НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 07.10.2020 № А55-13359/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

14 октября 2020 года

Дело №

А55-13359/2020

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2020 года. Полный текст решения изготовлен 14 октября 2020 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Кулешовой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Суханкиной В.В.,

рассмотрев в судебном заседании 07 октября 2020 дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «ВОЛГОТРАНС», 443042, г. Самара, ул. Белорусская, д. 132,

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области, 443009, г. Самара, ул. Князя Засекина, д.6

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

УФНС России по Самарской области, 443110, г. Самара, ул. Циолковского, д. 9

об оспаривании решения и действия,

при участии в заседании:

от заявителя – предст. Козляевой Н.М. по дов. от 17.12.2019 г., предст. Журавлевой М.Г. по дов. от 17.12.2019 г., пред. Романовой Л.Ч. по дов. от 10.07.2020 г.,

от заинтересованного лица – предст. Суркина С.А. по дов. от 01.09.2020 г., предст. Камбаровой Л.А. по дов. от 03.08.2020 г., предст. Стрельцовой Н.И. по дов. от 30.07.2020 г., пред. Козьменко Н.А. по дов. от 13.05.2020 г.

от УФНС по Самарской области – предст. Суркина С.А. по дов. от 26.05.2020 г.

установил:

Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения № 23 от 26.02.2020 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение № 2 от 26.02.2020 г. об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, вынесенные Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области, ссылаясь на доказанность права на заявленный налоговый вычет по НДС с авансовых платежей.

Представители заявителя, заявленные требования поддержали.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Самарской области с заявлением не согласна, просит в удовлетворении требований заявителя отказать, указывая на отсутствие у заявителя права на возмещение налога в заявленном размере в соответствии с п.2.1 ст. 170 НК РФ.

УФНС России по Самарской области с заявлением не согласно, представило аналогичный отзыв.

Исследовав материалы дела, оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Как следует из материалов дела 20.05.2019 г. ООО «Волготранс» (далее заявитель, налогоплательщик) представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2018г., согласно которой, сумма налога к возмещению составила 26 219 169 руб.

Межрайонной ИНФС России № 18 по Самарской области (далее - Инспекция, налоговый орган) по результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС) за 4 квартал 2018г., вынесены решения от 26.02.2020 № 23 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 2 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, в сумме 14 644 06 рублей (л.д.9-20 т.1).

Заявитель, не согласившись с принятыми решениями Инспекции, обратился в УФНС России по Самарской области (далее - Управление) с апелляционной жалобой на решения Инспекции от 26.02.2020 № 23 об отказе в привлечении к ответственности за решение налогового правонарушения и от 26.02.2020 № 2 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению (л.д. 152-155 т. 1).

Решением Управления № 03-15/14297@ от 23.04.2020 апелляционная жалоба ООО «Волготранс» оставлена без удовлетворения (л.д. 21-25 т. 1).

Изложенные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с заявлением о признании незаконными решений Инспекции № 23 от 26.02.2020 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и № 2 от 26.02.2020 г. об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению.

В качестве основания для оспаривания решения в части отказа в возмещении НДС заявитель указывает на то, что ООО «Волготранс» осуществлена предоплата на основании договора лизинга, а не на основании выставленных АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» (ранее ЗАО «Гознак-лизинг») счетов-фактур. Впоследствии, по получению предварительной оплаты, АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» выставило в адрес заявителя счета-фактуры на аванс в соответствии с положениями п.3 cm, 169 НКРФ. Кроме того, заявление к вычету суммы НДС в размере 17 280 000 руб. осуществлено не только по факту совершённой предоплаты, но и по факту получения от лизинговой компании счетов-фактур на аванс (№2321 от 17.12.2018, № 2333 от 19.12.2018) и наличия договора лизинга с имеющимся в нём условием о предоплате (п.4 дополнительного соглашения № 3 к договору финансовой аренды (лизинга) №2017/Л-22/12-02 от 22.12.2017 с переходом к лизингополучателю права собственности от 17.12.2018). ООО «Волготранс» осуществило предварительную оплату в адрес лизинговой компании АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» в общей сумме 113 280 000 руб. платежными поручениями - от 17.12.2018 № 3722 на сумму 20 280 000руб. (НДС 18% 3 093 559,32 руб.) и от 18.12.2018 № 3723 на сумму 93 000 000 руб. (НДС 18% 14 186 440,68 руб.) не за счет средств, полученных налогоплательщиком в виде субсидий, а за счет своих имеющихся денежных средств. Копии документов (платёжных поручений), подтверждающие вышеуказанные платежи, были представлены ООО «Волготранс» в МИНПРОМТОРГ России в момент обращения за субсидией в составе комплекта документов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2017 № 502. Только после рассмотрения предоставленного пакета документов МИНПРОМТОРГ России одобрило заявку и выделило субсидию, перечислив её на расчётный счёт 24.12.2018. При указанных обстоятельствах, заявитель считает вывод налогового органа о том, что полученная субсидия направлена на оплату авансового платежа по лизингу, является ошибочным. Заявитель также указывает, что в ситуации, которую рассматривает налоговый орган в акте налоговой проверки, нет факта какого-либо приобретения. Оплачен лишь авансовый платёж (предварительная оплата) в счёт предстоящего получения судна. Само судно (будущий объект основного средства), в проверяемом периоде ещё не построено и не передано организации. ООО «Волготранс» на законных основаниях применило право на вычет налога перечисленного в составе частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Также, заявитель указывает, что по договору финансовой аренды (лизинга) обязанность по оплате лизинговых платежей наступает у ООО «Волготранс» только после передачи судна в лизинг заявителю, соответственно, именно с этого момента (с момента подписания акта приема -передачи судна в лизинг) Общество будет считаться понесшим расходы на приобретение судна по смыслу п.2 ст. 171 НК РФ. И именно с этого момента возникает обязанность заявителя по восстановлению суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, согласно подп.6 п.3 ст. 170 НК РФ.

Однако данные доводы заявителя не могут быть признаны судом в качестве основания для признания решения незаконным, поскольку не основаны на нормах налогового законодательства и не подтверждены материалами дела.

При оценке оспариваемого решения суд исходит из положений п. 5 ст. 200 АПК РФ, устанавливающего, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие), а также с учетом положений п. 1 ст. 65 АПК РФ применительно к обязанности заявителя доказать право на получение налогового вычета по НДС и, соответственно, на возмещение НДС за счет средств федерального бюджета.

В ходе рассмотрения дела установлено, что между ООО «Волготранс» (Лизингополучатель) и АО «Машиностроительная промышленная лизинговая компания» (АО «МАШПРОМЛИЗИНГ», ранее ЗАО «Гознак-лизинг») ИНН 7705456910 (Лизингодатель) заключен договор финансовой аренды (лизинга) №2017/Л-22/12-02 от 22.12.2017 (далее - Договор лизинга) с переходом к Лизингополучателю права собственности» а также дополнительные соглашения к данному договору от 20.02.2018 № 1, от 11.05.2018 № 2, от 17.12.2018 № 3. ( т. 2 л.д. 1-21)

В соответствии с п. 2.1 Договора лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность судно (танкер-химовоз проекта 00216М) и предоставить судно лизингополучателю без экипажа во временное владение и пользование за плату и на условиях, согласованных в указанном договоре.

Согласно п. 3.1.1 Договора лизинга с учетом дополнительного соглашения от 17.12.2018 № 3 основанием для расчета предоплаты и предварительного расчета лизинговых платежей является согласованная сторонами цена судна в размере 960 000 000, 00 руб.

Предварительный расчет лизинговых платежей, рассчитанных исходя из цены судна, согласовывается сторонами в графике лизинговых платежей и стоимости услуг, являющимся приложением к договору (п. 3.1.2 Договора лизинга).

Лизингополучатель обязуется оплатить лизингодателю предоплату в размере и порядке, указанном в п. 3.2.2 договора (п. 3.2.1 Договора лизинга).

В п. 3.2.2 Договора лизинга с учетом дополнительного соглашения от 17.12.2018 № 3 предусмотрено, что предоплата составляет сумму 144 720 000 рублей (без учета НДС), сумма НДС составляет 27 024 000 руб. Указанным пунктом договора определен порядок уплаты:

-первая часть не позднее 28.12.2018, сумма предоплаты без НДС составляет 96 000 000 руб., с учетом НДС - 113 280 000 руб.;

-вторая часть в течение 5 календарных дней после окончания ходовых испытаний, сумма без НДС составляет 48 720 000 руб., с НДС - 58 454 000 руб.

Между ООО «Волготранс» ИНН 6317079434 (лизингополучатель), АО «Астраханское Судоремонтное Производственное Объединение» (продавец) и ЗАО ««Гознак-лизинг» (покупатель) был заключен договор купли-продажи №2018/КП-11/05-02 от 11.05.2018В котором предусмотрено, что АО «Астраханское Судоремонтное Производственное Объединение» (продавец) обязуется создать на своих производственных мощностях Судно. ( т. 2 л.д. 44-48).

Согласно п. 3.1 договора купли-продажи № 2018/КП-11/05-02 от 11.05.2018, контрактная цена строящегося судна составляет 960 000 000 руб., НДС 0%.

Также ООО «Волготранс» заключено соглашение с Министерством Промышленности и Торговли Российской Федерации (МИНПРОМТОРГ России) от 27.06.2018 № 020-11-2018-290, в соответствии с которым Обществу предоставляется субсидия из федерального бюджета в 2018-2020г.г, в целях возмещения части затрат, связанных с приобретением (строительством) нового гражданского судна танкер-химовоз проекта 00216М по договору купли-продажи от 11.05.2018 взамен судна, сданного на утилизацию (самоходное наливное судно проект № 1577/5802). ( т. 1 л.д. 146-149).

Порядок предоставления субсидий регламентирован Постановлением Правительства от 27.04.2017 № 502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию» (далее - Постановление № 502). ( т. 1 л.д. 52-55).

Согласно п. 3 Постановления № 502 субсидия предоставляется при соблюдении российской организацией ряда условий, в том числе:

- приобретение (строительство) российской организацией нового гражданского судна должно осуществляться на территории Российской Федерации за счет собственных и (или) заемных средств и (или) кредитных средств, полученных в российских кредитных организациях, или на основании договоров лизинга, заключенных с российскими лизинговыми компаниями;

-новое гражданское судно должно быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре или Российском международном реестре судов; утилизируемое судно должно быть сдано на утилизацию после 1 января 2016 г.;

- сумма в размере получаемой субсидии должна быть перечислена в счет оплаты приобретения (строительства) нового гражданского судна, в том числе по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями; и др.

Как определено в п. 4 Постановления № 502 субсидия предоставляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, которое заключается между Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и российской организацией в отношении каждого нового гражданского судна (далее - соглашение о предоставлении субсидии) в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также при представлении документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил.

При этом п. 5 названного Постановления предусматривает представление, в частности, нотариально заверенной копии договора о приобретении (строительстве) нового гражданского судна, заключенного между российской организацией и судостроительной организацией, а в случае приобретения судна по договору лизинга - нотариально заверенные копии договора между российской организацией и российской лизинговой компанией, а также договора между российской лизинговой компанией и судостроительной организацией;

Для получения субсидии согласно п. 8 Постановления № 502 российская организация в период с 1 по 28 февраля или с 1 по 30 сентября представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации помимо заявления о предоставлении субсидии следующие документы:

б) расчет размера субсидии в соответствии с пунктами 12 или 14 настоящих Правил. При расчете размера субсидии в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил к расчету прилагаются выданные в установленном порядке справки о водоизмещении порожнем судов, сданных на утилизацию;

в) копии актов выполненных работ по утилизации судна (нескольких судов), подписанных российской организацией и организацией (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), осуществившей демонтаж и утилизацию оборудования, переработку отходов конструкций судна, выведенного из эксплуатации, с приложением копии лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов;

г) копии платежных документов российской организации либо российской лизинговой компании, подтверждающих перечисление судостроительной организации не менее 10 процентов (для пассажирских судов - не менее 15 процентов) стоимости нового гражданского судна (без учета налога на добавленную стоимость) в счет оплаты приобретения (строительства) судна, а в случае приобретения судна по договору лизинга - копии платежных документов российской организации, подтверждающих перечисление российской лизинговой компании платежей по договорам лизинга в размере не менее 10 процентов (для пассажирских судов - не менее 15 процентов) стоимости нового гражданского судна (без учета налога на добавленную стоимость) в счет оплаты приобретения (строительства) нового гражданского судна. ( в редакции на дату заключения соглашения и получения субсидии).

ООО «Волготранс» в соответствии с условиями договора лизинга платежными поручениями от 17.12.2018 № 3722, от 19.12.2018 № 3723 перечислило предоплату на общую сумму 113 280 000 руб., в том числе НДС 17 280 000 руб. ( т 1 л.д. 50-51)

АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» выставило в адрес ООО «Волготранс» счета-фактуры № 2321 от 17.12.2018 на сумму 20 280 000 руб. (в том числе НДС 3 093 559,32руб.), № 2333 от 19.12.2018 на сумму 93 000 000 руб. (в том числе НДС 14 186 440, 68руб.). ( т. 1 л.д. 48,49)

В соответствии с соглашением о предоставлении субсидии Минпромторг России платежным поручением от 24.12.2018 № 789609 перечислило в адрес ООО «Волготранс» субсидию в размере 10% от стоимости судна, что составило 96 000 000 руб. ( т1 л.д. 56).

В уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2018 г, по строке 130 «Сумма налога, предъявленная налогоплательщику-покупателю при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товара (выполнения работ, оказания услуг) подлежащая вычету у покупателя» ООО «Волготранс» заявило к вычету НДС в размере 17 280 000 руб., уплаченном по договору лизинга АО «МАШПРОМЛИЗРШГ».

Однако при формировании и представлении налоговой отчетности по НДС за 4 квартал 2018 налогоплательщиком не учтены положения главы 21 НК РФ, регламентирующие порядок начисления и уплаты НДС в редакции, действовавшей в соответствующем налоговом периоде.

В соответствии с пунктом 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные этой статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (пункт 1 ст. 172 НК РФ).

При этом в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 НК РФ в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы РФ, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат.

Таким образом, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса, вычету не подлежат.

Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п.п. 6 пунктом 3 статьи 170 НК РФ были внесены изменения, согласно которым с 01.01.2018 суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а также на возмещение затрат на уплату налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Данные положения применяются независимо от факта включения суммы налога в субсидии и (или) бюджетные инвестиции на возмещение затрат.

Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Учитывая изложенное, в случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на финансовое обеспечение предстоящих затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы указанных субсидий в налоговую базу по НДС не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этими налогоплательщиками товаров (работ, услуг). При этом суммы НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретаемым (оплачиваемым) за счет указанных субсидий, на основании пункта 2.1 статьи 170 Кодекса вычету не подлежат.

В случае получения налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение ранее понесенных затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав), суммы НДС, принятые налогоплательщиками в установленном порядке к вычету по товарам (работам, услугам, имущественным правам), затраты на приобретение которых возмещаются за счет указанных субсидий, подлежат восстановлению на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

Таким образом, с 01.01.2018 установлена обязанность по восстановлению сумм НДС по товарам (работам, услугам), по которым НДС изначально был принят к вычету, а затем произошло возмещение затрат на их приобретение из бюджета. Обязанность восстанавливать НДС возникала независимо от включения суммы налога в субсидии на возмещение затрат. При частичном возмещении затрат восстановлению подлежала сумма НДС, принятая к вычету, в доле, которая определялась исходя из стоимости (без НДС) приобретенных за счет субсидий в общей стоимости приобретенных товаров.

В том случае, если право на вычет и получение субсидии имели место в одном налогового периоде право на налоговый вычет утрачивается в связи с тем, что оплата, в том числе и НДС, происходит за счет средств федерального бюджета, полученных в форме субсидии.

В данном случае в течение одного налогового периода – 4 квартал 2019 были совершены следующие действия:

-ООО «Волготранс» на основании платежных поручений от 17.12.2018 № 3722, от 19.12.2018 № 3723 перечислило предоплату на общую сумму 113 280 000 руб., в том числе НДС 17 280 000 руб.

-на основании пункта 1 статьи 78 БК РФ и в соответствии с вышеуказанным соглашением МИНПРОМТОРГ России платежным поручением от 24.12.2018 № 789609 перечислило в адрес ООО «Волготранс» сумму в размере 96 000 000 руб. на возмещение части затрат, связанных с приобретением (строительством) нового гражданского судна танкер-химовоз проекта 00216М.

При этом как следует из выписки с расчетного счета заявителя движение денежных средств осуществлялось в следующем порядке:

- 17.12.2018 заявитель перечислил АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» авансовый платеж до договору лизинга в размере 20 280 000 руб.;

- 18.12.2018 получил от АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» заемные средства в размере 93 000 000 руб., в тот же день 18.12.2018 возвратил денежные средства в размере 93 000 000 АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» в качестве авансового платежа по договору лизинга;

- 24.12.2018 от Минпромторга России поступила субсидия в размере 96 000 000 руб., в тот же день 93 000 000 руб. были перечислены АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» в качестве погашения займа, использованного заявителем для оплаты авансового платежа;

- 25.12.2018 сумма 3 150 000 руб. была перечислена для пополнения расчетного счета для оплаты текущих обязательств. ( т. 2 л.д. 107).

Следовательно, в течение одного налогового периода был осуществлен авансовый платеж в размере 96 000 000 руб. по договору лизинга на приобретение судна., заявлен налоговый вычет по НДС с аванса, получена субсидия за счет средств федерального бюджета в размере 96 000 000 руб. в качестве компенсации затрат на приобретение судна по договору лизинга в соответствии с Постановлением № 502 , субсидия в полном размере была направлена на погашение по договору займа и на пополнение собственных средств на расчетном счете.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку субсидия из федерального бюджета получена налогоплательщиком на возмещение части затрат, связанных с оплатой товара (судно) по договору лизинга, в тот же налоговый период, когда произведен авансовый платеж с НДС, в силу п. 2.1 ст. 170 НК РФ у заявителя отсутствовало право на налоговый вычет и, соответственно, на возмещение НДС в размере 14 644 068 руб. (пропорционально размеру субсидии) из федерального бюджета на основании уточенной налоговой декларации за 4 квартал 2018 года.

Доводы заявителя о том, что в данном случае предварительная оплата 17.12.2018 и 18.12.2018 в адрес АО «МАШПРОМЛИЗИНГ» была произведена в соответствии с условиями договора, а не на основании счетов-фактур лизингодателя, сами по себе не могут свидетельствовать об отсутствии оснований полагать, что субсидия 24.12.2018 получена заявителем не связи с оплатой стоимости судна.

Как следует из п. 8 Постановления № 502 для получения субсидии в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации помимо заявления о предоставлении субсидии необходимо представить в случае приобретения судна по договору лизинга - копии платежных документов российской организации, подтверждающих перечисление российской лизинговой компании платежей по договорам лизинга в размере не менее 10 процентов (для пассажирских судов - не менее 15 процентов) стоимости нового гражданского судна (без учета налога на добавленную стоимость) в счет оплаты приобретения (строительства) нового гражданского судна. ( в редакции на дату заключения соглашения и получения субсидии).

Таким образом, представление платежных документов о перечислении стоимости нового гражданского суда лизингодателю является одним из необходимых условий для предоставления субсидии с целевым назначением – компенсировать соответствующие расходы.

Более того, данные доводы заявителя противоречат его же доводам, содержащимся в первоначальном заявлении о том, что копии документов (платёжных поручений), подтверждающие вышеуказанные платежи, были представлены ООО «Волготранс» в МИНПРОМТОРГ России в момент обращения за субсидией в составе комплекта документов, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2017 № 502. Только после рассмотрения предоставленного пакета документов МИНПРОМТОРГ России одобрило заявку и выделило субсидию, перечислив её на расчётный счёт 24.12.2018. ( т. 1 л.д. 5),

При таких обстоятельствах сам факт обращения за субсидией и ее получение заявителем свидетельствует о наличии у него таких расходов и их связь с приобретением судна по договору лизинга, и, соответственно, целевое назначение федеральной субсидии на возмещение этих расходов.

Кроме того, в соответствии с условиями договора лизинга в частности, согласно графику лизинговых платежей, являющемуся приложением №1 к дополнительному соглашению № 3 сумма предоплаты в размере 144 000 000 руб. оплачена заявителем на возмещение затрат лизинговой компании на приобретение судна (погашение займа кредитора). График лизинговых платежей предусматривает зачет суммы 144 000 000 руб., в счет оплаты стоимости судна в общем размере 960 000 000 руб., остальные составляющие лизинговых платежей – это уплата процентов по кредитам, прочие затраты лизинговой компании, доход лизинговой компании, затраты на которые не субсидируются за счет средств федерального бюджета. ( т. 1 л.д. 45-47).

При этом целевое назначение авансового платежа в размере 144 000 000 руб на оплату стоимости судна и получение субсидии для компенсации этих реальных расходов повреждаются также действиями налогоплательщика по фактическому использованию субсидии на погашение заемных обязательств перед АО «МАШПРОМЛИЗИНГ», возникших в том же налоговом периоде в связи с перечислением авансовых платежей лизингодателю в счет приобретения судна.

По аналогичным основаниям суд считает необоснованными доводы заявителя о том, что отсутствуют законные основания для применения п. 6 ч. 3 ст. 170 НК РФ в 4 квартале 2018 и восстановление НДС, заявленного к вычету по авансовым платежам, возможно только после передачи судна в лизинг и получения счета-фактуры на лизинговый платеж в соответствующей части в течение 156 месяцев в соответствии с графиком, определенным договоров лизинга от 22.12.2017.

Иное означало бы ущемление прав налогоплательщиков, которые произвели соответствующие выплаты в порядке авансовых платежей за счет собственных средств и восстанавливали бы НДС по мере получения счетов-фактур на лизинговые платежи после передачи предмета лизинга, по сравнению с налогоплательщиками , которые аналогично заявителю оплатили авансовые платежи либо впоследствии компенсировали соответствующие расходы за счет средств федерального бюджета.

Кроме того, согласно абзацу первому п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в ряде случаев, в том числе в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и (или) на возмещение затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

При этом абзац первый п. 3 ст. 170 НК РФ не содержит каких-либо исключений для порядка и оснований восстановления НДС по авансовым платежам, устанавливая общий порядок восстановления сумм налога, принятых к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Таким образом, очевидно, что данная норма применяется во всех случаях получения субсидий, вне зависимости от оснований для заявления налогового вычета по НДС.

Также в названной норме содержится императивное указание о том, что восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий и (или) бюджетных инвестиций.

Таким образом, в рассматриваемом случае, заявив налоговый вычет по авансовому платежу на приобретение судна в декларации за 4 квартал 2018, налогоплательщик должен был одновременно восстановить НДС в той же декларации в связи с получением и использованием бюджетной субсидии в этом же периоде.

Доводы заявителя о том, что в составе субсидии отсутствовал НДС, а потому у него отсутствует обязанность по восстановлению налога, также являются необоснованными.

Действительно, с 01.01.2019 редакция п. 2.1. ст. 170 НК РФ была изменена Федеральным законом от 27.11.2018 N 424-ФЗ, в соответствии с которым если субсидия не включает в себя сумму НДС, что подтверждено документально, налог принимается к вычету. Данное положение применяется в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных начиная с 01.01.2019 из бюджетов бюджетной системы РФ.

Однако в рассматриваемом случае субсидия на приобретение судна получена в декабре 2018 года, а потому п. 2.1 ст. 170 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ, к данным налоговым правоотношениям не применяется.

Ссылки заявителя на то, что по первичной декларации налоговый орган подтвердил право на возмещение НДС не свидетельствуют о незаконности решения. Действующее налоговое законодательства не содержит запрет на проведение камеральных проверок уточненных налоговых деклараций. Аналогичная позиция содержится в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016, разъясняющего, что в В случае представления уточненной налоговой декларации (п. 24 ст. 176.1 НК РФ) налоговым органом также проводится камеральная налоговая проверка в порядке, установленном ст. 88 указанного кодекса, по итогам которой принимается решение о возмещении (отказе в возмещении) налога.

При проведении камеральной проверки уточненной налоговой декларации налоговым органом были получены документы от Минпромторга России о предоставлении налогоплательщику субсидии за счет средств федерального бюджета в соответствии с Постановлением № 502, в результате чего были приняты оспариваемые решения.

Таким образом, оценив доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в их совокупности с учетом требований статей 71, 162, 168 АПК РФ, исходя из доказанности налоговым органом выводов об отсутствии у заявителя права на возмещение НДС в размере 14 644 068 руб., суд приходит к выводу о законности и обоснованности оспариваемых решений.

С учетом изложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать с отнесением расходов по госпошлине на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Л.В. Кулешова