АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
26 ноября 2010 года
Дело №
А55-18065/2010
Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2010 года
Полный текст решения изготовлен 26 ноября 2010 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Курушкиным А.В.
рассмотрев в судебном заседании 16 ноября 2010 года дело по иску
Открытого акционерного общества "Юго-Запад транснефтепродукт", 443010, Самарская область, Самара, Льва Толстого,75
От 19 августа 2010 года №
к Министерству имущественных отношений Самарской области, 443006, Самарская область, Самара, Молодогвардейская,210
О взыскании 2 707 руб. 16 коп.
при участии в заседании
от истца – ФИО2, доверенность от 03.11.2010г.
от ответчика – ФИО3, доверенность от 31.12.2009г. № 296
установил:
Истец – Открытое акционерное общество «Юго-Запад транснефтепродукт» обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к ответчику - Министерству имущественных отношений Самарской области о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 481 руб. 99 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 225 руб. 17 коп.
Заявленные требования истец мотивирует тем, что 07 августа 2001г. между ОАО «Юго-Запад транснефтепродукт» и Комитетом по управлению имуществом г. Самары был заключен договор аренды земельного участка № 009729з, расположенного по адресу: Самарский район, ул. Льва Толстого, д. 75, площадью 330,00 кв. м. Земельный участок предоставлялся под дворовую территорию. 04.12.2006г. истцом была оплачена арендная плата за декабрь 2006 года в размере 5 699 руб. 39 коп.
В связи разграничением собственности на землю в Самарской области и регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок, договор аренды № 009729з от 07.08.2001г. был расторгнут с 05.12.2006г., а 07.12.2006г. был заключен договор аренды № 139-2006/07 данного земельного участка с ТУ Росимущества по Самарской области.
В соответствии со ст. 617 ГК РФ, п. 24 Информационного письма Президиума ВАС РФ переход права собственности на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды, а переход права собственности на арендуемое имущество влечет перемену стороны в договоре аренды независимо от внесения таких изменений в договор и их государственной регистрации, если она требуется.
С 5 декабря 2006 года Истцом исполняются обязанности по уплате арендной платы по отношению к новому собственнику - Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (Росимущество), что подтверждается платежным поручением № 13509 от 13.12.2006 на сумму 21 000 руб.
Платежным поручением № 13020 от 04.12.2006. истец также излишне перечислил денежные средства за аренду земельного участка за декабрь 2006 г. в размере 4 963 руб. 98 коп. на расчетный счет КУМИ г. Самары в УФК по Самарской области по договору № 009729з от 07.08.2001г.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» № 189-ФЗ от 26.12.2005 г., арендная плата за земельные участки (за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства), расположенные в границах городских округов и городских поселений и находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, распределяются между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам: а) в бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) - 50 процентов; б) в бюджеты городских округов и городских поселений - 50 процентов.
Далее истец указывает, что денежные средства, оплаченные по договору аренды № 009729з, были получены КУМИ г. Самары как администратором доходов и распределены между бюджетом Самарской области в размере 50% от внесенной суммы (2 481 руб. 99 коп.) и бюджетом г.о. Самара в размере 50% от внесенной суммы (2 481 руб. 99 коп.). При этом, факт получения КУМИ г. Самары денежных средств по договору аренды за декабрь 2006 года для их последующего распределения между бюджетами соответствующих уровней подтвержден ответом Управления Федерального казначейства по Самарской области № 03-33/2306 от 21.04.2010 г. и не оспаривается сторонами по настоящему делу.
Между тем, в соответствии со ст. 1102 ГК РФ у истца отсутствовали правовые основания для перечисления арендной платы на расчетный счет КУМИ г. Самары в УФК по Самарской области, в результате перечисления арендной платы без установленных законом оснований у публичных образований (муниципального образования город Самара и Самарской области) возникло неосновательное обогащение, которое подлежит возврату истцу за счет неосновательно обогатившихся лиц. Так, в соответствии со ст.160.1. Бюджетного Кодекса РФ принятие решения о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата отнесено к бюджетным полномочиям администратора доходов бюджета. При этом, Законом Самарской области от 30.11.2009. № 125-ГД «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» в приложении № 1 утвержден перечень главных администраторов дохода областного бюджета, согласно которому главным администратором доходов областного бюджета, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов является Министерство имущественных отношений Самарской области. Так же, Решением Думы городского округа Самары № 828 от 08.12.2009. № «О бюджете городского округа Самара Самарской области» в Приложении № 2, в свою очередь, в качестве главного администратора доходов бюджета городского округа, получаемых в виде арендной платы утвержден Департамент управления имуществом городского округа Самары.
При этом, Истец указывает, что он обратился к вышеуказанным главным администраторам доходов соответствующих бюджетов с требованием о возврате излишне перечисленных денежных сумм и получил отказ в возврате неосновательно полученной арендной платы. В Департамент управления имуществом г.о. Самара Истец обратился 28.01.2009. (письмо № 0101-15-5/1019 от 28.01.2009г.) и получил отказ (письмо № 15-07-02/11691 от 10.03.2009.) в возврате переплаты с предложением решения данного вопроса в судебном порядке. Далее, 27.04.2009. Истец обратился в Министерство имущественных отношений с аналогичным требованием (письмо № 0101-15-5/6304 от 27.04.2009. и также получил отказ Министерство имущественных отношений Самарской области в возврате переплаты (письмо № 12-14/6546 от 02.06.2009). Позднее, то есть 05.06.2009г. Истец обратился с тем же вопросом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). Которое в ответ сообщило что, Территориальное управление, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, Положению о Территориальном управлении Росимущества по Самарской области, утвержденному приказом Росимущества от 01.02.2005г. № 37, является администратором доходов, поступивших в Федеральный бюджет на счета Территориального управления, открытые в органе Федерального казначейства. А так как, денежные средства были перечислены в бюджет г.о. Самара (муниципальный бюджет), на счета комитета по управлению имуществом г. Самары (Департамент управления имуществом г.о. Самара), то с заявлением о возврате денежных средств следует обращаться в Департамент управления имуществом г.о. Самара.
В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности и выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007. № 79 «Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области» осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара в целях и представляет интересы Самарской области в сфере имущественных и земельных отношений в судах общей юрисдикции, арбитражных судах. Кроме того, в соответствии с Законом Самарской области от 30.11.2009. № 125-ГД «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Министерство имущественных отношений Самарской области является главным администратором доходов областного бюджета получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.
Департамент управления имуществом г.о. Самара и Министерство имущественных отношений Самарской области фактически отказались вернуть излишне оплаченные денежные средства.
Указанные обстоятельства послужили основанием обращения ситца с настоящим иском.
Ответчик исковые требования не признает, отзыв на исковое заявление не представил.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение п.2 Постановления Главы города Самары от 05.03.1998 года № 84 «Об упорядочении земельных отношений на территории города Самары» между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (в настоящее время – Департамент управления имуществом) и ОАО «Юго-Запад Транснефтепродукт» 07.08.2001 года был заключен договор аренды № 009729з земельного участка сроком до 28.08.2006 года, по акту приема-передачи Истцу был предоставлен земельный участок, под кадастровым номером 63:01:081203:0547(А1), находящийся по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, д. 75, площадью 330,00 м2.
04.12.2006 года Истцом была оплачена арендная плата за декабрь 2006 года в размере 5 699 руб. 39 коп.
В связи с разграничением собственности на землю в Самарской области, на основании письма ОАО «Юго-Запад Транснефтепродукт» от 08.02.2007 года № 05-40/1829, акта приема-передачи договоров аренды земельных участков от 19.02.2007 года договор от 07.08.2001 года № 009729з аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.05.2006 года № 01/025/2006-161), расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого 75, площадью 330,00 м2, с кадастровым номером 63:01:081203:0547(А1), по обоюдному согласию сторон был расторгнут с 05.12.2006 года (Соглашение о расторжении договора аренды земельного участка от 30.10.2007 года, (л.д. 26-27).
07.12.2006 года был заключен договор аренды № 139-2006/07 данного земельного участка между Истцом и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области.
28.01.2009 года Истец обратился в Департамент управления имуществом с просьбой вернуть излишне перечисленные денежные средства по договору аренды № 009729з от 07.08.2001 года (письмо от 28.01.2009 года № 0101-15-5/1019). В ответ Департамент управления имуществом сообщил, что в соответствии с решением Думы городского округа Самара от 28.12.2006 года № 383 «О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2007 год» администратором платежей по арендной плате за земли городских поселений до разграничения государственной собственности на землю с 01.01.2007 года Департамент управления имуществом не является, и не имеет полномочий по осуществлению возврата денежных средств (письмо исх. от 10.03.2009 года №15-07-02/11691).
Департамент является органом местного самоуправления, осуществляющим в соответствии с пунктом «п» ст. 47 Устава городского округа Самара контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет городского округа Самара денежных средств от приватизации и использования муниципального имущества.
Согласно федеральному законодательству в 2006 году средства от продажи и аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности, перечислялись на КБК 91706010000030000430.
Администратором поступлений денежных средств по данному коду бюджетной классификации являлся - Департамент управления имуществом г.о.Самара.
Согласно ст. 12 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» № 189-ФЗ от 26.12.2005 года, арендная плата за земельные участки (за исключением земельных участков, предназначенных для жилищного строительства), находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю распределяется между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам: 2) за земельные участки, расположенные в границах городских округов и городских поселений: а) в бюджеты субъектов РФ (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) - 50%, б) в бюджеты городских округов и городских поселений - 50% .
Следовательно, денежные средства, полученные в результате передачи в аренду земельного участка расположенного по адресу: г. Самара, Самарский район, ул. Льва Толстого, д. 75, были перечислены в бюджет Самарской области в размере 50% от внесенной суммы (2 481 руб. 99 коп.) и бюджет городского округа Самара в размере 50% от внесенной суммы (2 481 руб. 99 коп.).
В соответствии с положениями Закона Самарской области от 30.05.2006 года № 45-ГД «О внесении изменений в Закон Самарской области «О земле» полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в городском округе Самара, наделяется Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, (в том числе занимаемыми зданиями, строениями, сооружениями), а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, наделено Министерство имущественных отношений.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года «О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», Министерство имущественных отношений является правопреемником Департамента управления имуществом (Комитета по управлению имуществом г. Самары) по вопросам распоряжения земельными участками, предоставляемыми для целей, не связанных со строительством.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ» органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при формировании, утверждении и исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов обеспечивают преемственность кодов администраторов поступлений в бюджет по доходам, распределенным между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством РФ.
Изменение кода администратора в коде бюджетной классификации доходов не дает оснований для признания отмененными платежей, поступивших по ранее действовавшим кодам.
Так как смена доходного источника не произошла, то в данном случае речь идет о передаче полномочий по администрированию. В соответствии с разъяснениями, данными Министерством финансов РФ в письме от 21.07.2005 года № 02-05-03/2221 «Об администрировании доходов бюджетной системы РФ», возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных сумм) осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате о возврате денежных средств.
С 01.01.2007 года функции администрирования указанных поступлений были переданы Министерству имущественных отношений.
В соответствии с положениями Приказов Министерства Финансов Российской Федерации «Об утверждении порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ» от 16.12.2004 года № 116-ГД, от 05.09.2008 года № 92н, возврат поступлений, являющихся источником формирования бюджетов, осуществляется на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет по нормативам распределения доходов между бюджетами, установленными бюджетным законодательством РФ на соответствующий год, решение о выплате денежных средств принимается администратором поступлений.
Так, согласно пункту 20 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 05.09.2008 № 92Н, возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании Заявок на возврат, представленных администраторами доходов бюджетов, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов. В соответствии с Законом Самарской области от 30.11.2009 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» функции администрирования доходов, получаемых в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов осуществляет министерство имущественных отношений Самарской области.
В соответствии с п. 2 Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, администрирование доходов бюджетов бюджетной системы РФ, относящихся к периоду исполнения функции администрирования по доходному источнику иным органом государственной власти РФ, осуществляется вновь утвержденным главным администратором (администратором) доходов бюджета, в том числе в части возврата плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм.
Таким образом, полномочиями для проведения возврата ОАО «Юго-Запад Транснефтепродукт» денежных средств обладает администратор поступлений – Министерство имущественных отношений Самарской области, что подтверждается также письмом Министерства управления финансов Самарской области № МФ-13-03/3188 от 10.12.2007 года.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно пункта 3 части 1 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные настоящей главой, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Факт перечисления истцом денежных средств в размере 4 963 руб. 98 коп. материалами дела подтвержден. Однако, в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиками не представлено доказательств возврата указанных денежных средств либо распределения их между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством РФ.
Решением арбитражного суда от 23.06.2010г. по делу № А55-36337/2009 с ответчика была взыскана половина указанной выше суммы, а именно, 2 481 руб. 99 коп. неосновательного обогащения.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает подлежащим удовлетворению требование истца, в части взыскания с Министерства 2 481 руб. 99 коп. неосновательного обогащения.
Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности арбитражный суд считает неосновательным в силу того, что указанная сумма, как неосновательное обогащение ответчика образовалась лишь с момента расторжения договор аренды земельного участка № 009729з, соглашением от 30.10.2007г. (л.д.26-27). Таким образом, начало срока исковой давности следует считать с 31.10.2007г.
Кроме того, истец просит взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 225 руб. 17 коп. за период с 03.06.2009г. по 09.08.2010г.
Пунктом 2 статьи 1107 ГК РФ предусмотрено, что на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.
Ставка рефинансирования (учетная ставка) Банка России на день подачи искового заявления составляла 7,75 % годовых (с 01.06.2010 г.), в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 31.05.2010 г. № 2450 – У.
О неосновательности сбережения денежных средств ответчику стало известно 02.06.2009г., что следует из письма от 02.06.2009г. (л.д.43). Таким образом, истец обоснованно рассчитал проценты с 03.06.2009г.
На основании вышеизложенного, требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-171, 176, 257, 259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Открытого акционерного общества «Юго-Запад транснефтепродукт» г. Самара 2 707 руб. 16 коп., в том числе 2 481 руб. 99 коп. неосновательного обогащения, 225 руб. 17 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 2000 руб. расходов по государственной пошлине.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1