акт № 42-02-04/301 П (т. 1 л.д. 100-116).

Теруправлением в отношении заявителя составлены протоколы об административном правонарушении № 42-10/48 от 18.01.2010 года, № 42-10/242 от 21.01.2010, № 42-10/51 от 18.01.2010, № 42-10/188 от 20.01.2010, № 42-10/150 от 20.01.2010, № 42-10/239 от 21.01.2010, № 42-10/241 от 21.01.2010, № 42-10/47 от 18.01.2010.

Суд считает указание на составление перечисленных протоколов в 2009 году технической ошибкой административного органа.

Все перечисленные протоколы составлены Главным контролером-ревизором ТУ Росфиннадзора в Самарской области Окованцевой Еленой Ивановной, на основании ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в помещении ТУ Росфиннадзора в Самарской области в том, что в ходе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности Войсковой части 02190 за 2007, 2008 и текущий период 2009 года выявлено, что войсковой частью совершены административные правонарушения, выразившиеся в следующем:

протокол об административном правонарушении № 42-10/48 от 18.01.2010 года – 15.04.2009 войсковой частью 02190 выдан аванс на командировочные расходы в сумме 91980 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером № 215 от 15.04.2009г. и ведомостью № 153;

протокол об административном правонарушении № 42-10/242 от 21.01.2010 – 27.04.2009 войсковой частью 02190 выдано подъемное пособие военнослужащему в сумме 12428 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером № 245 от 7.04.2009г. и раздаточной ведомостью № 172;

протокол об административном правонарушении № 42-10/51 от 18.01.2010 -15.04.2009 войсковой частью 02190 выдан аванс на командировочные расходы в сумме 58400 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером № 222 от 15.04.2009г. и ведомостью № 160;

протокол об административном правонарушении № 42-10/188 от 20.01.2010 - 22.05.2009 войсковой частью 02190 выдан аванс на оплату проезда в командировку в сумме 39000 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером № 326 от 22.05.2009г. и ведомостью № 227;

протокол об административном правонарушении № 42-10/150 от 20.01.2010 - 22.05.2009 войсковой частью 02190 выданы денежные средства на оплату хозяйственных расходов в сумме 10 000,0 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером 317 от 22.05.2009г.,

протокол об административном правонарушении № 42-10/239 от 21.01.2010 - 15.04.2009 войсковой частью 02190 выданы полевые деньги военнослужащим в общей сумме 6400 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером № 220 от 15.04.2009г. и ведомостью № 158;

протокол об административном правонарушении № 42-10/241 от 21.01.2010 - 23.04.2009 войсковой частью 02190 выданы полевые деньги военнослужащим в сумме 2800 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером № 232 от 23.04.2009г. и ведомостью № 165;

протокол об административном правонарушении № 42-10/47 от 18.01.2010 - 15.04.2009 войсковой частью 02190 выдан аванс на командировку (суточные) расходы в общей сумме 10526, 6 рублей, что подтверждается расходным кассовым ордером № 214 от 15.04.2009г. и ведомостью № 152.

Однако, в указанном Акте ревизии № 42-02-04/301 П обстоятельства совершения административных правонарушений, описанные в составленных позднее перечисленных выше протоколах не отражены, имеются общие указания на установление проверкой случаев «выдачи наличных денежных средств при их отсутствии или наличии их в недостаточном количестве на цели, не соответствующие условиям получения денег в кассу».

Учитывая, что Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов РФ № 148н от 30.12.2008 года (в редакции приказа Министерства финансов РФ № 69н от 03.07.2009 года) не предусмотрено ведение учета денежных средств, поступивших в кассу по кодам классификации операций сектора государственного управления (далее КОСГУ), Кассовая книга (форма ОКУД № 0504514, утвержденная Приказом Минфина РФ «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» от 30 декабря 2008 года N 148н) также не предусматривает учет денежных средств в кассе (оприходование чеков, выведение остатков на начало дня и на конец дня) по кодам бюджетной классификации расходов и КОСГУ, материалы дела об административном правонарушении в совокупности (акт ревизии – протокол об административном правонарушении) не позволяют установить, каким образом административный орган выявил совершение войсковой частью административного правонарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В соответствии с положениями пункта 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Суд пришел к выводу, что административным органом не представлено суду надлежащих доказательств, свидетельствующих о нецелевом использовании бюджетных средств, так как достоверно не доказано и в материалах дел об административных правонарушении не отражено, с какой статьи заявителем были израсходованы спорные суммы.

Кроме того, исходя из положений Порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в 2008 году, установленного приказом Министерства финансов РФ от 24.08.2007 №74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» и Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного Приказом Федеральным казначейством № 8н от 10.10.2008г., клиент вправе в пределах текущего финансового года уточнить операции по кассовым выплатам и (или) коды бюджетной классификации, по которым данные операции были отражены на лицевом счете клиента. Для уточнения указанных операций и кодов бюджетной классификации по операциям клиент представляет в Федеральное казначейство или орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

Из материалов дела следует, что заявитель в декабре 2009 года направил в адрес Федерального казначейства уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа.

Согласно представленных заявителем справок по операциям с денежными средствами по счету «Бюджет касса» по состоянию на дату проведения рассматриваемых финансовых операций (15.04.2009, 23.04.2009г., 22.05.2009) по спорным кодам экономической классификации (ЭКР 212, 222, 226) имелись остатки денежных средств в кассе на конец соответствующего дня.

Данные суммы подтверждаются представленными карточками счета 17.04.1 и 18.04.1 по кодам экономической классификации 187 0201 2027000 014 212; 187 0201 2027000 014 222, 187 0201 2017000 014 226 и уведомлениями об уточнении вида и принадлежности платежа.

Кроме того, на данные цели по коду экономической классификации 187 0201 2027000 014 212 предусмотрены бюджетной сметой в/ч 02190 на 2009 год денежные средства в сумме 1917280 рублей, что подтверждается отчетом об исполнении бюджета на 01.01.2010 г. в сумме 1917280 рублей, а также по коду экономической классификации 187 0201 2027000 014 222 предусмотрены бюджетной сметой в/ч 02190 на 2009 год денежные средства в сумме 5429500 рублей, что подтверждается отчетом об исполнении бюджета на 01.01.2010 г. в сумме 5429500 рублей, по коду экономической классификации 187 0201 2017000 014 226 предусмотрены бюджетной сметой в/ч 02190 на 2009 год денежные средства в сумме 2018738 рублей, что подтверждается отчетом об исполнении бюджета на 01.01.2010 г. в сумме 2018738 рублей.

Суд также считает, что в соответствии со ст. 12, 162 БК РФ лимиты бюджетных обязательств действуют в течение года, а в соответствии со ст. 242, 264 БК РФ исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря текущего года, которым завершается финансовый год.

Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации даны следующие определения:

бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетовлимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения;

лимит бюджетных обязательств - это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в  текущем финансовом году(текущем финансовом году и плановом периоде);

бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом годудля исполнения бюджетных обязательств.

Из отчета заявителя об исполнении бюджета главного распорядителя, получателя средств бюджета по состоянию на 01 января 2010 года следует, что заявитель надлежащим образом исполнил бюджетные обязательства, доведенные до него по состоянию на 23.04.2009 года в разрезе бюджетной классификации Российской Федерации и организаций, внесенных в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета. Теруправлением на момент принятия оспариваемого Постановления не представлено суду доказательств наличия нецелевого использования заявителем бюджетных средств за финансовый год.

В силу изложенного, суд считает, что в действиях заявителя отсутствует состав правонарушения в виде не целевого использования бюджетных средств.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Согласно пункту 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая вышеизложенное, суд считает недоказанным административным органом наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Что касается доводов заявителя о том, что в данном правонарушении отсутствует состав административного правонарушения, поскольку войсковая часть 02190 не является юридическим лицом, то суд указанные доводы считает противоречащими материалам дела (выписка из ЕГРЮЛ), в соответствии с которыми запись о юридическом лице – учреждении войсковая часть 02190, - из реестра юридических лиц не исключена, данное юридическое лицо является действующим.

Руководствуясь ст.110,167-170,176

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью Постановление о назначении административного наказания № 42-10/48, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области 01 марта 2010 г. в г. Самара в отношении войсковой части 02190 (443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 165, ИНН 6315802464).

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Признать незаконным и отменить полностью Постановление о назначении административного наказания № 42-10/47, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области 01 марта 2010 г. в г. Самара в отношении войсковой части 02190 (443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 165, ИНН 6315802464).

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Признать незаконным и отменить полностью Постановление о назначении административного наказания № 42-10/51, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области 01 марта 2010 г. в г. Самара в отношении войсковой части 02190 (443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 165, ИНН 6315802464).

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Признать незаконным и отменить полностью Постановление о назначении административного наказания № 42-10/239 вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области 03 марта 2010 г. в г. Самара в отношении войсковой части 02190 (443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 165, ИНН 6315802464).

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Признать незаконным и отменить полностью Постановление о назначении административного наказания № 42-10/241, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области 03 марта 2010 г. в г. Самара в отношении войсковой части 02190 (443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 165, ИНН 6315802464).

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Признать незаконным и отменить полностью Постановление о назначении административного наказания № 42-10/242, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области 03 марта 2010 г. в г. Самара в отношении войсковой части 02190 (443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 165, ИНН 6315802464).

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Признать незаконным и отменить полностью Постановление о назначении административного наказания № 42-10/150, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области 04 марта 2010 г. в г. Самара в отношении войсковой части 02190 (443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 165, ИНН 6315802464).

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Признать незаконным и отменить полностью Постановление о назначении административного наказания № 42-10/188, вынесенное Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области 04 марта 2010 г. в г. Самара в отношении войсковой части 02190 (443010, г. Самара, ул. Фрунзе, 165, ИНН 6315802464).

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Е.В. Коршикова