НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 10.01.2017 № А55-13066/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

января 2017 года

Дело №

А55-13066/2016

Резолютивная часть решения объявлена 10 января 2017 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Гордеевой С.Д.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудиновым А.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании  января 2017 года   дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Самара-Сервис"

От  мая 2016 года    №

к  Государственной инспекция труда в Самарской области

о признании незаконным постановления

с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

при участии в заседании представителя заявителя – Осипова Е.С.;

лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Самара-Сервис" (заявитель, общество, ООО «Самара-Сервис») обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Государственной инспекцией труда в Самарской области Постановление № 5-926-16-ПВ/372/10/8 о назначении административного наказания от 05.05.2016, которым ООО "Самара-Сервис" на основании ч. 1 ст. 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 75 000 руб. 00 коп.

Государственная инспекция труда в Самарской области (административный орган, инспекция) заявленные требования не признала, ссылаясь на неподведомственность спора арбитражному суду.

Третьи лица заявленные требования считает не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзывах.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела, общество оспариваемым постановлением привлечено к административной ответственности установленной ч.1 ст. 14.54 КоАП РФ.

Заявителю вменено нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Самарской областной кожно-венерологический диспансер».

В соответствии с ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственность дел об оспаривании решений о привлечении к административной ответственности определяется с учетом двух критериев: субъектного состава и связи правонарушения с предпринимательской или иной экономической деятельностью.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 14.54 КоАП РФ, состоит в нарушении или невыполнении организацией, проводящей специальную оценку условий труда на основании гражданско-правового договора (ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"), правил осуществления такой деятельности. Заключая договор, специализированная организация имеет целью получение прибыли, то есть ее деятельность является предпринимательской.

Поскольку основным объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.54 КоАП РФ, являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности (оказание специализированной организацией услуг в области специальной оценки условий труда, то есть осуществление предпринимательской деятельности), то трудовые отношения в данном случае являются дополнительным объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.54 КоАП РФ.

Кроме того, само нахождение данной статьи в главе 14 КоАП РФ (административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций) также свидетельствует о предпринимательском характере правонарушения.

Таким образом, правонарушение, предусмотренное ст. 14.54 КоАП РФ, связано с предпринимательской деятельностью, спор подведомствен арбитражному суду, в связи с чем доводы инспекции являются несостоятельными.

Данный вывод суда согласуется со сложившейся в судах правоприменительной практикой (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.05.2016 N Ф09-4805/16 по делу N А47-11740/2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2016 N Ф09-3473/16 по делу N А60-55542/2015, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2016 N 12АП-6436/2016 по делу N А12-4966/2016, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2016 по делу N А13-1687/2016, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2016 N 17АП-5032/2016-АКу по делу N А60-365/2016, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2016 N 18АП-2720/2016 по делу N А76-315/2016).

Согласно ч. 1 ст. 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда установлен Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее ФЗ N 426-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В силу ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 данного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора, отчет в силу требований ст. 15 данного Закона подлежит утверждению.

 До 1 января 2016 года сведения, указанные в статье 18 Закона N 426-ФЗ, подлежали передаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно п. 2 Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 03.07.2014 N 436н, действующего на момент совершения правонарушения, сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, и с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных: - на бумажных и (или) электронных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда, на которых проводилась специальная оценка условий труда.

В ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» сформулированы требования, которым должна соответствовать организация, проводящая специальную оценку условий труда.

В частности, согласно п. 3 ч. 1 ст. 19 организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь в наличии в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), который аккредитован национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона.

Испытательная лаборатория ООО «Самара-Сервис» аккредитована и имеет полномочия проводить измерения и оценки опасных и вредных производственных факторов при проведении специальной оценки труда до 20.02.2018, что подтверждается копией аттестата аккредитации испытательной лаборатории ООО «Самара-Сервис» от 20.02.2013.

В соответствии с Уведомлением Минтруда России от 06.06.2013 ООО «Самара-Сервис» внесено в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда под регистрационным номером 2947.

Работа по проведению специальной оценки условий труда были осуществлены в ГБУЗ «Самарский областной кожно-венерологический диспансер» в соответствии с Договором № 473 от 26.10.2015. По факту оказания услуги по проведению специальной оценки условий труда сторонами был подписан Акт № 302 от 15.12.2015 без каких-либо замечаний со стороны заказчика (ГБУЗ «СОКВД»).

Работа заявителем по проведению специальной оценки условий труда была выполнена в период с 26.10.2015 по 15.12.2015.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда).

Согласно ч.3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении. Форму отчета о проведении специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». Отчет был утвержден ГБУЗ «Самарский областной кожно-венерологический диспансер».

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и п. 2 Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда", утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.07.2014 № 436н, действующим в указанный период (до 01.01.2016), ООО «Самара-Сервис» сведения о результатах проведении специальной оценки условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета в ГБУЗ «СОКВД», а именно 30.12.2015 были переданы на бумажных носителях в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, а именно в Государственную инспекцию труда в Самарской области, что подтверждается копией сопроводительного письма ООО «Самара-Сервис» в Государственную инспекцию труда в Самарской области от 30.12.2015 исх.№ 50 с отметкой о вручении 30.12.2015 и копией отчета о проведении специальной оценки условий труда в ГБУЗ «СОКВД».

Согласно положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, составляет два месяца со дня его совершения.

Данный вывод согласуется со сложившейся в судах правоприменительной практикой (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 N 17АП-16551/2016-АК по делу N А60-28625/2016).

Течение срока давности привлечения к административной ответственности начинается с момента совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении срок давности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ). Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Исходя из того, что основным объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности (оказание специализированной организацией услуг в области специальной оценки условий труда, то есть осуществление предпринимательской деятельности), то срок давности по этой категории дел составляет два месяца.

В соответствии с положениями п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Как следует из материалов дела, событие, явившееся основанием для привлечения ООО «Самара-Сервис» к административной ответственности (нарушение порядка оценки), имело место в период с 26 октября 2015 года по 15 декабря 2015 года (время проведения оценки). Данное правонарушение не является длящимся.

В этой связи установленный для административных органов в ст. 4.5 КоАП РФ двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности на момент вынесения постановления по делу истек. Срок давности привлечения к ответственности является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

В нарушение указанных норм 05 мая 2016 года, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, государственный инспектор труда рассмотрел данное дело об административном правонарушении, признав ООО «Самара-Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ.

При вышеуказанных обстоятельствах оспариваемое постановление является незаконным и подлежит отмене полностью.

Руководствуясь ст. 167-170, 180-181, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью вынесенное Государственной инспекцией труда в Самарской области Постановление № 5-926-16-ПВ/372/10/8 о назначении административного наказания от 05.05.2016, которым ООО "Самара-Сервис" на основании ч. 1 ст. 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 75 000 руб. 00 коп.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, в течение десяти дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.Д. Гордеева