НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Самарской области от 07.05.2010 № А55-2989/10

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

11 мая 2010 года

Дело №А55-2989/2010

Резолютивная часть решения объявлена 07 мая 2010 года

Решение изготовлено в полном объёме 11 мая 2010 года

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мешковой О.В.,

рассмотрев в судебном заседании 07 мая 2010 года дело по заявлению

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области

к Муниципальному общеобразовательному учреждению - средняя общеобразовательная школа №10 г.Чапаевска Самарской области

о взыскании обязательных платежей

при участии в заседании

от заявителя – представитель Седашева И.В., доверенность от 13.01.2010 года;

от заинтересованного лица – представитель Сидорова И.Н. по доверенности от 07.05.2010 года;

Установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области обратилось в арбитражный суд Самарской области с заявлением о взыскании 61 479,76 руб. с Муниципального общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №10 г.Чапаевска Самарской области.

В ходе судебного разбирательства в связи с частичной оплатой от истца поступило ходатайство об отказе от иска в части взыскания единого социального налога за 2 квартал 2009 года в размере - 43035 руб., зачисляемого в федеральный бюджет (по сроку уплаты 15.07.2009); 163 руб., зачисляемого в ФСС (по сроку уплаты 15.06.2009); 15216 руб., зачисляемого в ФСС (по сроку уплаты 15.07.2009)

Суд на основании ст. 49 АПК РФ принимает отказ от иска в части взыскания единого социального налога за 2 квартал 2009 года в размере - 43035 руб., зачисляемого в федеральный бюджет (по сроку уплаты 15.07.2009); 163 руб., зачисляемого в ФСС (по сроку уплаты 15.06.2009); 15216 руб., зачисляемого в ФСС (по сроку уплаты 15.07.2009), поскольку он не противоречит закону и на основании ст. 150 АПК РФ производство по делу в данной части прекращает.

В части взыскания пени по ЕСН, зачисляемый в ФБ в размере 2112 руб. 33 коп., пени по ЕСН, зачисляемый в ФСС в размере 919 руб. 64 коп., пени по транспортному налогу в размере 33 руб. 79 коп. заявитель поддерживает заявленные требования.

Заинтересованное лицо МОУ СОШ № 10 г. Чапаевска Самарской области (далее - Школа) заявленные требования в части взыскания пени по транспортному налогу признаёт, размер пени по ЕСН считает необоснованным в связи со своевременной уплатой налога.

Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №10 г.Чапаевска Самарской области признается налогоплательщиком единого социального налога, а также в соответствии со статьями 357, 358 НК РФ является плательщиком транспортного налога.

На основании представленных Школой расчетов по ЕСН и транспортному налогу за 2 квартал 2009 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №16 по Самарской области в адрес Муниципального общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №10 г.Чапаевска Самарской области направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (л.д. 4-5):

- №38853 со сроком исполнения 29.08.2009 об уплате транспортного налога за 2 кв. 2009 года по сроку 30.07.2009 в размере 1704 руб. и пени по транспортному налогу в размере 33,79 руб.,

- № 38430 сроком исполнения 17.08.2009 об уплате ЕСН в общем размере 58414 руб., из них 43035 руб. по сроку уплаты 15.07.2009 в ФБ, 163 руб. по сроку уплаты 15.06.2009 в ФСС, 15216 руб. по сроку уплаты 15.07.2009 в ФСС, а также пени в размере 3031,97 руб., из них 2112,33 руб. за несвоевременную уплату ЕСН в части федерального бюджета, 919,64 руб. в части, зачисляемой в ФСС.

Неисполнение указанных требований налогового органа в установленный в них срок послужило основанием для инспекции для обращения в суд с заявлением (с учетом принятого судом отказа от иска) о взыскании со Школы сумм пени по ЕСН и транспортному налогу в общем размере 3065 руб. 76 коп.

Суд, рассмотрев материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ). Ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

В соответствии с п. 1 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса. При этом, исходя из подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

Наличие у налогоплательщика лицевых счетов подтверждено налоговым органом в ходе судебного разбирательства.

В соответствии со ст. 240 НК РФ налоговым периодом по ЕСН признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Согласно п.3 ст. 243 НК РФ в течение налогового (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.

В соответствии с п.3 ст. 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в пункте 20 Постановления от 28.02.2001г. №5 разъяснил, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием с налогоплательщика пеней за просрочку уплаты авансовых платежей, судам необходимо исходить из того, что пени, предусмотренные статьей 75 НК РФ, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса. Таким образом, за несвоевременную уплату авансовых платежей по ЕСН, определяемых по итогам отчетных периодов, могут быть начислены пени.

Однако как следует из материалов дела, ответчик своевременно оплатил единый социальный налог за 2 квартал 2009 года в части, зачисляемой в федеральный бюджет и Фонд социального страхования (л.д. 69-77).

Согласно п. 3 ст.243 НК РФ уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, за­числяемого в федеральный бюджет за 2 квартал 2009г. по сроку на 15.07.2009г. была произведена Школой по платежному поручению № 195 от02.07.09г. в сумме1294 рубля, платежному поручению № 202 от 02.07.09г. в сумме 40864 рубля, платежному поручению № 210 от02.07.09 г. в сумме 1577 рубля.

Согласно п. 3 ст.243 НК РФ уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, за­числяемому в ФСС за 2 квартал 2009г. по сроку на 15.06.2009г. была произведена по платежному поручению № 161 от02.06.09г. в сумме1475 рубля, платежному поручению № 176 от02.06.09г. в сумме 32119 рубля, платежному поручению № 183 от 02.06.09г. в сумме 429 рубля.

Согласно п. 3 ст.243 НК РФ уплата ежемесячных авансовых платежей по ЕСН, за­числяемого в ФСС за 2 квартал 2009г. по сроку на 15.07.2009г. была произведена по платежному поручению № 196 от02.07.09г. в сумме627 рубля, платежному поручению № 208 от02.07.09г. в сумме 13420 рубля, платежному поручению № 216 от 02.07.09г. в сумме 762 рубля.

Факт перечисления денежных средств по указанным платежным поручениям подтвержден выписками по лицевому счету Школы, выданными Министерством управления финансами Самарской области (л.д. 65-68).

Налоговый орган в нарушение статей 65 и 215 АПК РФ не представил суду надлежащих доказательств, подтверждающих несвоевременность уплаты Школой авансовых платежей по ЕСН за 2 квартал 2010 года.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога (сбора) представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной суме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога, должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях, требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которыми установлена обязанность налогоплательщика уплатить налог.

В силу положений ст. 75 НК РФ, пенями признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога или сбора.

Из контекста указанных норм налогового законодательства следует, что суммы начисленных пеней должны корреспондироваться с конкретной суммой недоимки и конкретным налоговым периодом, направление требований на уплату пеней без указания в них конкретной недоимки в Налоговом кодексе не предусмотрено.

Таким образом, для подтверждения законности включения в требование об уплате налога сумм пеней налоговый орган обязан документально подтвердить факт возникновения обязанности по уплате налога и несвоевременности ее исполнения налогоплательщиком, а также обосновать расчет пени в исчисленной сумме.

В п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. № 5 «О применении части первой Налогового Кодекса РФ» указано, что досудебное урегулирование спора о взыскании пеней по недоимкам состоит в указании налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты, с которой начинают начисляться пени и ставки пеней.

Следовательно, требование должно содержать сведения, позволяющие налогоплательщику убедиться в обоснованности их начисления.

Таким образом, налоговый орган должен доказать не только правомерность направления налогоплательщику требования, но и подтвердить наличие недоимки и размер пеней соответствующими документами и расчетами.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В нарушение вышеуказанных норм, в требовании №38430 не приведены конкретные основания начисления пеней в указанном в нем размере. Не представлены инспекцией и соответствующие доказательства, подтверждающие недоимку, на которую начислены пени.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, в том числе представленные Школой платежные поручения, представленные инспекцией требование об уплате налога, подтверждение пени, акт сверки расчетов с налогоплательщиком, составленный по определению суда, суд приходит к выводу, что сумма пеней по ЕСН в размере следует, что пени в размере 3031,97 руб., из них 2112,33 руб. за несвоевременную уплату ЕСН в части федерального бюджета, 919,64 руб. в части, зачисляемой в ФСС, начислены инспекцией не на недоимку за 2 квартал 2009 года, указанную в требовании № 38430 от 30.07.2009, а на недоимку за прошлые периоды.

При таких обстоятельствах поскольку налоговым органом не доказано основание для начисления и взыскания со Школы пени по ЕСН в общем размере 3031,97 руб., в удовлетворении заявленных требований в данной части следует отказать.

В то же время требование заявителя в части взыскания пени по транспортному налогу за 2 квартал 2009 года в размере 33 руб. 79 коп. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 356 НК РФ).

На территории Самарской области транспортный налог введен Законом Самарской области от 06.11.2002 №86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области".

В статье 361 НК РФ указано, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 362 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно.

Так, в соответствии с положениями ст. 362 НК РФ (п. п. 1 и 2.1) налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму авансового платежа самостоятельно по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Исчисленные в указанном порядке суммы авансовых платежей, согласно п. 2 ст. 363 НК РФ, должны уплачиваться налогоплательщиками-организациями в течение налогового периода (т.е. календарного

Соответственно, сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), определяется как разница между исчисленной за этот год суммой налога и суммами авансовых платежей по нему, подлежащих уплате в течение указанного налогового периода (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Таким образом, на налогоплательщиков транспортного налога, являющихся организациями, возложена обязанность по уплате авансовых платежей по окончании отчетного периода. При этом согласно п. 1 ст. 363 НК РФ уплата авансовых платежей по транспортному налогу должна производиться указанными налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 5 и 8 статьи 3 Закона Самарской области от 06.11.2002 №86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу по истечении каждого отчетного периода в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, при этом авансовый платеж производится налогоплательщиками, являющимися организациями, в срок не позднее тридцатого числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.

Таким образом, законодательством о налогах и сборах на налогоплательщиков возложена обязанность уплачивать авансовые платежи по итогам отчетных периодов.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании расчета авансовых платежей по транспортному налогу за 2 квартал 2009 года Школа должна была уплатить сумму исчисленного ей авансового платежа в срок не позднее тридцатого числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Как следует из материалов дел и установлено судом, заинтересованное лицо в установленный законодательством о налогах и сборах срок уплату налога в виде авансового платежа не произвело, что Школа не оспаривает, указывая в отзыве, что недоимка по транспортному налогу за 2 квартал 2009 года в сумме 1704 руб. оплачена платежным поручением № 12 от 24.08.2009 г.

Следовательно, налоговым органом обоснованно начислены в соответствии со ст. 75 НК РФ и предъявлены ко взысканию со Школы пени за несвоевременную уплату транспортного налога. Досудебные порядок урегулирования спора в данной части соблюден путем направления налогоплательщику требования от 10.08.2009 года № 38853 на сумму пени 33,79 руб. с установленным сроком уплаты задолженности до 29.08.2009 с соблюдением положений ст. 69, 70 НК РФ (л.д. 4).

Как предусмотрено ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Возражений на требование налогоплательщиком не представлено ни в налоговый орган, ни в судебном порядке, однако требование в части уплаты пеней заинтересованное лицо не исполнило в связи с отсутствием финансирования.

При изложенных обстоятельствах заявленные требования следует удовлетворить в части взыскания со Школы пени по транспортному налогу в размере 33 руб. 79 коп.

На основании статьи 102, части 1 статьи 110 АПК РФ, статьи 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации судебные расходы по государственной пошлине следует отнести на заинтересованное лицо пропорционально размеру удовлетворенных требований и взыскать с него в доход федерального бюджета, поскольку пошлина не была уплачена при подаче заявления ввиду освобождения налогового органа от ее уплаты в силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 150-151, 167-170, 176, 180-182, 216

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить частично.

В части взыскания с Муниципального общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №10 г.Чапаевска Самарской области задолженности по единому социальному налогу за 2 квартал 2009 года в размере:

- 43035 руб., зачисляемого в федеральный бюджет (по сроку уплаты 15.07.2009);

- 163 руб., зачисляемого в ФСС (по сроку уплаты 15.06.2009);

- 15216 руб., зачисляемого в ФСС (по сроку уплаты 15.07.2009), принять отказ от иска и производство по делу в указанной части прекратить.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №10 г.Чапаевска Самарской области (446114, Самарская область, Чапаевск, Жуковского,35, ОГРН 1026303180056) задолженность по пени в размере 33 руб. 79 коп. по транспортному налогу.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Муниципального общеобразовательного учреждения - средняя общеобразовательная школа №10 г.Чапаевска Самарской области (446114, Самарская область, Чапаевск, Жуковского,35, ОГРН 1026303180056) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 22 руб. 05 коп.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Мешкова О.В.