НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 15.06.2007 № А55-5330/07

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Самара

15 июня 2007 года

Дело №

А55-5330/2007

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

Щетининой М.Н.

рассмотрев в судебном заседании 09 июня 2007 года дело по заявлению

Администрации Нефтегорского района Самарской области, г.Нефтегорск

к Управлению Федерального Казначейства по Самарской области, г.Самара

3-е лицо: ОАО «Самаранефтегаз», г.Самара

о признании незаконным бездействия и обязании перечислить денежные средства

протокол судебного заседания ведет

секретарь судебного заседания Кузнецова Е.Б.

при участии в заседании:

от заявителя – Свешникова А.В.-юрист по дов. от 10.04.07г.

от заинтересованного лица – Мартынова Е.В.- спец.-эксп. по дов. от 09.01.07г.

от 3-го лица –Галактионова О.А.- представитель по дов. от 05.11.06г.

Установил:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие УФК по Самарской области, выразившееся в неперечислении причитающихся муниципальному образованию средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года в сумме 4 705 487 руб. и обязании перечислить сумму причитающегося НДПИ в Администрацию Нефтегорского района Самарской области .

Заинтересованное лицо – Управление федерального казначейства по Самарской области/далее УФК/ заявленные требования не признал, по мотивам, изложенным в отзыве от 28.05.2007 года. Просит в удовлетворении исковых требований отказать, считает свои действия законными и обоснованными.

В частности, УФК в отзыве указывает на неподведомственность указанного спора арбитражному суду , поскольку настоящий спор возникает из бюджетных правоотношений, так как касается перераспределения средств между бюджетами и не носит экономического характера.

Кроме того, заинтересованное лицо заявило о пропуске Администрацией 3-х месячного срока, предусмотренного статьей 198 АПК РФ на обращение в суд.

В судебном заседании возражения свои поддержало.

Третье лицо - ОАО «Самаранефтегаз» отзыв не представило. В направленном в адрес суда ходатайстве /15 мая 2007 года, л.д.30/ указало на то, что не возражает против удовлетворения требований , изложенных в заявлении Администрации Нефтегорского района.

Представитель третьего лица в судебном заседании доводы заявителя поддержала.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего:

Как следует из материалов дела, согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» платежи по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, поступавшие за 2004 год, подлежали распределению по нормативам: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (бюджет Самарской области).

Законом Самарской области от 26.12.2003г. №119-ГД «Об областном бюджете на 2004 год» предусматривалось зачисление в 2004 году в бюджет Самарской области налога на добычу полезных ископаемых в размере 50 процентов доходов в консолидированный бюджет области, а 50 процентов доходов - в бюджет муниципальных образований. Соответственно: 7,2 процента отчислялись в областной бюджет и 7,2 процента - в бюджеты муниципальных образований.

Срок уплаты Налога на добычу полезных ископаемых установлен согласно ст.344 НК РФ не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, который в соответствии со ст.341 НК РФ составляет календарный месяц. Плательщиком данного налога в бюджет района в 2004 году являлось ОАО «Самаранефтегаз».

В соответствии со ст.7 Федерального закона №186-ФЗ от 23.12.2003г. «О федеральном бюджете на 2004г.» установлено, что в целях обеспечения полноты учета и распределения доходов, федеральные налоги и сборы, иные платежи, подлежат зачислению в полном объеме на счета органов федерального казначейства для осуществления этими органами распределения доходов от их уплаты в порядке межбюджетного регулирования между бюджетами разных уровней.

Поступившие платежи по налогу на добычу полезных ископаемых подлежали зачислению на единый счет Управления федерального казначейства по Самарской области и распределялись им между федеральным бюджетом, областным и местными бюджетами в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год», согласно вышеуказанным нормативам отчислений.

Как следует из доводов заявителя, за период с январь по октябрь 2004 года отчисления от уплаты данного налога в размере 7.2 процента регулярно поступали в бюджет района через Управление Федерального казначейства по Самарской области путем перечисления денежных средств на бюджетный счёт Администрации района.

Однако, отчисления от уплаты НДПИ за декабрь 2004 года в сумме 4 705 487 рублей в бюджет муниципального образования не поступили.

Из доводов заявителя следует, что ОАО «Самаранефтегаз» отчисления в сумме 65 353 987 руб. были перечислены в УФК по Самарской области дела платёжным поручением № 536 от 24.01.2005.Факт зачисления указанной суммы на счет УФК по Самарской области заинтересованным лицом не оспаривается.

Вместе с тем, УФК по Самарской области указанные денежные средства распределены не по нормативам на 2004 год, а по нормативам 2005 года.

Суд считает, что неперечисление муниципальному образованию отчислений от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 года в сумме 4 705 847 руб. , что составляет 7.2 процента от налога на добычу полезных ископаемых , нарушает права заявителя не только в бюджетных отношениях , но и имущественные интересы, поскольку денежные средства , необходимые для покрытия расходов , связанных с реализацией хозяйственных полномочий, предусматриваются местными бюджетами и поступить в бюджет муниципального образования могут лишь посредством Федерального казначейства по Самарской области .

В силу изложенного, суд считает, что доводы заинтересованного лица о неподведомственности спора арбитражному суду ошибочны.

Что касается доводов УФК по Самарской области о том, что оно обязано было в рамках полномочий, предоставленных бюджетным законодательством РФ, распределить доходы в сумме 65 353 987 руб., поступившие на счет 40101 в 2005 году, между бюджетами разных уровней по установленным нормативам 2005 года: 95% - в федеральный бюджет и 5% - в бюджет субъекта РФ на счет № 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации», то данные доводы также являются ошибочными. Заинтересованное лицо не приняло во внимание требования статьи 5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.

В соответствии с п.1 статьи 1 Бюджетного Кодекса к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

С учетом определений бюджетных отношений , данного указанной нормой, Федеральный закон от 20.08.2004 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений « , вступивших в действие с 01.01.2005 года, не просто меняют нормативы отчислений от поступающих налогов, а изменяют бюджетные отношения по формированию доходов и осуществлению расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Момент же распределения органами Федерального казначейства поступивших им на счета денежных средств является лишь частью указанных бюджетных отношений , технической процедурой в процессе формирования доходов бюджета, в данном случае – муниципального.

В соответствии с приложением N 2 "Нормативы отчислений федеральных налогов и сборов в федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации на 2004 год" к Федеральному закону от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, взимаемая на остальных территориях, КБК 1050311) должен распределяться в соотношении: 85,6 процента - в федеральный бюджет, 14,4 процента - в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. На основании данного норматива, утверждался бюджет Муниципального образования, а также были определены направления расходования получаемых доходов.

Бюджетные отношения по формированию доходов местного бюджета 2004 г., налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, начались утверждением бюджета Муниципального образования, осуществлялись в течение 2004 г., то есть в тот период, когда ОАО "Самаранефтегаз" уплачивало этот налог, а отчисления от него поступали в местный бюджет, и продолжали существовать на дату вступления в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений".

Таким образом, бюджетные отношения по формированию доходов бюджета муниципального образования за счет налога на добычу полезных ископаемых, возникли до введения в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений". Следовательно, указанный акт бюджетного законодательства Российской Федерации в рассматриваемом случае не подлежит применению.

Учитывая изложенное, суд считает, что бездействия УФК по Самарской области, выразившегося в неперечислении причитающихся Муниципальному образованию средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за декабрь 2004 г., являются незаконными, так как заинтересованное лицо нарушило свою обязанность, установленную п. 3 ст. 167 и ст. 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Не может суд согласиться и с доводами УФК по Самарской области о пропуске заявителем срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что нарушение со стороны УФК по Самарской области выражается в длительном и не прекратившемся по настоящее время невыполнении обязанностей по распределению денежных средств, возложенных на него Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ГД "О федеральном бюджете на 2004 год", и, кроме того, в процессе исполнения бюджета денежные средства, подлежащие перечислению в местный бюджет, формируются в доходной части бюджета последующих периодов, поэтому в данном случае срок на подачу заявления нельзя считать пропущенным.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Бездействие Управления Федерального казначейства по Самараской области, выразившиеся в неперечислении денежных средств в размере 4 705 487 руб. в бюджет Нефтегорского района Самарской области признать незаконными.

Обязать Управление федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в бюджет Нефтегорского района Самарской области в сумме 4 705 487 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

М.Н. Щетинина