АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
гор. Самара
17 мая 2010 года
Дело №
А55-16118/2009
Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 17 мая 2010 года.
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Николаевой С.Ю.
рассмотрев 30 апреля - 11 мая 2010 года в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области
об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов
при участии в заседании:
от заявителя – Константинов Е.В. (доверенность),
после перерыва - Карпуль А.М. (доверенность),
от заинтересованного лица – Вовк А.С. (доверенность).
Протокол судебного заседания вел помощник судьи Кузнецова Н.А.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 11 мая 2010 года до 13 час. 30 мин. Сведения о месте и времени продолжения судебного заседания размещены на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: www.samara.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
Установил:
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Ареопаг" обратился в арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать недействительным, как несоответствующим требованиям Гражданского кодекса РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Решение от 10 июля 2009 года Межрайонной инспекции ФНС № 18 по Самарской области об отказе в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью "Ареопаг" и обязать Межрайонную инспекцию ФНС № 18 по Самарской области произвести государственную регистрацию Общества с ограниченной ответственностью "Ареопаг" в связи с его ликвидацией.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 октября 2009 года суд заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Ареопаг" удовлетворил: признал недействительным Решение регистрирующего органа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области от 10 июля 2009 года об отказе в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» в связи с ликвидацией, как несоответствующее требованиям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и обязал Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – осуществить государственную регистрацию при ликвидации юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» с внесением записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» согласно Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (т. 2 л.д. 33 - 38).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2009 года, Решение суда первой инстанции по данному делу оставлено в силе (т. 2 л.д. 65 - 67).
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2010 года Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 октября 2009 года и Постановление суда апелляционной инстанции от 24 декабря 2009 года по данному делу были отменены в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» с внесением соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц, дело в этой части требований направлено на новое рассмотрение (т. 2 л.д. 79 - 83).
Основанием для отмены судебного акта послужило то, что, по мнению суда кассационной инстанции, суд первой инстанции не исследовал и не дал оценку требованию о неотражении в ликвидационном балансе сведений о реальном размере задолженности по обязательным платежам, с учетом статей 226, 224 Закона о банкротстве, устанавливающих дополнительное основание для отказа в совершении регистрационных действий.
В соответствии с вышеназванным Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа суд первой инстанции принял данное дело на новое рассмотрение в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» с внесением соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнительных пояснениях.
Представитель налогового органа заявленные требования не признает по доводам, изложенным в отзыве и в дополнении к отзыву.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения представителей сторон, арбитражный суд не находит заявление подлежащим удовлетворению в части обязания Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» с внесением соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Ареопаг" создано и зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 20 июля 2006 года за ОГРН 1066315050372 (т. 1 л.д. 8).
05 февраля 2009 года участником (учредителем) ООО "Ареопаг" было принято решение о ликвидации ООО "Ареопаг" и назначена ликвидационная комиссия. О принятом решении общество уведомило регистрирующий орган (т. 1 л.д. 16 - 17).
18 февраля 2009 года в «Вестнике государственной регистрации» ликвидационной комиссией ООО "Ареопаг" было помещено объявление о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (т. 1 л.д. 80).
29 апреля 2009 года ООО "Ареопаг" утвержден промежуточный ликвидационный баланс, о чем 18 мая 2009 года регистрирующим органом была внесена запись о промежуточном балансе (т. 1 л.д. 97).
15 июня 2009 года участником (учредителем) ООО "Ареопаг" утвержден ликвидационный баланс общества (т. 1 л.д. 94).
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.
24 июня 2009 года ООО "Ареопаг" почтой направило в регистрирующий орган - Межрайонную Инспекцию ФНС России № 18 по Самарской области следующие документы:
1) подписанное председателем ликвидационной комиссии заявление о государственной регистрации по форме № Р16001, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
2) ликвидационный бухгалтерский баланс ООО "Ареопаг", утвержденный участником (учредителем) общества;
3) документ об уплате государственной пошлины;
4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи б и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;
5) решение о сдаче ликвидационного баланса;
6) бланк заявка на публикацию сообщения о ликвидации;
7) сопроводительное письмо;
8) ликвидационный отчет о прибылях и убытках;
9) ликвидационная декларация по прибыли;
10) ликвидационная декларация по имуществу;
11) ликвидационная декларация по НДС;
12) ликвидационная декларация по страховым взносам в ПФР;
13) ликвидационная декларация по ЕСН (л.д. 32).
В подтверждение получения всех вышеперечисленных документов МИ ФНС № 18 по Самарской области составлена расписка вх. № 1586 от 03 июля 2009 года (т. 1 л.д. 35).
10 июля 2009 года Межрайонная Инспекция ФНС России № 18 по Самарской области вынесла Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» необходимых для государственной регистрации документов (т. 1 л.д. 15).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 октября 2009 года суд заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Ареопаг" удовлетворил и признал недействительным Решение регистрирующего органа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области от 10 июля 2009 года об отказе в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» в связи с ликвидацией, как несоответствующее требованиям Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2010 года Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 октября 2009 года в части признания недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области от 10 июля 2009 года об отказе в государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» в связи с ликвидацией оставлено без изменения.
Порядок ликвидации юридического лица определен ст. ст. 61 - 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми добровольная ликвидация юридического лица, являющегося коммерческой организацией, возможна, если оно в состоянии удовлетворить требования кредиторов. В случае, если юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, не имеет достаточных средств для удовлетворения требований кредиторов, оно ликвидируется вследствие признания его несостоятельным (банкротом) в судебном порядке.
В силу ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для государственной регистрации предприятия в связи с его ликвидацией в регистрирующий орган должен быть представлен определенный пакет документов, в том числе ликвидационный баланс.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в сроки, установленные налоговым законодательством.
Из ликвидационного баланса, основанного на данных бухгалтерского и налогового учета ООО «Ареопаг», представленного им в регистрирующий орган, следует, что у общества отсутствует задолженность по уплате обязательных платежей.
Однако, в ходе выездной налоговой проверки был установлен факт неуплаты налога на прибыль за 2007 год в размере 15 381 364 руб., что подтверждается решением о привлечении к налоговой ответственности от 04 августа 2009 года и требованием об уплате налога № 2537 от 27 августа 2009 года.
Обществ с ограниченной ответственностью «Ареопаг» зная о проведении налоговой проверки, начатой 21 мая 2009 года, 15 июня 2009 года утверждает ликвидационный баланс и 24 июня 2009 года обращается с заявлением о регистрации прекращения деятельности.
В силу пп. 4 п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом (внебюджетными фондами) в соответствии со ст. 49 данного Кодекса, согласно которой обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества; если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ликвидационному балансу, представленному для государственной регистрации ООО «Ареопаг» в связи с ликвидацией, у общества не имеется имущества и денежных средств.
В соответствии с п. 4 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стоимость имущества юридического лица, являющегося коммерческой организацией, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 данного Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
В соответствии со ст. 224 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в случае, если стоимость имущества должника - юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом. При обнаружении таких обстоятельств ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, а согласно п. 1 ст. 226 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" нарушение требований, предусмотренных п. 2 ст. 224 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", является основанием для отказа во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
Таким образом, поскольку у общества имеется кредиторская задолженность по уплате обязательных платежей в бюджет, превышающая стоимость его имущества, что исключает возможность добровольной ликвидации юридического лица (п. 4 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 224, 226 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), суд отказывает в удовлетворении требования об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» с внесением соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Руководствуясь ст. ст.101 - 102, 110 - 112, 167 - 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл. 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя – осуществить государственную регистрацию при ликвидации юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» с внесением записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности Общества с ограниченной ответственностью «Ареопаг» согласно Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
/
С.Ю. Николаева