НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 11.05.2016 № А55-5206/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

13 мая 2016 года

Дело №

А55-5206/2016

Резолютивная часть решения объявлена 11 мая 2016 года. Полный текст решения изготовлен 13 мая 2016 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

Кулешова Л.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Похвинской К.Е.

рассмотрев в судебном заседании 11 мая 2016 года дело по заявлению

Управления МВД России по городу Самаре

к ИП Бабурину Сергею Вячеславовичу,

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании

от заявителя – не явился, извещен,

от лица, привлекаемого к административной ответственности, - Бабурина С.В. по паспорту, предст. Силуянова А.В.,

установил:

Заявитель - Управления МВД России по г. Самаре обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя Бабурина Сергея Вячеславовича к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в порядке ст. 123 АПК РФ.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в судебном заседании возражает против заявленных требований, отрицая факт продажи алкогольной продукции.

На основании ч.3 ст. 205 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии заявителя.

Определением от 11.05.2016 г. арбитражным судом объединены в одно производство для совместного рассмотрения дело А55-5206/2016 и дело А55-5205/2016 присвоен номер объединенного дела №А55-5206/2016.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Из материалов дела следует: 04.02.2016 г. сотрудниками Управления Министерства внутренних дел России по г. Самаре была проведена проверка деятельности объекта потребительского рынка по реализации алкогольной продукции, расположенного по адресу: г. Самара, пос. Радиоцентр, ул. Техническая, д. 1, принадлежащего ИП Бабурину Сергею Вячеславовичу установлено, что предприниматель осуществляет реализацию алкогольной продукции без соответствующих документов, а именно без сертификата соответствия, без справки к ТТН, без ТТН, а также в отсутствии специального разрешения (лицензии).

Усмотрев в действиях предпринимателя признаки состава административного правонарушения, в отношении предпринимателя вынесен протокол 15 №3003268 об административном правонарушении от 08.02.2016 года по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ и протокол 15 №3003267 об административном правонарушении от 08.02.2016 года по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, вынесено определение о передаче материалов дела по подведомственности от 15.02.2016 г.

На основании материалов проверки заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 и ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 10.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота:

1) товарно-транспортная накладная;

2) справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);

3) справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации);

4) уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции).

При этом этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии вышеуказанных сопроводительных документов считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
  В соответствии с положениями части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции").

Следовательно, объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, образует и хранение алкогольной продукции без соответствующих подтверждающих легальность продукции документов.

В ходе судебного разбирательства свидетель Черкашина Елена Вячеславовна подтвердила факт хранения алкогольной продукции в помещении гостинично-банного комплекса с января 2016 года, тогда как проверка была 04.02.16 г. Другие свидетели подтвердили факт нахождения значительного количества алкогольной продукции.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Таким образом, предприниматель допустил нарушение требований законодательства в области государственного регулирования оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей жидкости, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ - хранение спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию).

Имеющиеся в деле материалы подтверждают, что проверка проводилась в рамках полномочий административного органа и с соблюдением действующего законодательства.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не представило суду доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения им требований закона и опровергающих доводы заявителя, также не представлены доказательства государственной регистрации указанной алкогольной продукции в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти в установленном порядке, поэтому факт совершения предпринимателем правонарушения следует считать доказанным и заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Довод предпринимателя о том, что им не была реализована алкогольная продукция, а факт хранения не образует состав правонарушения по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ отклоняется судом как несоответствующий закону, поскольку, как указано ранее, оборот алкогольной продукции предполагает не только ее реализацию, но и хранение.

Довод лица, привлекаемого к административной ответственности, о превышении полномочий сотрудниками полиции судом отклоняется в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

В силу положений указанных выше норм КоАП РФ, административный орган при обнаружении фактов, указывающих на наличие события административного правонарушения, правомочен составлять протокол об административном правонарушении.

Выявление административных правонарушений в ходе проведения внепланового мероприятия не запрещено действующим законодательством и не ставится в зависимость от тематики (целей и задач) проводимой проверки.

Лицо, привлекаемое к административно ответственности, считает действия сотрудников полиции незаконными, однако в судебном порядке их не обжаловал. В предмет рассмотрения настоящего заявления обжалование действий полиции не входит.

Вина предпринимателя в совершенном правонарушении доказана материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Отсутствие вины юридического лица предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Индивидуальный предприниматель, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником рынка, должен быть осведомлен о том, что несоблюдение ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции влечет за собой административную ответственность.

Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих ИП Бабурину С.В. исполнить требования нормативных правовых актов, в материалах дела не имеется, следовательно, вина предпринимателя в совершении вмененного административного правонарушения является доказанной.

Указанная позиция отражена в судебной практике в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2015 г. по делу А55-25573/2014, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 г. по делу А55-20873/2015.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ судом учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность предпринимателя, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, поэтому наказание определяется в пределах минимальной санкции ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 4.4 данного Кодекса, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями указанного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В связи с изложенным наказание определяется в пределах минимальной санкции ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ с направлением на уничтожении изъятой алкогольной продукции.

Частью 1 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" предусмотрено, что изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если они реализуются без соответствующих документов, подтверждающих легальность производства и оборота такой продукции.

В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что в незаконном обороте находится этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
  В части 3 статьи 3.7 КоАП РФ указано, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, в том числе, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Как указано в вышеназванном Постановлении Пленума N 10, если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте, то соответствующие вещи возврату не подлежат.
  Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконного производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утвержден порядок переработки или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; уничтожения конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Изъятая алкогольная продукция, не подлежит возврату ИП Бабурину Сергею Вячеславовичу и направляется судом на уничтожение (переработку) в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконного производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Руководствуясь ст.ст. 167-183, 202-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя Бабурина Сергея Вячеславовича 10.07.1969 г.р., место рождения – г. Куйбышев, прожив., г. Самара, ул. Силина, 9-9, ИНН 631902643092, дата регистрации 12.12.2008, к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп.

Алкогольная продукция, изъятая в ходе производства по делу об административном правонарушении, не подлежит возврату Индивидуальному предпринимателю Бабурину Сергею Вячеславовичу.

Алкогольную продукцию, изъятую в ходе производства по делу об административном правонарушении, согласно протоколу изъятия вещей и документов от 04.02.2016 г., а именно: 2 бутылки Мартини Асти об. 0,7 л., 3 бутылки «Чинзано Асти» об. 0,7 л., 12 бутылок шампанского «Боска Аниверсари» об. 0,7 л., 7 бутылок «Виски Гранд» об. 0,5 л., 3 бутылки «Мартини бьянко» об. 0,5 л., 3 бутылки виски Джек Дэниелс об. 0,5 л., 3 бутылки коньяка «Старый Кенигсберг» об. 0,25 л., 2 бутылки виски «Рэд лейбл» об. 0,5 л., 3 бутылки водки «Русский стандарт» об. 0,5 л., 4 бутылки водки «Зеро голд» об. 0,5 л., 1 бутылка водки «Зеро голд» заполненная на 1/10 об. 0,5 л., 2 бутылки шампанского «Российское» об. 0,75 л., 1 бутылка коньяка «Арегак» об. 0,5 л., 1 бутылка настойки «Бехеровка» об.0,5 л., 1 бутылка виски «Блэк лейбл» об. 0,5 л., 1 бутылка виски «Блэк лейбл» об. 0,7 л., 1 бутылка коньяка «Хенесси» об. 0,35 л., 1 бутылка виски «Бушмилс» об. 0,7 л., 2 бутылки виски «Чивас ригал» об. 0,5 л., 2 бутылки вина «Киндзмараули» об. 0,75 л., 2 бутылки вина «Лозаннская долина» об. 0,75 л., 5 бутылок вина «Мерлот» об. 0,7 л., 1 бутылка вина «Шардоне» об. 0,7 л., 1 бутылка вина «Брют Ресерва» об. 0,7 л., находящуюся на хранении в ОИАЗ Управления МВД России по г. Самаре по адресу: г. Самара, пр. Карла Маркса, 122, направить на уничтожение в порядке, установленном действующим законодательством.

Информация о получателе штрафа, необходимая для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

получатель платежа: УФК по Самарской области (ГУ УМВД России по Самарской области)  ИНН: 6317021970; КПП: 631601001, р/счет 40101810200000010001, Отделение Самара, БИК 043601001, ОКТМО 36701000, КБК 188 1 16 08010 01 6000 140, УИН 18886316020061332680.

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 указанного Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Настоящее решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья

/

Л.В. Кулешова