НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 08.09.2003 № А55-6466/03-41

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846-2) 24-17-45

 _____________________________________________________________________________

Именем Российской Федерации

 Р Е Ш Е Н И Е

г. Самара

08 сентября 2003  г.                                                                                Дело №  А55-6466/03-41

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи Коршиковой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Собрания Представителей Похвистневского района Самарской области, г. Похвистнево к Администрации Похвистневского района Самарской области, г. Похвистнево, Департаменту здравоохранения Администрации Самарской области, г. Самара и Территориальному фонду Администрации Самарской области (ТФОМС), г. Самара о  признании частично недействительным договора,

при участии в заседании, протокол которого велся судьей Коршиковой Е.В.:

от  Собрания Представителей –  Рачкова В.Ю. (заведующий отделом – служебное удостоверение № 120, доверенность от 04.01.03г. № 19),

от ответчиков: Администрации Похвистневского района – не явились (извещены надлежащим образом),

     Департамента здравоохранения - не явились (извещены надлежащим образом),

     ТФОМС – Умниковой Л.А. (специалист – паспорт, доверенность от 05.09.03г. № 6/104, справка от 04.09.03г. № 7/116),

установил:

Собрание Представителей Похвистневского района Самарской области обратилось в суд с иском к Администрации Похвистневского района Самарской области, Департаменту здравоохранения Администрации Самарской области и Территориальному фонду Администрации Самарской области (ТФОМС) о признании недействительным абзаца 6 пункта 5 Соглашения № 1 от 01.04.2003г. и Приложения № 3 «О взаимодействии по выполнению программы государственных гарантий оказания населению Похвистневского района бесплатной медицинской помощи», заключенного между Администрацией Похвистневского района Самарской области, Департаментом здравоохранения Администрации Самарской области и Территориальным фондом Администрации Самарской области (ТФОМС) в части обязанности  Администрации Похвистневского района оплачивать льготы по оплате коммунальных услуг пенсионерам, бывшим работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности. Истец считает, что, заключая оспариваемый договор, Администрация превысила представленные ей Уставом Похвистневского района Самарской области полномочия; в бюджете района на 2002-2003 финансовые годы не предусмотрены расходы на оплату спорных льгот по коммунальным услугам.

Администрация Похвистневского района Самарской области заявленные требования признала полностью.

Департамент здравоохранения Администрации Самарской области в отзыве исковые требования не признал, указывая на то, что спорные льготы установлены федеральным законодательством, к вопросам местного значения не относятся; Соглашения в полном объеме соответствует требованиям законодательства.

Территориальный фонд Администрации Самарской области исковые требования также не признал, считая, оспариваемое Соглашение заключенным в соответствии с требованиями Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные  акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», нормативных актов Самарской области.

Рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в заседание представителей сторон, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Администрацией Похвистневского района Самарской области, Департаментом здравоохранения Администрации Самарской области и Территориальным фондом Администрации Самарской области 01.04.2003г. было заключено Соглашение  № 1 о взаимодействии по выполнению программы государственных гарантий оказания населению Похвистневского района бесплатной медицинской помощи (далее именуется - Соглашение), в соответствии с абзацем 6 пункта 5 которого  и Приложением № 3 Администрация Похвистневского района приняла на себя обязанности оплачивать льготы по оплате коммунальных услуг пенсионерам, бывшим работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности.

Истец считает, что оспариваемым положением Соглашения Администрация установила льготы по оплате коммунальных услуг пенсионерам, бывшим работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности, чем превысила свои полномочия. Поскольку в соответствии с Уставом Похвистневского района Самарской области нормы расходов на содержание здравоохранения и нормы расходов по тарифам на ЖКХ, а также установление льгот, является компетенцией Собрания Представителей Похвистневского района (статьи 91,93 Устава), решения которого являются обязательными для исполнительного органа – Администрации. Собранием Представителей Соглашение было одобрено 05.06.2003г. за исключением оспариваемых абзаца 6 пункта 5и Приложения № 3.

В соответствии с Уставом Похвистневского района Самарской области Собрание представителей района вправе самостоятельно устанавливать тарифы, не установленные органами государственной власти и управления, и льготы по платежам в бюджет района (в пределах причитающейся им доли) (статья 91);  Собрание представителей также определяет направление использования средств местных бюджетов, увеличивает нормы расходов на содержание ЖКХ и здравоохранения; устанавливает дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий населения (статья 93).

Однако в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установление основных льгот медицинским и фармацевтическим работникам отнесено к ведению Российской Федерации (пункт 14 статьи 5). Право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, перешедшими на пенсию, закреплено  указанными Основами (статья 63) и Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 05.07.68г. № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (пункт 21). Следовательно, довод истца о том, что спорная льгота установлена Администрацией, не основан на перечисленных выше нормативных актах, поскольку указанная льгота установлена федеральным законодательством.

К компетенции представительного органа местного самоуправления – каковым в соответствии с Уставом Похвистневского района является Собрание представителей района (глава 4 Устава), - согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится лишь утверждение местного бюджета и отчета по его исполнению (статья 15), а также аналогичное полномочие, установленное вышеуказанной статьей 93 Устава района.

В соответствии со статьей 159 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства, именуется распорядителем бюджетных средств.  Согласно Уставу Похвистневского района распоряжаться средствами местного бюджета вправе Администрация района (статья 81), причем необходимость согласования (последующего одобрения) таких действий Администрации Уставом не предусмотрена. Изложенное свидетельствует о несоответствии материалам дела довода истца о превышении Администрацией района полномочий при заключении оспариваемого Соглашения.

Статьей 2 ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные  акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» размер, условия и порядок возмещения расходов  на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в частности,  частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливается законодательными  актами субъектов Российской Федерации. Действующими Решениями Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов от 09.07.1985г. № 302 «О льготах квалифицированным работникам, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках» и от 25.07.1990г. № 215 «О частичном изменении решения облисполкома от 09.07.1985г. № 302 «О льготах квалифицированным работникам, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках» определено, что спорные расходы производятся органами местного самоуправления, в частности, за счет средств местных бюджетов.

Довод Администрации Похвистневского района об отсутствии в местном бюджете необходимых и достаточных денежных средств противоречит представленным в дело Постановлениям Собрания Представителей района от 08.05.2003г. № 115 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Собрания представителей Похвистневского района «О бюджете Похвистневского района на 2003 год» № 100 от 26.12.2002г.», от 21.05.2003г. № 118, в которых показатели бюджета изменены в связи с ожидаемым перевыполнением доходной части бюджета района (л.д. 94-95).

Таким образом, руководствуясь статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагающей обязанность доказывания обстоятельств, на которые участвующее в деле лицо ссылается как на основание своих требований и возражений, на это лицо, исковые требования нельзя признать обоснованными, подтвержденными материалами дела и подлежащими удовлетворению.

Законом РФ «О государственной пошлине» истец, являющийся органом местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины освобожден. Дело рассмотрено без взимания пошлины.

Руководствуясь статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Самарской области в течение месяца.

Судья                                                                                                            Е.В. КОРШИКОВА