АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
13 сентября 2012 года
Дело №
А55-21340/2012
Резолютивная часть решения объявлена 06 сентября 2012 года. Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2012 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Агеенко С.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Степановой М.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании 06 сентября 2012 года дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Фармперспектива», г. Самара
от 09 июля 2012 года
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, г. Нижний Новгород
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
при участии в заседании
от заявителя – представитель Тушмакова О.А. по доверенности от 16.08.2012 года
от административного органа – не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Фармперспектива» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене Постановления № 08-08/90 от 05.06.2012 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 3-5).
Заявитель в ходе судебного заседания исковые требования поддержал в полном объеме.
Административный орган в судебное заседание не явился. Согласно представленному отзыву исковые требования не признает (л.д. 17-21). В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено без участия административного органа, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд не находит правовых основания для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 05.05.2012 г. в ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу проверен порядок представления деклараций ООО «Фармперспектива» за 1 квартал 2012 г. по формам согласно приложениям №№ 5, 6, 7 к Положению о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 858 (далее - Положение).
Судом установлено, что заявитель в течение 1 квартал 2012 года имело следующие лицензии:
- серии А № 617262 от 18.01.2007 со сроком действия до 18.01.2012 на право закупки, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции по адресу осуществления деятельности: 443072, г. Самара, ул. Московское шоссе, 18 км, литера А, ком. 23;
- серии А № 617261 от 18.01.2007 со сроком действия до 18.01.2012 на право закупки, хранения и поставки спиртосодержащей пищевой продукции по адресу осуществления деятельности: 443072, г. Самара, ул. Московское шоссе, 18 км, литера А, ком. 22.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а аткже спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Согласно пунктам 3, 4, 5 Положения ООО «Фармперспектива», как организация, имеющая лицензии на закупки, хранение и поставки спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, обязана представлять отдельно по каждой имеющейся лицензии декларации по формам № 5 «Об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее -декларация № 5), № 6 «Об объемах поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - декларация № 6), № 7 «Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - декларация № 7) ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, в целом по организации и раздельно по каждому своему обособленному подразделению на бумажном носителе в адрес МРУ Росалкогольрегулироваиия по Приволжскому федеральному округу и в электронном виде - Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (далее - Росалкогольрегулирование).
В противном случае, межрегиональное управление Росалкогольрегулироваиия по федеральному округу (далее - МРУ) по истечении установленного срока представления декларации на основании подп. 64 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта либо за ее несвоевременную подачу вправе привлечь виновное лицо к административной ответственности по ст. 15.13 КоАП РФ.
Согласно п. 6 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858, декларации могут быть направлены в виде почтового отправления с описью вложения. При отправке декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. Следовательно, организация не нарушает срок представления декларации, направляя ее в МРУ по месту своего нахождения в виде почтового отправления с описью вложения в последний день установленного срока представления декларации за 1 квартал 2012 года-до 10.04.2012 г..
В силу ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ (в ред. от 26.06.2007) «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из п. 6 Нормативов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160, следует, что контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляет 11 дней. Это означает, что декларация, направленная в МРУ по месту нахождения организации в виде почтового отправления с описью вложения в последний день установленного срока представления такой декларации (день приема письменной
Однако, декларации № № 5, 6. 7 (согласно лицензии на право закупки, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции), декларации №№ 5, 6, 7 (согласно лицензии на право закупки, хранения и поставки спиртосодержащей пищевой продукции) ООО «Фармперспектива» за 1 квартал 2012 г. на бумажном носителе в МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу по почте и нарочно фактически не представлены.
При этом указанные декларации в электронном виде не представлены в Росалкогольрегулирование, поскольку по состоянию на 05.06.2012 отсутствуют в подсистеме декларирования автоматизированной информационной системы формирования и ведения электронных паспортов организаций (АИС «Паспорт»), зарегистрированной в реестре федеральных государственных информационных систем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 723 «О порядке ввода в эксплуатацию отдельных государственных информационных систем».
Подсистема декларирования АИС «Паспорт» содержит информацию о представленных в Росалкогольрегулирование декларациях об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в электронном виде; журнал приема, где содержатся протоколы прохождения форматно-логического контроля; механизмы формирования оперативной отчетности.
Порядком электронного документооборота деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закрепленного приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 № 52н, определяется, что после подготовки каждой декларации в соответствии с утвержденным форматом руководитель (или уполномоченное лицо) организации подписывает ее ЭЦП и отправляет в зашифрованном виде в адрес Росалкогольрегулирования. В течение суток с момента отправки декларации организация получает от Росалкогольрегулирования следующие документы: квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, который содержит информацию о том, что декларация не прошла входной контроль (декларация не соответствует формату представления деклараций). При получении протокола форматжьлогического контроля декларации организация устраняет ошибки, указанные в протоколе, и повторяет всю процедуру передачи декларации. Если организация не получила от Росалкогольрегулирования в установленное время квитанцию о приеме декларации по телекоммуникационным каналам связи или протокол форматно-логического контроля декларации, она информирует Росалкогольрегулирование о данном факте и при необходимости повторяет процедуру передачи декларации.
Датой подачи декларации в электронном виде считается дата подтверждения ее получения Росалкогольрегулированием. Экземпляр квитанции о приеме деклараций по телекоммуникационным каналам связи и экземпляр протокола форматно-логического контроля деклараций хранятся в электронном архиве Росалкогольрегулирования в течение пяти лет.
При проверке сведений о представлении организацией деклараций в обеспечивающего прием и хранение деклараций, представленных по телекоммуникационным каналам связи, МРУ Росалкогольрегулирования по Приволжскому федеральному округу установлен факт, свидетельствующий непредставление ООО «Фармперспектива» по состоянию на 05.06.2012 деклараций № № 5, 6, 7 (согласно лицензии на право закупки, хранения и поставки спиртосодержащей непищевой продукции), деклараций № № 5, 6, 7 (согласно лицензии на право закупки, хранения и поставки спиртосодержащей пищевой продукции) за 1 квартал 2012 года в электронном виде.
По данному факту 22.05.2012 года административным органом в отношении заявителя составлен протокол № 84 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ (л.д. 33-38).
05.06.2012 года в отношении заявителя вынесено Постановления № 08-08/90 от 05.06.2012 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 рублей за непредставление (л.д. 49-53).
Согласно доводам заявителя за отчетный период ООО «Фармперспектива» закупку, хранение и реализацию этилового спирта, спиртосодержащей продукции не осуществляло, что свидетельствует о том, что у него отсутствует обязанность представлять декларацию в уполномоченный орган.
Данный довод является необоснованным.
Согласно п. 3 Положения декларации представляются, в частности, организациями, имеющими лицензии на закупку, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с разъяснениями по п. 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст. 2.2 КоАП РФ) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что заявитель располагал необходимой информацией и реальной возможностью (наличие первичных учетных документов на продукцию, доступного программного обеспечения для формирования и представления деклараций в электронном виде и на бумажном носителе), но им заблаговременно не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» по представлению деклараций на бумажном носителе и в электронном виде в установленный срок.
При достаточной степени заботливости и осмотрительности ООО «Фармперспектива» ввиду заведомой осведомленности о требованиях закона, обязательности применимости закона и ответственности за невыполнение закона при осуществлении лицензируемого вида деятельности могло установить соответствующий контроль за выполнением действующего законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и надлежащим образом выполнить обязательные требования, возложенные на профессиональных участников указанного рынка.
В данном случае ООО «Фармперспектива» не представлены реальные доказательства, свидетельствующие, что совершение правонарушения обусловлено чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
Совершенное правонарушение посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере.
С учетом изложенного, ООО «Фармперспектива» нарушены п. 4, 5 Положения о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 № 858, п. 1 Порядка представления в электронном виде деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 01.09.2010 № 52н, и п. 1 ст. 14, п. 1 ст. 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
Вопрос о распределение судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не рассматривается, поскольку в силу положений ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
С.В. Агеенко