НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 14.07.2014 № А55-5228/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2014 года

Дело №

А55-5228/2014

Резолютивная часть решения оглашена 14 июля 2014 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 июля 2014 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Якимовой О.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бадрутдиновой Л.Т., после перерыва в судебном заседании секретарем с/з Бутовым А.С.

рассмотрев  10-14 июля 2014 года в судебном заседании дело по заявлению ОАО «МегаФон»

к  Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области

об оспаривании постановления  по делу об   административном правонарушении

при участии в судебном заседании:

от заявитель – ФИО1, доверенность от 14.06.2012, представитель,

от заинтересованного лица – не явился, извещен,

в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 10.07.2014 по 14.07.2014.

Установил:

ОАО «МегаФон» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 18.02.2014 №36-13/1111 о назначении   административного наказания, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Заинтересованное лицо явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, в соответствии с представленным отзывом, ссылаясь на материалы дела об административном правонарушении, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, т.к. факт административного правонарушения  подтверждается материалами дела при соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.

        Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

        01.04.2008 ОАО «МегаФон» (ранее - ОАО «Мобильные Системы Связи - Поволжье») и Общество Лаборатории Сервье С.А.С., Франция был заключен договор об оказании услуг связи № 1203337.

       Согласно «Условиям оказания услуг связи», прием платежей осуществляется оператором или лицом, им уполномоченным. Расчеты между оператором и абонентом могут осуществляться в наличной и безналичной форме. В случае, если абонент является юридическим лицом, оператор обязан выставить абоненту счет-фактуру за расчетный период на сумму оказанных услуг в расчетном периоде.

        01.09.2008 в г. Москва ОАО «Мегафон» и ЗАО «Объединенная система моментальных платежей»  заключили Договор о приеме платежей № 25/08-10, согласно которому:

       Поставщик поручает, а Оператор по приему платежей обязуется от имени и по поручению Поставщика в течение срока действия Договора осуществлять действия по приему денежных средств, уплачиваемых физическими лицами, заключившими с Поставщиком договор об оказании услуг связи (далее - абоненты) или любыми физическими лицами, уплачивающими денежные средства в пользу абонента (плательщики) за услуги связи в местах приема Оператора по приему платежей, а Поставщик обязуется уплатить Оператору вознаграждение за совершение действий по приему платежей в порядке, в сроки и на условиях, определенных Договором (п. 1.1);

Право на прием платежей в пользу Поставщика возникает у Оператора с момента выдачи Поставщиком Оператору по приему платежей соответствующей доверенности с правом передоверия на прием платежей (п. 1.2);

        Во исполнение Договора об оказании услуг связи от 01.04.2008 № 1203337 ОАО «МегаФон» выставил счет-фактуру от 28.02.2013 № VLG/23944110/63 на оплату оказанных услуг связи Обществу Лаборатории Сервье С.А.С. в феврале 2013 года на сумму 7 870,63 рублей и счет-фактуру от 31.03.2013 № VLG/43310903/63 на оплату оказанных услуг связи Обществу Лаборатории Сервье С.А.С. в марте 2013 года на сумму 10 769,02 рублей, что подтверждается ведомостью банковского контроля от 16.01.2014.

         Фактическая оплата  указанных счетов-фактур произведена Обществом Лаборатории Сервье С.А.С. предоплатой, путем внесения физическим лицом наличных денежных средств через терминалы/банкоматы, в том числе 21.02.2013 в сумме 1 830,20 рублей (чек №12997588510002-mWL6), что подтверждается Отчетом по платежам абонентов-нерезидентов из биллинга. Согласно письму общества вх. № 218 от 24.01.2014, агентом по приему платежа являлся ОАО ЗАО «Объединенная система моментальных платежей» (ЗАО «ОСМП»).

          В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ):

          Резиденты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1).

          Нерезиденты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации (п.п. «б» п. 7 ч. 1 ст. 1).

          Использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (п.п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1).

          Частью 2 статьи 5 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ предусмотрено, что если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются без ограничений.

          Порядок совершения валютных операций установлен статьей 14 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ, согласно части 2 которой, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

          Часть 2 статьи 14 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ содержит перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с нерезидентами в наличной валюте РФ без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

          Однако рассматриваемый  случай в данном перечне не предусмотрен.

          Следовательно, юридическое лицо-резидент, получая от юридического лица-нерезидента оплату за оказанные услуги в валюте РФ, осуществляет валютные операции, расчеты при которых должны производиться через счета, открытые в уполномоченных банках.

          Таким образом, осуществление в указанном случае расчетов в наличной форме (физическим лицом наличные денежные средства внесены  через терминалы/банкоматы) является незаконной валютной операцией, осуществленной с нарушением валютного законодательства Российской Федерации.

По данному факту уполномоченным лицом административного органа 07.02.2014 составлен протокол об административном правонарушении №36-13/1111 и вынесено оспариваемое постановление от  18.02.2014 №36-13/1111 о назначении   административного наказания в виде административного штрафа  в размере 1 372,65 рублей по ч. 1 ст.15.25 КоАП РФ.

           Частью 1 статьи 15.25  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.

В обоснование заявления заявитель  ссылается на отсутствие состава административного правонарушения, т.к. заявитель  как резидент осуществлял расчеты через свой расчетный счет, открытый в уполномоченном банке. Заявитель считает принятыми все  зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.

          В части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Оценивая обстоятельства дела, суд находит, что в соответствии с требованиями статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  административным органом  доказана вина и соответственно факт  совершения заявителем  вменяемого ему административного правонарушения.  

Статья 2 ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет сферу действия и отношения, регулируемые данным Федеральным законом. Из данной статьи следует, что Федеральный закон N 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

        Исходя из изложенного, оспариваемое постановление является законным.

        Руководствуясь ст. ст. 167-170, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

        Отказать  в признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области от 18.02.2014 №36-13/1111 о назначении административного наказания.

         Решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Якимова О.Н.