НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 16.07.2009 № А55-1587/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 июля 2009 года

Дело №

А55-1587/2009

Резолютивная часть решения оглашена 16 июля 2009 года

Полный текст решения суда изготовлен 23 июля 2009 года

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи - Гукасян И.Б.

рассмотрев в судебном заседании 16 июля 2009 года дело по иску

Федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс"

От 05 февраля 2009 года № 81/0891

к Департаменту управления имуществом городского округа Самара

Третье лицо - Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары

Об обязании принять объекты жилищного фонда

при участии в заседании

от истца – ФИО2 (доверенность от 22.12.2008 г.)

от ответчика – ФИО3 (доверенность от 05.03.2009 г.)

от третьего лица – ФИО4 (доверенность от 22.04.2009 г.)

Установил:

Истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском об обязании Департамента управления имуществом городского округа Самара подписать акты приема-передачи общежитий с объектами благоустройства, расположенных в городе Самара по адресам: Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 64а, 66 и ул.Юбилейная, 34, и акты приема-передачи основных средств по форме № ОС-1а на них.

Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Ответчик против удовлетворения заявленных требований возражал по мотивам, изложенным в отзыве, указав при этом, что в соответствии с приказом о передаче объектов третьему лицу, последний обязан принять их по акту приема-передачи от истца, поскольку у ответчика отсутствует документация, необходимая для нормального содержания и эксплуатации общежитий, а также у третьего лица обязанность принятия спорных общежитий вытекает из договора № 1 от 01.05.2008 г.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2009 г. суд на основании ходатайства ответчика привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары как организацию, на балансе которого находятся объекты жилищного фонда.

Третье лицо поддержало заявленные требования по основаниям, заявленным в письменных пояснениях относительно предмета спора, указав при этом, что спорные объекты переданы предприятию в целях содержания и эксплуатации, следовательно, не должны учитываться на балансе предприятия. Общежития являются имуществом муниципальной казны, следовательно, Департамент управления имуществом городского округа Самара должен принять объекты от истца, а затем передать их Муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары, так как отсутствуют обязательственные правоотношения между истцом и третьим лицом.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, отзыве на исковое заявление, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Между Администрацией города Самары и «ЦСКБ-Прогресс» 3 декабря 2001 года был заключен договор № 98 «О совместном финансировании объектов жилищного и коммунально-бытового назначения». Согласно дополнительному соглашению к нему вышеуказанные общежития остались на балансе предприятия, которое обязалось осуществлять за счет собственных средств их эксплуатацию и ремонт.

Главой г.о. Самара 7 ноября 2007 года был утвержден график приема общежитий от предприятий и ведомств на эксплуатацию и содержание муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитийг. Самары на 2008 год. Согласно условиям этого графика срок принятия общежитий от истца определен как второй квартал 2008 года.

Между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары 01 мая 2008 года заключен договор №1 на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда, в соответствии с которым Предприятие приняло на себя обязательства по выполнению комплекса мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту учитываемых в составе муниципальной казны городского округа Самара объектов специализированного жилищного фонда согласно перечню к договору.

Внесение изменений в перечень оформляется в силу п.1.2 договора дополнительным соглашением.

Приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара №780 от 30 июня 2008 года муниципальному предприятию по эксплуатации и содержанию общежитий г.Самары на эксплуатацию и содержание переданы общежития, расположенные по адресам: <...>

Пунктом 2 вышеуказанного приказа муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары предписано принять с баланса ФГУП «Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» объекты, указанные в п.1 приказа, и представить акты приема-передачи на утверждение в Департамент управления имуществом городского округа Самара. Отделу муниципальной казны поручено заключить дополнительное соглашение к договору на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда №1 от 01 мая 2008 года с муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары.

Между Департаментом управления имуществом городского округа Самара и муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары 15 июля 2008 года подписано дополнительное соглашение №1 к договору на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда от 01 мая 2008 года №1, согласно которому в состав имущества, переданного муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары для содержания, обслуживания и ремонта по договору на эксплуатацию и содержание муниципального специализированного жилищного фонда от 01.05.08 г. №1 включены спорные здания общежитий.

В приказ №780 от 30.06.08 г. Департамента управления имуществом городского округа Самара 17 октября 2008 года внесены изменения. Пункт 2 приказа изложен в следующей редакции: «муниципальному предприятию по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары принять от ФГУП «Прогресс» объекты, указанные в п.1 настоящего приказа, и представить акты приема-передачи на утверждение в Департамент управления имуществом городского округа Самара».

Учитывая то, что муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары отказывалось принимать по акту приема-передачи данные объекты, ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском об обязании муниципального предприятия по эксплуатации, содержанию общежитий г.Самары принять общежития с объектами благоустройства, располагающиеся в г.Самара по адресам: Костромской переулок 9, 11, 13; Заводское шоссе 64, 64а, 66 и ул.Юбилейной, 34, подписать акты приема-передачи на них и представить акты приема-передачи на утверждение в Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.12.2008 г. по делу № А55-14028/2008, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.07.2009г., в удовлетворении исковых требований «ЦСКБ-прогресс» было отказано в связи с тем, что иск был заявлен к ненадлежащему ответчику.

Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

На основании изложенного, а также в связи с тем, что до настоящего времени спорные общежития не приняты от истца в муниципальную собственность, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации № 34-р от 09.01.1999 г. и № 775-р от 15.05.1999 г. приняты предложения Мингосимущества России и администрации Самарской области, согласованное с Российским космическим агентством, о передаче в государственную собственность Самарской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в федеральной собственности филиала ФГУП «ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» - Самарский завод «Прогресс», расположенных в г. Самаре, согласно приложенному к распоряжению перечню. В числе других объектов в перечень включены здания общежитий, расположенные по адресам: <...>

Распоряжением Мингосимущества России № 185-р от 09.02.1999 г. Комитету по управлению государственным имуществом Самарской области совместно с Российским космическим агентством и администрацией Самарской области поручено оформить в установленном порядке передачу в государственную собственность Самарской области зданий общежитий, расположенных по адресам: <...>

Распоряжением Мингосимущества России № 783-р от 03.06.1999 г. Департаменту по управлению государственным имуществом Самарской области совместно с Минэкономики России и администрацией Самарской области поручено оформить в установленном порядке передачу в государственную собственность Самарской области здания общежития, расположенного по адресу: <...>.

Постановлением Губернатора Самарской области № 166 от 29.05.2000 г. здания общежитий, расположенные по адресам: <...> переданы в муниципальную собственность города Самары. Указанным постановлением главе города Самары рекомендовано включить передаваемые объекты в реестр муниципальной собственности и произвести прием объектов на баланс жилищных органов администрации города Самары в соответствии с Положением о порядке передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность при приватизации предприятий, утвержденным решением Самарской Губернской Думы № 58 от 29.11.1994 г., акты приема-передачи объектов представить в департамент по управлению государственным имуществом области.

Распоряжением Комитета по управлению имуществом города Самары № 102 от 04.07.2000 г. объекты недвижимости - здания общежитий, расположенные по адресам: <...> включены в реестр муниципального имущества.

Таким образом, на основании вышеуказанных распоряжений Правительства Российской Федерации, постановления Губернатора Самарской области и распоряжения Комитета по управлению имуществом города Самары здания общежитий являются муниципальной собственностью городского округа Самара.

В соответствии с пунктом 1 приложения №3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации №3020-1 от 27.12.91 г. «О разграничении собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» к муниципальной собственности отнесены объекты жилого и нежилого фонда, за исключением входящих в состав имущества предприятий.

Согласно пункту 2 Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении №3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность. Следовательно, в силу прямого указания закона жилищный фонд является муниципальным имуществом.

В соответствии со статьей 27 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого решением Думы городского округа Самара от 10.07.06 г. №294, Департамент управления имуществом городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере управления и распоряжения имуществом городского округа Самара.

Согласно статье 45 Устава от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

При этом к полномочиям Департамента управления имуществом городского округа Самара статья 47 Устава относит осуществление, учет муниципального имущества и ведение его реестра; на основании постановлений Главы городского округа Самара приобретение недвижимого и иного имущества, заключение и исполнение соответствующих договоров; передача муниципального имущества в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям городского округа Самара, в оперативное управление муниципальным казенным предприятиям городского округа Самара и муниципальным учреждениям городского округа Самара; осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью имущества городского округа Самара, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями городского округа Самара и муниципальными учреждениями городского округа Самара, а также переданного в установленном порядке иным лицам; осуществление иных полномочий по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенных федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.

Согласно части 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут осуществлять права и обязанности уполномоченные органы муниципального образования.

В соответствии со статьей 45 вышеназванного Устава городского округа Самара Самарской области право выступать от имени города Самара при совершении действий, являющихся предметом спора по настоящему делу, делегировано Департаменту управления имуществом городского округа Самара.

Таким образом, органом, полномочным от имени муниципального образования городского округ Самара принимать имущество в муниципальную собственность, является Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. При этом за нарушения законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете предусмотрена административная и уголовная ответственность (статья 3 8 Закона).

При организации бухгалтерского учета имущества муниципальной казны применяются положения инструкции по бюджетному учету (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министерства финансов Российской федерации от 10.02.2006 № 25-н, согласно которой имущество муниципального образования независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев подлежит учету на «Основные средства».

Согласно п. 3 Инструкции все операции, проводимые учреждениями, оформляются первичными документами, приведенными в приложении № 2 Инструкции.

В соответствии с абз. 3 п. 20 Инструкции поступление и внутреннее перемещение основных средств оформляется актом приема-передачи здания (сооружения) по форме 0306030 (ОС-1а).

Поскольку судебным актом по делу № А55-14028/2008 установлен преюдициальный факт наличия обязанности принять спорный объект и подписать акты приема-передачи на них именно у Департамента управления имуществом городского округа Самара, который является надлежащим ответчиком по данному иску, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расходы по государственной пошлине в силу ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика. Однако в связи с тем, что ответчик в силу п.п. 1.1. п.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации истец освобожден от ее уплаты. Уплаченная истцом государственная пошлина подлежит возврата ему из бюджета Российской Федерации

Руководствуясь ст.110,167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара подписать акты приема-передачи общежитий с объектами благоустройства, расположенных в городе Самара по адресам: Костромской переулок, 9, 11, 13, Заводское шоссе, 64, 64а, 66 и ул.Юбилейная, 34, и акты приема-передачи основных средств по форме № ОС-1а на них.

Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" из бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную платежным поручением от 11.01.2009 г. № 21.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1