НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 13.02.2024 № А55-39179/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 февраля 2024 года

Дело №

А55-39179/2023

Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2024 года. Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2024 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Коршиковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дюковой Д.Д.

рассмотрев в судебном заседании 13 февраля 2024 года дело по заявлению

Публичного акционерного общества "СамИнвестКом"

к Центральному банку РФ в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ

об оспаривании постановления

при участии в заседании

от заявителя – предст. Романчева А.В. по довер. от 19.09.2023 г.,

от заинтересованного лица – предст. Негра Н.А. по довер. от 18.08.2021 г.,

установил:

Заявитель обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Центрального банка РФ в лице Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ № 23-9343/3110-1 от «14» ноября 2023 года о привлечении Публичного акционерного общества "СамИнвестКом" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Представитель заявителя в судебном заседании поддерживает заявленные требования по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражает против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, в процессе осуществления Центральным банком Российской Федерации (Банком России) возложенных на него полномочий по контролю и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах был установлен факт нарушения требований Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Федеральный закон № 208-ФЗ), Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение № 714-П) к порядку и сроку раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

На основании выявленного факта нарушения законодательства Российской Федерации ведущим юрисконсультом сектора административного производства юридического отдела Отделения Самара Базаевой Н.В. в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 31.10.2023 № ТУ-36-ЮЛ-23-9343/1020-1, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Копия протокола об административном правонарушении от 31.10.2023 № ТУ-36-ЮЛ-23-9343/1020-1 вручена законному представителю Общества.

На рассмотрении дела присутствовал законный представитель Общества Пыхалов Дмитрий Владимирович. Отводы и ходатайства в Отделение Самара не поступали.

При рассмотрении дела установлено следующее.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (статья 76.2), Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - Федеральный закон № 39-ФЗ) (статья 42), Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, опубликованным на официальной странице Федеральной налоговой службы в сети Интернет, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 39-ФЗ, Общество является эмитентом.

Исходя из анализа информации, имеющейся в Банке России, Общество является публичным акционерным обществом, осуществившим регистрацию проспекта эмиссии ценных бумаг, с размещением таких ценных бумаг путем открытой подписки. Таким образом, в силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона № 39-ФЗ, ПАО «Саминвестком» обязано раскрывать информацию в форме, в числе прочего, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона № 39-ФЗ под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Федеральным законом № 39-ФЗ.

Состав, порядок и сроки раскрытия информации на рынке ценных бумаг установлены Положением № 714-П.

Согласно пунктам 54.1, 54.2, 54.3 Положения № 714-П эмитенты, обязанные раскрывать информацию в форме бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны раскрывать в том числе промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную за отчетный период, состоящий из 3, 6 и 9 месяцев отчетного года, вместе с аудиторским заключением о ней, если в отношении нее проведен аудит.

В соответствии с пунктом 55.4 Положения № 714-П промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента, составленная за отчетный период, состоящий из 3, 6 и 9 месяцев отчетного года, должна быть раскрыта в срок не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения о ней, но не позднее 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, или не позднее 3 дней, следующих за датой ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, в случае если до истечения 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, в отношении нее не будет проведен аудит и составлено аудиторское заключение о ней.

Банком России проведен мониторинг соблюдения ПАО «Саминвестком» требований к раскрытию информации на рынке ценных бумаг и установлено следующее.

В ходе проведённого 12.10.2023 осмотра Банком России страницы в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=14573 (далее - страница в сети Интернет) и опубликованных документов, установлено, что 17.08.2023 на странице в сети Интернет опубликована промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за 6 месяцев 2023 года (далее -Отчетность), подписанная руководителем Общества 31.07.2023 (Акт от 12.10.2023 № ВН-4-35-2/20117).

Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

Уставом Общества, утвержденным общим собранием акционеров 05.05.2016, проведение аудита промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 55.4. Положения № 714-П, и учитывая дату составления Отчетности 31.07.2023, Обществу следовало раскрыть Отчетность на странице в сети Интернет не позднее 03.08.2023.

Таким образом, ПАО «Саминвестком» нарушен порядок и срок раскрытия промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности Общества за 6 месяцев 2023 года.

На рассмотрении дела законный представитель Общества Пыхалов Д.В. наличие события административного правонарушения не отрицал. Выданное Банком России предписание от 12.10.2023 № Т4-35-2/19935 о принятии мер, направленных на недопущение в дальнейшей деятельности нарушений, Обществом не оспорено, исполнено.

21.11.2023 постановлением № 23-9343/3110-1 ПАО "СамИнвестКом" привлечено к административной ответственности за нарушение срока предоставле­ния бухгалтерской отчетности, составленной за отчетный период, состоящий из 3, 6 и 9 ме­сяцев отчетного года, вместе с аудиторским заключением о ней, если в отношении нее про­веден аудит, предусмотренное частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ПАО «Саминвестком» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с настоящим заявлением. В указанном заявлении ПАО «Саминвестком» ссылается на отсутствие нарушений порядка и срока раскрытия промежуточной бухгалтерской отчетности за 6 месяцев. Кроме того, заявитель считает неправомерным указание в постановлении от 14.11.2023 на повторность совершения однородного административного правонарушения.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

Как установлено в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении № ТУ-36-ЮЛ-23-9343 и не оспаривается Заявителем, 17.08.2023 на странице в сети Интернет, используемой эмитентом для раскрытия информации на рынке ценных бумаг https://www.e-disclosure.ru/portal/company.aspx?id=14573 опубликована промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность ПАО «СамИнвестКом» за 6 месяцев 2023 года, которая подписана руководителем ПАО «СамИнвестКом» 31.07.2023 (Акт от 12.10.2023 № ВН-4-35-2/20117).

Частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление или нарушение, в том числе эмитентом, порядка и сроков представления информации (уведомлений), предусмотренной (предусмотренных) федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно представление информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг включает в себя несколько самостоятельных требований, а именно: требование разместить в установленный срок в сети Интернет сведения, определенные частью 1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 55.4. Положения Банка России от 27.03.2020 № 714-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» (далее - Положение № 714-П) и требование обеспечить доступ к данным сведениям.

В соответствии с пунктом 55.4 Положения № 714-П промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность эмитента, составленная за отчетный период, состоящий из 3, 6 и 9 месяцев отчетного года, должна быть раскрыта в срок не позднее 3 дней, следующих за датой составления аудиторского заключения о ней, но не позднее 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, или не позднее 3 дней, следующих за датой ее составления, но не позднее 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, в случае если до истечения 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена отчетность, в отношении нее не будет проведен аудит и составлено аудиторское заключение о ней.

В соответствии с положением части 8 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

Таким образом, с учетом составления (подписания) промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «СамИнвестКом» за 6 месяцев 2023 года 31.07.2023, эмитенту надлежало раскрыть на станице в сети Интернет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность ПАО «СамИнвестКом» за 6 месяцев 2023 года в срок не позднее 03.08.2023.

Довод Заявителя о шестидесятидневном сроке, предусмотренном для раскрытия на станице в сети Интернет промежуточного бухгалтерского (финансового) отчета за 6 месяцев 2023 года, основан на неверном толковании положений пункта 55.4 Положения № 714-П и является ошибочным.

Довод Заявителя о неправомерности указания в постановлении от 14.11.2023 о повторности совершения однородного административного правонарушения не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, отражены в главе 26 КоАП РФ.

При производстве по делу об административном правонарушении № ТУ-36-ЮЛ-23-9343 в отношении ПАО «СамИнвестКом» должностным лицом Отделения Самара должным образом исследовались вопросы о наличии события административного правонарушения; о наличии вины в совершении административного правонарушения; о наличии обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что подтверждается содержанием постановления от 14.11.2023.

Так, рассматривая вопрос о наличии обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, таких обстоятельств установлено не было (стр. 6-7 постановления от 14.11.2023).

Что касается обстоятельств о возможности замены Заявителю административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение по правилам, предусмотренным частью 1 статьи 4.1.1, частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ установлено, что на дату рассмотрения дела № ТУ-36-ЮЛ-23-9343, в отношении ПАО «СамИнвестКом» имелось вступившее в законную силу постановление № ТУ-36-ЮЛ-23-7428/3120-1 от 20.09.2023 о назначении административного наказания в виде предупреждения части 4 статьи 15.23.1 КоАП РФ.

С учетом того, что на момент рассмотрения дела административного дела № ТУ-36-ЮЛ-23-9343 сроки, предусмотренные статьей 4.6 КоАП РФ, не истекли, Заявитель совершил административное правонарушение не впервые, что исключало возможность замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение при вынесении постановления.

При этом, следует отметить, что должностное лицо Отделения Самара, рассматривая вопрос о назначении наказания по правилам статьи 4.1.2 КоАП РФ, пришло к выводу о назначении административного штрафа в размере половины минимального размера (минимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 15.19 КоАП РФ, поскольку ПАО «СамИнвестКом» имеет статус микропредприятия с 10.08.2017.

В соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Доводы Заявителя, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены должностным лицом Отделения Самара при рассмотрении административного дела № ТУ-36-ЮЛ-23-9343, и опровергали бы выводы, изложенные в постановлении от 14.11.2023.

Административный штраф, назначенный Заявителю в размере 350 000 рублей (менее минимальной санкции части 2 статьи 15.19 КоАП РФ), полностью соответствует целям наказания, а равно принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Постановление от 14.11.2023 принято в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление от № 23-9343/3110-1 от «14» ноября 2023 года Отделения по Самарской области Волго-Вятского главного управлению Центрального банка РФ о привлечении Публичного акционерного общества "Тольяттиазот" к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, вынесено законно.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В силу ч.4 ст.208 АПК РФ вопрос о взыскании судом государственной пошлины не разрешается.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Коршикова